скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансовый менеджмент скачать рефераты

Выход из создавшегося положения виден в государственном регулировании платежной политики. Назрела необходимость радикальной реформы банковской системы, реформы денежной и бюджетной системы.

2. Системы и формы расчетов.

Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей. Расчеты бывают двух видов: наличные и безналичные. В законодательном порядке денежные средства должны храниться в банке (определенная часть выручки от товарооборота остается в кассах, также как и часть средств на хозяйственные расходы. Сейчас эта сумма - в размере до 500 тыс. руб. ).

Безналичные расчеты, которые занимают основное место в платежном обороте, осуществляются на основе следующих правил.

Деньги хранятся в банке, а банк осуществляет все расчеты по всем платежам по распоряжению владельца счета.

Все платежи списываются в определенном порядке очередности.

Формы расчетов определяются договором заранее.

Претензии к порядку расчетов подаются в обслуживающий банк. Подача жалобы не приостанавливает операцию по оплате.

Основные формы расчетов.

Наличные. Осуществляются с помощью наличных денег, а также кредитных и дебитных карточек. Использование дебитных и кредитных карточек в развитых странах позволяет ограничить хождение наличных денег.

Безналичные.

Платежные поручения. Это бланк о перечислении определенной суммы денег со своего счета на счет другого хозяйственного субъекта. Поручение выписывается хозяином счета, действует в течение 19 дней, но банк примет платежное поручение в том случае, если на счете есть деньги.

Платежные поручения бывают срочные, досрочные, отсроченные. Срочный платеж - авансовый платеж за отгруженную продукцию. Досрочный платеж - товар еще не отгружен, но уже оплачен. Отсроченный платеж - товар отгружен, а оплата будет произведена позже (используется в том случае, если партия товара очень крупная и обладает большой стоимостью; плательщик желает удостовериться в качестве продукции).

Платежное требование-поручение. Это расчетный документ, содержащий требования продавца к покупателю оплатить на основании отправленных документов стоимость поставленного товара, работ, услуг.

Инкассо. Это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает расчетные документы и производит расчеты от имени клиента. Банк сам проверяет количество, качество продукции и правильность документов и производит оплату. Эта операция хороша тем, что банк защищает интересы клиента.

Аккредитив. В тех случаях, когда предприятие не доверяет или мало знает своих партнеров, используется аккредитив. Это денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца. Обязательство - оплатить счета поставщика. Бывают следующие типы аккредитивов: денежные и документальные. Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком другому банку по выплате денег продавцу в определенный срок.

Расчет чеками. Чековые книжки используются достаточно широко в различных организациях. Клиент банка, имея деньги на расчетном счете, получает чековую книжку (а потом и чековую карточку с данными предприятия). Чеки выдаются на определенную сумму.

Лекция 13.

Информационное обеспечение финансового менеджмента.

План.

Финансовая информация и ее пользователи.

Принципы составления финансовой информации.

Источники финансовой информации.

1. Финансовая информация и ее пользователи.

К инструментам финансового менеджмента относятся:

Финансовая отчетность - система форм бухгалтерского и финансового учета для целей предоставления обобщенной информации о финансовом положении предприятия.

Финансовые показатели.

В условиях рынка состояние финансовой отчетности предприятия приобретает все большую важность. Показатели группируются, сопоставляются с целью получения объективной оценки.

Обеспечение взаимосвязи финансовой отчетности предприятия и рынка осуществляется:

через стандарты финансовой отчетности;

через аудиторскую проверку.

Стандарты финансового учета и отчетности - это определенные правила ведения финансового учета и отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений. Стандарты являются юридически закрепленными документами. Отчетность в Российской Федерации пока несовершенна и не может достаточно эффективно использоваться в практике финансового учета.

Сейчас в Российской Федерации осуществляется государственная программа перехода на стандарты международной системы счетов и отчетности.

Большинство стран имеет развитую систему финансовой отчетности; подходы к ее использованию различны.

Аргентина, Франция, Германия считают, что все основные принципы учета и отчетности закреплены законом. Разрешено делать то, что разрешено законом.

США, Великобритания - система учета построена на принципе «разрешено все то, что не запрещено законом».

Финансовая информация представляет интерес для широкого круга пользователей.

I группа.

Банки (кредитные учреждения).

Государственные налоговые органы.

Поставщики и покупатели.

Акционеры.

Руководители фирм.

Служащие фирм (по поводу повышения заработной платы).

Аудиторские службы.

II группа.

Консультанты.

Пресса (информационные агентства).

Профсоюзы.

III группа.

Менеджеры.

Руководители подразделений.

Руководители фондовой биржи.

2. Принципы составления финансовой информации.

Существуют общие для всех стран подходы к использованию финансовой отчетности (принципы).

Полезность - главный принцип. Существуют следующие требования к ней.

качество информации;

элементы финансовой отчетности;

принципы включения данных в отчетность.

Качество информации строится на:

своевременности;

значимости;

достоверности;

понятности;

сопоставимости;

возможности проверки.

Элементы отчетности:

активы;

пассивы;

доходы;

расходы;

прибыли;

убытки.

Принципы включения данных.

Принципы учета информации:

двойная запись;

единица учета;

денежная оценка;

метод регистрации.

Ограничительные принципы - все принципы учета информации плюс:

конфиденциальность;

осмотрительность;

соотношение затрат т выгод.

3. Источники информации.

Краткий экскурс в историю.

1938 г. - финансовая реформа; баланс предприятия был сделан пригодным для анализа.

1940 г. - утвержден единый план бухгалтерских счетов.

1990 - 1991 гг. - статьи в бухгалтерском балансе были значительно укрупнены и сокращены.

В «Положении о бухгалтерском учете и отчетности» Российской Федерации предусмотрено периодическое составление следующих финансовых документов (по срокам: квартальные и годовые).

1. Бухгалтерский баланс.

Приложение к годовому балансу.

Характеристика движения собственного капитала и фондов предприятия.

Характеристика движения собственного капитала и фондов предприятия.

Дебиторская и кредиторская задолженность.

Финансовые вложения и годовые инвестиции.

Справки о платежах во внебюджетные фонды и платежах налогов.

Отчет о финансовых результатах (прибыли и убытки).

Основные разделы бухгалтерского баланса.

Актив.

Основные средства и оборотный капитал.

Запасы и затраты.

Денежные средства, расчеты и прочие активы.

Актив баланса содержит группировки ресурсов предприятия, являющиеся необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности.

Пассив.

Источники средств.

Расчеты и прочие пассивы.

Пассив определяет источники покрытия ресурсов.

Отчет о финансовых результатах.

Отчет о финансовых результатах состоит из следующих частей.

Финансовые результаты (выручка, себестоимость).

Направления использования прибыли.

Движение денежных средств за определенный период.

Финансовые результаты - это конечная оценка деятельности предприятия.

К этому отчету прилагается справка, подробно характеризующая порядок исчисления налогов.

Она состоит из следующих частей.

Платежи.

Затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот на налог на прибыль.

Лекция 14.

Анализ финансовой отчетности.

План.

Программа глубокого финансового анализа состояния предприятия.

Показатели финансового состояния предприятия.

Приемы анализа.

Программа глубокого финансового анализа состояния предприятия.

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей, взаимозависимости, динамики между отдельными показателями финансовой деятельности. Существуют многочисленные приемы и методы анализа.

Есть два подхода к анализу финансовой деятельности: экспресс-анализ и детализированный анализ.

Экспресс-анализ - это наглядная и простая оценка финансового положения предприятия. Она проводится по 3 направлениям:

анализ имущественного положения на предприятии;

оценка финансового состояния;

оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Более глубокий анализ требует разработки программы. Эта программа включает в себя следующие проблемы.

Характеристика общей направленности финансовой деятельности.

Оценка и анализ финансового потенциала предприятия.

Оценка и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности.

I. Характеристика общей направленности финансовой деятельности.

Доля активной части основных фондов.

Коэффициент обновления.

Коэффициент фондоотдачи.

Величина собственных оборотных средств.

Коэффициент ликвидности.

II. Оценка и анализ финансового потенциала предприятия.

Оценка собственного капитала.

Коэффициент финансовой зависимости.

Структура долгосрочных вложений (например, вложения в облигации).

Структура привлеченного капитала.

III. Оценка и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Выручка от реализации.

Себестоимость.

Валовая и балансовая прибыль.

Из всех этих показателей наиболее важными являются: показатели имущественного положения, финансового состояния. На эти показатели влияют как внутренние, так и внешние факторы.

Внутренние: состояние оборачиваемости оборотных средств предприятия.

Внешние: инфляция, налоговая политика.

Показатели финансового состояния.

Анализ финансового состояния проводится по показателям, которые можно объединить в 4 группы.

Показатели платежеспособности (покрытия краткосрочных обязательств).

Коэффициент текущей ликвидности.

Сумма оборотных средств (2 и 3 раздел актива).

------------------------------------------------------------

Сумма текущей задолженности (2 раздел пассива; статьи 735, 740).

Нормальное соотношение - 2.

Коэффициент срочной ликвидности.

Мобильные активы (денежные средства и ценные бумаги).

-----------------------------------------------------

Краткосрочные обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности.

Мобильные активы.

--------------------------------------------------------------------

Краткосрочные кредиторские задолженности; ссуда, непогашенная в срок.

Показатели эффективности использования активов.

Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных ценностей.

Реализованная продукция по себестоимости.

------------------------------------------

Стоимость товарно-материальных ценностей.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Объем продаж.

-----------------------------------------------------

Сумма оборотных средств (2 и 3 разделы актива баланса).

Показатели использования заемных средств.

Коэффициент краткосрочной задолженности.

Общая сумма задолженности.

---------------------------------

Общая сумма активов предприятия.

Коэффициент долгосрочных займов.

Общая сумма займов.

--------------------

Собственный капитал.

Коэффициент погашения дебиторской задолженности.

Средняя сумма дебиторской задолженности.

-----------------------------------------

Выручка от реализации продукции.

Показатели прибыльности (рентабельности).

Рентабельность продаж.

Прибыль от реализации.

-----------------------

Общий объем продаж.

Рентабельность предприятия.

Прибыль.

----------------------------

Средняя стоимость имущества.

Рентабельность инвестиций.

Чистая прибыль.

----------------

Сумма активов.

Рентабельность продукции.

Прибыль.

--------------

Себестоимость.

Ликвидность - способность погасить долги в данный момент.

Наиболее ликвидными являются следующие статьи:

денежные средства в кассе и на расчетном счету;

ценные бумаги;

дебиторская задолженность;

запасы и затраты товарно-материальных ценностей;

основные средства и капитальные вложения.

Обязательства предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10