скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений скачать рефераты

В 2001 году - до начала налоговой реформы, основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета Самарской области являлись налог на прибыль организаций (20,4% от общей суммы налоговых доходов), налог на пользователей автомобильных дорог (16,8%), подоходный налог с физических лиц (16,0%), налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (12,5%) и налог на добавленную стоимость (11,2%). Налоговая реформа, начавшаяся в 2002 году и сопровождающаяся изменениями в межбюджетных отношениях существенно изменила структуру налоговых доходов бюджета области.
Таблица 1

Структура доходов консолидированного бюджета области, %

Источники доходов

2001 год
(с учетом налоговых доходов дорожного и экологического фондов)

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Налоговые доходы

96,3
(100,0)

92,5
(100,0)

89,0
(100,0)

87,4
(100,0)

86,9
(100,0)

Налог на прибыль

20,4

29,9

21,5

20,9

32,2

Налог на доходы физических лиц

16,0

24,8

30,5

35,9

34,1

Налог на добавленную стоимость

11,2

-

-

-

-

Акцизы

2,5

3,0

2,9

3,6

5,3

Налог с продаж

3,8

3,7

4,6

4,1

0,4

Налоги на имущество

9,2

11,0

14,5

14,9

12,1

Налоги на совокупный доход

0,7

0,8

0,9

1,3

2,2

Платежи за пользование природными ресурсами

4,9

5,6

9,5

12,5

9,9

Налог на пользователей автомобильных дорог

16,8

16,9

14,2

4,1

1,0

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

12,5

3,2

-

-

-

Прочие налоги

2,0

1,1

1,4

2,7

2,8

Неналоговые доходы

2,7

3,6

5,6

7,1

8,2

Безвозмездные перечисления

1,0

3,9

5,2

5,5

4,7

Прочие доходы

0,0

0,0

0,1

0,1

0,2

ВСЕГО ДОХОДОВ

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия при частичном переносе ее на население, а в отраслевом разрезе - усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
В 2002 году изменение налоговой системы началось с реформы налогов, взимаемых с оборота (самых обременительных для предприятий): произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а ставка налога на пользователей автомобильных дорог понижена с 2,5% до 1%. Отменили налоги на приобретение автотранспортных средств и на реализацию горюче-смазочных материалов. Была введена «плоская» шкала по подоходному налогу - ставка налога для всех уровней доходов населения установлена в размере 13%. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Ввели регрессивную ставку ЕСН, понизив ее на 0,9 п.п. относительно суммарной ставки страховых взносов (35,6% вместо 36,5%). Данные изменения в налогообложении заработной платы привели к выводу некоторого объема заработной платы из тени, что способствовало росту поступлений в бюджетную систему подоходного налога и ЕСН, заменившего собой страховые взносы во внебюджетные социальные фонды.
Произошло перераспределение налоговых платежей между федеральным и региональным бюджетами. Налог на добавленную стоимость был централизован на федеральном уровне. Компенсацией послужила передача на региональный уровень дополнительного норматива по подоходному налогу с физических лиц (с 84% до 99%). Кроме того, федеральным законодательством была предоставлена возможность местным органам самоуправления повысить ставку налога на прибыль организаций с 30 до 35%. Данной возможностью воспользовалось подавляющее большинство муниципальных образований Самарской области.
В результате изменений налоговой системы в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета повысилась роль налога на прибыль организаций и подоходного налога с физических лиц. Объем поступлений налога на пользователей автомобильных дорог не уменьшился лишь за счет активного погашения задолженности прошлых лет.
В 2003 году следующим шагом по снижению налоговой нагрузки на предприятия стало снижение ставки налога на прибыль организаций до 24%. В совокупности изменения амортизационной политики и учета затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль привели к тому, что поступления по данному налогу были ниже уровня предыдущего года. Даже изменение нормативов распределения налога на прибыль между федеральным и консолидированном бюджетом области с 36,7/63,3 до 30/70 не привело к росту этого источника в доходах консолидированного бюджета области. Исчерпали себя резервы по погашению задолженности в бюджет по налогу на приобретение автотранспортных средств и по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Компенсация выпадающих доходов произошла за счет изменений в налогообложении добывающей отрасли. Вновь введенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) заменил собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, часть платежей за пользование недрами и часть акцизов на нефть. Размер НДПИ поставлен в зависимость от уровня цен на углеводородное сырье на мировом рынке. Положительная конъюнктура на рынке сырьевых ресурсов привела к двукратному росту данного налога в бюджетную систему по сравнению с 2002 годом. Кроме того, изменения в сфере налогообложения природопользователей коснулись и земельного налога, ставки которого были увеличены в 2 раза.
В 2003 году продолжился рост официальной заработной платы. В результате в структуре доходов консолидированного бюджета области на первое место в общей сумме налоговых доходов вышел налог на доходы физических лиц, обойдя налог на прибыль организаций. Следующим по значимости стал налог на имущество предприятий. Несколько уменьшилась в доходах бюджета области доля налога на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года платежи за пользование природными ресурсами в полной мере можно назвать бюджетообразующими.
Очередным шагом налоговой реформы в направлении снижения налогового бремени стала полная отмена с 2004 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Вместо этих налогов, являющихся источниками формирования целевого бюджетного дорожного фонда, был введен транспортный налог. Доходы территориального дорожного фонда резко сократились. Отчисления от земельного налога и акцизов на нефтепродукты не компенсировали выпадающие доходы дорожного фонда.
Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков также сократила число налоговых источников бюджета области.
Произошли изменения в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства: на федеральном уровне был упорядочен перечень налогоплательщиков (расширен по сравнению с существующим ранее на региональном уровне) по единому налогу на вмененный доход, а также снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В результате перехода ряда налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход произошел резкий в 2,5 раза данного налога и рост (в 1,5 раза) поступлений налогов на совокупный доход и снижение налога с продаж (93,7 % относительно 2003 года).
Изменилась схема распределения акцизов: на алкогольную продукцию - в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты - в пользу регионального. Однако, в результате изменения механизма уплаты акцизов на нефтепродукты поступления в бюджетную систему РФ с территории Самарской области снизились в 2,5 раза.
Норматив отчислений от налога на прибыль организаций вновь был изменен в пользу региональных бюджетов - с 30/70 до 25/75. Но сохранение неустойчивого финансового положения предприятий области не позволило увеличить долю налога на прибыль в доходах бюджета области.

По-прежнему самым значимым источником в налоговых доходах бюджета области в 2004 году являлся налог на доходы физических лиц, увеличивающийся в соответствии с ростом фонда оплаты труда (123,4%). Его доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла с 30,5% в 2003 году до 35,9% в 2004 году.

Сохранение цен на нефть на высоком уровне в течение года способствовало росту поступлений налога на добычу полезных ископаемых. В совокупности с индексированной в очередной раз ставкой земельного налога в 1,8 раза налог на добычу полезных ископаемых привел к тому, что платежи за пользование природными ресурсами стали еще более значимыми в формировании доходов консолидированного бюджета области (доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла на 3 п.п. и составила 12,5%).
Единственным налогом, которого до 2005 года не коснулась налоговая реформа, является налог на имущество предприятий. В течение 2002-2004 годов наблюдается устойчивый рост поступлений по данному налогу (2002г. - 139,2%, 2003г. - 142,2%, 2004г. - 107,2%). Причиной стали рост предпринимательской активности в области, приток инвестиций в развитие торговой сети, сферы массовых развлечений, пищевой промышленности и т.д., в результате чего были введены в действие в течение последних лет ряд крупнейших объектов строительства. Рост поступлений по налогу на имущество предприятий привело к возрастанию его доли в налоговых доходах бюджета на протяжении 2002-2004 годов (с 12,1 % до 14,9% соответственно), что особенно заметно на фоне уменьшения поступлений по другим видам налогов.
В целом, проведенные мероприятия в сфере налогово-бюджетного законодательства в течение 2002-2004 годов привели к снижению налоговой нагрузки на предприятия области, а также к снижению доли налоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета области с 96,3% в 2001 году до 87,4% в 2004. В абсолютном выражении в 2002-2004 годах наблюдался снижающийся темп роста налоговых доходов - 115,9%, 107,6%, 105,0% в 2002, 2003 и 2004 годах соответственно к предыдущему году.

В 2005 году продолжились изменения налоговой и бюджетной политики, касающиеся налоговых доходов бюджета области:
- ставка налога на имущество предприятий была увеличена с 2% до 2,2%, при значительном сокращении налоговой базы. В результате в 2005 году значительного роста по налогу на имущество предприятий не произошло: темп роста поступлений в консолидированный бюджет области налога на имущество организаций составил 106,2% по сравнению с итогами 2004 года;
- ставка налога на добычу полезных ископаемых была увеличена, но нормативы отчислений по данному налогу изменены в пользу федерального бюджета. В результате общая сумма поступлений налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему РФ за 2005 года увеличилась в 1,4 раза по сравнению с 2004 годом, однако доходы консолидированного бюджета области по данному виду налога остались на том же уровне;

- отменен налог с продаж, занимающий в налоговых доходах консолидированного бюджета области по итогам 2004 года 4,3%, что привело к соответствующим потерям бюджета;

- компенсацией выпадающих доходов в 2005 году послужило очередное увеличение регионального норматива отчислений от налога на прибыль организаций. В совокупности со значительным улучшением финансового состояния предприятий и организаций такое перераспределение привело к росту поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет области по состоянию на 01.01.2005 в 2,0 раза по сравнению с поступлениями на 01.01.2005, а его доля в налоговых доходах бюджета области по результатам 2005 года увеличилась на 11,3 п.п., достигнув 32,2%;

- корректировка механизма взимания акцизов на нефтепродукты, способствующая более равномерному распределению акцизов между регионами, а также передача акцизов на алкогольную продукцию в полном размере на региональный уровень привели к росту акцизов в доходах консолидированного бюджета области: за 2005 год поступление акцизов в бюджет области увеличилось в 1,9 раза по сравнению с 2004 годом.

Наряду с увеличением поступлений в бюджет области налога на прибыль организаций, в 2005 году наблюдался рост таких налогов, как налоги на совокупный доход - в 2,3 раза, налог на имущество физических лиц -в 1,6 раза, налог на доходы физических лиц - в 1,2 раза, налог на игорный бизнес - в 5,1 раза, что подтверждает эффективность проводимых в предыдущие годы реформ налоговой сферы и их позитивное влияние на развитие экономики региона, в том числе на благосостояние населения.

В 2005 году впервые за годы налоговых реформ тенденция снижения темпов роста доходов консолидированного бюджета области, в том числе налоговых доходов сменилась на позитивную. Так, по результатам 2005 года темпы роста доходов по сравнению с 2004 годом составили 131,6% и 130,8% соответственно.

1.1 Исчисление налогов с учетом особенностей связанных с наличием обособленных подразделений

Понятие обособленного подразделения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9