скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений скачать рефераты

Налог уплачивается в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период по нормам ст.376 НК РФ в отношении каждого обособленного подразделения.

 

Таким образом, большое значение играет своевременное документальное закрепление за обособленными подразделениями передаваемых им основных средств. Ведь ставки налога на имущество устанавливаются субъектами Российской Федерации и могут значительно отличаться в различных местностях.

 

Особого внимания заслуживает вопрос исчисления налога при создании (ликвидации) обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс. Минфин России в письме от 16.09.2004г. №03-06-01-04/32 высказал свою позицию по данному вопросу, которая состоит в следующем.

 

Исходя из положений п.4 ст.376 НК РФ, необходимо учитывать, что главой 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для обособленных подразделений организации, созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок с учетом положений ст.379 НК РФ, которой установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Поскольку налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (т.е. средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности обособленного подразделения) стоимость имущества, то при ее определении должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (для расчета средней стоимости).

Что касается вопроса о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении ликвидированных обособленных подразделений, по которым уплачены авансовые платежи по налогу на имущество организаций, Минфин России отмечает, что следует учитывать положения ст.45 НК РФ. Согласно данной статье обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом установлено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

На основании этого организации вправе представить налоговую декларацию в отношении ликвидированного обособленного подразделения в течение календарного года до срока ее представления, установленного п.3 ст.386 НК РФ.

 

С недавнего времени изложенной позиции придерживается и ФНС России, о чем свидетельствует письмо от 17.02.2005г. №ГИ-6-21/136@. В нем также указано, что при определении среднегодовой стоимости имущества, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде.

 

Единый социальный налог и страховые взносы

В соответствии с п.8 ст.243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по предоставлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Совместным письмом ПФР от 11.06.2002г. №МЗ-16-25/5221 и МНС России от 14.06.2002г. №БГ-6-05/835 разъяснено, что рассматриваемые в настоящей статье организации производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление отчетности по страховым взносам в порядке, аналогичном порядку уплаты ЕСН и представления отчетности по данному налогу.

 

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

 

В письме Минфина России от 19.10.2004г. №03-06-01-04/70 обращается внимание на следующее. Если обособленное подразделение организации не соответствует хотя бы одному из условий, предусмотренных п.8 ст.243 НК РФ, то уплата ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также представление соответствующей отчетности осуществляется головной организацией централизованно в территориальные фонды по месту своего нахождения.

В письме ФСС России от 28.08.2001г. №02-08/06-2065П указано, что расходы на цели государственного социального страхования в такой ситуации также учитываются централизованно в целом по организации (включая данные обособленные подразделения) по месту постановки организации на налоговый учет по месту ее нахождения.

 

Налог на доходы физических лиц

Порядок и сроки уплаты НДФЛ налоговыми агентами определены ст.226 НК РФ. Согласно п.7 данной статьи совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

 

Организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

 

Согласно ст.230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Сведения должны представляться ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по формам, утвержденным МНС России (№1-НДФЛ и №2-НДФЛ).

 

Применительно к НДФЛ может возникнуть ситуация, когда организация имеет обособленное подразделение, не выделенное на отдельный баланс (не имеющее расчетного счета, не осуществляющее выплат). В отличие от ЕСН, налоговое законодательство не предусматривает в этом случае возможность уплаты налога за обособленное подразделение по месту нахождения головной организации.

 

Исходя из этого, в письме Минфина России от 12.07.2004г. №03-05-06/188 делается вывод, в соответствии с которым организация должна уплачивать налог, удержанный с доходов работников обособленного подразделения, по месту нахождения обособленного подразделения, а соответствующие сведения представлять в налоговый орган по месту учета головной организации.

 

Транспортный налог

В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

Таким образом, плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог признаются филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Обособленные подразделения, не имеющим самостоятельного баланса и расчетного счета, не являются самостоятельными плательщиками налога на пользователей автодорог, налог по таким подразделениям отдельно не выделяется, а уплачивается в составе налога, исчисленного головной организацией.
В соответствии со ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций в порядке, установленном НК РФ, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
До признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» ссылки в статье 19 на положения части второй Налогового кодекса РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов (ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах).
Таким образом, обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, руководствуясь ст. 19 НК РФ и положениями Закона № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», исполняют обязанности юридических лиц, их создавших, по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по месту своего расположения с выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной указанными обособленными подразделениями.

Налогоплательщик представляет ежеквартально по месту своего нахождения налоговым органам, а также органам, ведущим учет указанных платежей, декларацию суммы налога на пользователей автомобильных дорог по установленной форме, в срок, установленный для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
По деятельности обособленного подразделения юридического лица, если по этому подразделению составляется баланс, и это подразделение имеет счет в банке, в вышеуказанном порядке представляется налоговая декларация по месту нахождения этого подразделения.
На основании ст. 9 и ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее - Закон № 110-ФЗ) положения ст. 5 Закона «О дорожных фондах в РФ» (устанавливающие порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог) утрачивают силу с 1 января 2003г.
При этом статьей 4 закона № 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года.
Учитывая изложенное, налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками за 2002 год в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» и статьей 4 Федерального закона № 110-ФЗ. С 1 января 2003г. налог на пользователей автодорог отменен.
Вместо налога на пользователей автомобильных дорог предполагается ввести дорожный налог. Однако до настоящего момента соответствующая глава Налогового кодекса РФ не принята.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ, объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортный налог является региональным, поэтому его уплата производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п.1 ст.363 НК РФ).

 

В соответствии с п.5 ст.83 НК РФ, местом нахождения транспортных средств признается место их государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения их собственника.

Согласно п.2 ст.363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

 

Таким образом, при налогообложении транспортных средств, подлежащих регистрации, определяющим будет являться именно место их государственной регистрации независимо от места их фактического использования или принадлежности какому-либо обособленному подразделению организации.

Следует иметь в виду, что в соответствии с изменениями в ст. 288 НК РФ, внесенными п. 36 ст. 1 Федерального закона от 6.06.05 г. № 58-ФЗ (далее - Закон № 58-ФЗ), при распределении подлежащих уплате авансовых платежей, а также сумм налога, приходящихся на каждое обособленное подразделение, удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период. Ранее эти показатели определялись на конец отчетного периода. Данные изменения вступили в силу с 15 июля 2005 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. При этом положения Закона, распространяемые на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., должны были быть учтены при составлении деклараций по налогу на прибыль организаций (далее - декларация) за 7 месяцев 2005 г. налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, и при составлении деклараций за 9 месяцев 2005 г. - остальными налогоплательщиками.

Начиная с 1 января 2006 г. согласно Закону № 58-ФЗ ст. 288 НК РФ дополняется нормой, предусматривающей, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Следует обратить внимание, что, разрешив не распределять прибыль между всеми обособленными подразделениями на территории одного субъекта Российской Федерации, законодатели не исключили требование п. 1 ст. 289 НК РФ о предоставлении налоговой декларации по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Видимо, поэтому Минфин России в письме от 12.10.05 г. № 03-03-04/2/78 объясняет: «Учитывая, что в данном случае нормами Кодекса не предусматривается определение налоговой базы и, соответственно, исчисление налога на прибыль по каждому обособленному подразделению, представление налоговых деклараций в налоговые органы может производиться в соответствии со ст. ст. 80 и 289 Кодекса по месту учета налогоплательщика (головной организации) и по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (консолидированно по всем обособленным подразделениям, находящимся на территории данного субъекта Российской Федерации).Изложенная позиция Департамента была доведена для сведения и руководства в работе ФНС России».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9