скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемы экологического права Кыргызской Республики скачать рефераты

Что касается подзаконных актов министерств и ведомств, то природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так, например, Министерство охраны окружающей среды и чрезвычайным ситуациям издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Кроме министерства правом издания обязательных нормативных актов обладают другие органы природоохранительного профиля. Например, Госсанэпиднадзор КР наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны здоровья человека на предприятиях с вредными условиями труда. Главохота КР издает нормативные акты по вопросам охраны и использования животного мира. Госгортехнадзор КР - по вопросам обеспечения безопасности пользования тем или иным промышленным оборудованием, представляющим потенциальную опасность для здоровья людей и нормального состояния окружающей природной среды.

Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технические, технологические и т. п. К ним относятся нормативы качества окружающей среды, предельно допустимые нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы допустимой радиации и уровня шума и т. п. Эти нормативы выражают технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об охране окружающей среды устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность придает таким нормам юридический характер и позволяет оценивать их как источники экологического права.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов, по сравнению с другими формами прав; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны напрямую в регулировании экологических вопросов. По отношению к хозяйствующим субъектам, т. е. тем, кто загрязняет и истощает природную среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов. Наконец, в числе источников экологического права довольно большое место занимают международно-правовые акты (конвенции, декларации, соглашения и т. д.) регулирующие внутренние экологические отношения на основе приоритета международного права.

Рис.2 Источники экоправа

Рис.3 Система Экоправа

1.3 История развития экологического законодательства.

Длительное время законодательство нашей республики, в том числе и природоохранное развивалось в составе законодательства СССР и было лишено своей самостоятельности. Таким образом, фактически, все ключевые решения принимались в центре ЦК КПСС и Президиумом Верховного Совета СССР и готовые отправлялись в Верховные Советы республик на формальное утверждение. Такое положение, иногда приводило к негативным последствиям, т. к. принятые в союзном центре решения иногда не учитывали особенности и возможности той или иной республики.

Вплоть до 70-х гг. в развитии природоохранного законодательства господствующим был природоресурсный подход. Это означало, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то они находились в исключителной собственности государства. Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26.10.1917, была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

Проблема охраны природы от загрязненения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Массив кодификационного природоресурсового законодательства сложился в основном в период с1970 по 1982 г. Он включал такие акты, как Земельный Кодекс КССР (1971), Лесной Кодекс КССР (1979), Закон об охране атмосферного воздуха (1981), Закон об охране и использовании животного мира (1982). Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства СССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использование животного мира. С принятием в 1986 г. Основ земельного законодательства СССР стали развиваться как самостоятельные лесное, водное, горное отрасли права и законодательства, получив научное и официальное признание в качестве таковых. Однако в тот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в нем фрагментарно, в общем виде. Это объясняется отчасти тем, что в конце 60-х и начале 70-х гг., во время его разработки и принятия проблема охраны окружающей среды от загрязнения не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом КССР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

Правда, в начале 60-х гг. в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов СССР, на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. В республиках СССР, в т. ч. и Киргизии, был принят ряд об охране природы. Они содержали статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы не сыграли, поскольку не предлагали эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения, не предусматривали даже мер юридической ответственности за нарушение их положений.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и КССР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. " Об усилении охраны природы и улучшению использования природных ресурсов".22 СП СССР. 1973. №2 Наряду с требованием развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию, в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

Позже, 1 декабря 1978 г. было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР - " О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов".33 СП СССР. 1979. №2 С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественного развития, с целью его совершенствования постановление предусматривало новую форму предпланового документа - территориальных комплексных схем охраны природы.

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природноресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, " остаточный" принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принял постановление "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" (более подробно оно будет рассмотрено в следующей главе работы).

Оно давало ряд существенных директив. Основные из них: 1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы ( на основе подразделений природноресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга); 2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств ( прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнения окружающей среды); 3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве, коим стал суверенный Кыргызстан.

Начиная с 1990 года и до настоящего времени, в экологическом законодательстве Кыргызстана произошли существенные изменения, вызванные распадом СССР и, провозглашением Кыргызстаном собственной независимости. Произошел почти полный пересмотр старого природоохранного законодательства, вызванный кардинальными изменениями в системе хозяйствования и системе государственной власти и управления. Следует отметить, что эта работа ведется и в настоящее время, так как многие вопросы экологии и природопользования до сих пор либо не урегулированы законом вообще, либо их регуляция не отвечает современным жизненным требованиям. В числе вновь принятых законов можно отметить Закон Кыргызской Республики об охране окружающей среды от 16 июня 1999 года, Закон Кыргызской Республики о животном мире от 17 июня 1999 года, Закон Кыргызской Республики о воде от 14 января 1994 года, Закон Кыргызской Республики об экологической экспертизе от 16 июня 1999 года и др. Некоторые из них мы более подробно рассмотрим ниже.

На современном этапе экологическое право Кыргызстана развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и приграничных государствах и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства; трансформация общественных экономических отношений; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и права окружающей среды в мире. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что важнейшим принципом формирования экологического законодательства Кыргызской Республики на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

годы

Изменения происходящие в экологическом законодательстве СССР

1

1917-1922гг.

возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов

2

1922-1957гг.

активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления

3

1957-1963гг.

принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства

4

1968-1980гг

проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства Союза СССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках

5

1985-1990гг.

попытка перестроить общественные отношения в сфере охраны природы и рационального природопользования, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления - в союзных республиках.

Таб.1 Пять периодов становления и формирования экологического законодательства в СССР

Дата издания

Название нормативно - правового акта и органа его издавшего

Общие вопросы об охране природы

1

25 .05.1962

Закон КССР "Об охране природы в Киргизской ССР"

2

1.12.1979

Постановление ЦК КК и Сов.Мина КССР № 242 "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов"

3

4.11.1976

Постановление Сов.Мина КССР №533 "Об утверждение Положения о гос. природно -заповедном фонде и об охране достопримечательностей природы "

Лесное законодательство

1

29.06.1979

Лесной кодекс КССР

2

27.01.1955

Постановление Сов.Мина КССР № 48 " О едином гос. учете земельного фонда"

3

18.11.1968

Постановление Сов.Мина КССР №482 "О порядке и размерах мат. ответственности за ущерб причиненный лесному хозяйству"

4

29.06.1973

Постановление Сов.Мина КССР №297 "О мерах по усилению противопожарной охраны лесов в республике"

5

5.03.1980

Постановление Сов.Мина КССР № 121 "О мерах по улучшению состояния лесов и повышению уровня ведения лесного хозяйства в республике"

Охрана атмосферного воздуха

1

19.06.1981

Закон КССР "Об охране атмосферного воздуха"

2

25.08.1977

Постановление ЦК КК и Сов.Мина КССР № 455 " О мерах по предотвращению загрязнения воздушного бассейна гор. Фрунзе"

3

7.06.1972

Постановление Сов.Мина КССР № 243 " О мерах по усилению охраны водных ресурсов и атмосферного воздуха в республике"

Водное законодательство

1

28.12.1972

Водный кодекс КССР

2

28.07.1970

Постановление Сов.Мина КССР № 279 "О мерах по экономичному расходованию водопроводной воды в городах и рай. Центрах республики"

3

24.08.1977

Постановление Сов.Мина КССР №449 "О порядке отнесения подземных и поверхностных вод к категории лечебных"

4

7.01.1982

Постановление Сов.Мина КССР №4 "Об утверждение положения о водохранных зонах малых рек"

5

29.08.1959

Постановление Сов.Мина КССР №573 "О гос. контроле за подземными водами"

6

12.12.1969

Постановление ЦК КК и Сов.Мина КССР №519 "О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Иссык-Куль"

Охрана и использование животного мира и рыбных запасов

1

19.06.1981

Закон КССР "Об охране животного мира"

2

4.11.1959

Постановление Сов.Мина КССР №582 "О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства"

3

25.12.1958

Постановление Сов.Мина КССР №565 "О воспроизводстве и об охране рыбных ресурсов в водоемах КССР"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6