Реферат: Организация как объект управления
20-х годов. Роль государства состоит в том, что оно должно
устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка,», используя
такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное),
государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление
кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального
использования природных ресурсов и т. д. На государство возлагается и задача
заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: (Экологическая
безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита
потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс,
ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных
международных экономических отношений.
Выполняя эти функции,, государство регулирует спрос и предложение на макро
уровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования
на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.
Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего
переходного периода от значительного в начале до минимального уровня в конце.
Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере
продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие»
инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная
политика и т. д.).
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить
значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях
Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень
регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна
расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности
задач, решаемых в регионах, с другой — существенно упрощает систему управления
народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и
способствует росту управляемости экономики России.
Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных
и административных методов управления предприятиями государственного сектора.
В переходный период государственный сектор экономики будет сокращаться за счет
расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в
конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего
валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для
экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно
базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный
характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса
предприятий в экономической системе страны.
Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми,
социально ориентированными системами означает поворот к рынку и
потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна
самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей
совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение
внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание
коммуникаций — далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за
пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная
ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она
выполняет и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах:
с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения
потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с
позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды
обитания организации.
III. Новые организационные формы в структуре экономики
Структура экономики, т. е. количественное и качественное соотношение
предприятий и организаций разного типа и назначения, имеет большое значение
для ее эффективного функционирования и ; развития. В связи с построением в
нашей стране рыночных отношений в ней происходят радикальные изменения.
Приватизация предприятий, начавшаяся в начале 90-х годов с таких отраслей,
как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, в
последние годы охватила организации более крупных, фондоемких, наукоемких,
ресурсодобывающих отраслей и прежде всего топливно-энергетического,
машиностроительного комплексов, транспорта и связи, которые составляют основу
производственного потенциала страны.
К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. В результате
резко изменилось распределение предприятий и организаций по формам
собственности. Если в 1992 г. доля предприятий государственной и
муниципальной собственности составляла в общем числе 87,3%, то на 1 января
1996 г. — всего 23,1%. Соответственно с 11,3 до 63,4% повысилась доля
предприятий в частной собственности. Растет число малых предприятий,
достигшее, по данным на начало 1996 г., 877 тыс., что составило 84% общего
количества организаций; располагая 14% общего числа занятых и имея в своем
распоряжении 3,4% стоимости основных средств экономики страны, они производят
12% ВВП и дают третью часть всей прибыли по народному хозяйству.
Роль и значение для народного хозяйства предприятий разного размера наглядно
иллюстрируют данные табл. 1.2. Обращает на себя внимание, что несмотря на
сокращение общего числа предприятий с численностью 501 человек и выше (в 1991
г. их доля составляла 17,6%, т. е. за 4 года снизилась в 2,75 раза), эта
группа доминирует как по роли в выпуске продукций, так и по численности
занятых. Более того, наблюдается тенденция к увеличению среднего числа
занятых в расчете на одно крупное предприятие.
В структуре экономики преобладают коммерческие предприятия, доля которых в
1996 г. составила 82%. В их составе наибольший удельный вес приходится на
акционерные общества и товарищества (39,8% от общего числа предприятий и
организаций страны), доля государственных и муниципальных предприятий
сократилась до 14,6%.
Таблица 1.2
Группировка предприятий по численности промышленно-производственного
персонала в 1994 г. (в %)
Предприятия со среднегодовой численностью ППП, человек | Число предприятий | Объем продукции | Среднегодовое число занятых | до 200 87,1 9,4 14,5 201-500 6,5 10,6 77,9 501 и более 6,4 80,0 72,8 | Всего 100,0 100,0 100,0 |
Преобладающей формой стали акционерные общества закрытого типа и товарищества
с ограниченной ответственностью (29,4% от общего числа организаций).
Деятельность акционерных обществ регулируется не только Гражданским
кодексом, но и принятым в соответствии с ним Законом «Об акционерных
обществах» от 26 декабря 1995 г., которым детально определены условия их
образования, формирования уставного капитала, управления, реорганизации и
ликвидации.
Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и отечественной экономике,
появляются новые формы интеграции организаций, которые повышают
конкурентоспособность России и способствуют ее выходу из кризисного состояния.
Прежде всего, это финансово-промышленные группы и предпринимательские союзы.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе
промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы,
банки, инвестиционные фонды и страховые компании. 1лавными целями их интеграции
являются:
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях
развития экономики;
- ускорение научно-технического прогресса
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции
отечественных предприятий;
- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности
страны;
- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в
условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
При создании ФПГ должны реализовываться принципы постепенности и
эволюционности формирования; диверсификации и межотраслевой интеграции
производства; сочетания крупных, средних и малых предприятий и организаций;
демонополизации производства и перехода к олигопольной конкуренции.
Опыт показывает, что уже действующие в Российской Федерации ФПГ осуществляют
крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства,
способствуют денежной стабилизации. Кроме того, ФПГ восполняют недостающие в
период перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и
создают реальные условия для надежных, отвечающих требованиям качества,
поставок и сбыта. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и
внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные
корпорации чаще всего организованы как финансово-индустриально- торговые
комплексы, обладающие мощным потенциалом.
Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных
соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Это
достаточно гибкая структура, позволяющая входящим в нее организациям
координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать
между собою. В качестве примера можно привести союз двух автозаводов — КамАЗ и
ВАЗ, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолитражки «Ока» на
площадке КамАЗа. Другой пример — создание предпринимательского союза,
состоящего из сборочного завода, конструкторского бюро и заводов по выпуску
комплектующих, используемых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86.
Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в
кластеры (в переводе с английского — это «группа, скопление, концентрация,
куст») на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные
конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства
связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.) Для
этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах
или других административно-территориальных единицах и имеющие свободные
мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь
выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть
сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного
обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы
(области) деятельности. В качестве таких сфер объединяющих компании в союзы,
могут выступать: производство товаров для дома; различные отрасли, связанные
со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т. п. Как показывает
зарубежный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают
оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен
информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам
поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация,
представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний
(поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых
современными информационными системами с целью взаимного пользования
ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей.
Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные
сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на
«электронных» контактах.
По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых
связей между организациями, входящими в виртуальную корпорацию, может иметь
своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при
высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается
другая компания.
IV. Функции управления.
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для
определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их
достижение. речь идет о функциях, которые являются составными частями любого
процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения,
формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют
общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию,
контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой
диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1).
Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к
контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием
процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция
координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рис. 1 . Взаимосвязь функций управления
Рассмотрим содержание каждой функции управления.
Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с
составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат
перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы
и время выполнения работ, необходимые Для достижения поставленных целей.
Соответственно, планирование включает:
- установление целей и задач;
- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и
задачам;
- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет
ответственность за их реализацию.
В командно-административной системе планирование на предприятии выполняло
роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов
между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было
средством контроля и оценки результатов и создавало основу для
стимулирования труда работников: предприятия. Его главная характерная черта -
директивность отражала концепцию народнохозяйственного планирования как
единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные
ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего
народнохозяйственного механизма.
В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху,
ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, несет полную ответственность
за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности
организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно
обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы,
определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность
Страницы: 1, 2, 3
|