скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансовый менеджмент скачать рефераты

II. Устанавливаются (см. пункт I) другие нормы амортизации.

III. Эти нормы изменяются для всех налогоплательщиков, за исключением субъектов малого предпринимательства, в отношении которых годовые нормы амортизации увеличиваются и составляют: 1 категория - 6 %, 2 категория - 30 %, 3 категория - 18 %. В отношении 4-ой категории (нематериальные активы) амортизационные отчисления осуществляются в течение срока существования нематериальных активов.

Амортизационные отчисления являются собственным финансовым ресурсом предприятия. Для амортизации характерна определенная устойчивость. Это связано с фиксированными ставками и возможностью переоценки основных фондов.

Амортизационные отчисления обладают большими преимуществами по сравнению с прибылью, т. к. не облагаются налогом. В то же время можно отметить следующие негативные характеристики формирования и использования амортизации.

Ускоренные методы амортизации ограничены для большого круга предпринимательства.

Амортизационные отчисления зачисляются на общий расчетный счет, и из этого «общего котла» используются на различные цели.

Существующая система инвестирования, которая ограничивается только амортизацией, не позволяет коренным образом влиять на использование основных фондов.

Доля амортизации в ВВП снизилась с 13 % в 1990 году. В 1992 году - до 4 %, в настоящее время амортизация составляет всего 1,5 %.

Лекция 6.

Привлеченные ресурсы предприятия.

План.

Кредит как источник финансовых ресурсов.

Условия выдачи кредита.

Эффект финансового рычага.

Историческая справка: в1661 году в кассах Стокгольмского банка появился банковский билет. В 1716 году в Париже шотландец Джон Лоу стал выпускать кредитные билеты.

Существует определенная специфика банков. Банки - специальные учреждения, занимающиеся кредитными операциями и имеющие следующую специализацию:

эмиссионные;

коммерческие;

инвестиционные;

ипотечные;

сберегательные.

Российские банки делятся на 2 группы:

банки, созданные государством (бывшие специальные банки с филиалами, которые превращены в акционерные, а контрольный пакет акций находится в Центробанке Российской Федерации);

коммерческие банки, созданные за счет паевых взносов, акционирования крупных коммерческих компаний и предприятий.

На 1-е июля 1995 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2560 банков, 60 % из них - паевые, 40 % - акционерные (среди этих 2560 банков было и 10 иностранных). На 1-е января 1996 года стало 2132 банка. До 70 % всех банков - мелкие, с уставным капиталом порядка 3 млрд. руб. С уставным фондом 20 млрд. руб. - всего 6 % банков. Вся стоимость уставных капиталов всех банков - порядка 15 трл. руб. (что эквивалентно сумме уставного фонда среднего западного банка). 6 российских банков входят в тысячу крупных мировых.

Основное внимание коммерческих банков связано с краткосрочным кредитованием и валютным бизнесом. Зарубежные валютные накопления российских коммерческих банков, включая средства клиентов, исчисляются десятками миллионов долларов, что намного превышает резервные фонды Центробанка.

Рейтинг надежности банка (Коммерсант - Daily).

,

где:

1). Главный коэффициент надежности.

к1 = Капитал банка (f) / Работающие активы (А);

f = уставной капитал + нераспределенная прибыль + доходы будущих периодов - расходы будущих периодов - дебиторы - собственные акции, выкупленные у учредителей;

А = ссудная задолженность + вложения в ценные бумаги + средства для участия в деятельности других организаций + средства для сдачи в аренду + расчеты по факторингу - лизинг.

2). Коэффициент мгновенной ликвидности.

к2 = Ликвидные активы / Обязательства до востребования (О1);

Л = рублевые и валютные средства на корсчете + наличные деньги в кассе + резервы в Центральном Банке + вложения в облигации госзайма.

О1 = остатки на счетах клиентов + обязательства перед обслуживаемыми эмитентами + средства в расчетах.

3). Кросс - коэффициент.

к3 = Обязательства банка (О) / Работающие активы (А)

О = обязательства до востребования + вклады + обязательства перед обслуживаемыми эмитентами + средства в расчетах.

А - см. выше.

4). Генеральный коэффициент ликвидности.

к4 = (Ликвидные активы (Л) + Защищенный капитал (З))/Обязательства банка (О)

З = основные средства + драгоценные металлы + активные остатки группы счетов капитальных вложений - нематериальные активы.

5). Коэффициент защищенности капитала.

к5 = Защищенный капитал (З) / Капитал банка (f)

6). Коэффициент фондовой капитализации.

к6 = Собственные инвестированные ресурсы банка / Взносы учредителей.

При помощи данной методики составляется рейтинг надежности банков. Соответственно, более надежны те которые находятся в первых строках составленного рейтинга.

1. Кредит как источник финансовых ресурсов.

Когда у предприятия возникает потребность в дополнительных источниках финансирования, оно обращается в банк. Чаще всего это связано с временными трудностями в обеспечении текущей предпринимательской деятельности. Как правило, средств не хватает на оплату счетов, налогов, на выдачу заработной платы и т. д. И тем более у предприятия появляется необходимость получить средства в банке, когда речь идет о крупных вложениях в новое строительство, в новую технологию, в перспективные ценные бумаги.

Если собственный капитал позволяет обеспечить финансовую устойчивость и независимость, то банковский кредит дает возможность маневра ресурсами, ускоряет оборот капитала, не отвлекает собственные средства на погашение долгов.

2. Условия выдачи кредита.

Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности выражается в получении краткосрочных и долгосрочных ссуд. За займами обращаются в банковские учреждения, преимущественно в тот банк, в котором предприятие имеет расчетный счет и который осуществляет для предприятия расчеты и кассовые операции.

Для того, чтобы стать клиентом банка, в частности, для открытия счета, требуются следующие документы.

2 нотариально заверенные карточки с подписью должностных лиц предприятия (руководителя и главного бухгалтера).

Протокол собрания учредителей.

Временное свидетельство о регистрации.

Устав.

Заявка на регистрацию.

Справка их налоговой инспекции о размерах внебюджетных фондов, за которые данное предприятие должно платить.

После представления этих документов руководитель или главный бухгалтер заполняют стандартное заявление на открытие счета и обслуживание. Однако, обращение в банк за кредитом не всегда гарантирует его получение. Выдача кредита - ответственная банковская операция.

Для определения надежности клиента ведется расчет показателей: рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, ликвидности, суммы кредиторской задолженности. Эти расчеты снижают риск как для банка, так и для самого клиента.

Существуют определенные условия выдачи кредита.

Кредит должен носить целевой характер.

Определение срочности.

Возможность возврата суммы и процента.

Банк в договоре о кредите может поставить условие об изменении процента.

В кредитном договоре обязательно должна быть указана валюта, в которой получают и возвращают средства.

В договоре о выдаче кредита определяется обязательство, что сумму кредита возвращает получивший деньги.

Различают кредиты: краткосрочные (от нескольких дней до полугода), среднесрочные (от года до 2-х - 3-х лет), долгосрочные (до 8, 10, 15 лет).

Особенно велик спрос на краткосрочные кредиты. Оформление краткосрочных ссуд сводится к тому, что банк определяет уровень платежеспособности и ликвидности предприятия, составляет кредитный договор и выдает ссуду. Обеспеченность краткосрочных ссуд предполагает, что у предприятия - заемщика есть в наличии товарно-материальные ценности, отгруженная продукция, ценные бумаги и др.

Получение среднесрочных займов требует специального залога. В качестве залога используются товарно-материальные ценности, складские помещения, товары, готовая продукция высокого качества.

Долгосрочные кредиты обеспечиваются недвижимостью. Долгосрочные займы связаны с техническим переоснащением, строительством, реконструкцией. Ссуды, выдаваемые на эти цели, называются ипотеками. Под залог идет все имущество предприятия, включая уставной фонд.

Получая кредит, предприятие стремится не перейти границу допустимого, то есть своих возможностей по погашению кредита. Существует несколько коэффициентов, определяющих платежеспособность фирмы.

К1 = собственный капитал / весь капитал.

К2 = заемный капитал / весь капитал = 1 - К1.

К3 = (заемный капитал / собственный капитал) * 100 %.

Весь капитал = собственный + заемный.

Для К1 и К2 существует определенный норматив: 40 - 50 % (причем в США - 60 %, в Японии - 80 %).

Процент банка - плата за кредит, а также за получение денег предприятием в точно назначенный срок.

Лекция 7.

Кредит бывает:

государственный;

банковский;

коммерческий.

3. Эффект финансового рычага.

Предприятие А

Предприятие Б

Сумма вложения, т. р., в том числе:

1000

1000

собственный капитал

1000

500

заемные средства

-

500

рентабельность

20 %

20 %

прибыль

200

200

% за кредит (15 %), т. р.

-

75

налогооблагаемая прибыль

200

125

рентабельность собственных средств

20 %

25 %

Найдем рентабельность собственных средств для обоих предприятий.

соб.А = (200 / 1000) * 100 % = 20 %

соб.Б = (125 / 500) * 100 % = 25 %

Эффект финансового рычага = соб.Б - соб.А = 25 % - 20 % = 5 %.

Эффект финансового рычага работает в условиях краткосрочного кредита.

Операции с ценными бумагами.

План.

Виды ценных бумаг.

Доходы по ценным бумагам.

1. Виды ценных бумаг.

Ценная бумага - денежный документ, удостоверяющий право собственности по отношению к лицу, выпустившему эту ценную бумагу. Все ценные бумаги проходят через рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг расширяет и дополняет систему банковского кредита. На рынке ценных бумаг существует спрос, предложение и устанавливается равновесная цена.

Поставщиками (вкладчиками - кредиторами) средств, которые могут быть вложены в ценные бумаги, являются:

население;

банковская система;

корпорации.

Для условий России основными потребителями средств через выпуск ценных бумаг являются:

государство;

корпорации;

страховые компании;

банки;

отдельные физические лица.

По последним данным, в России в настоящее время около 680 мультимиллиардеров.

Все инвесторы, индивидуальные и корпоративные, стремятся достичь определенных целей, помещая свои сбережения в те или иные виды ценных бумаг. Основные цели - безопасность вложений, доходность вложений, прирост вложений и ликвидность вложений.

Ценные бумаги могут существовать в следующем виде:

обособленные документы;

в виде записи на счетах.

Не относятся к ценным бумагам кредитные договора, долговые расписки, завещания, страховые полисы и т. д.

Все ценные бумаги можно разделить на 3 группы:

акции;

облигации;

производные ценные бумаги (казначейские обязательства, сберегательные и депозитные сертификаты, фьючерсы, опционы, варранты, ваучеры, векселя).

I. Акции. Различают акции обычные, привилегированные, конвертируемые, золотые, именные, на предъявителя. В России также существуют акции трудового коллектива, акции предприятия, акционерного общества. У всех акций нет определенного срока действия.

Акции трудового коллектива не дают права на участие в управлении предприятием.

Обычная акция дает право на участие в собрании акционеров, на право голоса.

Привилегированные акции распространяются только среди высшего эшелона управления предприятием. Дают право на фиксированный процент.

Золотая акция дает право "вето" на решение собрания акционеров (на срок до 3-х лет).

Именная акция - только на имя владельца.

II. Облигации. Это ценные бумаги, подтверждающие право держателя на возмещение стоимости облигации и фиксированного процента. Облигации выпускаются на определенный срок. Эмитентами являются государство, корпорации, а в некоторых странах - и банки. Различают облигации именные, на предъявителя, процентные, беспроцентные, свободно обращающиеся и обращающиеся на определенный период времени.

Процентная облигация имеет указание о проценте.

III. Использование акций и облигаций порождает производные ценные бумаги. Они имеют разнообразную специфику в разных странах.

ГКО (государственные казначейские обязательства) - выпускаются государством под определенный процент ( в России - под 20 %), размещаются только у юридических лиц. Предприятие может ими расплачиваться, уплачивать налоги.

Сберегательные и депозитные сертификаты банка. Это инструменты денежного рынка, выпускаемые банками. Срочный депозитный сертификат имеет фиксированную дату наступления платежа.

Фьючерсы, варранты, опционы - ценные бумаги, дающие право покупать ценные бумаги (иногда и товары) по определенной цене, в определенное время, а также продавать по определенной цене в определенное время.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10