скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Организация как объект управления скачать рефераты

Реферат: Организация как объект управления

ВОРОНЕЖСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

Реферат

По

предмету: Этика профессиональной

деятельности

На тему:

Организация как объект управления.

Преподаватель:

Глотова И.А.

Выполнил:

студент группы Ю-32

Потеряев А.Ю.

Воронеж 2001 г.

План

1. Определение понятия и классификация организаций.

2. Современная система взглядов на управление.

3. Новые

организационные формы в структуре экономики.

4. Функции

управления.

5. Цели организации и их классификация.

I. Определение понятия и классификация организаций

Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций,

которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для

достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов

разделения труда, разделе­ния обязанностей и иерархической структуры;

общественное объеди­нение, государственное учреждение»: Организации создаются

для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому име­ют самое

различное назначение, размеры, строение и другие харак­теристики.

Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объек­тов

управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для

управления их функционированием и развитием требу­ются специальные знания и

искусство, методы и приемы, обеспечи­вающие эффективную совместную

деятельность работников.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначе­ния, может быть

описана с помощью ряда параметров, среди кото­рых главными являются: целевое

назначение, правовая и норматив­ная основа, ресурсы, процессы и структура,

разделение труда и рас­пределение ролей, внешняя среда и система внутренних

социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих

организа­ционную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций

подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединя­ет предприятия,

однородные по тому или иному критерию.

На основании критерия формализации выделяются:

формальные организации, имеющие четко поставленные цели,

формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации

бизнеса, государственные и международные институты и органы;

неформальные организации, работающие без четко определен­ных целей,

правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных

отношений между людьми.

Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации,

которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской

Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном

владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим

обязатель­ствам этим имуществом.

По формам собственности они могут быть частными, государствен­ными,

муниципальными и иными.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммер­ческие

и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве

основной цели своей деятельности, вторые не стремятся из­влекать или

распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять

предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради

которых они созданы, и соответству­ющую этим целям.

Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы,

в которых может осуществляться деятельность ком­мерческих и некоммерческих

организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие»

сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем

предприятием как объектом прав признается имущественный комп­лекс, используемый

для осуществления предпринимательской деятель­ности (ст. 132 Гражданского

кодекса). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и

«предприятие» широко применяются (в том числе и в данном учебнике) как

взаимозаменя­емые.

По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В

качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие

легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот)

и балансовая стоимость ак­тивов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает

достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на

практике применяют комбинацию критериев.

По участию в различных секторах производства организации под­разделяются

на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по

своему месту в технологическом цикле:

- отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают

организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной

промышленности и т.д.;

- отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организа­ции и

предприятия обрабатывающей промышленности, например, ма­шиностроения,

металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

- отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого

называют услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых

двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения,

туристические агентства, розничная тор­говля и др.;

- к четвертому сектору относят все организации и институты, которые

занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой

деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался

сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с

которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и

сложными системами.

II. Современная система взглядов на управление.

За рубежом

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием

объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX.

для многих стран мира была периодом индустриаль­ного развития общественного

производства» начало которому поло­жила промышленная революция предыдущего

столетия. Во второй половине текущего века страны-лидеры (страны, занимающие

пер­вые места по уровню производительности труда) констатировали начало

перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны

принципиально новые черты и закономерности. Главны­ми факторами этих

изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация

научного и производственного потен­циала, особенно в народы второй мировой

войны. В послевоенный пе­риод произошла реструктуризация мировой экономики, в

которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяю­щие

потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрес­сивных технологиях.

Производство все в большей мере ориентирова­лось не на удовлетворение

массовых потребностей, а на специализи­рованные запросы потребителей, т. е.

на небольшие по емкости рын­ки. Это привело к невиданному росту

предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних

предприятий, к ус­ложнению всей системы связей между организациями, к высокой

значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость,

динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система

взглядов на менеджмент в радикально меняющейся эконо­мической среде была

сформулирована в 70—80-е годы. В табл.1 приведены главные положения,

характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального

развития (старая парадиг­ма) и сформировавшихся' в связи с переходом к

экономике рыночно предпринимательской ориентации (новая парадигма).

Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.)

Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др.)

1. Предприятие это закрытая систе­ма, цели, задачи и условия

деятельно­сти которой достаточно стабильны

1. Предприятие—это открытая систе­ма, рассматриваемая в единстве фак­торов

внутренней и внешней среды

2. Рост масштабов производства про­дукции и услуг как главный фактор ус­пеха

и конкурентоспособности

2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество, продукции и услуг, на

удовлетворение потребителей

3. Рациональная организация произ­водства, эффективное использование всех

видов ресурсов и повышение про­изводительности труда как главная за­дача

менеджмента

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и

адекватности-реакции, обеспечиваю­щих адаптацию к условиям существо­вания

фирмы, при которых рационали­зация производства становится зада­чей второго

плана.

4. Главный источник прибавочной сто­имости — производственный рабочий и

производительность его труда

4. Главный источник прибавочной сто­имости —люди, обладающие знания­ми

(когнитариат). «условия для реали­зации их потенциала

5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности,

функциональном разделении Труда, нормах, стандартах и правилах выпол­нения

работы

5. Система управления, ориентирован­ная на повышение роли организацион­ной

культуры и нововведений, мотива­цию работников и стиль руководства

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые

перестают «работать» в условиях предпринимательс­ких структур. В 90-е годы

главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект

управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей

способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными;

ме­неджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям;

менеджмент формирует коммуникации между людьми и оп­ределяет индивидуальный

вклад каждого работающего в общий ре­зультат; этика в бизнесе объявляется

золотым правилом менеджмента.

Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая

управленческая революция»; и это не случайно. Ведь ее основ­ные положения

могут применяться, не приводя к немедленной лом­ке и разрушению сложившихся

структур, систем и методов менедж­мента, а как бы дополняя их, постепенно

приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают

системы управ­ления на основе предвидения изменений и на основе гибких,

экст­ренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как

учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и

управления, рассматривая внезапные и резкие изме­нения во внешней среде, в

технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической

жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и

структуры управ­ления, в которых предпочтение отдается децентрализации;

органи­зационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению но­вых

проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже при­нятых. Маневр в

распределении ресурсов ценится выше, чем пункту­альность в их расходовании.

В Российской Федерации

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от

социалистического хозяйства к экономике рынбчн6-предпринима-тельского типа

вызвал также необходимость разработки новой пара­дигмы управления.

Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать

народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней

достойное место при соблюдении двух глав­ных условий: во-первых, в основу

реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом

экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть

учте­ны особенности предшествующего развития и современного состояния

экономики страны, национальная культура и поведенческие ха­рактеристики

населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и

условия, формирующие развитие страны.

Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики

управления, сформировалась под воздействием марксист­ской парадигмы

экономического развития. В ней критерием социаль­ной ориентации экономики

выступало всестороннее развитие лично­сти. Роль экономического фундамента

справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная

собственность на сред­ства производства, а план выступал как регулятор

производства. Ин­терпретация этой парадигмы в процессе построения

социалистичес­кого общества привела к созиданию экономической теории особого

типа. Помимо ее крайней политизации, она обосновала необходимость реализации

таких принципиальных положений, как концентрация производства, его

монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной

специализации на народнохозяйствен­ную эффективность, закрытость единого

народнохозяйственного ком­плекса страны.

В соответствии с этим управленческая наука развивала фундамен­тальные

положения, обосновывающие необходимость централизации управления,

моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со

стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий,

жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система

взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике

управ­ления социалистическим производством. Управление экономикой СССР

строилась по типу одной большой фабрики с подразделения­ми и филиалами по

всей огромной территории страны. Отсюда — ко­лоссальная бюрократизация и

командно-административный характер системы управления, с которой мы подошли к

началу экономичес­ких реформ.

Российская Федерация как самостоятельное государство взяла курс на проведение

рыночных реформ, которые должны обеспечить бла­госостояние и свободу граждан

России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной

экономики.

Положения новой управленческой парадигмы должны выражать объективные

потребности реформируемой экономики и общества в целом; они должны содержать

главные, ключевые моменты, исполь­зование которых при построении новой

системы управления помо­жет нашей стране ускорить переход к рыночной

экономике и осуще­ствить его с наименьшими потерями для общества.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе

ре­формирования, не предполагает полного отказа от государственного

регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне

организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что

движение к рынку — это сложный процесс, не­пременным и активным участником

которого должно быть государ­ство. Известно, что рынок не способен решить

многих проблем, свя­занных с нуждами всего общества, социальным единством

страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ

и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем про­ведения определенной

государственной политики в таких областях, как социально-экономическая,

валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была

практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца

Страницы: 1, 2, 3