скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансы предприятия скачать рефераты

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Минфин РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляется Контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ. Органы Федеральною казначейства призваны осуществлять, государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и полного использования государственных средств.

Финансовый контроль со стороны специализированных органов. Главная задача налоговых органов -- обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платы налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено -- городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами. Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы итоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит ЦБ РФ, который организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, на Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

5. Виды ревизий в бюджетных организациях.

Бюджетный контроль явл. 1 из видов фин. контроля. Осн. задачи:

- выявление резервов в хоз-ве;

- выявление нарушений в использовании средств, их рациональное использование;

- проверка составления и исполнения фин. планов (гос. бюджета прежде всего);

- обеспечение законности расходования бюджетных средств;

- соблюдение требований финансовой дисциплины.

Специальный фин. контроль возложен на фин-кредитную систему: Контрольно-ревизионное управление, Казначейство, банки.

Осн. методы финансового контроля: счетная проверка отчетов, эк. анализ, ревизия.

В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта различают:

- полные, - тематические

- частичные - комплексные

Проводятся не реже 1 раза в 2 года.

Полная документационная ревизия предполагает проверку всей ФХД п/п.

При частичной - проверка отдельных сторон или участков ФХД или отдельных видов затрат, н-р: расходы на з/п, сохранности материальных ценностей, средств на питание и др.

Тематическая - проводится по однотипным п/п и учреждениям, где проверяется 1 и тот же круг вопросов.

Комплексная - вкл. все участки и широкий круг вопросов и позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемой организации. Они проводятся группами ревизоров с привлечением специалистов.

При ревизии применяют взвешивание и обмер сырья, материалов, гот. изделий, контрольные запуски сырья и материалов в пр-во, правильность установления норм продуктов питания, медикаментов на 1 учащегося, 1 пациента, 1 больного и т.д.; устанавливается правильность применения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей и т.д.

При ревизии применяются методы: счетной проверки, эк. анализа бух. отчетности и балансов - сплошной и выборочный методы, Комбинированная ревизия (проводится при большом количестве документов) - по одним видам операций - сплошной метод; по другим - выборочный. Сплошной метод обычно используется при проверке кассовых операций и операций по расчетному счету.

В плане ревизии указывается:

- объект ревизии,

- вид или тема ревизии,

- основание для включения ее в план,

- за какой период она должна проводиться,

- сроки начала и окончания и исполнители.

Этапы контрольно-ревизионной работы:

1 - подготовка

2 - организация и проведение ревизии

3 - оформление и реализация ревизионных материалов, включая контроль за исполнением отмеченных в акте недостатков.

Основные задачи ревизионной работы в бюджетных организациях:

1) проверка правильности планирования ассигнований на содержание учреждений и на отдельные мероприятия;

2) своевременность и полнота финансирования;

3) соблюдение финансовой дисциплины и экономии перерасходования средств;

4) сохранность денежных средств и материальных ценностей;

5) соблюдение действующих правил ведения БУ и отчетности.

6. Финансовая система РФ.

Финансовая система это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств Государства и предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений

1) государственную бюджетную систему.

2) государственный кредит,

3} внебюджетные специальные фонды;

4) фонды имущественного и личного страхования.

5) финансы предприятий различных форм собственности

Государственная бюджетная система России включает три звена

1) фе-деральный бюджет и бюджеты гос. внеб. фондов;

2) б-ты субъектов РФ и б-ты террит. гос. внеб. фондов;

3) местные бюджеты

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюд-жеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты терри-торий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Государственный кредит -- это особая форма кредитных от-ношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в каче-стве заемщика средств

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение -- расширить социальные услуги населению, обеспечить дополни-тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов рабо-тодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Сред-ства Пенсионного фонда используются ни выплату пенсий.

К социальным фондам относятся также ФСС, Федеральный и Территориальный ФОМС

Финансы предприятий различных форм собственности

(государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и лр ) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Поэтому главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

7. Особенности организации финансов АО.

АО- комм орг-ция, уставный капитал (УК) кот разделен на опред число акций, удостоверяющих обязательственные права уч-ков общ-ва (акционеров) по отношению к общ-ву. Акционеры не отвечают по обязат-вам общ-ва и несут риск убытков, связ с его деят-тью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высший орган - общее собрание акционеров, избир-ет правление, кот. рассматривает отчеты о деят-ти общ-ва, устанавливает размер дивидендов и т.д. . Держатель 51% акций явл-ся владельцем контрольного пакета акций и м. диктовать свою волю всему АО.

Зак-вом регулир-ся формир-ие уст капитала АО: для ЗАО УК д. б. не менее 100 МРОТ, для ОАО - не менее 1000 МРОТ. АО позволяет с мин затратами аккумулир-ть своб ср-ва на фонд рынке и наиб эфф-но исп-ть собств капитал, кот формир-ся на основе продажи акций. Ср-ва АО м. складываться не только от продажи акций (собств. капитал) и накопления прибыли, но и за счет кредитов банка (заемные ср-ва) выпуска облигаций

Прибыль упрощ. распр-ся следующ. образом: часть на дивиденты и часть реинвестир-ся в активы АО. Реинвест-ние Пр относительно дешевая форма фин-ния пр-тия. Оно позволяет избежать доп. расходов как при выпуске нов. акций и сохр-ет с-му контроля, т.к. кол-во акц-ров не меняется. Дивиденд -часть ЧП АО, распред-емая среди акционеров пропорц-о числу акций ,наход-ся в их распоряжении. Решения о выплате принимаются 1 раз в квартал,1/2 года или год(если нет др. в Уставе). АО создает резервный фонд 15% от размера УК. Источники дивидендов -ЧП, по привилегированным - спец.фонд. Промежуточные дивиденды м. не выплачиваться.

На величину дивиденда, на изменение совок. бог-ва акционеров, какова д.б. величина выплат влияет дивиденд. политика. Пр-тие для оптимиз-ции д-дной пол-ки д. решать две задачи: а) макс-ция совокупн. достояния акц-ров б) достаточное фин-ние деят-ти пр-тия.

Сущ-ют разл методики выплаты див-в:

постоянное %-ое распр-ие прибыли - предполаг-ет неизм знач-ие пок-ля «дивидентный выход» - отношение див-да по обыкн акциям к прибыли;

фиксир дивид-ые выплаты - регуляр выплата див-в на акцию в неизм р-ре в теч продолжит времени независимо от изм-я цен на данные акции.;

выплата гарантир-го минимума и экстра-див-в - компания выпл-ет фиксир див-ды, а периодически - доп див-ды в случае успешной работы, данные об экстра - премии публикуются.

выплата див-в акциями - акционеры получают вместо денег доп пакет акций (компания развив-ся быстрыми темпами и ей нужны ср-ва на развитие , либо у пр-ия нет денег).

Статья 43 ГК содержит ограничения на выплату див-дов в РФ:

до полной оплаты всего УК общества

до выкупа всех акций, кот дб выкуплены в соотв-вии с зак-вом

если АО на момент выплаты див-дов отвечает признакам несост-ности, либо признаки несост-ности проявятся после выплаты див-дов

если ст-сть ЧА<его УК и резерв фонда, либо станет в рез-те выплаты дивдов

5) если не удовлетворены требования по привилегир акциям, нельзя выплачивать див-ды по обыкн акциям.

Р-р див-да объявл-ся без учета налогов. Выплата осущ-ся либо самим общ-вом, либо банком - агентом. Див-д может выпл-ся чеком, плат поруч-ем или почт переводом.

8 Функционирование финансов в бюджетной сфере.

Государственный бюджет представляет собой основной фи-нансовый план государства на текущий год, имеющий силу зако-на. Утверждается законодательными органами власти -- парла-ментами.

По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности -- основное орудие перераспределения национального дохода.

Основные функции государственного бюджета:

*перераспределение национального дохода;

*государственное регулирование и стимулирование эконо-мики;

* финансовое обеспечение социальной политики;

*контроль за образованием и использованием централизо-ванного фонда денежных средств

Ведущую роль в мобилизации средств в государственный бюджет играют налоги. В основном за их счет создается финан-совая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мо-билизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие час-ти доходов налогоплательщика.

Косвенные -- это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.)

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства -- на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению -- на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату; платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

Расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:

*государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

* финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, международного сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга; финансовая поддержка регионов.

1. В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям.

2 Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.

3 Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищен-ности военнослужащих и членов их семей.

4. Расходы на фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь 2,0% от общей суммы расходов Федерального бюджета,

5. Расходы на международную деятельность, включают затра-ты по неторговым операциям (содержание российских учрежде-ний и представительств за границей)

б Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов власти

9. Бюджетная система РФ и принципы ее функционирования.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты гос. внеб. фондов (бюджет - форма образования и расходовав фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления);

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

3) третий уровень - местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. местные бюджеты разрабатываются утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система РФ основана на принципах:

- единства бюджетной системы РФ;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов,

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ. а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. ведение бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органам! государственной власти субъектов РФ и органами местной самоуправления

Принцип самостоятельности бюджетов означает: npaво законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс: наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ. определяемых в соответствии с законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке н в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

Принцип гласности означает: обяз-е опубликование в открытой печати утв-х бюджетов н отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов гос-й власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательною (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей

10. Доходы, расходы, сбалансированность бюджета.

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюдж. и налог. зак-вом, в распоряжение органов гос. власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход. В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. (около 84% бюджета).

Неналоговые доходы бюджета: 1)доходы от использования и продажи имущества, находящегося в гос. и муницип. собст-ти; 2) доходы от платных услуг, оказываемых органами гос. власти и местного самоуправления, а также бюдж. учреждениями; 3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), 4) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц, международных орг-ций и правительств иностранных государств.

Доходы бюджета классифицируются:

* в зависимости от государственного устройства страны различают:

а) в унитарном государстве -- доходы гос. бюджета и доходы мест. бюджетов; б) в федеративном государстве -- доходы фед. бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;

* в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доход- собственные и регулирующие

* по источникам образования- доходы, поступ. от юр. лиц и от насел;

* в зав-ти от гражд-ва субъектов налогообложения уплачиваемые резидентами или нерезидентами,

* по конкрет. объектам обложения - взимаемые с имущ. или дохода;

* по конкретным видам прямых и косвенных налогов.

Доходная часть территор. бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы - это доходы, поступающие полностью в соответствующие бюджеты. Регулирующие доходы -- средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Дотации -- средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Кредитные ресурсы- средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

Расходы бюджета выражают эк. отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Экономическая классификация расходов бюджета: Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы - эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Функциональная классификация расходов бюджета: расходы на:

1) государственное управление и местное самоуправление; 2) судебная власть; 3) международная деятельность; 4) национальная оборона;

5) правоохран Деят-ть и обеспечение безопасности гос-ва; 6) фундаментальные исследования и содействие НТП; 7) промышленность, энергетика и строительство: 8) сельское хозяйство и рыболовство; 9) охрана окруж. среды и природ, ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; 10)транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; 11)жилищно-коммунальное хозяйство.

12)образование; 14) Здравоохранение и физическая культура;

15)средства массовой информации; 16)обслуживание государственного долга; 17)финансовая помощь бюджетам других уровней. 18)целевые бюджетные фонды; 19)пополнение государственных запасов и резервов;

20)социальная политика; 21)прочие расходы.

Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат.

Территориальная классификация расходов: расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.

Принципы бюджетного финансировании:

· получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов что подразумевает нормирование соответствующих расходов, а также последовательную минимизацию государственных затрат относительно получаемого результата.

· целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом.

· предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности и с учетом использования ранее отпущенных средств способствует минимизации бюджетных затрат

· безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований.

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда -- дефицитном, профицитном и сбалансированном Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит -- положительное сальдо бюджета - превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы. Логическое обоснование этой концепции сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы, то есть сознательно вызывать дефицит бюджета. В ходе последующего экономического подъема ему следует повышать налоги и снижать правительственные расходы Возникающее положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности

11. Межбюджетные взаимоотношения.

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма, которые базируются на:

*сочетании интересов, обеспечивающем высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета,

* наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов одного звена,

* применении единых для всех субъектов Федерации крите-риев при расчетах объемов средств, выделяемых из федеративного бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.

Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть установлены едиными или дифференцированными

Отчисления от федеральных налогов могут производиться че-рез метод квотирования или метод присоединения ставок. Суть метода квотирования в том, что налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны Метод присоединения ставок состоит в том, что территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным преде-лом.

Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам '

Порядок перераспределения бюджетных ресурсов можно разбить на два этапа.

На первом этапе за территориальными бюджетами закрепля-ются определенные доли основных федеральных налогов по еди-ным для всех субъектов Федерации нормативам отчислений. По-скольку налоги, закрепляемые по единым нормативам, не могут в полной мере выполнять регулирующую функцию (так как не учитывают особенностей каждой территории: разный налоговый потенциал, численность населения, степень развития социальной инфраструктуры и т д.), то вся нагрузка по бюджетному регули-рованию переносится на другие формы, в частности на транс-ферты, выделение которых и представляет собой второй этап

Механизм трансфертов, рассчитываемых на основе норматив-но-долевого метода, позволяет осуществлять горизонтальное вы-равнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.

Источник выделения трансфертов - целевой Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, формируемый в определенном размере от суммы налоговых поступлений федерального бюджета. Средства фонда финансовой поддержки регионов подлежат перечислению только тем субъектам Федерации, которые подписали и выполняют федеральный договор без каких-либо исключений и особых условий.

Система межбюджетных взаимоотношений включает отноше-ния не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъ-ектов Федерации, но и внутри субъектов Федерации -- между региональными и местными бюджетами

Межбюджетные взаимоотношений в субъектах Федерации строятся на принципах: * взаимной ответственности,

*применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности,

* выравнивания доходов муниципальных образовании,

* максимально возможного сокращения встречных финансо-вых потоков;

* компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти,

*повышения заинтересованности органов местного само-управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

* гласности межбюджетных отношений

К формам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся

*нормативные отчисления от регулирующих доходов;

*дотации и субвенции местным бюджетам;

*средства, выделяемые из Фонда финансовой поддержки му-ниципальных образований,

* средства, поступающие по взаимным расчетам из фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ.

12. Организация бюджетного процесса в РФ.

Бюджетный процесс - регламентированная законодательст-вом деятельность органов масти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, территориальных и местных бюджетов

Продолжительность бюджетного процесса длится около трех лет составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период -- с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение -- восемь месяцев

Участниками бюджетного процесса являются

*Президент РФ и органы законодательной власти,

*органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финан-совые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);

*органы денежно-кредитного регулирования;

*органы государственного и муниципального контроля; государственные внебюджетные фонды,

*главные распорядители и распорядители бюджетных средств и др.

Принципы организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации;

2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс;

3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов.

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

1) Составление проектов бюджетов осуществляется Правительством РФ. Готовится Бюджетное послание Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию РФ. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами.

Министерство финансов РФ направляет документы (Перспективный финансовый, баланс финансовых ресурсов) Правительству РФ, которое после принятия представляет указанные документы в виде информации Федеральному Собранию по их запросу.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и согласовывают показатели проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, объемы финансирования из средств федерального бюджета целевых программ.

С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает представленные документы.

После утверждения Правительством РФ Проекта федераль-ного закона о федеральном бюджете и других указанных доку-ментов они вносятся на рассмотрение в Государственную Думу.

2) Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах -- Федеральном Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и органах местного самоуправления. ГосДума рассматривает Проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении (длится 40 дней) рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов федерального бюджета на предстоящий год. Госдума заслушивает доклад Правительства РФ и со-доклады Комитета по бюджету и профильных комитетов, а также доклад Счетной Палаты РФ и выносит решение о принятии указанного законопроекта

Во втором чтении (15 дней) ГосДума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классифи-кации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема феде-рального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В третьем чтении (25 дней) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной клас-сификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, а также расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета.

Четвертое чтение (15 дней) оканчивается принятием закона о феде-ральном бюджете в целом. Внесение в него поправок не допус-кается.

Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который обсуждает федеральный бюджет в течение 14 дней и одобряет его (или нет) в целом. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту РФ и обнародование.

3) Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом РФ. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расход-ной частей бюджета.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Бюджетная роспись - документ о поквартальном распреде-лении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предполагает перечисле-ние и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределе-ние в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах

Бюджеты, по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Исполнением бюджетов, доходной их частей занимаются Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей а бюджет.

4) Составление Отчета об исполнении бюджета и его утверждение Отчет об исполнении федерального бюджета направляется Правительству РФ, которое представляет его в форме ФЗ в ГосДуму и Счетную Палату РФ. Дума рассматривает этот Отчет в течение полутора месяцев после представления заключения Счетной Палаты РФ. По итогам рассмотрения Отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной Палаты Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или его отклонении.

13. Внебюджетные фонды: сущность, особенности, принципы организации, классификация. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Способы создания и методы формирования. Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1) выделение из бюджета определенных расходов,

2) формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов

Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный до-ход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

* специальные налоги и сборы,

* средства из бюджета и займы

Основной метод -- специальные налоги и сборы, установ-ленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов Доходами . внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Финансовые связи внебюджетных фондов. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении от других финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой сис-темы в двух направлениях.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями, т. е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.

Главная причини возникновения внебюджетных фондов -- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоя-тельными источниками доходов.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи: 1) обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики, 2) расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государст-ва, но являются автономными и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение

Доходы внебюджетных фондов складываются из:

* специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;

*отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;

* бюджетных средств;

* прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом,

* банковских кредитов.

Классификация внебюджетных фондов.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две большие группы:

1) социальныу фонды, к которым относятся Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.;

2) экономические фонды: дорожные, НИОКР и др.

В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды

1) находящиеся в собственности федеральной власти -- фе-деральные фонды;

2) создаваемые по решению представительных органов субъ-ектов Федерации и местных органов самоуправления -- региональные фонды

14. Пенсионный фонд РФ.

Основной источник доходов Пенсионного фонда - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который начислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 г. На Долю Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Основные задачи Пенсионного фонда -- аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством.

Уплата страховых взносов в ПФР носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Для различных категорий плательщиков установлены страховые взносы в следующих размерах

28% -- для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), предпринимателей,

20,6% -- для работодателей - организаций, занятых а производстве с/х продукции,

14 % -- для работающих граждан.

В доходы ПФ РФ кроме обязательных взносов поступают также:

* средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государ-ственных пенсий и пособий,

*средства Фонда социального страхования РФ;

* доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонде РФ банками,

* пени и финансовые санкции,

* добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства ПФ РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим, ком-пенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей а возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств Пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

15. Фонд социального страхования РФ

Денежные средства фонда -- государственная собственность они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основные задачи ФСС:

*обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лече-ние и оздоровление работников и членов их семей и др.,

* участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования,

* осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС,

* разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

* организация работы по подготовке и повышению квалифи-кации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

* сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования

Средства ФСС образуются ля счет:

* страховых взносов работодателей,

* страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью,

* страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях,

* доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

* добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств,

* ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и ком-пенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Черно-быльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий и пр.

В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходит на выплату пособии, а также на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется ФСС совместно с Министерством по налогам и сборам РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях -- ФСС с участием профессиональны; союзов

Главный недостаток многих социальных выплат -- отсутствие адресности

Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей, на предприятия. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условии труда, уровня заболеваемости, других важных факторов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5