скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений скачать рефераты

В «Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций» приведены рекомендуемые типовые формы уведомлений:

№ 1 - о выборе обособленного подразделения, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, через которое уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации будет производиться;

№ 2 - о выборе обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, через которые уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации производиться не будет.

О принятом решении налогоплательщик должен уведомить налоговые органы по местонахождению всех обособленных подразделений.

Таким образом, до 2006 г. организации, имеющие обособленные подразделения, были обязаны:

· сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания (п. 2 ст. 23 НК РФ);

· подать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ);

· уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (до 2005 г.) по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения;

· по истечении каждого отчетного и налогового периодов предоставлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации;

· по окончании каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

С 1 января 2006 г. организации, имеющие обособленные подразделения, должны:

· сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ в срок не позднее 1 месяца со дня их создания (п. 2 ст. 23 НК РФ);

· подать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение месяца после создания обособленного подразделения;

· если имеется несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, самостоятельно выбрать то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Представление налоговых деклараций в налоговые органы может производиться в соответствии со ст. 80 и 289 НК РФ по месту учета налогоплательщика (головной организации) и по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (консолидированно по всем обособленным подразделениям, находящимся на территории данного субъекта Российской Федерации).

Правовые и организационные аспекты

Необходимость организации обособленных структурных под-разделений обусловлена рядом факторов, в частности:
-- оптимизация управления структурными подразделениями в других регионах;
-- стремление организации приблизить свое производство к источникам сырья либо к регионам с достаточно низким средним уровнем оплаты труда;
-- требования экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств вдали от населенных пунктов;
-- необходимость расширения бизнеса путем приближения сбытовой сети к региональным рынкам.

Понятие обособленного структурного подразделения определено как налоговым, так и гражданским законодательством РФ.

Согласно Налоговому кодексу РФ обособленным считается любое подразделение организации, находящееся вне места ее регистрации, если по этому месту оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место является стационарным, если оно создано на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). По Трудовому кодексу РФ рабочим признается место, где работник должен находиться либо куда ему надлежит прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209).

Обособленное подразделение в целях налогообложения признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми оно наделяется.

По гражданскому законодательству указание обособленных структурных подразделений в учредительных документах организации обязательно. Кроме того, ст. 55 ГК РФ определены два вида обособленных подразделений: филиал и представительство. Отличия между ними заключаются в номенклатуре (круге) осуществляемых задач и полномочий.

Филиал имеет право осуществлять все функции головной организации (виды производственной и иной деятельности, которыми она вправе заниматься согласно действующему законодательству и учредительным документам) или их часть, в том числе функции представительства.
Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство реализует свои полномочия только в рамках института представительства, основанного на доверенности (глава 10 ГК РФ). Осуществлять какое-либо производство через представительство неправомерно. Сбыт готовой продукции или товаров через представительство происходит только в рамках объемов и цен, определенных доверенностью головной организации.

Обособленные структурные подразделения организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность по доверенности создавшей их организации. Кроме того, все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие признакам, закрепленным в ст. 55 ГК РФ, независимо от их названия (отделение, агентство, корреспондентское бюро и т. п.) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать ряд отличительных признаков обособленных подразделений.

* Являются подразделениями юрлица, его составными частями, не будучи сами юридическими лицами. Юридическое лицо несет ответственность за деятельность своих подразделений, определяет ее характер. Подразделения в своей работе руководствуются законодательством и локальными нормативными актами, регулирующими деятельность создавшей их организации. Работники обособленных подразделений -- это работники головной организации (согласно ст. 20 ТК РФ организация как юридическое лицо выступает стороной трудовых отношений с ними).

* Располагаются вне места нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица в соответствии со ст. 54 ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяется местом его государственной регистрации. Место нахождения юрлица указывается в его учредительных документах: субъект Федерации, город (населенный пункт), улица и дом.

Таким образом, структурное подразделение, даже находящееся в другом доме по одной улице, следует считать обособленным. И наоборот, обособление какого-либо подразделения организации, имеющего одинаковый с ней юридический адрес, неправомерно.

Местом нахождения обособленного подразделения организации считается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ). Обособленное подразделение, сведения о котором не содержатся в учредительных документах и правовая форма которого юридически не закреплена, все равно с точки зрения налогового законодательства считается обособленным со всеми возложенными на него Налоговым кодексом РФ обязательствами. При этом с позиции гражданского законодательства такое подразделение считается созданным с нарушением правовых норм.

* Обособлены. То есть имеют собственную структуру органов управления, определяемую головной организацией, наделены его имуществом для обеспечения своей деятельности, могут иметь свой расчетный счет и т. п. Однако филиалы (представительства) не обладают правами на закрепленное за ними имущество, в том числе на его отчуждение. Решение об отчуждении имущества обособленных подразделений принимает уполномоченный орган собственника данного имущества. Например, согласование сделок с недвижимым имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет Мин-имущество России (Постановление Правительства РФ от 30.12.2002 № 940).

* По месту их нахождения оборудованы рабочие места. Рабочие места, в свою очередь, подразумевают наличие работников обособленного подразделения. Этот критерий отличает обособленные подразделения юридических лиц от их обособленного имущества.

* Право на создание обособленных подразделений юридических лиц предусмотрено ст. 55 ГК РФ, а также федеральными законами, регулирующими деятельность отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. В частности, создание обособленных подразделений унитарными предприятиями регламентировано ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Правоспособность унитарного предприятия реализует его единоличный исполнительный орган -- руководитель, который вправе принимать решения о создании филиалов или об открытии представительств. Однако в отличие от хозяйственных товариществ и обществ унитарное предприятие принимает такое решение не самостоятельно, а по согласованию с собственником его имущества (подп. 13 п. 1 ст. 20 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, филиалы и представительства могут создаваться только юридическими лицами. Создание обособленных подразделений самими филиалами (представительствами) неправомерно.

* Устав юридического лица должен содержать сведения о всех его филиалах и представительствах. Сведения об изменениях в уставе организации в связи с созданием филиалов или представительств вступают в силу для третьих лиц с момента государственной регистрации указанных изменений.

Решение о создании филиала или представительства принимается компетентным органом юрлица в соответствии с его уставом.
Уведомление органа, осуществляющего госрегистрацию юридических лиц (с 01.07.2002 -- МНС России), о создании филиала (представительства) происходит согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для регистрации вносимых в учредительные документы юрлица изменений в регистрационный орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. В заявлении подтверждается, что вносимые в учредительные документы изменения соответствуют требованиям законодательства РФ, что содержащиеся в учредительных документах и заявлении сведения достоверны и соблюден установленный порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы;
в) содержание изменений;
г) документ об уплате госпошлины.
* Обособленные подразделения осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, т. е. не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского права. Все сделки, заключаемые обособленными подразделениями, считаются заключенными от имени создавшего их юридического лица. Причем предметы таких сделок не должны выходить за рамки делегированных обособленным подразделениям полномочий.

Данное положение закреплено п. 20 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ и от 01.07.96 № 6/8, а также Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14.05.04 № 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц».

Иски филиалами (представительствами) подаются только от имени создавших их юридических лиц. К исковому заявлению обязательно прикладывается доверенность на руководителя обособленного подразделения. При отсутствии доверенности исковое заявление на основании ч. 1 ст. 128 АПК РФ оставляется без движения. Соответственно истец, имеющий претензии к деятельности филиала (представительства), должен подавать иск на имя создавшего его юридического лица.

При заключении обособленными подразделениями хозяйственных договоров в их тексте необходимо уточнять, что заключающий договор руководитель филиала (представительства) действует по доверенности создавшего обособленное подразделение юрлица, а также указать наименование (желательно адрес) последнего.

В случае осуществления филиалами (представительствами) видов деятельности, подлежащих лицензированию или сертификации, лицензии в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выдаются только на имя создавших обособленные подразделения юридических лиц. Само обособленное подразделение лицензиатом быть не может.

В практике встречаются случаи выдачи лицензий организациям в отношении их отдельных филиалов (например, при оформлении лицензий органами Госатомнадзора России). Лицензия в данном случае считается действующей в части всех обособленных подразделений организации. Однако возникают сомнения в способности выполнения организацией (а именно -- не указанных в лицензии филиалов) соответствующих лицензионных требований.

* Наконец, головная организация определяет все вопросы взаимодействия входящих в нее обособленных подразделений как между собой, так и с головным офисом.

НДС

В соответствии со ст. 143 Налогового Кодекса РФ, плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Организациями, согласно ч. 2 ст. 11 НК РФ, признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения не являются юридическими лицами.

Таким образом, с 01.01.2001 г. филиалы и представительства не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Организация обязана встать на учет в налоговом органе а качестве налогоплательщика по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 144, ст. 83 НК РФ).

При этом, согласно п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется не зависимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Федеральным законом от 29.05.2002г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ»

далее - Закон № 57- ФЗ) была исключена ст. 175 НК РФ «Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации» (п. 23 ст. 1 Закона № 57-ФЗ).
В силу ст. 16 Закона № 57-ФЗ положения п. 23 ст. 1 Закона № 57-ФЗ вводятся в действие с 1 января 2002г.

Из вышеизложенного следует, что с 1 января 2002 г. налог на добавленную стоимость организациями, имеющими обособленные подразделения, уплачивается только по месту нахождения самой организации (без распределения между обособленными подразделениями).
Аналогичной позиции придерживается МНС РФ. Так, в п. 50 своего Приказа от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ» налоговый орган разъясняет следующее: «Пунктом 23 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ статья 175 Налогового кодекса исключена.

В связи с этим организации, уплачивавшие налог в соответствии со статьей 175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 года, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям.
По организациям, уплачивавшим налог по месту нахождения обособленных подразделений, налоговые органы после принятия отчетности за июнь 2002 года должны произвести закрытие лицевых счетов и передачу сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации (юридического лица) в порядке, установленном Рекомендациями по порядку ведения карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом МНС России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411».
Основной особенностью определения размера налоговой базы по НДС является формирование ее только по месту нахождения (регистрации) головного офиса организации независимо от того, где фактически осуществляется производственно-коммерческая деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9