скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемы экологического права Кыргызской Республики скачать рефераты

Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса КР.

К области лесного законодательства в действующем УК относятся три состава преступления. Это ст. 174, 176.устанавливающие уголовную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение имущества, в том числе лесных массивов; ст. 270 - уничтожение или повреждение леса и иных объектов природы; ст. 279 - незаконная порубка деревьев и кустарников. Последние две статьи являются центральными в уголовной ответственности за лесонарушения. Рассмотрим их более подробно.

Преступление, предусмотренное ст. 270 УК КР, характеризуется высокой общественной опасностью. Ежегодно у нас в республике происходит большое количество лесных пожаров, 90% из них по вине людей. Уничтожаются сотни гектаров леса, а лесное хозяйство, природа, животный мир терпят колоссальный ущерб. Очень часто в огне лесных пожаров гибнут люди, домашний скот, а также дорогостоящая техника.

Объектом посягательства, данного преступления, выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию лесов, а равно иных объектов дикой природы.

Основным предметом преступления является лес, а также насаждения, не входящие в лесной фонд. С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (например, поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и путем бездействия (невыполнение ответственным за то лицом обязанностей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах).

Под уничтожением понимается полное сгорание лесного массива либо насаждений, не входящих в лесной фонд, или полное превращение их в сухостой в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ. Повреждение леса - это сгорание указанной древесно - кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках до степени прекращения роста, заражения болезнями и т. п.

Окончено преступление с момента уничтожения или повреждения леса либо насаждений, не входящих в лесной фонд.

Что касается ст. 279 УК КР то объект и предмет ее охраны полностью совпадает с объектом и предметом вышеописанной статьи. Отличие же их является в том, что ст.279 устанавливает ответственность не за все виды нарушений правил лесопользования, а только за незаконную порубку, а также повреждение до степени роста деревьев и кустарников. При этом имеются в виду деревья и кустарники, находящиеся в естественном состоянии.

Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства и выполняют экономические, а не экологические функции.

С объективной стороны преступление состоит в незаконной порубке или повреждении до степени прекращения роста деревьев и кустарников. Незаконной порубкой леса признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня без разрешения. Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева или кустарника от корня, либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере.

За менее значительные и менее общественно опасные правонарушения в области лесного хозяйства все совершившие их лица подлежат административной ответственности в соответствии с законодательством КР.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе КР об административной ответственности. В самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная порубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими веществами; нарушение правил пожарной безопасности и в качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по новой шкале исчисления в размере не менее одного минимального размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным затрат, произведенных незаконными пользователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, сооружений.

Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов. Потерпевший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснованное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончательное.

Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит деликатный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, утверждены Гослесагентством с учетом индекса новых цен и практики исчисления размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда.

Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение саженцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сенокошение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д.

Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе скота - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кормов по рыночным ценам.

Смешанная гражданская ответственность имеет место тогда, когда ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стоимости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших деревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь имущественных ценностей.

3.6 Проблема защиты лесов в Кыргызстане

Как отмечают специалисты Гослесагенства КР, ситуация в лесном хозяйстве республики значительно улучшилась после проведения ряда работ связанных с внедрением так называемой "швейцарской программы для Кыргызстана".

Столь пристальное внимание к проблемам леса было вызвано катастрофическим положением "легких республики". До сих пор идут споры, к какому виду индустрии отнести лесные хозяйства - промышленному или заповедному, входящему в систему природоохранных объектов. Как пользоваться богатством, подаренном нам природой, рубить или не рубить, что такое рациональное лесопользование? Остро стоит и проблема воспроизводства лесного богатства, сохранения экологического баланса, сложившегося за века равновесия флоры и фауны.

Эти проблемы привлекли внимание Швейцарии после визита туда Президента Республики Аскара Акаева, который ознакомил правительство конфедерации с положением лесов в Кыргызстане. Оказалось, что у нас очень много общего, и опыт страны в которой совсем недавно было лишь 3-4 % лесистости , а сегодня общая площадь лесных угодий составляет около 25 %, для Кыргызстана чрезвычайно важен.

В Кыргызстане лесистость составляет 14% или 2 миллиона гектаров. Мировая практика показывает норму порядка 25-30%. Специалисты швейцарской программы защиты леса считают , что у нас есть все возможности увеличить и оздоровить наши леса, но при взвешенном, строго научном подходе с использованием опыта и практики швейцарской науки. Самый болезненный вопрос в этом - политика вырубки и воспроизводства. В ходе дискуссий удалось выработать единую систему мероприятий по рациональному использованию лесов их сохранению и воспроизводству. Даже по самому острому вопросу - вырубке - было достигнуто понимание. Решено, что санитарная вырубка переспелых лесов все же необходима. Производство, лесная промышленность должны развиваться только в согласии с наукой и законодательством Кыргызстана.

Благодаря Швейцарии в Кыргызстане уже созданы и действуют модельные лесхозы, в ближайшее время их будет четыре - по количеству регионов. На их базе проводятся научные эксперименты по созданию единого комплекса "лес - наука - промышленность". Будет внедрена информационная система связи, компъютеризация промышленных объектов. Проведена подготовка наших специалистов - лесников в Швейцарии. И самое главное республике оказывают значительную финансовую помощь.

Только за первый год на поддержку пилотного проекта защиты леса Швейцария выделила 800 тысяч $, на второй - 2 миллиона $.

С июля 1995 года действует Кыргызско-Швейцарская программа поддержки лесного хозяйства. Уже есть результаты первого этапа прграммы. Создан Иссык- Кульский модельный лесхоз, где идут испытания современных методов лесоводства и деревообработки. С 1998 года реализуются мероприятия для орехово-плодовых лесов Арсланбоба. Это место имеет всемирную значимость, ибо тут на площади в 500 тысяч гектаров заложена кладовая генетического резерва планеты.

По словам координатора швейцарской программы Улле Мюллера, в Кыргызстане в трудных условиях перехода к рынку предстоит выжить более чем 36 лесхозам, создать абсолютно новую отрасль хозяйства, обеспечить безопасность заповедников природы, освоить навыки коммерсатов, сохранить паритет экологии и науки.

Поэтому и новые положения кыргызского законодательства, принятые не так давно в области охраны природы, самым положительным образом скажутся на ситуации в лесном хозяйстве. Ужесточенные нормы права - вплоть до уголовного преследования - за ряд экологических преступлений должны способствовать более сознательному отношению к лесному богатству страны. Ведь вырубки деревьев на дрова стали настолько массовым явлением, что остановить их пожалуй, может только точная и жестокая законодательная норма. Причем при условии, что она будет выполнятся.

Сегодня даже директор Гослесагенства Д. Рустанбеков признает, что леса используются в качестве места бесплатной заготовки дров местными жителями. К слову, способствует этому и хозрасчет на который переведены лесхозы республики и лесники вынуждены "закрывать глаза" на некоторые нарушения. Но когда вырубки, даже вынужденные, проходят под присмотром профессионала - это одно, это гарантия, что под топор пойдет дерево старое, больное или растущее в неудачном месте. Зато когда за дело берутся все желающие заполучить даровые дрова….

В красивейшем заказнике Яблоневая Щель вблизи Кара-Балты замерзающие сельчане вырубили несколько десятков здоровых крепких карагачей. Обнаружилось это только при весеннем десанте детского экоклуба, который и взялся восполнить потери и посадить молодые саженцы

Но это, пожалуй единственный пример здравого подхода к проблеме. А как решить ее в масштабах республики, чтобы "зеленые новшества" стали не галочкой в отчете о проведенном мероприятии, а действительно новыми зелеными массивами. Поэтому и предлагает директор Гослесагенства, передать все "зеленые сельские новшества" на баланс агенства, которое в силах их содержать и отвечать за них. В противном случае все попытки административного озеленения страны, на которые тратятся весьма значительные суммы, канут в лету, не принося никакой пользы, а только вред - люди привыкнут к имитации деятельности и безнаказанности за тот вред, который они приносят природе.

Экологическое законодательство регулирующее множество вопросов, решает наконец - таки и эту злободневную проблему. Нормами права закреплено положение об ответственности за вред причиняемый таким образом природе. Думается, что чем активнее будет работать законодательство по охране природы, тем больший эффект оно принесет общей ситуации республике. И выступать в качестве организаторов "экологических" дел, к сожалению, сегодня редких, должны не только природоохранные прокуратуры, но и лесники, первыми обнаружившие потравы, и члены многочисленных экологических НПО. Несколько показательных судов над злостными нарушителями природы сразу организуют правильное общественное мнение по этому вопросу. И окажутся много действеннее многочисленных объяснений и разъяснений.

Заключение

В заключение работы мне хотелось бы еще раз кратко выделить все вышеизложенные основные проблемные моменты экологического права, а также сделать некоторые выводы относительно их решения.

А) Отсутствие политической воли государства к последовательному, эффективному, осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования.

В области права окружающей среды эта причина проявилась, в частности, в отсутствии законов и адекватного правового регулирования в ряде экологически значимых сфер (обращение с отходами производства и потребления, с опасными веществами и др.). В то же время хотя и принимаются законы и нормативно правовые акты в сфере окружающей среды, но со стороны государства при этом не было сделано усилий к тому, чтобы обеспечить их выполнение. Практическая деятельность по охране природе подменялась и подменяется словами о ее важности. В результате остались нереализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере. Наиболее серьезным проявлением отсутствия или дефицита политической воли явилось то, что в нашей стране, в которой оказывается мощное антропогенное влияние на природу, не была выработана целенаправленная научно обоснованная государственная экологическая политика. Процессы взаимодействия между обществом и природой развивались и до сих пор развиваются в значительной мере стихийно, без учета законов развития природы и экологических потребностей человека и общества.

Таким образом сама природоохранительная деятельность приобрела во многом декларативный и фиктивный характер.33 Макаров С. В., Каменская Ю. Ю. Экологическое аудирование. М.,1995

Б) Слабо разработанная система экологического законодательства. В системе нашего местного законодательства в области окружающей среды до сих пор отсутствуют многие законодательные акты и правовые нормы, принятые в зарубежных экономически развитых государствах 20-25 лет назад. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием экологических процедур (экологическое нормирования, лицензирования, оценки воздействия на окружающую среду, организации и проведения экологической экспертизы и др.); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.

В) Неудовлетворительная организация государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Речь идет прежде всего о системе специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. Система органов гос. природооохранного управления в СССР была организована применительно к регулированию и использования и охраны отдельных природных ресурсов с нарушением принципа разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

Со времен распада СССР в Кыргызстане очень часто происходит реорганизация системы гос. органов управления в сфере взаимодействия общества и природы и, к сожалению, не в направлении ее улучшения.

Г) Приоритет экономики над экологией. Хотя экономическое развитие является главным фактором отрицательного воздействия на природу, при разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранение и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимаются во внимание, или принимаются в минимальной мере.

Д) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% стоимости самого предприятия) они либо эксплуатируются с низким КПД, либо не работают вовсе.

Е) Нехватка специалистов: Экологов - юристов, экономистов, социологов, инженеров. Так все властные структуры нашего государства испытывают острейший дефицит юристов. В Министерстве по экологии и чрезвычайным ситуациям его подведомственных органах, как правило, нет юристов-экологов. Отсутствие в депутатском корпусе опытных юристов, несомненно, сказывается на качестве принимаемых природоохранительных законов. Недостает юристов - экологов и в органах исполнительной власти. (Для сравнения: в Агенстве по охране окружающей среды в США лишь в штаб- квартире в Вашингтоне работают более 1000 юристов).

Ж) Низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры. Низкий уровень общей и экологической культуры в нашем обществе, безнаказанность - общий фон, на котором происходит деградация природы.

Социологические исследования и данные природоохранительных органов свидетельствуют о низком уровне знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий. Речь идет о круге лиц, которые уполномочены принимать экологически важные решения. Если они не знают законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые ими решения будут экологически обоснованными.

Для того чтобы решить данные проблемные моменты экологического права, с моей точки зрения надо:

Выработать и последовательно, максимально эффективно реализовывать разумно обоснованную государственную экологическую политику, которая будет строиться на гармонизации отношений между природой и человеком, учитывая все особенности нашей местной окружающей среды и менталитет нашего народа;

Экологическое и правовое воспитание население должно стать приоритетной государственной задачей.

Построить систему природоохранных государственных органов с учетом требований современной экономической и политической ситуации и учитывая опыт ближнего и дальнего зарубежья;

Привлекать общественность и неправительственные организации к процессу обсуждения экологических законопроектов и проектов властных решений, которые могут отразиться на состояние окружающей среды;

Востановить приоритет экологии над экономикой, ввести как можно больше поощрительных норм в экологическое, налоговое, таможенное и хозяйственное право за рациональное отношение к окружающей среде, но также следует усилить санкции за экологические преступления и правонарушения, а также за иные нарушения экологического законодательства.

Cписок использованной литературы.

1 Асаналиев К. Закон охраняет природу. Фрунзе, Мектеп, 1987.

2 Алехин Н. В. Административное право.- М. Зерцало, 1998

3 Бринчук М. М. Экологическое право.- М. Юристъ, 1998.

4 Боголюбов С. А. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".- М. Инфра, 1999.

5 Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М. БЕК, 1995.

6 Зайков Ф. А. Экологическое право Кыргызстана.- Бишкек, КР(С)У, 1998.

7 Кадыров А. Правовая охрана природы. Фрунзе, Мектеп, 1983.

8 Коростелев С. В. Земельное и лесное право.-Санкт-Петербург, "Полиус", 1998

9 Кругликов Л. Л. Уголовное право России (особенная часть). - М. БЕК, 1999.

10 Макаров С. В. Экологическое аудирование.- М., 1995.

11 Петров В. В. Экологическое право России. - М. БЕК, 1995.

12 Толстой Ю.К. Гражданское право (том 2).- М. БЕК, 1996.

Периодика

1 Вестник МГУ (серия право), 1987, №5.

2 Вестник МГУ (серия право), 2000, № 3.

3 Права человека и окружающая среда, 1998, № 6.

4 Экологическое право, 2000, № 1.

5 Свод законов Киргизской Советской Социалистической Республики (том 7).

Законы и нормативно-правовые акты

1 Конституция Кыргызской Республики от 5.05.1993.

2 Закон Кыргызской Республики об охране окружающей среды от 16.06.1999.

3 Закон Кыргызской Республики об экологической экспертизе от 16.06.1999.

4 Закон Кыргызской Республики о животном мире от 17.06.1999.

5 Лесной Кодекс Кыргызской Республики от 8.07.1999.

6 Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 18.09.1997.

7 Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики

8 Гражданский Кодекс Кыргызской Республики ( часть II)

9 Положение о Главном управлние охотничьего хозяйства и охотничьего надзора при Гослесагенстве Кыргызской Республики.

10 Положение о Государственном агенстве по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики.

11 Обзор судебной практики по делам, связанным с нарушением законодательства об охране природы. Верховный суд КР,1993.

12 Постановление Пленума Верховного Суда КР о судебной практике по гражданским делам, связанным с нарушением законодательства об охране природы. Бишкек 25.12.1992. № 7.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6