скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансы предприятия скачать рефераты

16. Фонд обязательного медицинского страхования: источники образования, направления расходования. Система медицинского страхования была введена Законом «О медицинском страховании граждане Российской Федерации от 28.06.91 г. Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

Основные задачи обязательного медицинского страхования (ОМС):

* обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

* обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС в субъектах РФ,

* обеспечение прав граждан в системе ОМС,

* участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС;

Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства ФОМС образуются за счет:

* части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

* взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

* ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

* добровольных взносов юридических и физических лиц;

* доходов от использования временно свободных финансов средств фонда;

* нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и др.

Финансовые средства в ФОМС перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности. Тариф взносов в ФОМС составляет 3,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям, из них:

0,2% -- в Федеральный фонд ОМС

3,4% -- в территориальные фонды ОМС

Основу доходов Федерального ФОМС составляют страховые взносы -- свыше 90% общего объема доходов.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемы гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов -- это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

В число функций территориального фонда входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование; учет страховых взносов и платежей, контроль за полным и своевременным перечислением плательщиками; финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории; финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан.

Финансовые средства территориальных фондов используются для:

* осуществления финансирования ОМС

* осуществления дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива;

*формирования нормированного страхового запаса;

*осуществления управленческих функций территориального фонда по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда процентах к размеру всех собранных средств;

*финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС.

Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется территориальными фондами ОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы, а финансирование медицинских учреждений -- по финансовым нормативам.

17. Государственный кредит как экономическая: сущность и функции. Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управлении, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория ГК находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.

Управление ГК в широком смысле - формирование одного из направлений финансовой политики государства, которая находится в руках органов власти и управления государства.

ГК - это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством для выполнении своих функций Особенностью государственного кредита является его двоякая роль. Он ориентирован главным образом на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях.

Наиболее распространенной формой государственного кредита являются внутренние займы. Цель займа - покрытие дефицита бюджета. При этом дефицит бывает кассовый (несовпадение доходов и расходов по времени) и бюджетный. Как правило, поступления по государственному кредиту используются на военные расходы, на содержание государственного аппарата, на социальные программы.

Единственным реальным источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Поэтому займы называют антиципированными налогами, т.е. налогами, взятыми наперед. По своей экономической природе ГК, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства. - покрытию расходов государства

Государство может выступать заемщиком, кредитором или гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствовании, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные организации, гос-е и мун-с унитарные n/п, юр лица, органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

Согласно Бюджетному кодексу РФ внутренние кредиты делятся на бюджетные кредиты (форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и платной основе) и бюджетные ссуды (бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года).

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от первых двух видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

ГК как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, количество наличной массы останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Также государственный кредит контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Через распределительную функцию ГК осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах платности, срочности, возвратности.

Регулирующая функция ГК: вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция тесно связана с деятельностью государства и стоянием централизованного фонда денежных средств, охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами

18. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образовании.

Территориальные финансы -- это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели

Региональные бюджеты -- основная составная часть территориальных финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях, Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Средства субъектов хозяйствования -- также составная часть территориальных финансов. К таким средствам относятся:

1) финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности;

2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов

Территориальные внебюджетные фонды -- третий компонент территориальных финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение. Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты.

Территориальные бюджеты. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из территориальных бюджетов в известной мере финансируются и развитие отраслей производственной сферы. Они выполняют следующие функции:

* формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

* распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

* контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти

Доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников

доходов

Собственные или закрепленные доходы -- это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Регулирующие доходы - это вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью реагирования (сбалансирования) их расходов и доходов. К регулирующим доходам относятся процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам, средства, полученные из федерального и региональных фондов финансовой поддержи территорий. Расходы территориальных бюджетов на управление, на правоохранительную деятельность, на отрасли хозяйства (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство), на ЖКХ на образование, на культуру и искусство, на здравоохранение и др,

19. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике. Страхование - это отношения по защите имущественных интересов физ. и юр.лиц при наступлении опр. событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых их страховых взносов (страховой премии). Страхование - особый вид эк. деятельности, связанный с перераспределением риска среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам. Страхование является одним из важнейших элементов системы рыночных отношений, представляя собой финансовые отношения, связанные с выполнением специфических функций в экономике. Особенности страховой деятельности как вида предпринимательства заключается в том, что ей присущ известный предпринимательский риск, обусловленный обязанностью страховщика компенсировать ущерб, оговоренный заранее по причинам возникновения и размеру.

Отношения между страхователем и страховщиком, называемые страховыми, возникают в связи с наличием у страхователя страхового интереса, или потребности в обеспечении страховой защиты принадлежащего ему имущества или иных имущественных интересов. Предпосылкой возникновения страховых отношений служит страховой риск, при наступлении которого может быть нанесен ущерб имущественным интересам страхователя. Страховые отношения могут возникать на основе добровольного волеизъявления сторон или в силу закона, который предусматривает обязанности страхователя заключить договор страхования имущества, ответственности или иных имущественных интересов. Объектом страхования может быть имущество, а также не противоречащий законодательству имущественный интерес. Страхование связно с компенсацией ущерба, нанесенного имущественным интересам страхователя в денежной форме.

Эк. сущности страхования соответствуют его функции, выражающие общественное назначение данной категории: рисковая, предупредительная, сберегательная, контрольная. Роль страхования заключается в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного воспроизводства. Конечными результатами страхования являются:

1. Обеспечение социальной и экономической стабильности в обществе за счет полного и своевременного возмещения ущерба.

2. Привлечение временно свободных средств страхового фонда к инвестиционной деятельности страховых организаций.

3. Достигнутые показатели развития страховых операций на макроэкономическом уровне.

Роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующей типу экономического развития государства. Страхованию присущи определенные специфические признаки, которые характеризуют его как экономическую категорию: а) наличие страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, б) перераспределение ущерба во времени,

в) удовлетворение объективной потребности физ.и юр.лиц в покрытии возможного ущерба, г) возвратность страховых платежей, мобилизованных в страховой фонд, в форме страховых возмещений.

20. Понятие риска в страховании. Рисковый менеджмент.

Страховой риск - 1) это опасность или случайность, от которой производится страхование; 2) степень ожидаемой опасности, вероятность ее возникновения

Страховой риск характеризуется вероятностью и случайностью наступления события, его предусмотренностью в договоре страхования, возможностью его проявления при наступлении страхового случая. Страховой риск устанавливается для каждого обязательства по страхованию или в законе, или в правилах страхования, или в конкретном договоре страхования. Страховой риск определяет возможность заключения страховой сделки и существования возникшего на ее основе страхового правоотношения.

С точки зрения страховщика риск представляет собой предмет страхования, а объем риска определяет для него возможность принятия того или иного объекта на страхование. При заключении договора страхования страховщик осуществляет подбор рисковых обстоятельств, которые определяют состояние, называемое ситуацией риска. Реализация страхового риска является единственным основанием для возникновения обязанности страховщика произвести страховую выплату (при имущественном страховании -- страховое возмещение, при личном страховании -- страховое обеспечение) страхователю, выгодоприобретателю или третьим лицам

Изучение риска как вероятности наступления страхового слу-чая создает финансовую основу страховых операций, выражен-ную в научно обоснованном установлении страховых тарифов Оценка стоимости риска определяется на основе изучения статис-тических данных, характеризующих частоту возникновения опас-ностей и размер причиненного ими ущерба.

Риск - 1) это событие, которое наступает вопреки воле человека Оценка (измерение) риска выполняемся с применением теории вероятности.; 2) это вероятность наступления события, которая определяется конкретными условиями ею реализации; 3) величина непостоянная

Наиболее важно деление рисков на две группы страховые и нестраховые (не включенные в договор страхования).

Индивидуальный и универсальный риск (который включается в объем ответственности страховщика по большинству договоров имущественного страхования). Специфические риски: аномальные н катастрофические К аномальным относят риски, величина которых не позволяет отнести соответствующие объекты к тем или иным группам страховой совокупности. Катастрофические риски - это риски, связанные с проявлением стихийных сил природы, а также с преобразующей деятельностью человека. Объективные риски выражают вредоносное воздействие неконтролируемых сил природы и иных случайностей на объекты страхования Объективные риски не зависят от воли и сознания человека. Субъективные риски основаны на отрицании или игнори-ровании объективного подхода к действительности Они связаны с недостаточным познанием окружающего мира в объективной реальности и зависят от воли и сознания человека. Экологические риски связаны с загрязнением окружающей среды и обусловлены преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Транспортные риски подразделяются на: 1)каско подразумевают страхование воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и автомобилей во время движения, стоянки (простоя) и ремонта; 2) карго подразумевают страхование грузов, перевозимых воздушным, морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом

Технические риски проявляются в форме аварии по причине внезапного выхода из строя машин и оборудования или сбоя в технологии производства. Риски гражданской ответственности связаны с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда, вызванным, например, источником по-вышенной опасности. К источникам повышенной опасности относятся автомобильный, железнодорожный, воздушный и морском транспорт, ряд химических производств и др

Для оценки риска применяют следующие методы:

Метод индивидуальных оценок применяется в отношении рисков, которые невозможно сопоставить со средним типом риска Страховщик делает экспертную оценку на основе профессионального опыта и субъективного взгляда

Метод средних величин предусматривает разделение от-дельных рисковых групп на подгруппы, создается аналитическая база для определения размера по отдельным подгруппам и рисковым признакам.

Управление риском в страховани осуществляется в три этапа.

1 Исследовательский этап всестороннее изучение риской, сбор и анализ информации о них, оценка рисков

2 Подготовительный этап сравнение характеристик и вероятности риска, полученных в результате анализа и оценки риска, выявление альтернатив, в которых величина риска остается социально приемлемой, установление при-оритетов, выделение круга проблем и вопросов, требующих первоочередного внимания, ранжирование альтернатив, выбор альтернатив по принципу приемлемости содержащегося в них риска и отсеивание альтернатив с не-приемлемым риском.

3 Организационный этап выбор конкретных мер, спо-собствующих устранению или минимизации возможных отрицательных последствии риска, разработка организационных и операционных процедур предупредительного характера, подготовка и выдача конкретных рекомендаций лицам, принимающим или реализующим рисковые решения.

Четыре основные метода управления риском:

Упразднение - попытка упразднения риска. Это эффективный способ избежать потерь, но применение его ограничено и часто невозможно Часто упразднение риска упраздняет и прибыль

Предотвращение потерь и контроль - попытка предот-вратить потери и уберечь себя от случайностей или контро-лировать их, т е ограничив размер потерь в случае, если убыток имеет место. Такие действия характерны для предприни-мательской деятельности, т. к. действия менеджера практически всегда направлены на контроль и сокращение потерь

Страхование - это процесс, в котором группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску, вкладывает средства в компанию, члены которой в случае потерь получают некоторую компенсацию путем распределения потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску. Именно этот метод - основа страхового дела

Поглощение - признание ущерба риска без распределения его посредством страхования. Процесс управлении риском включает следующие этапы определение цели, выяснение и осознание риска, оценку риска и величины возможною ущерба, выбор и применение метода управления риском, например, выбор метода страхования, офор-мление и оплата страховою полиса, опенка и анализ результатов, коррекция последующих решении и действии по управлению рисками.

21. Основные принципы обязательного и добровольного страхования

Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:

1. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответ-ствующие объекты, а страхователь - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает:

- перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;

объем страховой ответственности;

уровень или нормы страхового обеспечения;

порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифферен-циации на местах;

- периодичность внесения страховых платежей;

- основные права и обязанности страховщика и стра-хователей.

Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.

2. Сплошной охват обязательным страхованием указан-ных в законе объектов. Для этого страховые органы ежегод-но проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в установленные сроки.

3. Автоматичность распространения обязательного стра-хования на объекты, указанные в законе.

4. Действие обязательного страхования не зависит от вне-сения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взимаются в судебном порядке. На не внесенные в срок страховые плате-жи начисляются пени. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взно-сами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам.

5. Нормирование страхового обеспечения по обязательно-му страхованию. В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оцен-ки или в рублях на один объект.

Добровольная форма страхования построена на соблю-дении следующих принципов:

1. Добровольное страхование действует и в силу закона, и на добровольных началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие усло-вия страхования. Конкретные условия регулируются прави-лами страхования, которые разрабатываются страховщиком и утверждаются Росстрахнадзором.

2. Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей. Страховщик не име-ет права отказаться от страхования объекта, если волеизъ-явление страхователя не противоречит условиям страхо-вания. Данный принцип гарантирует заключение договора страхования по первому, даже устному, требованию стра-хователя.

3. Выборочный охват добровольным страхованием, связан-ный с тем, что не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать. Кроме того, по условиям страхования действуют ограничения для заключения договоров.

4. Добровольное страхование всегда ограничено сроком страхования. При этом начало и окончание срока особо ого-вариваются в договоре, поскольку страховое возмещение или страховая сумма подлежит выплате, если страховой случай произошел в период страхования. Непрерывность доброволь-ного страхования можно обеспечить только путем повторно-го перезаключения договоров на новый срок.

5. Добровольное страхование действует только при упла-те разового или периодических страховых взносов. Вступле-ние в силу договора добровольного страхования обусловлено уплатой разового или первого страхового взноса. Неуплата очередного взноса по долгосрочному страхованию влечет за собой прекращение действия договора.

6. Страховое обеспечение по добровольному страхованию зависит от желания страхователя. По имущественному стра-хованию страхователь может определять размер страховой суммы в пределах страховой оценки имущества. В личном страховании страховая сумма по договору устанавливается соглашением сторон.

В соответствии с этими принципами в структуре страхо-вых услуг выделяются две основные группы:

- обязательное государственное некоммерческое страхо-вание,

- добровольное страхование.

К первой группе относятся социальное страхование, от-числения в Государственный Пенсионный фонд и в Фонд за-нятости, обязательное медицинское страхование. Социальное страхование является обязательным и регулируется особым законодательством.

Работодатели (администрация предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов), лица, занима-юшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачива-ют обязательные страховые взносы в фонды социального стра-хования в соответствии с законодательно закрепленным та-рифом. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, установленные соответствующими нормативными акта-ми. Таким же образом уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд занятости.

Медицинское страхование может быть добровольным и обязательным. Обязательное медицинское страхование обес-печивается специальными взносами в фонды обязательного медицинского страхования. Деятельность организаций, осуще-ствляющих обязательное медицинское страхование, регулиру-ется специальными законодательными актами. Такие компа-нии не имеют права заниматься другими видами страховой деятельности.

К обязательным видам страхования в настоящее время

относят также:

* страхование военнослужащих и приравненных к ним

лиц;

* страхование пассажиров в пути {осуществляется на же-лезнодорожном, водном, воздушном, автомобильном транспорте общего пользования; соответствующий страхоаой взнос взи-мается при продаже билетов, проездных и иных документов);

* страхование работников налоговых служб;

* страхование граждан, пострадавших в результате ава-рии на Чернобыльской АЭС.

Добровольное страхование осуществляется не по предпи-санию закона, а по инициативе страхователя па основе дого-вора между страхователем и страховщиком в соответствии с правилами добровольного страхования. Добровольное стра-хование не отменяет, а дополняет страхование обязательное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5