скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Организация как объект управления скачать рефераты

20-х годов. Роль государства состоит в том, что оно должно

устанавливать и ох­ранять общие правила функционирования рынка,», используя

такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимоно­польное),

государственные заказы, лицензирование экспорта и им­порта, установление

кредитных ставок, различные формы стимули­рования и контроля рационального

использования природных ресур­сов и т. д. На государство возлагается и задача

заполнения внерыноч­ных зон хозяйствования, к которым относятся: (Экологическая

безо­пасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита

потребителей), перераспределение доходов, научно-техничес­кий прогресс,

ликвидация структурных и региональных диспропор­ций, развитие эффективных

международных экономических отноше­ний.

Выполняя эти функции,, государство регулирует спрос и предло­жение на макро

уровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования

на уровне организаций, между кото­рыми осуществляется товарно-денежный обмен.

Долевое участие го­сударственных органов будет меняться на протяжении всего

переходного периода от значительного в начале до минимального уровня в конце.

Различными должны быть и формы государственного воздей­ствия, которые по мере

продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие»

инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная

политика и т. д.).

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обес­печить

значительное повышение роли самоуправления на всех уров­нях. В условиях

Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень

регионов, экономическая самосто­ятельность которых в переходный период должна

расти. С одной сто­роны, это приводит к увеличению количества и сложности

задач, решаемых в регионах, с другой — существенно упрощает систему уп­равления

народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и

способствует росту управляемости экономики России.

Важным положением новой парадигмы является установка на со­четание рыночных

и административных методов управления предприя­тиями государственного сектора.

В переходный период государствен­ный сектор экономики будет сокращаться за счет

расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в

конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутрен­него

валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для

экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно

базироваться на комбинации методов, нося­щих рыночный и административный

характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса

предприятий в экономической системе страны.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми,

социально ориентированными системами означает поворот к рынку и

потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна

самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей

совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение

внешнеэкономи­ческих связей, привлечение иностранного капитала, налаживание

коммуникаций — далеко не полный перечень тех задач, которые рань­ше были за

пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная

ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она

выполняет и социальную роль. Пос­ледняя может рассматриваться в двух аспектах:

с точки зрения ори­ентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения

потреб­ностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с

позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллек­тивов и среды

обитания организации.

III. Новые организационные формы в структуре экономики

Структура экономики, т. е. количественное и качественное соотношение

предприятий и организаций разного типа и назначения, имеет большое значение

для ее эффективного функционирования и ; развития. В связи с построением в

нашей стране рыночных отноше­ний в ней происходят радикальные изменения.

Приватизация пред­приятий, начавшаяся в начале 90-х годов с таких отраслей,

как тор­говля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, в

последние годы охватила организации более крупных, фондоемких, наукоемких,

ресурсодобывающих отраслей и прежде всего топливно-энергетического,

машиностроительного комплексов, транспорта и связи, которые составляют основу

производственного потенциала страны.

К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприя­тий. В результате

резко изменилось распределение предприятий и организаций по формам

собственности. Если в 1992 г. доля пред­приятий государственной и

муниципальной собственности со­ставляла в общем числе 87,3%, то на 1 января

1996 г. — всего 23,1%. Соответственно с 11,3 до 63,4% повысилась доля

предприятий в частной собственности. Растет число малых предприятий,

достиг­шее, по данным на начало 1996 г., 877 тыс., что составило 84% общего

количества организаций; располагая 14% общего числа занятых и имея в своем

распоряжении 3,4% стоимости основных средств экономики страны, они производят

12% ВВП и дают тре­тью часть всей прибыли по народному хозяйству.

Роль и значение для народного хозяйства предприятий разного размера наглядно

иллюстрируют данные табл. 1.2. Обращает на себя внимание, что несмотря на

сокращение общего числа предприятий с численностью 501 человек и выше (в 1991

г. их доля составляла 17,6%, т. е. за 4 года снизилась в 2,75 раза), эта

группа доминирует как по роли в выпуске продукций, так и по численности

занятых. Более того, наблюдается тенденция к увеличению среднего числа

занятых в рас­чете на одно крупное предприятие.

В структуре экономики преобладают коммерческие предприятия, доля которых в

1996 г. составила 82%. В их составе наибольший удель­ный вес приходится на

акционерные общества и товарищества (39,8% от общего числа предприятий и

организаций страны), доля государ­ственных и муниципальных предприятий

сократилась до 14,6%.

Таблица 1.2

Группировка предприятий по численности промышленно-производственного

персонала в 1994 г. (в %)

Предприятия со средне­годовой численностью ППП, человекЧисло предприятийОбъем продукцииСреднегодовое число занятых

до 200 87,1 9,4 14,5

201-500 6,5 10,6 77,9

501 и более 6,4 80,0 72,8

Всего 100,0 100,0 100,0

Преобладающей формой стали акционерные общества закрытого типа и товарищества

с ограниченной ответственностью (29,4% от общего числа организаций).

Деятельность акционерных обществ ре­гулируется не только Гражданским

кодексом, но и принятым в соот­ветствии с ним Законом «Об акционерных

обществах» от 26 декабря 1995 г., которым детально определены условия их

образования, фор­мирования уставного капитала, управления, реорганизации и

ликви­дации.

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и оте­чественной экономике,

появляются новые формы интеграции органи­заций, которые повышают

конкурентоспособность России и способ­ствуют ее выходу из кризисного состояния.

Прежде всего, это финан­сово-промышленные группы и предпринимательские союзы.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе

промышленные предприятия, исследовательские организации, тор­говые фирмы,

банки, инвестиционные фонды и страховые компании. 1лавными целями их интеграции

являются:

- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных на­правлениях

развития экономики;

- ускорение научно-технического прогресса

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции

отечественных предприятий;

- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности

страны;

- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в

условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.

При создании ФПГ должны реализовываться принципы постепенности и

эволюционности формирования; диверсификации и межотраслевой интеграции

производства; сочетания крупных, средних и малых предприятий и организаций;

демонополизации производства и перехода к олигопольной конкуренции.

Опыт показывает, что уже действующие в Российской Федерации ФПГ осуществляют

крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства,

способствуют денежной стабилизации. Кроме того, ФПГ восполняют недостающие в

период перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и

создают реальные условия для надежных, отвечающих требованиям качества,

поставок и сбыта. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и

внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные

корпорации чаще всего организованы как финансово-индустриально- торговые

комплексы, обладающие мощным потенциалом.

Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных

соглашений, объединяющих компании разных разме­ров и форм собственности. Это

достаточно гибкая структура, позво­ляющая входящим в нее организациям

координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать

между собою. В ка­честве примера можно привести союз двух автозаводов — КамАЗ и

ВАЗ, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолит­ражки «Ока» на

площадке КамАЗа. Другой пример — создание пред­принимательского союза,

состоящего из сборочного завода, конст­рукторского бюро и заводов по выпуску

комплектующих, использу­емых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86.

Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы ком­паний, объединенных в

кластеры (в переводе с английского — это «группа, скопление, концентрация,

куст») на определенных терри­ториях, которые предоставляют им те или иные

конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства

свя­зи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.) Для

этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах

или других административно-территориаль­ных единицах и имеющие свободные

мощности в связи с реструкту­ризацией отечественной экономики. Именно здесь

выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть

сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного

обеспечения и информационных взаимосвязей между компа­ниями определенной сферы

(области) деятельности. В качестве таких сфер объединяющих компании в союзы,

могут выступать: производ­ство товаров для дома; различные отрасли, связанные

со здравоохра­нением, с производством бытовых продуктов и т. п. Как показывает

зарубежный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают

оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается сво­бодный обмен

информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам

поставщиков и потребителей, имеющих кон­такты с многочисленными конкурентами.

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация,

представляющая собой создаваемую на временной осно­ве сеть независимых компаний

(поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых

современными информационны­ми системами с целью взаимного пользования

ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей.

Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные

сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое парт­нерство на

«электронных» контактах.

По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых

связей между организациями, входящими в вирту­альную корпорацию, может иметь

своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при

высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается

другая компания.

IV. Функции управления.

Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для

определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их

достижение. речь идет о функциях, которые являются составными частями любого

процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения,

формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют

общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию,

контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой

диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1).

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к

контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием

процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы на­ходится функция

координации, обеспечивающая согласование и вза­имодействие всех остальных.

Реферат: Организация как объект управления

Рис. 1 . Взаимосвязь функций управления

Рассмотрим содержание каждой функции управления.

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с

составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат

перечень того, что должно быть сделано, определяют пос­ледовательность, ресурсы

и время выполнения работ, необходимые Для достижения поставленных целей.

Соответственно, планирование включает:

- установление целей и задач;

- разработку стратегий, программ и планов для достижения це­лей;

- определение необходимых ресурсов и их распределение по це­лям и

задачам;

- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет

ответственность за их реализацию.

В командно-административной системе планирование на предприятии выполняло

роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов

между ними для реализации жестко задан­ных сверху целей. Оно также было

средством контроля и оценки ре­зультатов и создавало основу для

стимулирования труда работников: предприятия. Его главная характерная черта -

директивность отражала концепцию народнохозяйственного планирования как

единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные

ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего

народнохозяйственного механизма.

В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху,

ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, несет полную ответственность

за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности

организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно

обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы,

определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность

Страницы: 1, 2, 3