скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ эколого-экономических проблем и природоохранные мероприятия нефтегазового сектора Республики Казахстан скачать рефераты

По данным ООН, на Земле сейчас живут 5,85 миллиарда человек - несколько меньше, чем прогнозировали ученые на эти годы. По вычислениям, проведенным в ООН, предполагалось, что ежегодный прирост населения планеты в 1990 - 1995 годах будет равен 1,57 %. На самом же деле он составил 1,48 % , таким образом, ежегодно, прибавлялось по 81 миллиону человек. В предыдущее пятилетие - в период с 1985 по 1990 - население Земли ежегодно увеличивалось на 87 миллионов. Такое замедление роста, возможно, объясняется возросшим употреблением противозачаточных средств в развивающихся странах. Причиной понижения прироста населения были, конечно, и многие войны, происходившие в эти годы - в Руанде, Либерии, Бурунди, Ираке. Распространение СПИДа тоже резко увеличило смертность.

Самая населенная страна в нынешнем мире - Китай. Он имеет 1,24 миллиарда жителей. За ним следует Индия - 960 миллионов, потом США - 271 миллионов. В среднем по миру, как показывает статистика, приходится 2,96 ребенка на каждую женщину. Во многих европейских странах эта цифра гораздо ниже: в Италии - 1,19 ребенка на одну женщину, в Испании - 1,22, в Германии - 1,30.

Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 миллиардов человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее - 9,4 миллиарда человек Источник Интернет сайт: Обзор реализации внедрения новых проектов, www.kazkaspian.kz, 2009

.

Находящийся под Веной Международный институт прикладного анализа сделал свои расчеты до 2080 года. Они проработали три варианта. Первый - максимальный - видит Землю переполненной: 23 миллиарда человек. Второй - идеальный: по нему число жителей Земли ограничивается всего 4 миллиардами. Третий вариант - наиболее вероятный - 10,6 миллиарда жителей в 2080 году.

Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажем разум, и случиться так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту - 12 миллиардов, тогда все экосистемы будут разрушены, от трех до пяти миллиардов человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды (рисунок 5).

Человек с давних времен оказывает влияние на окружающую среду. В результате этого разносторонняя многовековая деятельность человека наложила глубокие следы на современный почвенный и растительный покров, воздушную и питьевую (водную) среду, животный мир. Человек истощает невозобновимые природные ресурсы и ставит под угрозу продукцию тех элементов, которые можно было бы возобновить. Он меняет среду природы, от которой зависит его физическое и умственное существование, как биологического и социального феномена. Загрязнение окружающей среды приобретает все более острый, тревожный характер.

Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам РК привело в 70-90 гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический характер. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории РК. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 года на Семипалатинском полигоне привели в заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике еще имелось 5 полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в РК повышается так же в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для РК представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тысяч тонн отходов, загрязненных ураном, торием, причем хранилища отходов находятся в городской черте Усть-Каменогорска. В РК имеются всего 3 могильника для ядерных отходов и все они располагаются в водоносном слое. Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что один из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30.08.1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне Источник: Статистический Ежегодник Казахстана, http://www.stat.kz/RU/Pages/default.aspx, 2006.

Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду сведения о чистоте атмосферного воздуха, качестве питьевой воды и состояния водных объектов, загрязнение почв, характеристиках электромагнитного поля в районе проживания и других местах, где проводиться достаточно много времени, а так же о качестве продуктов питания и других показателях, входящих в антропоцентрическое понятие «окружающая среда» [10].

В настоящее время на территории РК функционирует 4 военно-испытаельных полигона и комплекс Байконур. Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население. Поскольку в решении ряда задач космическим средствам нет альтернативы, то снижение воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение экологической безопасности ракетно-космических комплексов приобретает все большую актуальность. Серьезную реальную угрозу экологической безопасности РК представляет радиоактивное загрязнение, источники которого подразделяются на 4 основные группы:

* Отходы неработающих предприятий уранодобывающей и перерабатывающей промышленности (урановых рудников, самоизливающиеся скважины, хвостохранилища);

* Демонтированное оборудование технологических линий;

* Территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия;

* Отходы нефтедобывающей промышленности и нефтяного оборудования; отходы, образовавшиеся в результате работы ядерных реакторов, и радиоизотопная продукция (отработанные источники ионизирующего излучения).

В РК имеются 6 крупных ураноносных провинций, множество мелких месторождений и рудопроявлений урана, которые обуславливают повышенный уровень естественной радиоактивности, отходы, накопленные на уранодобывающих предприятиях, и в местах проведения ядерных взрывов.

На 30% территории РК существует потенциальная возможность повышенного выделения природного радиоактивного газа - радона, который представляет реальную угрозу для здоровья человека. Опасным является использование для питьевых и хозяйственных нужд воды, зараженной радионуклидами Источник Интернет сайт: Грида, состояние окружающей среды, 2000 http://enrin.grida.no/htmls/kazahst/soe2/, 2009.

Комплексное решение проблемы должно включать создание специализированной организации по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Борьба с радиоактивным загрязнением среды может носить лишь предупредительных характер, поскольку не существует никаких способов биологического разложения и других механизмов, позволяющих нейтрализовать этот вид заражения природной среды. Наибольшую опасность представляют радиоактивные вещества с периодом полураспада от нескольких недель до нескольких лет: этого времени достаточно для проникновения в организм растений и животных таких веществ.

3.2 Регулирование природопользования в условиях индустриального развития Казахстана

Государственное регулирование природопользования должно осуществляться за счет привлечения частных инвестиций в экономику Казахстана с целью обеспечения необходимых условий для реализации программы его индустриального развития. Как известно, акценты новой программы прежде всего сфокусированы на достижении устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, что способствовало бы ее отходу от сырьевой направленности и создало условия для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. В этой связи важнейшими требованиями, предъявляемыми сегодня к государственному регулированию природопользования, являются предсказуемость и прозрачность политики государственных органов, а также установление разумных и понятных правил осуществления предпринимательской деятельности. Поскольку лозунг “Природу надо беречь!” имеет у нас в стране неограниченный запас для так называемого «ужесточения» правил регулирования недропользования и природопользования, порой без учета экономических интересов, как государства, так и бизнеса Бакланов П.Я., Бровко П.Ф., Воробьева Т.Ф. и др., Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления. Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.

В Казахстане создана Межведомственная комиссия по вопросам стабилизации качества окружающей среды (Постановление Правительства РК от 1 августа 2003 года, № 776), состав которой свидетельствует о том, что все аспекты деятельности предприятий и интересы государства будут учтены. Под руководством премьер-министра РК также организована специальная рабочая группа, в задачи которой входит создание правовых условий для осуществления местными предпринимателями инвестиций в добывающие отрасли экономики (распоряжение премьер-министра РК от 30 июля 2003 года, № 158-р).

Другим примером совместного решения вопросов по созданию эффективной системы государственного регулирования, в том числе в области охраны окружающей среды, является координация вопросов упорядочения лицензирования в целях снижения количества административных барьеров для успешного предпринимательства (совещание у первого заместителя премьер-министра РК А.С. Павлова от 14 мая 2003 года).

Тем не менее, и отечественные, и иностранные инвесторы сегодня сталкиваются с громоздкой разрешительной системой. Так, для открытия бизнеса им требуются 18 согласований в государственных ведомствах, при этом требования к документам для подачи в каждое из них четко не определены и отличаются форматом.

Следует также отметить, что в ближайшее время предполагается введение лицензирования на проектирование и нормирование в области охраны окружающей среды, а также лицензирования на экологически опасные виды деятельности. Хотя у недропользователей уже имеются, выданные Министерством энергетики и минеральных ресурсов (МЭиМР) некоторые виды лицензий на осуществление опасных видов деятельности, таких, как эксплуатация горных производств, производство и реализация взрывчатых веществ, перевозка опасных грузов всеми видами транспорта, эксплуатация сосудов и тдолопроводов, работающих под давлением и другие.

Переименование этих видов деятельности в “экологически опасные” не меняет сути дела. Кроме того, существующий порядок выдачи таких лицензий уже предусматривает получение обязательных заключений экологического надзора, что относится к компетенции Министерства охраны окружающей среды (МООС).

Таким образом, практика дублирования лицензируемых видов деятельности приведет к увеличению барьеров на пути инвестиций в экономику Казахстана.

По основным итогом реформирования государственного регулирования должна стать такая система, которая бы позволила предприятиям создать долгосрочные производственные программы, учитывающие необходимость обеспечения экологической безопасности и стимулирующие крупные инвестиции в новые технологии, как это делается в странах Евросоюза.

Сегодня разработан проект новой Концепции экологической безопасности Казахстана, который в отличие от действующей, принятой еще в 1996 году, отражает современные реалии по экологизации экономики. Важно, чтобы предприятия, осуществляя безопасное уничтожение отходов, при этом могли эффективно использовать сырье и обеспечивать рост производства.

В программе индустриального развития сказано, что «присутствие в стране производств с устаревшими технологиями дает основание предполагать, что уменьшения эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду в ближайшее время не произойдет», но уже сегодня требуются отчеты о ежегодном снижении загрязнения окружающей среды Источник Интернет сайт: Отношения Европейского Союза с Казахстаном http://ec.europa.eu/external_relations/kazakhstan/index_en.htm, 2009.

Даже не имея точных расчетов, можно утверждать, что добиться снижения загрязнения сегодня возможно только за счет снижения объемов производства в целом по республике. Речь должна идти о стабилизации состояния окружающей среды, причем точкой отсчета не может служить уровень загрязнения в период экономического спада.

Важно, чтобы рост объемов производства на отдельных предприятиях опережал рост объемов выбросов и отходов. Также очевидно, что освоение крупных инвестиций в новые технологии и оборудование невозможно осуществить в течение года. В связи с этим даже предприятия, вкладывающие огромные средства в охрану окружающей среды, не будут отвечать данному требованию.

Каким же образом Министерство охраны окружающей среды пытается снизить уровень загрязнения? Единственным инструментом на протяжении многих лет оно (в различном статусе и составе) считало уменьшение объемов разрешенных загрязнений - так называемых “лимитов”. Поскольку в основе разработки лимитов лежат нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК), технологические факторы работы оборудования и экономические возможности предприятий по внедрению планируемых природоохранных мероприятий, то изменять лимиты только административными методами государственные органы не могут. Подчеркнем также, что изменяющаяся конъюнктура рынка не позволяет на длительный период точно определить объемы производства по годам. Однако МООС продолжает практику сокращения запрашиваемых предприятиями лимитов без учета технологических и экономических факторов. Сначала был предложен механизм корректировки этих показателей на основе данных мониторинга окружающей среды, а сейчас предлагается отменить временно согласованные лимиты.

Взамен предполагается ввести разрешенные выбросы, которые будут рассчитываться только на значениях ПДК. Как известно, в основе разработки ПДК лежат методики, подвергающиеся в настоящее время сомнению, поскольку данные нормативы во много раз жестче аналогичных, принятых в других странах. Самакова А. Охрана окружающей среды: итоги 2002 года и задачи на 2003 год. Экология и устойчивое развитие. - М.: Логос, 2003

Нужно отметить, что разрешительные системы этих стран также опираются на нормативные объемы загрязнений, но в отличие от принятых в СНГ, они являются “временно согласованными”. Согласование учитывает уровень экономического развития страны в целом, возможности предприятий инвестировать в “наилучшие доступные технологии”, осуществимость проектов.

В Концепции индустриального развития сказано, что “для максимального сближения взаимных интересов экономики и экологии необходимо изменение экспортной политики, развитие высокотехнологичных производств, создание производств, менее емких по использованию природных ресурсов и наносящих минимальный ущерб окружающей среде”.

Разрешительная система должна способствовать созданию условий для финансирования программ по модернизации производства, системы самоконтроля предприятий при выполнении принятых обязательств по снижению загрязнений. Таким образом, срок действия согласованных лимитов должен определяться либо инвестиционным периодом проектов, либо уровнем стабильности работы предприятий. Все это в целом позволит государственным органам осуществлять контроль реализации природоохранных программ и принимать однозначные меры к тем компаниям, которые нарушают условия разрешений.

Участие государственных органов в развитии системы финансирования экологических проектов должно быть сосредоточено на разработке механизмов взаимодействия предприятий с Инвестиционным фондом Казахстана, Национальным инновационным фондом и Банком развития Казахстана. Это может быть выражено в разработке экологических требований к новому оборудованию, упрощению системы обмена технологиями и товарами между странами, созданию каталогов товаров и идей инновационного характера.

В Казахстане созрели условия для внедрения инноваций в экономику. Дальнейшее развитие этого процесса будет связано, с одной стороны, с совершенствованием законодательства и необходимостью упорядочить степень вмешательства государства в предпринимательскую деятельность - с другой.

Нет ясности и в вопросе финансирования природоохранных мероприятий. Какова должна быть роль государства при финансировании экологических проектов, связанных с модернизацией производства? Является ли сегодня система сбора платежей эффективным экономическим инструментом природопользования, если 90% всех инвестиций в экологические проекты и программы осуществляются из средств предприятий? Тонкопий М.С. Экономика природопользования: учебное пособие. - Алматы: Экономика, 1998

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11