скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Трагическое и комическое их проявление в жизни и искусстве скачать рефераты

пушкинской трагедии судьба человеческая - судьба народная; деяния личности

впервые сопоставляются с благом народа. Такая проблематика – порождение новой

эпохи. Народ выступает как действующее лицо трагедии и высший судья поступков

героев.

Эта же особенность присуща оперно-музыкальным трагедийным образам М. П.

Мусоргского. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» гениально воплощают

пушкинскую формулу трагедии о слитности человеческой и народной судеб.

Впервые на оперной сцене предстал народ, одушевленный единой идеей борьбы

против рабства, насилия, произвола. Углубленная характеристика народа

оттенила трагедию совести царя Бориса. При всех своих благих помыслах Борис

остается чуждым народу и втайне страшится народа, который именно в нем видит

причину своих бедствий. Мусоргский глубоко разработал специфические

музыкальные средства передачи трагического жизненного содержания: музыкально

– драматические контрасты, яркий тематизм, скорбные интонации, мрачная

тональность и темные тембры оркестровки (фаготы в низком регистре в монологе

Бориса «Скорбит душа.).

Большое значение для развития философского начала в трагедийных музыкальных

произведениях имела разработка темы рока в Пятой симфонии Бетховена. Эта тема

получила дальнейшее развитие в Четвертой, Шестой и особенно Пятой симфониях

Чайковского. Он обращается к теме трагической любви в своих симфонических

произведениях «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини». В последней рок

разбивает счастье, и в музыке с нарастанием звучит отчаяние. Мотив отчаяния

появляется и в Четвертой симфонии, однако здесь герой находит опору в

могуществе вечной жизни народа. В Шестой симфонии Чайковского раскрыто

пробуждение духовных сил героя. Напряженный трагизм завершается в финале

темой мучительной печали расставания с жизнью. Трагическое в симфониях

Чайковского выражает противоречие между человеческими устремлениями и

жизненными препятствиями, между бесконечностью творческих порывов и

конечностью бытия личности.

В критическом реализме 19 в. (Диккенс, Бальзак, Стендаль, Гоголь, Толстой,

Достоевский и другие) нетрагический характер становится героем трагических

ситуаций. В жизни трагедия стала «обыкновенной историей», а ее герой –

отчужденным, «частным и частичным» (Гегель) человеком. И поэтому в искусстве

трагедия как жанр исчезает, но как элемент она проникает во все роды и жанры

искусства, запечатлевая нетерпимость разлада человека и общества.

Для того чтобы трагизм перестал быть постоянным спутником социальной жизни,

общество должно стать человечным, прийти в гармоничное соответствие с

личностью. Стремление человека преодолеть разлад с миром, поиск утраченного

смысла жизни – такова концепция трагического и пафос разработки этой темы в

критическом реализме 20 в. (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Л. Франк, Г. Бёлль, Ф.

Феллини, М. Антониони, Дж. Гершвин и другие).

Трагическое искусство выявляет общественный смысл жизни человека и показывает,

что бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа. Важная тема

трагедии – «человек и история». К. Маркс в своем конспекте «Эстетики» Ф. Т.

Фишера записал, что подлинная тема трагедии – революция. Революционная коллизия

должна стать центральным пунктом современной трагедии. В ней мотивы и основания

действий героев коренятся не в их личных прихотях, а в том историческом

движении, которое поднимает их к борьбе на своем гребне. «Гибель эскадры» А.

Корнейчука, «Разгром» А. Фадеева, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского,

картина К. Петрова – Водкина «Смерть комиссара» раскрывают революцию не как фон

событий, а как состояние мира, Здесь трагическое выступает как высшее

проявление героического: активность характера трагического героя поднимается до

наступательности. Сталкиваясь с грозным состоянием мира, своей борьбой и даже

гибелью герой совершает прорыв к более высокому, более совершенному состоянию.

Личная ответственность героя за свое свободное, активное действие, получившая

отражение в гегелевской категории трагической вины, в трактовке М. А. Шолохова

возвысилась до исторической ответственности. Тема ответственности

личности перед историей глубоко раскрыта в «Тихом Доне». Всемирно-исторический

контекст действий человека превращает его в сознательного или невольного

участника исторического процесса. Это делает героя ответственным за выбор пути,

за правильность решения вопросов жизни и понимание ее смысла. Характер

трагического героя выверяется самим ходом истории, ее законами. Характер

шолоховского героя противоречив: он то мельчает, то углубляется внутренними

муками, то закаляется тяжкими испытаниями. Трагична его судьба: ураган клонит к

земле и оставляет невредимым тонкий и слабый березняк, но выворачивает с корнем

могучий дуб.

В музыке новый тип трагедийного симфонизма разработан Д. Д. Шостаковичем.

Если в симфониях П. И. Чайковского рок всегда извне вторгается в жизнь

личности как мощная, бесчеловечная, враждебная сила, то у Шостаковича

подобное противостояние возникает лишь однажды – когда композитор раскрывает

катастрофическое нашествие зла, прерывающее спокойное течение жизни ( тема

нашествия в первой части Седьмой симфонии).В Пятой симфонии, где композитор

художественно исследует проблему становления личности, зло раскрывается как

изнанка человеческого. Финал симфонии жизнерадостен и разрешает трагедийную

напряженность первых частей. В Четырнадцатой симфонии Шостакович решает

вечные темы любви, жизни, смерти. И музыка и стихи полны глубокой философии и

трагизма. Заканчивается симфония стихами Рильке:

Всевластна смерть.

Она на страже

И в счастья час.

В миг высшей жизни она в нас страждет,

Ждет нас и жаждет –

И плачет в нас.

Используя в качестве контраста образ смерти, композитор утверждает красоту

жизни.

4. Трагическое в жизни.

Проявления трагического в жизни многообразны: от смерти ребенка или смерти

человека, полного творческой энергии – до поражения национально –

освободительного движения; от трагедии отдельного человека – до трагедии

целого народа. Трагическое может быть заключено и в борьбе человека с силами

природы. Но главный источник данной категории – борьба между добром и злом,

смертью и бессмертием, где смерть утверждает жизненные ценности, раскрывает

смысл существования человека, где происходит философское осмысление мира.

Первая мировая война, например, вошла в историю как одна из самых

кровопролитных и жестоких войн. Никогда (до 1914 г.) противоборствующие

стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Все

достижения науки и техники были направлены на истребление людей. За годы

войны было убито 10 млн. человек, ранено 20 млн. человек. Кроме того,

значительные людские потери понесло мирное население, погибавшее не только в

результате боевых действий, но и от голода и болезней, свирепствовавших в

военное лихолетье.

Война повлекла за собой колоссальные материальные потери. С лица земли

стирались города и селения, железные дороги и мосты, фабрики и заводы.

Налоги, дороговизна, безработица тяжким бременем ложились на трудящихся

воевавших стран. Война породила массовое революционное и демократическое

движение, участники которого требовали коренного обновления жизни.

Затем пришла к власти в Германии в январе 1933 г. фашистская национал-

социалистская рабочая партия, партия реванша и войны. Уже к лету 1941 г.

Германия и Италия оккупировали 12 европейских стран и распространили свое

господство на значительную часть Европы. В оккупированных странах они

установили фашистский оккупационный режим, названный ими «новым порядком»:

ликвидировали демократические свободы, распустили политические партии и

профсоюзы, запретили стачки и демонстрации. Экономика порабощенных стран

использовалась в интересах оккупантов. Промышленность работала по их заказам,

сельское хозяйство снабжало их сырьем и продовольствием, рабочая сила

использовалась на строительстве военных объектов. Все это привело ко Второй

мировой войне, в результате которой фашизм потерпел полное поражение. Но

какой ценой это все обошлось? Вторая мировая война наложила печать на всю

историю мира второй половины 20 в.

В отличие от первой мировой войны во второй мировой войне большинство людских

потерь пришлось на гражданское население. Только в СССР погибшие составили не

менее 27 млн. человек. В Германии в концентрационных лагерях было уничтожено

12 млн. человек. Жертвами войны и репрессий в западноевропейских странах

стало 5 млн. человек. На каждого убитого в военных действиях приходилось два

раненых или попавших в плен. К этим 60 млн. погубленных жизней в Европе

следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском и других

театрах второй мировой войны.

Не успел народ оправиться от одной мировой трагедии, как 6 августа 1945 г.

американский самолет сбросил атомную бомбу на японский город Хиросиму.

Атомный взрыв причинил ужасные бедствия: 90% зданий сгорело, остальные

обратились в развалины. Из 306 тыс. жителей Хиросимы сразу погибло более 90

тыс. человек. Десятки тысяч людей погибли позднее от ран, ожогов и

радиоактивного облучения. Со взрывом первой атомной бомбы человечество

вступило в «атомную эру». Оно получило в свое распоряжение неисчерпаемый

источник энергии и в то же время страшное оружие, способное уничтожить все

живое.

Не успело человечество вступить в 21 в., как новая волна трагических событий

захлестнула всю планету. Это и активизация террористических акций, и

природные катаклизмы, и экологические проблемы. Так, например, хозяйственная

деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она

воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны,

но и далеко за ее границами.

Характерные примеры.

- Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.

- 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение.

- От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в

странах континентальной Европы - около половины их площадей.

- В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их

территории.

- Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно

загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран,

использующих их водные ресурсы.

- С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с 13,5 млн.

тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста

сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических

удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной

из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые

водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический

круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе,

да и самому человеку. Весьма характерным для нашего времени стал быстро

развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые

страны.

Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных

минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах,

но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.

На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциала

биосферы. Это подтверждается следующими факторами:

- Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского

хозяйства;

- Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года она

возрастает на 20%;

- Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000

год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли;

- Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана, осуществляется

в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает

человек.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д.

требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую

нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой

деятельности происходит даже изменение климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере

возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение

его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате

которого происходит потепление климата всей планеты.

Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше время. В

результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5

градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по

сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%,

то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4

градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в

свою очередь, вызовет необратимые процессы:

- таяние льдов;

- поднятие уровня мирового океана на один метр;

- затопление многих прибрежных районов;

- изменение влагообмена на поверхности Земли;

- сокращение количества осадков;

- изменение направления ветра.

Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы,

связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их

жизни.

Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский,

человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно

начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.

Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой

изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного

бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик. А

это трагедия всего человечества в целом.

5. Сущность трагического.

Трагедия – суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе холодный

отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно тому как свет и

тени заката делают предметы для зрения объемными, сознание смерти заставляет

человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность

бытия. И когда смерть рядом, то в этой «пограничной» ситуации ярче видны все

краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть, величие

привычного, отчетливей проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл

человеческого существования.

Трагедия – всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни.

Итак, трагическое раскрывает:

1. гибель или тяжкие страдания личности;

2. невосполнимость для людей ее утраты;

3. бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой

индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;

4. высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;

5. активность трагического характера по отношению к обстоятельствам;

6. философски осмысленное состояние мира;

7. исторически, временно неразрешимые противоречия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6