скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ эколого-экономических проблем и природоохранные мероприятия нефтегазового сектора Республики Казахстан скачать рефераты

Таблица 6 - Затраты на транспортировку нефти

Пункты реализации

Затраты,долл./тонна

Порт Новороссийск

26

порт Одесса

29

порт Вентспилс/Бутинге

ок.30

Адамова застава

23

Приморск

29-30

КТК

27-28

Актау-ВТС

31

Казахстан-Китай

31

На сегодняшний день основное «оружие» конкурентной борьбы -- нефтепровод КТК. Не случайно именно со стороны Казахстана постоянно появляются инициативы по дальнейшему увеличению его пропускных мощностей. Вместе с тем, пытаясь диверсифицировать экспортные направления, Казахстан принимает участие в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот проект носит больше политический, нежели экономический характер, поскольку на первом этапе предполагается транспортировка 5 млн тонн танкерами до Баку. Учитывая все возрастающие объемы добычи (только в этом году около 59,5 млн тонн), это лишь «капля в море». Решить проблему мог бы тдолопровод по дну Каспия из Атырау в Баку. Однако против этого категорически возражает Россия, мотивируя свою позицию экологической и сейсмологической ситуацией на Каспии. Более перспективным представляется путь на европейские рынки при участии в Балтийском тдолопроводном консорциуме. Более того, президент России Владимир Путин предложил Казахстану принять участие в его строительстве и эксплуатации. Квоты «Транснефти», которая будет осуществлять прокачку казахстанской нефти по территории России и, соответственно, диктовать свои условия. Справочник по НПЗ, миниНПЗ, нефтебазам и АЗС, http://www.aboutcompany.ru/company/ html, 2010 В то же время рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь китайский, растет в несколько раз динамичнее европейского. Однако на этом направлении важную роль играет ситуация в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. В СУАР тоже добывают нефть, но ее катастрофически не хватает -- ежегодный прогнозный дефицит оценивается в 20 млн тонн. Именно на удовлетворение этого спроса и рассчитан казахстанско-китайский нефтепровод с возможностью последующего расширения объемов транспортировки до 40?50 млн тонн нефти.(см. рисунок 5). Поэтому нефтепровод Западный Казахстан-Китай, несмотря на значительную протяженность (почти 2800 км), в принципе экономически окупаем, причем инфраструктуры для доставки конкурирующей ближневосточной нефти в СУАР просто нет, а российский проект тдолопровода Ангарск-Дацин после «дела ЮКОСа» «завис». Проект же Атасу-Алашанькоу, напротив, начал набирать обороты. По информации управляющего директора компании «КазМунайГаз» по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам Каиргельды Кабылдина, в январе этого года должны быть получены первые 97 км тдол (15 км уже на месте строительства) и с марта, с наступлением благоприятных погодных условий, начнется их укладка. Исходя из этого, очевидно, что на западноевропейском рынке казахстанскую шельфовую нефть ожидает жесткая конкуренция, в том числе ценовая, и избыток совокупного предложения может легко обрушить рынок. С другой стороны, азиатское направление более перспективно по объему и структуре спроса.

Казахстан обладает значительными запасами углеводородного сырья - 3,3% мирового запаса, (извлекаемые запасы нефти составляют 4,8 млрд. тонн и извлекаемые запасы газа, с учетом новых месторождений на Каспийском шельфе, достигли более 3 трлн. куб.м, а потенциальные ресурсы оцениваются в 6-8 трлн.куб.м)

Нефтегазоносные районы республики, на которых расположено 172 нефтяных месторождений и 42 конденсатных месторождений (в том числе более 80 разрабатываются), занимают площадь около 62% территории Казахстана). Основные запасы нефти в Казахстане (более 90%) сконцентрированы в 15 крупнейших месторождениях - Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Бузачи Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское, половина - в двух гигантских нефтяных месторождениях Кашаган и Тенгиз Источник Интернет сайт: ВТО, http://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/a1_kazakhstan_e.htm, 2009

.

Месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана. Это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская и Мангистауская области. При этом примерно 70% запасов углеводородов сконцентрировано на западе Казахстана.

Наиболее разведанными запасами нефти обладает Атырауская область, на территории которой открыто более 75 месторождений с запасами промышленных категорий 930 млн.тонн. Крупнейшее месторождение области - Тенгизское (начальные извлекаемые запасы - 781,1 млн. тонн.)

На долю остальных месторождений области около области около 150 млн. тонн. Более половины этих запасов приходится на два месторождения - Королевское (55,1 млн.тонн) и Кенбай (30,9 млн.тонн).

Рисунок 5 - Распределение запасов по странам происхождения компаний-разработчиков

На территории Мангистауской области открыто свыше 70 месторождений с извлекаемыми запасами нефти промышленной категории 725 млн. тонн, конденсата - 5,6 млн.тонн. В эксплуатации находятся менее половины месторождений. Большинство из них - на поздних стадиях разработки. Подавляющая часть остаточных запасов относится к категории трудноизвлекаемых. Крупнейшие месторождения - Узень, Жетыбай, Каламкас, Каражанбас.

Свыше 15 месторождений углеводородов находятся на территории Западно-Казахстанской области. Безусловным лидером среди них является Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение с извлекаемыми запасами жидкого углеводородного сырья около 320 млн.тонн и газа более 450 млрд. куб.м. В сентябре 2005 года было объявлено об обнаружении углеводородного сырья на соседствующим с Карачаганаком блоке Федоровский; запасы нефтяного и газового конденсата оцениваются в 200 млн. тонн.

Еще одним перспективным регионом с точки зрения нефтегазового потенциала является Актюбинская область. Здесь открыто около 25 месторождений. Наиболее значимым геологическим открытием в этом регионе является Жанажольская группа месторождений с извлекаемыми запасами нефти и конденсата около 170 млн. тонн. В 2005 году «СНПС-Актобемунайгаз» объявила об открытии на центральном блоке восточной части прикаспийской впадины нового месторождения «Умит».

Основой нефтедобывающей отрасли Кызылординской и Карагандинской областей является Кумкольская группа месторождений - пятая по значимости нефтегазовая провинция Казахстана. Летом 2005 года работающая в этом регионе компания «ПетроКазахстан»объявила об обнаружении коммерческих запасов нефти на лицензионной территории «Кольжан», которая прилегает к северной границе месторождения Кызылкия Дунаев Ф.Ф., Экономика нефтяной и газовой промышленности. - М.: Экономика, 2003.

Дальнейшему наращиванию ресурсного потенциала нефтегазовой отрасли Казахстана будет способствовать проводимое республикой широкомасштабное изучение участков недр в акватории Каспийского и Аральского морей.

Открытие в 2000 году Кашаганского месторождения на севере Каспия с прогнозными извлекаемыми запасами 2,02 млрд. тонн уже названо самым значительным событием в мировой практике за последние 30 лет.
Перспективы поисков нефти и газа связываются и с неизученными глубокопогруженными структурами в Прикаспийской впадине, Приаралье, а также с выявленным результатом региональных сейсмических работ объектами в Северном, Центральном и Южном Казахстане.

В нефтегазовом секторе проводятся работы над дальнейшим развитием нефтегазового комплекса страны, по прогнозированию и выявлению новых перспективных месторождений нефти и газа, ускорением их разведки, разработки и ввода в эксплуатацию. Грузинов А.В., Экономика, http://www.kkb.kz/, 2009

Со временем нефть из экономической субстанции превратилась в политическую. Общемировые влияния со всех сторон континента неумолимо сшибались здесь, в центре Евразии. Политика превратилась в непредсказуемую вершительницу народных судеб. Яркий тому пример - последние события вокруг правового статуса Каспийского моря.

Известно, что нефть нельзя черпать беспредельно, но со временем пластовое давление падает, а нефть как и др. ископаемые залегает пластами. Макат - старейший нефтепромысел Эмбы, в котором нефть добывают более 50 лет, однако уровень добычи не снижается. Нефть Маката дает высокосортные виды топлива и смазочные масла. На месторождении Кульсары добывается 40% нефти всего бассейна. Это крупнейшее месторождение, где действуют фонтанирующие скважины. Фонтанирующая добыча нефти считается самой дешевой и высокопроизводительной. Вместе с нефтью в воздух фонтанируют и газы. На десятки километров видны иногда горящие факелы. Часть такого газа используется для бытовых целей, но в большинстве случаев пропадает. Чтобы не пропадали колоссальные запасы газа, в настоящее время используется метод обратной откачки газа в истощенный пласт. Этот прогрессивный метод дает возможность сохранить газ на будущее и одновременно очистить окружающую среду от вредных примесей. Современный человек, живущий на берегах Каспия, с непонятным упорством воюет против выработанных природой законов, вместо того, чтобы разумно приспосабливать их к своим нуждам.

Проблемы Казахстанского Прикаспия являются частью общих ключевых проблем всего каспийского сектора. Для их решения необходимы современные мероприятия по сбалансированному использованию биоресурсов и углеводородного сырья. Казахстан является одной из 5 частиц международной каспийской экологической проблемы. Целью этой долгосрочной программы является оздоровление и сохранение чувствительной экологической системы Каспия. Активная позиция Республики Казахстан нашла отражение в возложении ответственности на Казахстан за деятельность руководящего комитета.

Благодаря широкому применению нефти ее добыча увеличилась с 10 млн. баррелей в день в 1950 годах до 65 млн. баррелей в 1990 г. И за эти 40 лет нефть стала основным источником сырья в мире. Нефть стала играть ключевую роль в международных отношениях. В 1960 г. была создана ОПЕК (организация стран экспортеров нефти) в которую вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

На Каспии не было еще крупных экологических катастроф подобных катастрофе 1989 г. в Заливе принца Вильяма на Аляске, когда нефтяной танкер Эксон Вальдес напоролся на подводный риф. Тогда в море вылилось около 240 тысяч баррелей нефти, что привело к загрязнению 1600 км береговой линии, включая побережье 3 национальных парков и 5 заповедников. Несмотря на меры по ликвидации последствий аварии, природе был нанесен непоправимый ущерб. Проблемы добычи нефти на Каспии не могут не волновать. Выбросы нефти в море происходят при мойке танкеров, при авариях на морских нефтедобывающих платформах, при ее транспортировке. По поверхности воды тонкой пленкой разливается нефтяное пятно. Что привело к уменьшению количества рыб осетровых пород на Каспии и приводит к массовой гибели Каспийских тюленей и птиц.

Мировая нефтяная промышленность начала уделять внимание экологии в 70-х гг., когда каждый год в среднем происходило 25 прорывов. Однако уже в 80-х гг. эта цифра упала до 9. Многие западные компании стали руководствоваться принципом: чем меньше потерь - тем лучше для окружающей среды и бизнеса.

Изобретено немало прогрессивных технологий, уменьшающих загрязнение окружающей среды при добыче нефти.

Многие компании меняют методику поиска нефтяных месторождений, переходя на сейсмическую разведку. Так, в частности, применение подземного радара позволяет выявлять нефтяные и газовые ресурсы без бурения.

Компании уменьшают количество требуемых скважин, применяя технику горизонтального и наклонно-направленного бурения. Даже сами скважины уменьшаются в размерах. Современные узкие буры компании «Шелл» вполовину меньше обычных и, следовательно, требуют намного меньше ресурсов. Тонко линейная скважина глубиной 3 км позволит выбирать 100 вместо 400 тонн породы, и при этом на нее обслуживание потребуется 300 тонн стали, цемента и химреагентов, вместо 2000 тонн для обычных скважин Исмагулова Г.Е. Методологические основы оценки эколого-экономической эффективности минерально-сырьевого комплекса. -A.: Казахстан-Спектр. Научный журнал, 2004.

При бурении вместе с нефтью извлекают воду. Даже современные буровые установки на новых месторождениях извлекают равное количество воды и нефти. Эти воды сильно загрязнены тяжелыми металлами, углеводами и химреагентами, а их очистка обходиться дорого. Оптимальное решение - сокращение количества воды, извлекаемой из месторождения. С этой целью компания «Шелл» испытывает насос, предназначенный для обезвоживания нисходящей скважины. Насос устанавливается у основания буровой скважины и может снизить содержание воды в извлекаемых жидкостях с 90 до 50%. Нефтяные гиганты стремятся избежать потерь нефти в ходе добычи. Традиционные скважины заполняли буровым раствором на нефтяной основе, что облегчало добычу. Сейчас многие компании эксплуатируют закрытые системы с целью предотвращения утечки бурового раствора и его транспортировки на берег для утилизации.

Разрабатывают методы использования отработанной нефти на сельскохозяйственных землях, где микробы разлагают масляной промывочный раствор, смешанный с разбуренной породой, тем самые удобряют землю. В Северном море компания «Шелл» сумела снизить сброс нефти после бурения с 9000 тонн в 1986 до 3000 в 1991 года.

Западная нефтяная промышленность научилась не наносить вред окружающей среде. Казахстанские нефтяные компании стараются не отставать от своих западных коллег. Аналитики поражаются, с какой скоростью они обновляют производственные методы и очищают старые загрязненные участки. В Казахстан устремились иностранные компании, продающие технологию и оборудование для повышения производительности труда, снижения отходов. . Иванченко В.М., Экономика и организация промышленного производства. -M.: ЭКО, 2003

Бурный рост численности населения в развивающихся странах, взрывообразное развитие индустрии в некоторых ранее захолустных районах, резкое возрастание потребности в разнообразном промышленном сырье - все это ложится новой огромной нагрузкой на природу. Приход индустрии означает сокращение сельскохозяйственных угодий. С 1992 года в экономически процветающих странах Азии каждый год на восемь процентов уменьшается площадь под посевами. Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 миллионов квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа - северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивание в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу - нет дров (см. приложениe 3).

Положение на планете с лесами нагляднее всего показывает, как человек разрушает столь нужную для жизни тонкую пленку биосферы, покрывающую планету. Между 1991 и 1995 годами было сведено 11,3 миллиона гектаров леса - площадь, равная территории Болгарии. Темпы выдолки не только не уменьшается, но в некоторых странах даже растут. В Юго-Восточной Азии и Южной Америке за прошедшее десятилетие 30% площади лесов стали зонами губительной эксплуатации.

Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистеме драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие: эмиграция из-за разрушения природных условий обитания. Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 миллионов. 173 миллиона человек живет под угрозой покинуть насиженные места. Примером может служить анализ, проведенный американским социологом Норманном Мейером. Примерно с середины пятидесятых годов и до наших дней Мексика увеличила продуктивность своего сельского хозяйства в 4 раза. В деревнях получился избыток населения. Люди устремились в города. Но и там многие не находят работу. Мексиканцы все настойчивее стремятся эмигрировать в Соединенные Штаты, где есть работа для неквалифицированного люда. Однако количество рабочих мест тоже ограничено. В результате 100 тысяч человек получают визы, а 1 миллион мексиканцев проникают в соседнюю страну нелегально.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11