скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сущность фондового рынка - (реферат) скачать рефераты

p>сертификаты, кредитные опционы, стандартизированные страховые полисы, обращающиеся товарные контракты, "билеты", свиде тельства о депонировании и т. п. );

    Следует отметить, что до 1993г. российский внебиржевой

рынок отличался спекулятивностью и большим количеством афер, и только с 1993 г. он стал приобретать оптовый характер (торгов ля крупными партиями акций для установления контролирующего влияния и т. п. ) и развиваться по цивилизованному пути.

    3. Технологии торговли, применяемые на первичном и
    вторичном рынках ценных бумаг.
    В зависимости от применяемых технологий торговли можно

выделить следующие рынки: стихийный, дилерские и аукционные (см. приложение, схема 5).

    Стихийный рынок. Правила заключения сделок, требования к

ценным бумагам и участникам не установлены, торговля осущест вляется произвольно, в частном контакте продавца и покупателя. В российской практике существует много примеров подобных рын ков. Это стихийный рынок, сложившийся вокруг Российской товар но-сырьевой биржи (торговля ваучерами) и уличный рынок ценных бумаг "Гермеса" в 1992-1993 гг. , стихийный рынок вокруг Цент ральной республиканской универсальной биржи в 1994 г.

    Аукционные рынки. Это рынки, которые характеризуются пуб

личными гласными торгами с открытым соревнованием покупателей и продавцов в назначении ценовых и других условий сделок по ценным бумагам, при наличии механизма сопоставления заявок на покупку и продажу и установления удовлетворяющих друг дру гу заявок, которые могут служить основанием для заключения сде лок. Аукционные рынки подразделяются на: простой аукционный рынок, голландский аукцион и двойные аукционные рынки.

* Простой аукционный рынок - рынок, на котором состязаются только покупатели, прямая конкуренция продавцов отсутствует. Перед началом торгов, на основании заявок на покупку и прода жу, составляется сводный котировочный лист. Аукцион происходит путем публичного последовательного оглашения списка предложе ний, по каждому из которых проводится гласное состязание поку пателей путем назначения новых цен. Простой аукцион лежит в основе деятельности большинства российских бирж и фондовых от делов товарных бирж, и часто используется для организации вне биржевых аукционов ценных бумаг, проводящихся российски ми инвестиционными институтами. Данная технология подходит для развивающегося и неликвидного рынка ценных бумаг, каким явля ется российский рынок.

* При голландском аукционе происходит предварительное накопле ние заявок покупателей, которые заочно рассматриваются эмитен том или посредником, работающим в его интересах. Устанавлива ется единая цена, которая равна самой нижней цене в заявках на покупку, позволяющей продать весь выпуск. Все заявки на покуп ку, представленные по ценам выше офицальных, удовлетворяются по официальной цене. По данной схеме проводятся аукционы каз начейских векселей в США. В России она использовалась для раз мещения ГКО, но в данном случае заявки удовлетворялись по це нам , по которым они были поданы.

* Двойные аукционные рынки - на таких рынках между собой кон курируют и продавцы и покупатели. Этот вид рынка в свою оче редь включает:

    -онкольные рынки,
    -непрерывные аукционные рынки.

а) Онкольные рынки. До начала торгов накапливаются заявки о покупке и продаже, которые затем ранжируются по ценовым пред ложениям, последовательности поступления и количеству. Совпа дающие заявки и предложения сравниваются, устанавливается оп ределенный курс, по которому можно удовлетворить наибольшее количество заявок о покупке и предложений на продажу. Такие рынки широко используются на Западе в организации двойного ре жима работы фондовых бирж. Подобные рынки начали функциониро вать в России, например, в деятельности валютной биржи.

    б) Непрерывные аукционные рынки. Именно по данной схеме ор

ганизована работа крупнейших фондовых бирж на Западе. В период торгов на таком рынке возникает непрерывный поток заявок на покупку и предложений о продаже, которые регистрируются специ ально уполномоченными лицами, сводящими между собой все пору чения продавцов и покупателей. Вновь поступающие заявки срав ниваются с зарегистрированными ранее и, если они совпадают, то удовлетворяются в порядке поступления, а при одновременном поступлении - выполняются наибольшие по сумме поручения. Неп рерывный аукционный рынок возможен лишь при значительных объ емах ежедневного предложения ценных бумаг (более 10000 лотов ежедневно). В России примером такого рынка может служить рынок ГКО.

    Дилерские рынки. На этих рынках продавцы публично объяв

ляют о ценах предложения и порядке доступа к местам покупки ценных бумаг. Покупатели согласные с ценовыми предложениями и другими условиями инвестирования, заявляют о своих намерениях и приобретают ценные бумаги. Продавцы несут обязанность совер шить сделки с любым лицом по ценам, которые они объявили. Пря мой открытой конкуренции между продавцами или между покупате лями не происходит. Дилерские рынки применяются при : а) пер вичном размещении ценных бумаг; б) в тендерных предложениях (публичном предложении крупного инвестора о покупке ценных бу маг).

    Организовать дилерские рынки можно на основе следующих ви
    дов предложении ценных бумаг:

-локализованного (назначение нескольких локальных мест про даж за наличные);

-распределенного (создание распределительной сети из рыноч ных мест, по категориям инвесторов, ценных бумаг, формам опла ты);

-продленного (создание постоянного предложения различных ви дова ценных бумаг в филиальной сети коммерческого или сберега тельного банка).

Схема дилерских рынков в России использовалась при первом публичном предложении акций для частных и юридических лиц (межбанковское объединение "Менатеп", декабрь 1990 г. ) и при размещении Сберегательным банком РФ продленного предложения на приобретение выпущенных им акций в своих отделениях и филиалах.

    III. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА
    Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования
    рынка ценных бумаг, включающая:
    - регулятивные органы (государственные органы и саморегу
    лирующиеся организации);
    - регулятивные функции и процедуры (законодательные, ре
    гистрационные, лицензионные и надзорные);
    - законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (ре

гулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);

    - этику фондового рынка (правила ведения честного биз
    неса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);
    - традиции и обычаи.
    Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечива
    ющих систем рынка ценных бумаг.
    Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры,
    используемые в международной практике.

1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следу ющие подходы:

    а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг при
    надлежит государству. Пример-Франция;
    б) регулирование разделено между государством и саморегу

лирующимися органами (добровольными объединениями профессио нальных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания. 2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:

    а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и

формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);

    б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жест

кими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекоммендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т. п. (Великобритания).

    В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг харак

тер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небан ковским или смешанным.

    Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России ха
    рактеризуется:
    - смешанной моделью инфраструктуры;
    - гипертрофированной ролью государства в регулировании;

- значительными пробелами в законодательстве о ценных бума гах;

- жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнени ем;

- отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондо вого рынка;

- отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним пере рывом в работе рынка).

    1. Государственное регулирование
    Государственное участие в регулировании фондового рынка

необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно ак тивную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т. к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной фор ме.

    Основные функции государства в регулировании:
    --------------------------------------------
    а) идеологическая и законодательная (концепция рынка,
    программа ее реализации и т. п. ;
    б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его ин
    фраструктуры;
    в) установление "правил игры" (требований к участникам,
    операционных и учетных стандартов);
    г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью

рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институ тов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

    д) создание системы информации о состоянии рынка ценных
    бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
    е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в

т. ч. государственные или смешанные схемы страхования инвести ций);

    ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый ры

нок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

    з) предупреждение чрезмерного развития рынка госу

дарственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло жения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

    Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг

является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финанси рование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), исполь зует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэконо мической политики и, в лице центрального банка, является круп нейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

    Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и

противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:

    1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк

и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций;

    2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных
    бумаг приватизационного агенства (Госкомимущества);
    3) неустойчивость и конкуренция властных структур.

Структура основных государственных органов, регулирующих фон довый рынок приведена на схеме 6 (см. приложение).

    2. Саморегулируемые организации.
    Саморегулируемыми организациями признаются предпринима

тельские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

    В странах с рыночной экономикой обязательно существует

одна или несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом ка честве государством как основных представителей профессиональ ного сообщества в области ценных бумаг. В случае такого приз нания государство передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка.

    Саморегулируемые организации обладают следующими основны
    ми признаками:
    - это добровольное объединение;
    - членами являются профессиональные участники рынка цен
    ных бумаг;
    - выполняют функции саморегулирования и установления фор
    мальных правил ведения бизнеса;
    - выполняют функции, переданные им государством.
    Виды саморегулируемых организаций.
    ---------------------------------
    Международные организации - Международная организация
    фондовых бирж.
    Национальные организации - обычно в каждой стране сущест

вуют организации, претендующие на представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны. В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), В Япо нии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т. д.

    Региональные организации учреждаются в относительно замк
    нутых региональных рынках ценных бумаг.
    Классификация саморегулируемых организаций в зависимости

от видов участников фондового рынка, которые их создали при ведена в схеме 7 (см. приложение).

    Кроме организаций профессиональных участников бумаг су

ществуют и другие виды организаций участников рынка ценных бу маг. С целью защиты интересов свои организации также создают эмитенты, институциональные и частные инвесторы.

    Саморегулируемые организации в России.
    --------------------------------------
    По российским правовым нормам саморегулируемые организа

ции могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов или профессиональных общественных организаций.

    Функции российских саморегулируемых организаций соот
    ветствуют общепринятым в мировой практике:
    саморегулирование деятельности участников на рынке ценных
    бумаг,
    поддержание высоких профессиональных стандартов и подго
    товка персонала,
    развитие инфраструктуры фондового рынка,
    проведение совместных научных разработок,
    коллективное предпринимательство своих интересов и инте
    ресов инвесторов.
    Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций и

контроль за их созданием осуществляется Федеральной Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам.

Примеры саморегулируемых организаций в России приведены в следующей таблице.

-============================================================¬ ¦ Виды саморегулируемых Наименование организации ¦ ¦ организаций ¦ ¦===========================T================================¦ ¦Организации фондовых бирж ¦ Союз фондовых бирж, Ассоциация¦ ¦ ¦ валютных бирж ¦ +---------------------------+--------------------------------+ ¦Организации компаний по ¦ Фондово-эмиссионный синдикат ¦ ¦ценным бумагам ¦ и др. , Ассоциация российских ¦ ¦ ¦ банков ¦ +---------------------------+--------------------------------+ ¦Организации трансфер- ¦ Профессиональная ассоциация ре¦ ¦агентов, регистраторов ¦ гистраторов, трансфер-агентов ¦ ¦и депозитариев ¦ и депозитариев (ПАРТАД) ¦ +---------------------------+--------------------------------+ ¦Организации персонала, ¦ Гильдия финансистов (объединя-¦ ¦работающего в институ- ¦ ет специалистов не только по ¦ ¦тах ценных бумаг ¦ ценным бумагам, но и в других ¦ ¦ ¦ отраслях финансовой деятель ¦ ¦ ¦ ности ¦ +---------------------------+--------------------------------+ ¦Организации институцио- ¦ Ассоциация инвестиционных фон-¦ ¦нальных инвесторов ¦ дов "СКИФ", Лига содействия ¦ ¦ ¦ инвестиционным фондам ¦ +---------------------------+--------------------------------¦ ¦Организация частных ин- ¦ Комитеты по защите прав акцио-¦ ¦весторов ¦ неров (в регионах, городах) ¦ ¦===========================¦================================¦ ¦Организации регуляторов рынка, ивестиционных консультантов ¦ ¦и эмитентов в России отсутствуют. ¦ L------------------------------------------------------------

    IV ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА
    Формирование фондового рынка в России повлекло за собой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5