скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ эколого-экономических проблем и природоохранные мероприятия нефтегазового сектора Республики Казахстан скачать рефераты

Ответ однозначен - государство не может финансировать крупные экологические проекты из бюджета, поскольку отсутствует специальный фонд. В то же время аккумулирование экологических платежей в местных бюджетах делает затруднительным даже финансирование развития законодательной базы в области охраны окружающей среды.

По инициативе Казахстанской ассоциации природопользователей был проведен ряд совещаний для разъяснения ситуации, сложившейся в нормативной базе и в системе мониторинга окружающей среды. Были разработаны предложения по внесению изменений в Закон “Об охране окружающей среды”, которые соответствуют рекомендациям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию в Европе (ОЭСР), где предлагается разграничить функции между мониторингом окружающей среды и производственным мониторингом (контролем). Однако по сей день существуют определенные проблемы в нормативно-правовой базе, касающиеся задач производственного мониторинга. Вследствие чего данные по мониторингу предприятий не могут предоставляться для отчетов в международные организации по выполнению Казахстаном международных конвенций в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, необходимо разработать соответствующие методологии, унифицировать сбор данных согласно международным требованиям. Тем не менее, и сегодня МООС требует ненужные в разрешительной системе отчеты производственного мониторинга предприятий.

С формальностью этой процедуры можно было бы смириться, если бы она не влекла за собой “формального” расхода значительных средств предприятий, необходимых для осуществления реальных дел и инвестиций в охрану окружающей среды.

В целом же практика сотрудничества промышленности и государственных органов по совершенствованию нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности приобрела новый качественный уровень. Примером этого может служить обсуждение с представителями основных горнодобывающих предприятий проекта закона о внесении изменений и дополнений в действующий Закон “О недрах”, разработанного Комитетом геологии и охраны недр МЭиМР. Справочник компаний нефтегазовой отрасли Республики Казахстан, http://www.investfunds.kz/, 2009

Разногласия во взглядах к проекту между Комитетом и представителями компаний коснулись прежде всего статей о полномочиях компетентного органа. Разработчиками законопроекта предлагалось расширить и ужесточить контрольные функции инспектирующих государственных структур, при этом предполагалось изменить основные термины и определения действующего законодательства, а затем, опираясь на них, пересмотреть весь закон.

В итоге была создана рабочая группа, куда вошли депутаты Парламента, представители МЭиМР, а также недропользователи, выступившие под эгидой Казахстанской ассоциации природопользователей. С марта по июнь 2009 года было проведено пять совещаний, где в первом чтении была рассмотрена 261 поправка по 76 статьям проекта.

Кроме того, по приказу министра охраны окружающей среды создана постоянно действующая рабочая группа по совершенствованию разрешительной системы и нормативной базы природопользования. За полгода работы ею рассмотрены 12 проектов нормативных документов. Рекомендации и экспертные оценки по ряду из них представлены в специальные рабочие группы Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Несмотря на то, что еще не отработан механизм эффективного использования данных рекомендаций, положительным результатом деятельности созданного органа является выработка норм и стиля ведения конструктивного диалога. В дальнейшем данный опыт послужит для законодательного закрепления механизма представления интересов предпринимателей через профессиональные ассоциации.

Уже сейчас государственные органы располагают большим потенциалом местных и международных экспертов, готовых сотрудничать в данном направлении. Созданы программы для работы по совершенствованию законодательства. Однако все еще существует ряд проблем связанных с реформированием: необходимо упорядочить законотворческую деятельность министерств и ведомств, создать систему аттестации нормативных документов на предмет их соответствия действующим законодательным актам (в настоящий момент имеют юридическую силу документы, изданные в разные годы и порой противоречащие друг другу). Остается неясным, как и кем будут разрабатываться рекомендации по включению в планы правительства подготовки различных внутренних нормативных документов министерств. Проблемы и нарушения имеются также в процедуре прохождения, утверждения и отмены действия внутренних нормативных документов в министерствах.

Казахстанская ассоциация природопользователей одним из главных приоритетов своей деятельности считает участие в формировании правовых рамок для успешной экономической деятельности с учетом экологических ограничений и интересов устойчивого развития. В рамках Ассоциации природопользователей была инициирована работа по упорядочению требований по нормированию загрязнений и платежей, однако статус проектов, даже тех, которые уже имеют положительное заключение экспертов и научно-технического совета МООС, все еще неясен.

Проводимая Министерством охраны окружающей среды работа по анализу имеющейся нормативной базы природопользования и по разработке новых документов была бы более плодотворной, если бы количество обязательных документов было сокращено и определялось новой концепцией деятельности в данной сфере.

3.3 Природоохранные мероприятия в Жылыойском районе Атырауской области

По оперативным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в январе-декабре 2009 года производство ВВП составило 15887,8 млрд. тенге и возросло на 1,2% (см. таблицу 7) [31]. В структуре ВВП доля производства товаров составила 43,8%, доля производства услуг - 54,8% (приложение 4) Справочник нефтегазодобывающих компаний в Республики Казахстан, http://www.expert.kz/, 2009

.

Таблица 7 - Структура промышленного производства по видам экономической деятельности

Объем производства продукции (товаров, услуг), млн. тенге

Доля видов деятельности в республиканском объеме производства, %

Январь-декабрь 2009 года

Промышленность-всего

8 925 240

100,0

Горнодобывающая промышленность

5 374 875

60,2

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

4 976 682

55,8

Добыча угля, лигнита и торфа

104 794

1,2

Добыча сырой нефти и природного газа

4 552 857

51,0

добыча сырой нефти и попутного газа

4 515 207

50,6

добыча природного (горючего) газа

37 650

0,4

Предоставление услуг по добыче нефти и газа

256 108

2,9

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

249 461

2,8

Производство нефтепродуктов

211 002

2,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

593 103

6,7

Производство и распределение

электроэнергии

409 372

4,6

Краткосрочный экономический индикатор (КЭИ) в январе-марте 2010 года к январю-марту 2009 года составил 108,3%, в марте КЭИ по отношению к февралю 2010 года составил 111,2%.

Реальный сектор экономики Источник Интернет сайт: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, http://en.government.kz/, 2008. Объем промышленного производства в январе-марте 2010 года составил 2681,6 млрд. тенге, что на 11,5% больше по сравнению с январем-мартом 2009 года. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеровв январе-марте 2010 года индекс физического объема составил 107,8%. Увеличилась добыча железной руды (127,6%), сырой нефти (108,4%) и природного газа (108,2%).

В январе-марте 2010 года объем добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 19 744,0 тыс. тонн и увеличился на 8,8 % к соответствующему периоду прошлого года, угля - 27 404,7 тыс. тонн (повышение на 12,4%), газа природного - 9 653,7 млн.куб.м. (рост на 11,5%).

В обрабатывающей промышленности в отчетном периоде произошел рост на 18,7%. Возросло производство неметаллической минеральной продукции (110,2%), продуктов нефтепереработки (24,3%), электрического оборудования (142,1%) и автотранспортных средств (27,6%), продукции черной металлургии (19,3%) (см. приложение 4).

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-марте 2010 года составил 143,5 млрд. тенге и по сравнению с январем-мартом 2009 года увеличился на 2,4%, в марте к февралю 2010 года рост составил 21,8%.

Объем строительных работ в январе-марте составил 206,6 млрд. тенге, что на 8,7% ниже уровня января-марта 2009 года.

В январе-марте т.г. на строительство жилья было направлено 49 млрд. тенге или на 13,5% ниже аналогичного периода 2009 года (в январе-марте 2009г. - 54,1 млрд. тенге).

Объем грузооборота в январе-марте 2010 года составил 79,4 млрд. ткм (с учетом оценки объема грузооборота нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками) и вырос на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

Объем инвестиций в основной капитал в январе-марте 2010 года составил 621,8 млрд. тенге, что на 7,3% ниже, чем в январе-марте 2009 года.

Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-феврале 2010 года, по данным таможенной статистики, составил 11,6 млрд. долл. США и по сравнению с январем-февралем 2009 года возрос на 27,6%, в том числе, экспорт- 8,5 млрд. долл. США (возрос на 60,1%), импорт- 3,1 млрд. долл. США (снизился на 17,7%) [29].

Таблица 8 - Производство промышленной продукции в натуральном выражении

Январь-март

ИФО, %

2010 год

2009 год

Добыча сырой нефти и природного газа

Нефть, включая конденсат газовый, тыс. тонн

12 832,5

11 961,6

107,3

в том числе:

нефть сырая, тыс. тонн

10 822,3

10 022,1

108,0

конденсат газовый, тыс. тонн

2 010,2

1 939,5

103,6

Газ природный, млн.куб.м

6 229,7

5 767,9

108,0

в том числе:

газ природный (естественный) в газообразном состоянии, млн.куб.м

3 096,4

2 983,5

103,8

из него:

газ товарный, млн. куб.м.

1 568,7

1561,6

100,5

Производство кокса и продуктов нефтепереработки

Топливо нефтяное (мазут) и газойли (топливо дизельное); дистилляты нефтяные, тыс. тонн

2 123,6

1 582,1

134,2

в том числе:

топливо моторное (бензин, в том числе авиационный), тыс. тонн

534,0

394,0

135,5

керосин, тыс.тонн

79,1

27,4

288,7

газойли (топливо дизельное),

тыс. тонн

700,7

610,8

114,7

мазут топочный, тыс.тонн

624,2

424,5

147,0

Углеводородные сжиженные газы, тыс. тонн

66,6

55,5

120,0

В январе-феврале 2010 года экспортировано 10,3 млн.тонн нефти и газового конденсата, что на 4% меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года, в стоимостном выражении экспорт составил 5,4 млрд. долл. США и возрос в 1,8 раза (приложение 5) Источник Интернет сайт: Журнал Экономист, http://www.economist.com/countries/Kazakhstan/, 2008.

Индекс потребительских цен в марте 2010 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,7%, в том числе: индекс цен на продовольственные товары - 101,2%, цены на непродовольственные товары 100,4% и платные услуги - на 100,2%.

Цены предприятий-производителей промышленной продукции, включая услуги производственного характера в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом 2009 года повысились на 45,5%.

По данным Всемирного Банка мировая цена на нефть марки Brent в январе-марте 2010 года составила 76,65 долларов за баррель и возросла по сравнению с январем-мартом 2009 года на 70,4 %.

Меры применения природоохранных мероприятий на примере Жылыойского района Атырауской области. Нефтегазовые ресурсы являются важнейшим фактором развития базовых отраслей экономики Казахстана. Преобладающая часть эксплуатируемых запасов нефти находится на северо-восточном побережье Каспийского моря, в пределах Жылыойского района Атырауской области. На этой территории наблюдается своеобразное сочетание природно-антропогенных факторов, определяющих перспективы экономического и экологического развития региона на долговременную перспективу. В связи с этим несомненный интерес вызывает уникальное эколого-географическое положение региона, характеризующееся огромными запасами нефти и природного газа, приуроченных к территории с ярко выраженным аридным климатом и протекающими здесь активными процессами опустынивания (см. приложение 3).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11