Анализ эколого-экономических проблем и природоохранные мероприятия нефтегазового сектора Республики Казахстан
Ответ однозначен - государство не может финансировать крупные экологические проекты из бюджета, поскольку отсутствует специальный фонд. В то же время аккумулирование экологических платежей в местных бюджетах делает затруднительным даже финансирование развития законодательной базы в области охраны окружающей среды.
По инициативе Казахстанской ассоциации природопользователей был проведен ряд совещаний для разъяснения ситуации, сложившейся в нормативной базе и в системе мониторинга окружающей среды. Были разработаны предложения по внесению изменений в Закон “Об охране окружающей среды”, которые соответствуют рекомендациям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию в Европе (ОЭСР), где предлагается разграничить функции между мониторингом окружающей среды и производственным мониторингом (контролем). Однако по сей день существуют определенные проблемы в нормативно-правовой базе, касающиеся задач производственного мониторинга. Вследствие чего данные по мониторингу предприятий не могут предоставляться для отчетов в международные организации по выполнению Казахстаном международных конвенций в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, необходимо разработать соответствующие методологии, унифицировать сбор данных согласно международным требованиям. Тем не менее, и сегодня МООС требует ненужные в разрешительной системе отчеты производственного мониторинга предприятий.
С формальностью этой процедуры можно было бы смириться, если бы она не влекла за собой “формального” расхода значительных средств предприятий, необходимых для осуществления реальных дел и инвестиций в охрану окружающей среды.
В целом же практика сотрудничества промышленности и государственных органов по совершенствованию нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности приобрела новый качественный уровень. Примером этого может служить обсуждение с представителями основных горнодобывающих предприятий проекта закона о внесении изменений и дополнений в действующий Закон “О недрах”, разработанного Комитетом геологии и охраны недр МЭиМР. Справочник компаний нефтегазовой отрасли Республики Казахстан, http://www.investfunds.kz/, 2009
Разногласия во взглядах к проекту между Комитетом и представителями компаний коснулись прежде всего статей о полномочиях компетентного органа. Разработчиками законопроекта предлагалось расширить и ужесточить контрольные функции инспектирующих государственных структур, при этом предполагалось изменить основные термины и определения действующего законодательства, а затем, опираясь на них, пересмотреть весь закон.
В итоге была создана рабочая группа, куда вошли депутаты Парламента, представители МЭиМР, а также недропользователи, выступившие под эгидой Казахстанской ассоциации природопользователей. С марта по июнь 2009 года было проведено пять совещаний, где в первом чтении была рассмотрена 261 поправка по 76 статьям проекта.
Кроме того, по приказу министра охраны окружающей среды создана постоянно действующая рабочая группа по совершенствованию разрешительной системы и нормативной базы природопользования. За полгода работы ею рассмотрены 12 проектов нормативных документов. Рекомендации и экспертные оценки по ряду из них представлены в специальные рабочие группы Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Несмотря на то, что еще не отработан механизм эффективного использования данных рекомендаций, положительным результатом деятельности созданного органа является выработка норм и стиля ведения конструктивного диалога. В дальнейшем данный опыт послужит для законодательного закрепления механизма представления интересов предпринимателей через профессиональные ассоциации.
Уже сейчас государственные органы располагают большим потенциалом местных и международных экспертов, готовых сотрудничать в данном направлении. Созданы программы для работы по совершенствованию законодательства. Однако все еще существует ряд проблем связанных с реформированием: необходимо упорядочить законотворческую деятельность министерств и ведомств, создать систему аттестации нормативных документов на предмет их соответствия действующим законодательным актам (в настоящий момент имеют юридическую силу документы, изданные в разные годы и порой противоречащие друг другу). Остается неясным, как и кем будут разрабатываться рекомендации по включению в планы правительства подготовки различных внутренних нормативных документов министерств. Проблемы и нарушения имеются также в процедуре прохождения, утверждения и отмены действия внутренних нормативных документов в министерствах.
Казахстанская ассоциация природопользователей одним из главных приоритетов своей деятельности считает участие в формировании правовых рамок для успешной экономической деятельности с учетом экологических ограничений и интересов устойчивого развития. В рамках Ассоциации природопользователей была инициирована работа по упорядочению требований по нормированию загрязнений и платежей, однако статус проектов, даже тех, которые уже имеют положительное заключение экспертов и научно-технического совета МООС, все еще неясен.
Проводимая Министерством охраны окружающей среды работа по анализу имеющейся нормативной базы природопользования и по разработке новых документов была бы более плодотворной, если бы количество обязательных документов было сокращено и определялось новой концепцией деятельности в данной сфере.
3.3 Природоохранные мероприятия в Жылыойском районе Атырауской области
По оперативным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в январе-декабре 2009 года производство ВВП составило 15887,8 млрд. тенге и возросло на 1,2% (см. таблицу 7) [31]. В структуре ВВП доля производства товаров составила 43,8%, доля производства услуг - 54,8% (приложение 4) Справочник нефтегазодобывающих компаний в Республики Казахстан, http://www.expert.kz/, 2009
.
Таблица 7 - Структура промышленного производства по видам экономической деятельности
|
Объем производства продукции (товаров, услуг), млн. тенге
|
Доля видов деятельности в республиканском объеме производства, %
|
|
|
Январь-декабрь 2009 года
|
|
Промышленность-всего
|
8 925 240
|
100,0
|
|
Горнодобывающая промышленность
|
5 374 875
|
60,2
|
|
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
|
4 976 682
|
55,8
|
|
Добыча угля, лигнита и торфа
|
104 794
|
1,2
|
|
Добыча сырой нефти и природного газа
|
4 552 857
|
51,0
|
|
добыча сырой нефти и попутного газа
|
4 515 207
|
50,6
|
|
добыча природного (горючего) газа
|
37 650
|
0,4
|
|
Предоставление услуг по добыче нефти и газа
|
256 108
|
2,9
|
|
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов
|
249 461
|
2,8
|
|
Производство нефтепродуктов
|
211 002
|
2,4
|
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
593 103
|
6,7
|
|
Производство и распределение
электроэнергии
|
409 372
|
4,6
|
|
|
Краткосрочный экономический индикатор (КЭИ) в январе-марте 2010 года к январю-марту 2009 года составил 108,3%, в марте КЭИ по отношению к февралю 2010 года составил 111,2%.
Реальный сектор экономики Источник Интернет сайт: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, http://en.government.kz/, 2008. Объем промышленного производства в январе-марте 2010 года составил 2681,6 млрд. тенге, что на 11,5% больше по сравнению с январем-мартом 2009 года. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеровв январе-марте 2010 года индекс физического объема составил 107,8%. Увеличилась добыча железной руды (127,6%), сырой нефти (108,4%) и природного газа (108,2%).
В январе-марте 2010 года объем добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 19 744,0 тыс. тонн и увеличился на 8,8 % к соответствующему периоду прошлого года, угля - 27 404,7 тыс. тонн (повышение на 12,4%), газа природного - 9 653,7 млн.куб.м. (рост на 11,5%).
В обрабатывающей промышленности в отчетном периоде произошел рост на 18,7%. Возросло производство неметаллической минеральной продукции (110,2%), продуктов нефтепереработки (24,3%), электрического оборудования (142,1%) и автотранспортных средств (27,6%), продукции черной металлургии (19,3%) (см. приложение 4).
Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-марте 2010 года составил 143,5 млрд. тенге и по сравнению с январем-мартом 2009 года увеличился на 2,4%, в марте к февралю 2010 года рост составил 21,8%.
Объем строительных работ в январе-марте составил 206,6 млрд. тенге, что на 8,7% ниже уровня января-марта 2009 года.
В январе-марте т.г. на строительство жилья было направлено 49 млрд. тенге или на 13,5% ниже аналогичного периода 2009 года (в январе-марте 2009г. - 54,1 млрд. тенге).
Объем грузооборота в январе-марте 2010 года составил 79,4 млрд. ткм (с учетом оценки объема грузооборота нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками) и вырос на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.
Объем инвестиций в основной капитал в январе-марте 2010 года составил 621,8 млрд. тенге, что на 7,3% ниже, чем в январе-марте 2009 года.
Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-феврале 2010 года, по данным таможенной статистики, составил 11,6 млрд. долл. США и по сравнению с январем-февралем 2009 года возрос на 27,6%, в том числе, экспорт- 8,5 млрд. долл. США (возрос на 60,1%), импорт- 3,1 млрд. долл. США (снизился на 17,7%) [29].
Таблица 8 - Производство промышленной продукции в натуральном выражении
|
Январь-март
|
ИФО, %
|
|
|
2010 год
|
2009 год
|
|
|
Добыча сырой нефти и природного газа
|
|
Нефть, включая конденсат газовый, тыс. тонн
|
12 832,5
|
11 961,6
|
107,3
|
|
в том числе:
|
|
|
нефть сырая, тыс. тонн
|
10 822,3
|
10 022,1
|
108,0
|
|
конденсат газовый, тыс. тонн
|
2 010,2
|
1 939,5
|
103,6
|
|
Газ природный, млн.куб.м
|
6 229,7
|
5 767,9
|
108,0
|
|
в том числе:
|
|
|
газ природный (естественный) в газообразном состоянии, млн.куб.м
|
3 096,4
|
2 983,5
|
103,8
|
|
из него:
|
|
|
газ товарный, млн. куб.м.
|
1 568,7
|
1561,6
|
100,5
|
|
Производство кокса и продуктов нефтепереработки
|
|
Топливо нефтяное (мазут) и газойли (топливо дизельное); дистилляты нефтяные, тыс. тонн
|
2 123,6
|
1 582,1
|
134,2
|
|
в том числе:
|
|
|
топливо моторное (бензин, в том числе авиационный), тыс. тонн
|
534,0
|
394,0
|
135,5
|
|
керосин, тыс.тонн
|
79,1
|
27,4
|
288,7
|
|
газойли (топливо дизельное),
тыс. тонн
|
700,7
|
610,8
|
114,7
|
|
мазут топочный, тыс.тонн
|
624,2
|
424,5
|
147,0
|
|
Углеводородные сжиженные газы, тыс. тонн
|
66,6
|
55,5
|
120,0
|
|
|
В январе-феврале 2010 года экспортировано 10,3 млн.тонн нефти и газового конденсата, что на 4% меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года, в стоимостном выражении экспорт составил 5,4 млрд. долл. США и возрос в 1,8 раза (приложение 5) Источник Интернет сайт: Журнал Экономист, http://www.economist.com/countries/Kazakhstan/, 2008.
Индекс потребительских цен в марте 2010 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,7%, в том числе: индекс цен на продовольственные товары - 101,2%, цены на непродовольственные товары 100,4% и платные услуги - на 100,2%.
Цены предприятий-производителей промышленной продукции, включая услуги производственного характера в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом 2009 года повысились на 45,5%.
По данным Всемирного Банка мировая цена на нефть марки Brent в январе-марте 2010 года составила 76,65 долларов за баррель и возросла по сравнению с январем-мартом 2009 года на 70,4 %.
Меры применения природоохранных мероприятий на примере Жылыойского района Атырауской области. Нефтегазовые ресурсы являются важнейшим фактором развития базовых отраслей экономики Казахстана. Преобладающая часть эксплуатируемых запасов нефти находится на северо-восточном побережье Каспийского моря, в пределах Жылыойского района Атырауской области. На этой территории наблюдается своеобразное сочетание природно-антропогенных факторов, определяющих перспективы экономического и экологического развития региона на долговременную перспективу. В связи с этим несомненный интерес вызывает уникальное эколого-географическое положение региона, характеризующееся огромными запасами нефти и природного газа, приуроченных к территории с ярко выраженным аридным климатом и протекающими здесь активными процессами опустынивания (см. приложение 3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|