скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Универсализация банковских операций - (курсовая) скачать рефераты

p>В современных условиях самый распространенный путь нахождения оптимальных денежных " целей " следующий. Денежная масса растет из года в год в той мере, в какой может увеличиваться валовой национальный продукт в соответствии с производительным потенциалом экономики. Тогда" цель " для роста денежной массы вытекает из ожидаемого повышения производительного потенциала с учетом фактически неизбежного роста цен в течениетаргетируемого периода, который происходит " по инерции " в связи с ранее действовавшими факторами. Значительно различаются по странам денежные агрегаты, их состав и набор; таргетируются и контролируются разные денежные показатели: от самого узкого, так называемой" денежной базы " / в Швейцарии / , до " широкого показателя ликвидности " / в Англии / и " всего объема кредита " / в Италии / . Руководствуясь этими целевыми ориентирами, центральный банк, обладающий монопольным правом на выпуск банкнот в обращение, должен обеспечить определенную дозировку вливания денежных средств в экономический оборот страны.

Указанные монетарные агрегаты рассматриваются и утверждаются в законодательных органах развитых стран.

ЦБР мог бы взять на вооружение расчет и анализ агрегатов денежной массы, которые позволяют улавливать тенденции в развитии денежного оборота страны и заблаговременно подготавливать необходимые практические шаги для поддержания покупательской способности рубля. Однако показатели денежной массы России должны учитывать специфику ее структуры, перспективы развития отдельных компонентов.

Задачей центральных банков развитых стран является не только установление целевых ориентиров для денежной массы, но и контроль за депозитно- чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих банков и других кредитных учреждений. Связь между депозитно-ссудными операциями и агрегатами денежной массы непосредственная. Банковский кредит служит важнейшим источникомсоздания денежной массы. В свою очередь, величина банковского кредита зависит от депозитной базы. Влияя на депозитную базу, центральный банк управляет активными операциями, что в целом сказывается на денежной массе.

Политика воздействия центрального банка на денежную массу включает в себя управление как депозитными, так и ссудными операциями. Принято делить методы денежно-кредитной политики центральных банков развитых стран на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей и т. д. К общим методам относятся: учетная/ дисконтная/ политика, операции на открытом рынке; управление нормами обязательных резервов. Эти методы взяты на вооружение ЦБР. Законом о Центральном банке России они отнесены к основным экономическим методам регулирования денежной массы, хотя названные инструменты денежно- кредитной политики никогда ранее не использовались в отечественной практике.

    3. 2. Учетная ставка.

Учетная , или дисконтная , политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем манипулирования учетным процентом /дисконтом/, т. е. процентом, который центральный банк удерживает при переучете или покупке векселей

у кредитных учреждений. Учетный процент влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше учетный процент, тем соответственно дороже обходится вредит клиенту. Бундесбанк в Германии периодически пересматривает учетный процент и меняет его от двух до пяти раз в год в зависимости от экономического цикла. Дополнением учетной политики Германии является ломбардная политика, основанная на предоставленииБундесбанком кредитным институтам ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большого риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент, чем по переучету векселей, - обычно на 1-2 пункта.

Манипулируя уровнем ставки под залог векселей, Бундесбанк получает возможность проводить политику дешевых и дорогих денег.

ЦБР начал активно использовать опыт банков развитых стран по реализации учетной политики. Отправным пунктом этой политики стало введение ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой ЦБР кредитует остальные коммерческие банки. Наибольший уровень достигала ставка рефинансирования в 1993 году- 210%.

С 10 февраля 1996 года ставка рефинансирования действует - 123%. По логике вещей ставка рефинансирования должна сдерживать кредитную экспансию коммерческих банков, затруднять доступ производителя к средствам в период" перегрева " экономики. В условиях России, когда стремительно падает производство, высокие процентные ставки по кредитам коммерческих банков, подстраивающихся под ставку рефинансирования ЦБР, только усугубляют экономическую ситуацию. Производственная сфера практическа лишена возможности кредитования под высокие проценты.

Высокий уровень процентных ставок по кредиту российских коммерческих банков объясняется в первую очередь причинами общего характера: развитием инфляционного процесса, социально- политической нестабильностью в стране Частным фактором, приводящим к росту процентных ставок, является увеличение риска при выдаче ссуд.

Двухлетний опыт управления Центрального банка России ставкой рефинансирования показал, что официальная ставка является мощным инструментом воздействия на цену ресурсов коммерческих банков. Каждое очередное повышение ставки рефинансирования сопровождалось практически пропорциональным ростом ставки по кредитам коммерческих банков. И наоборот, снижение официальной ставки в августе 1994г. до 130% вызвало обвальное падение процентных ставок и поактивным, и соответственно по пассивным операциям коммерческих банков. Таким образом, можно констатировать, что управление ставкой рефинансирования становится эффективным инструментом денежно- кредитной политики ЦБР. Этот инструмент рыночной экономики органично вписывается в систему мероприятий, проводимых ЦБР по регулированию денежного оборота страны.

    3. 3 Банковские резервы и их норма.

Центральный банк во многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковскихучреждений. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию. Минимальные резервы- это вклады коммерческих банков в центральном банке , размер которых устанавливается законодательством в определенном соотношении к банковским обязательствам/ вкладам клиентов / . Главная причина проведения политики минимальных резервов заключается в том , что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимосвязь, которую может использовать центральный банк, чтобы влиять на поведение коммерческих банков. Кредитный потенциал коммерческих банков увеличивается настолько, насколько сокращаются их обязательства по минимальным резервам.

Исторически обязательные минимальные резервы развивались из необходимости для коммерческих банков иметь ликвидные резервы на случай наличноденежных платежей. Минимальные резервы имеют двойное назначение: во- первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во- вторых, они являются инструментом центрального банка дня регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Законодательство разных стран по-своему устанавливают порядок формирования резервов, но все они преследуют одну общую цель вынудить коммерческие банки держатьопределенную дифференцированную долю их обязательств на безналичных и беспроцентных счетах в центральном банке.

В России для коммерческих банков принята фиксированная ставка по обязательным резервам. В соответствии с письмом ЦБР в фонд обязательных резервов коммерческие банки отчисляют 20% от счетов до востребования и срочным обязательствам банка до 30 дней, от срочных обязательств свыше 30 дни до 90 дней -14%, свыше 90 дни -10% и по средства на счетах по иностранной валюте- 1, 5 %. Политика минимальных резервов в нашей стране находится на стадии становления и в этой связи интересным представляется опыт развитых стран. Как правило норма минимальных резервов дифференцируется. В Германии регулирование резервов кредитных учреждений проводится в соответствии с Законом оБундесбанке 1957г„ где указано , что в целях регулирования денежного обращения и объема кредита в хозяйстве Бундесбанк имеет право требовать хранение кредитными институтами на его счетах определенного процента их обязательств по текущим счетам, срочным и сберегательным вкладам. ЗакономБундесбанка разрешено устанавливать нормы обязательных резервов не свыше 30%, срочным депозитам- не свыше 20% и по сберегательным вкладам - не свыше 10%. Наибольший процент установлен по текущим обязательствам, так как именно эти депозиты подтверждены риску неожиданного изъятия. В данных пределах центральный банк Германии может варьировать нормы в зависимости от целей регулирования: повышение их влечет за собой уменьшение ресурсов банков и их кредитных возможностей, а понижение способствует стимулированию деловой активности встране. Бундесбанк редко изменяет нормы обязательных резервов для банков Германии. Последние изменение было 1 февраля 1987 г. , когда длярезедентов по депозитам до востребования были установлены прогрессивные ставки в зависимости от объемов вкладов.

В США сумма обязательных резервов зависит от категории банка, величины и вида вклада. Норма обязательных резервов банков- членов ФРС в пределах, установленных конгрессом. В феврале 1984 г. Совет управляющих ФРС, исходя из цели усиления контроля за денежной массой, изменил правила, покоторым определяются банковские резервы. Существовавшая до этого система расчета резервных требований/ так называемая налаговая система / была заменена системой " текущих резервных требований ", в соответствии с которой резервные требования исчисляются на основе 14- дневного расчетного периода.

Резервы банков - членов ФРС хранятся на беспроцентных депозитных счетах в федеральных резервных банках. Избыточные резервы образуют основной источник федеральных резервныхфондов, операции с которыми являются одним из наиболее важных процессов на денежном рынке США. Банки члены стремятся к тому, чтобы их избыточные резервы были как можно меньше, так как по ним не поступают проценты, и изыскиваются пути их прибыльного использования, т. е. пуска в оборот в активных операциях, представляя их на короткое время в распоряжение других банков.

Банки, нуждающиеся в средствах для восстановления обязательного объема резервов, охотно покупают эти излишки. Федеральные резервные фонды давно используются для регулирования резервов, но лишь с начала 50-х годов к этому источнику средств стали широко прибегать для обеспечения банковской ликвидности. Федеральные резервные фонды обращаются по ставкам, превышающим учетный процент. Крупные американские коммерческие банки рассматривают федеральные резервные фонды как альтернативный источник, к которомуможно прибегнуть для обеспечения ликвидности и удовлетворения просьб о ссуде. Любой чек, выписанный на депозит в федеральном резервном банке, подлежит оплате немедленно по предъявлении. В отличие от него чек , выписанный на коммерческий банк , позволяет получить деньги, лишь спустя один-два дня. Таким образом, особенность федеральных резервных фондов состоит в том, что они представляют собой средства , реализуемые немедленно. Коммерческие банки- члены ФРС выступают основными кредиторами по федеральным фондам на кредитном рынке страны. На их долю приходится около 50% всех предоставляемых взаймы федеральных фондов.

Изменение резервных норм отражается на величине мультипликатора. Поэтому регулирование норм обязательных резервов оказывает влияние не только на текущую ситуацию на рынке ссудных капиталов, но и изменяет степень воздействия сдвигов в резервах на кредитные операции в будущем. Вследствие этого недостатком данного инструмента денежно кредитной политики центрального банка являются его негибкость и непригодность для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов. Даже небольшие колебания нормобязательных резервов вызывают значительные здвиги в объеме кредитных операций. Частые изменения этого инструмента оказали бы дестабилизирующуее воздействие на весь рынок ссудных капиталов. Как правило, изменение норм обязательных резервов происходит лишь раз в несколько лет при необходимости внесения корректив в динамику и объем кредитных операций. Отдельные инструменты банков развитых стран с необходимыми корректировками приемлемы для использования ЦБР. Это в первую очередь касается учетной политики, политики минимальных резервов и возможностиопределения агрегатов денежной массы в качестве общих ориентиров политики ЦБР. 3. 4. Ликвидность банков.

Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечить выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед контрагентами, что определяется наличиемдостаточного собственного капитала банка оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетов соответствующих сроков. Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими-собственый капитал банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами. С учетом этого в мировой банковской теории и практике ликвидность принято понимать как" запас " или как " поток ". При этом ликвидность как " запас " включает в себя определение уровня возможности коммерческого банка выполнять свои обязательства перед клиентами в определенный конкретный момент времени путем измененияструктуры активов в пользу их высоколиквидных статей за счет имеющихся в этой области неиспользованных резервов.

Центральные банки стран рыночной экономики регулируют платежноспособность банков посредством установления ограничений обязательств банка , предела задолженности одного заемщика, введения особого контроля за выдачей крупных кредитов, создания системы рефинансирования коммерческих банков и обязательного резервирования части привлеченных средств, проведения процентной политики и осуществления операций с ценными бумагами на открытом рынке.

Особую ценность для нашей страны в представляет отечественный опыт регулирования ликвидности коммерческих банков в Российской империи в период нэпа, который был основан на международной практике, адаптированный к конкретным условиям и традициям страны.

Ликвидность как " поток " анализируется с точки зрения динамики, что предполагает оценку способности коммерческого банка в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности или предотвращать ухудшение достигнутого, объективно необходимого уровня ликвидности / сохранять его / за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов, привлечения дополнительных заемных средств, повышения финансовой устойчивости банка путем роста доходов. Таким образом , каждый коммерческий банк должен самостоятельно обеспечивать поддержание ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций.

Наряду с этим, поскольку в процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице Центрального банка России, давшего лицензию на деятельность банка и тем самым вопределенной мере поручившись за законность, правомерность и надежность его работы, осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так и административных методов управления.

Регулирование деятельности банков осуществляется посредством соответствующих нормативов. Обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций: • нормативы достаточного капитала;

    • нормативы ликвидности кредитной организации;

• максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; • максимальный размер крупных кредитных рисков;

• максимальный размер риска на одного кредитора / вкладчика/; • максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной

организацией своим участникам /акционерам, пайщикам/ и инсайдерам ; • максимальный размер привлеченных денежных вкладов / депозитов / населения ; • нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей / акций / других юридических лиц. Кроме этого устанавливаются обязательные нормативы- предельный размер надежной части уставного капитала, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, размеры валютного, процентного и иных рисков . Выполнение задачи управления ликвидностью, поддержания ее на требуемом уровне банкдолжен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдения требований, предъявляемых к нему со стороны Центрального банка России. В этих целях банк должен все время наращивать собственный капитал, обеспечивать необходимые пропорции между собственными и привлеченными средствами сторонних предприятий и организаций, стремиться к формированию" надежных " и " дешевых " кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка, строить кредитную политику так , чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия, осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов, формировать оптимальную структуру активов с увеличением в ней доли ликвидных активов, чтобы всегда быть готовым выполнить правомерные требования акционеров, вкладчиков, кредиторов и всех клиентов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножать доходы и прибыль банка. Процесс управления ликвидностью банка включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами. Управление активами. В процессе управления ликвидностью банк должен так размещать средства в активы, чтобы они с одной стороны, приносили соответствующий доход, с другой стороны - не увеличивали бы риск банка потерять эти средства, т. е. всегда должно поддерживаться объективно необходимое равновесие между стремлением к максимальному доходу и минимальному риску. Управление активами можнообьединить в четыре большие группы. К первой группе относятся кассовая наличность, средства на корреспондентском счете, фонде обязательных резервов ЦБР, а также вторичные резервы. Ко второй группе относятся ссуды выдаваемые предприятиям и организациям. В третью группу входят инвестиции в ценные бумаги других предприятий, организаций или паевое участие в их деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7