Реферат: Трагическое и комическое их проявление в жизни и искусстве
8. трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие
на людей.
Большое искусство всегда нетерпеливо к грядущему. Оно торопит жизнь. То, что
Гегель называл трагической виной героя, есть удивительная способность жить,
не приноравливаясь к несовершенству мира, а исходя из представлений о жизни,
какой она должна быть. Такое несогласие с окружающей средой чревато пагубными
последствиями для личности: над ней нависают грозовые тучи, из которых, в
конце концов, ударяет молния смерти. Однако именно не желающая ни с чем
сообразовываться личность прокладывает путь к более совершенному состоянию
мира, страданием и гибелью открывает новые горизонты человеческого бытия.
Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей
человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными
для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных высокими идеалами.
Трагический герой прокладывает путь к будущему, он взрывает устоявшиеся
границы, он всегда на переднем крае борьбы человечества, на его плечи ложатся
наибольшие трудности. Трагедия дает концепцию жизни, она раскрывает ее
общественный смысл. Суть и цель человеческого бытия невозможно найти ни в
жизни для себя, ни в жизни, отрешенной от себя: развитие личности должно идти
не за счет, а во имя всего общества, во имя человечества. С другой стороны,
все общество должно развиваться в человеке и через человека, а не вопреки ему
и не за счет его. Таков высший эстетический идеал, таков путь к
гуманистическому решению проблемы человека и человечества, таков
концептуальный вывод, предлагаемый всемирной историей трагедийного искусства.
6. Комическое – социокультурная реальность.
«Толковый словарь русского языка» поясняет: «Смех – короткие и сильные
выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными
прерывистыми звуками». Все верно. Но если бы в смехе было лишь это, то он
годился бы только на то, чтобы рушить карточные домики, и никогда не стал бы
предметом эстетического рассмотрения.
На деле смех, как отметил Салтыков – Щедрин, оружие очень сильное, ибо ничто
как не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу
его уже раздался смех. (Салтыков – Щедрин. Полн. Собр. Соч., том 13. Л.,
1936, стр. 270). Герцен писал, что «смех одно из самых мощных орудий
разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния. От смеха падают идолы,
падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно
нарисованной картинкой». (А. И. Герцен. Собр. Соч. в тридцати томах, том 14.
М., 1958, стр. 117). Для В. Маяковского острота – «оружия любимейшего род».
Можно было бы бесконечно продолжить восторги и славословия в честь смеха. И
это не плохой объем поклонения. Во всяком случае, лучше поклонение юмору, чем
обожествленной личности. В известном смысле смех и обожествленная личность –
соперники, взаимоисключающие друг друга. Победа одного почти исключает бытие
второго.
Все панегирики в честь смеха утверждают за ним славу мощнейшего оружия. В век
атомной бомбы славить оружие было бы негуманно, однако, в отличие от всякого
другого оружия, смех обладает колоссальной избирательностью. «Пуля – дура»,
не разбирает, в кого летит, ей это безразлично. Смех всегда «метит шельму».
Он может попасть только в уязвимое место личность или в уязвимую личность.
Смех – могучее средство общественного воздействия, грозное и гуманное оружие.
Комическое – реальность. Идеалисты отрицают объективную основу
комического. Вот так, например, немецкий писатель и эстетик Жан Поль
рассматривает природу комизма на материале одного из эпизодов «Дон – Кихота»
Сервантеса. Когда Санчо Панса висит всю ночь в воздухе над мелкой канавой,
считая, что под ним зияет пропасть, то при данном предположении его действия
вполне понятны. Он был бы глупцом, решившись спрыгнуть и разбиться. Почему же
мы смеемся? Суть комического для Жана Поля в «подстановке»: «Мы ссужаем его
(Санчо Панса) стремлению наше понимание дела и взгляд на вещи и
извлекаем из такого противоречия бесконечную несообразность.комическое
.всегда обитает не в объекте смеха, а в субъекте». (Жан Поль.
«Дошкольная эстетика». Гамбург, 1804, стр. 104).
Однако, в эпизоде с Санчо Панса дело не в том, что мы подставляем под чужое
стремление противоположное понимание обстоятельств. Комическое заключено в
самом объекте. Комичен сам Санчо Панса, так как при всей трезвости мышления
он оказался трусоват и не смог разобраться в реальной обстановке. Эти
качества противоположны идеалу, и потому, естественно, они служат объектом
осмеяния.
Человеческое общество – истинное царство комедии, так же как и трагедии.
Человек – единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех,
или, точнее, человеческое, общественное содержание есть во всех объектах
комедийного смеха. Порою исследователи ошибочно ищут источник комизма в
естественных особенностях явлений природы: в причудливости облаков, утесов,
минералов (например, сталактитов), в необычности облика и поведения обезьян,
медведей, лис, в странном виде кактусов. Немецкий философ А. Цейзинг говорит,
что в одной из сцен «Гамлета» Шекспир смеется над комичными метаморфозами
облаков. Но так ли это?
Гамлет. Вы видите вот то облако, почти что вроде верблюда?
Полоний. Ей – богу, оно действительно похоже на верблюда.
Гамлет. По-моему, оно похоже на ласточку.
Полоний. У него спина, как у ласточки.
Гамлет. Или как у кита?
Полоний. Совсем как у кита.
Однако Шекспир здесь осмеивает не «метаморфозы облаков», а метаморфозы
беспринципного, угодливого Полония.
Некоторые теоретики приводят на первый взгляд более убедительные примеры
природного комизма – животное в басне. Однако еще эстетика 18 в. доказала, что
животные в баснях олицетворяют те или иные человеческие характеры. Комическое
всегда объективная общественная ценность явления. Естественные свойства
животных (подвижность и гримасничанье обезьяны, развитые инстинкты лисы,
помогающие ей обманывать врагов, неповоротливость медведя и т. д.) ассоциативно
сближаются с человеческими привычками, поступками, манерами и становятся
объектом эстетической оценки на основе общественной практики. Они предстают в
своем комизме лишь тогда, когда через их природную форму просматривается
социальное содержание – человеческие характеры, отношения людей и т. д. Через
природные явления осуществляется осмеяние человеческих недостатков:
суетливости, хитрости, неуклюжести, медлительности, тугодумия.
Смех могут вызвать разные явления: и щекотание, и горячительные напитки, и
веселящий газ. В Африке отмечены случаи инфекционно – эпидемического
заболевания, выражающегося в долгом, изнурительном смехе. Скупой Рыцарь
улыбается своим сокровищам, а Чичиков – по поводу счастливого исхода своего
бесчестного дела.
Однако не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно.
Комическое – прекрасная сестра смешного, порождающая социально значимый,
одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех, отрицающий одни
человеческие качества и общественные явления и утверждающий другие. В
зависимости от обстоятельств явление может быть или смешно, или комично.
Когда у человека неожиданно падают брюки, окружающие могут рассмеяться.
Однако здесь нет истинного комизма. Но вот в короткометражном венгерском
фильме «Месть брака» изображен нерадивый работник пошивочной мастерской,
надевший брюки собственного производства. Когда падают брюки с этого
виновника собственных злоключений, смех обретает комедийный характер.
Комизм социален своей объективной (особенности предмета) и своей
субъективной (характер восприятия) стороной. Восприятие комического всегда
социально обусловлено. То, что смешно одному, другому может представляться
печальным. Историческое, национальное, классовое и общечеловеческое находятся в
комическом в сложном диалектическом единстве.
7. Выражение и восприятие комизма.
Смех заразителен и тяготеет к коллективности, на людях он более интенсивен.
Благоприятнейшие для комического те искусства, которые рассчитаны на
массовую аудиторию, - театр, кино, цирк. Характерно, что актеры, хорошо
знающие особенности восприятия комического, обычно обращаются с комедийным
текстом не прямо к телезрителям, а к аудитории, с которой есть обратная связь.
Аркадий Райкин, например, доверял телевизору транслировать эстрадное
выступление, при котором живое общение с публикой и ее комедийная реакция
озвучивают смехом телепередачу.
Комическое находит отражение и в музыке, которая говорит с людьми на
непосредственном языке души. Для восприятия комического в инструментальной
музыке важен рецепционный настрой слушателя, обусловливаемый, в частности,
авторским обозначением жанра произведения. Трансформация жанров – один из
способов создания комического в музыке. Например, Й. Гайдн в Лондонских
симфониях нарушает логику танцевально-бытовых жанров неожиданными паузами,
контрастами, благодаря чему возникает комический эффект.
Жанр комической оперы оформился с появлением в Италии оперы – буфф в 30 – х
годах 18 в. Высший ее расцвет – творчество Дж. Перголези. Полная веселого
юмора, опера – буфф демократизировала театр и музыку, которая стала проста и
песенна и включила в себя фольклорные мотивы. Во Франции комическая опера
возникла из ярмарочных представлений. Она отвечала культурным запросам
третьего сословия. Опера – буфф повлияла на творчество венских классиков, а
через них на европейскую музыку, развив многие особенности музыкально –
комедийной выразительности: гомофонный склад, периодичность, моторность,
скороговорка, ясная гармоническая логика, мотивная расчлененность, связь
бытовой народной мелодией. Эти особенности стали основой комического
музыкального языка. Так, например, в арии Фарлафа из оперы М. И. Глинки
«Руслан и Людмила» и в арии Варлаама из оперы М. П. Мусоргского «Борис
Годунов» звучит комедийная скороговорка.
Единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, - архитектура.
Комическое здание или сооружение – беда и для зрителя, и для жителя, и для
посетителя. Архитектура, прямо выражая идеалы общества, не может в силу своей
специфики что – либо непосредственно критиковать, отрицать, а следовательно, и
осмеивать. Между тем комическое в искусстве всегда включает в себя
высокоразвитое критическое начало. Смех – эмоционально насыщенная
эстетическая форма критики. Он предоставляет художнику (например, Рабле,
Вольтеру) безграничные возможности для серьезно – шутливого и шутливо –
серьезного обращения с предрассудками своего времени.
Комедия – плод развившейся цивилизации. Смех по своей природе демократичен.
Он враждебен иерархичности, преклонению перед чинами и дутыми авторитетами.
Он выступает как сила, враждебная всем формам неравноправия, насилия,
самовластия, фюрерства. А. И. Герцен писал: «Если низшим позволить смеяться
над богом Аписом – значит расстричь его из священного сана в простые быки».
(Герцен А. И. Об искусстве. М., 1954, стр. 223). На этой особенности смеха
основана сатира чудесной сказки Андерсена о голом короле. Ведь король лишь до
тех пор король, пока окружающие относятся к нему как подданные. Но стоило
людям поверить глазам своим, понять, что король голый, народ засмеялся – и
прощай чинопочитание, преклонение.
Комичность врага – его ахиллесова пята. Вскрыть комичность противника –
значит одержать первую победу, мобилизовать силы на борьбу с ним, преодолеть
страх и растерянность.
Комическое – критика современности. Смех современен, его мишень всегда
конкретна и определенна. Даже если сатирик пишет о давно минувшем, его смех
злободневен. В истории села Горюхина, или города Глупова, или в «Пошехонской
старине» цель и адрес сатиры – современность.
Чешский писатель К. Чапек в рассказе «Александр Македонский» выступает против
самовластия. Рассказ написан в форме письма Александра своему учителю
Аристотелю. Автор рисует образ узурпатора, требующего восхваления своей
персоны, и показывает, как в процессе обожествления личности лжепропаганда и
фарисейство сочетаются с угрозами и прямым насилием. Пышность двора Александра
вызвала недовольство представителей старой македонской гвардии. «В этой
связи я был, к сожалению, вынужден казнить моих старых соратников.Я очень жалел
их, но другого выхода не было.» – пишет новоявленный император. (Чапек К.
Рассказы, очерки, пьесы. М., 1954, стр. 61).
Александр готов пойти не только на эти потери: «Обстоятельства требуют от
меня все новых личных жертв, и я несу их, ропща, мысля лишь о величии и силе
своей прославленной империи. Приходится привыкать к варварской роскоши и к
пышности восточных обычаев». Читатель от души сочувствует «бедному»
Александру, понимая, как ему «морально тяжело» терпеть роскошь. «Я взял себе
в жены, - пишет далее Александр Македонский, - трех восточных царевен,
а ныне, милый Аристотель, я даже провозгласил себя богом».
С истинной самоотверженностью он идет на это новое «лишение», которого
требует от него историческая необходимость: «Да, мой дорогой учитель, богом!
Мои верные.подданные поклоняются мне и во славу мою приносят жертвы. Это
политически необходимо, для того чтобы создать мне должный авторитет у этих
горных скотоводов и погонщиков верблюдов. Как давно было время, когда вы учили
меня действовать согласно разуму и логике! Но что поделаешь, сам разум говорит,
что следует приноравливаться к человеческому неразумению». Фюрерство – это
всегда крещендо безумия. Но даже великий полководец не может держаться на одних
мечах: «И вот сейчас я прошу вас, моего мудрого друга и наставника,
философски обосновать и убедительно мотивировать грекам и македонцам
провозглашение меня богом. Делая это, я поступаю как отвечающий за себя политик
и государственный муж». И он заканчивает свое письмо намеком на санкции в
случае «непатриотического» поведения Аристотеля: «Таково мое задание. От вас
зависит, будете ли вы выполнять его в полном сознании политической важности,
целесообразности и патриотического смысла этого дела». (Чапек К. Рассказы,
очерки, пьесы, стр. 62, 63).
Так с помощью силы, фарисейства и «философского обоснования» Александр
возвел себя в боги. Однако, когда «земному богу» удается взойти на
вершины единовластия, человечество не отказывает себе в праве опубликовать что
– нибудь вроде переписки Александра с его учителем. И тогда божественная
личность вдруг превращается в личность комическую. А то, что общество начинает
осмеивать, подлежит исправлению или уничтожению.
Смех – чрезвычайно доходчивая и заразительная форма эмоциональной критики,
предполагающая сознательно – активное восприятие со стороны аудитории.
Критика, изобличение в комизме не выражаются прямо, и воспринимающий юмор
подводится к самостоятельному критическому отношению к осмеиваемому явлению. Л.
Фейербах в «Лекциях о сущность религии» отметил, что остроумная манера писать
предполагает ум также и в читателе, она высказывает не все, она предоставляет
читателю самому сказать себе об отношениях, условиях и ограничениях, при
которых данное положение только и имеет значение и может быть мыслимо.
Недоверие к уму аудитории порождает смех плоский, а порой и пошлый. В отличие
от трагедии, комедия не выговаривает идеал «прямо и положительно», а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|