скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Механизм предотвращения банкротства кредитной организации - (диплом) скачать рефераты

p>Определение реальной стоимости активов кредитной организации осуществляется на основе оценки их рыночной стоимости в случае их обращения на вторичных финансовых и иных рынках, а при отсутствии таковой - расчетным способом. При невозможности осуществить сплошную оценку качества активов проводится их выборочная оценка. На основе выборочной оценки качества однородных активов по форме средневзвешенных величин определяется качество всех активов кредитной организации.

Под однородными активами понимаются активы, имеющие общую экономическую сущность (учтенные векселя, кредиты, направленные в определенную отрасль экономики, остатки по корреспондентским счетам и т. п. ).

Выборочная проверка может осуществляться путем охвата не менее 30% активов как от общей их стоимости, так и от их общего количества.

Общая сумма корректировки стоимости активов оценивается исходя из следующего: (1) денежные средства в кассах банка оцениваются по их балансовой стоимости; (2) драгоценные металлы должны быть оценены в соответствии с Положением "О совершенствовании операций с драгоценными металлами" Банка России от 1. 11. 96 г. N 50 по специально установленному курсу Банка России. В случае их переоценки или недооценки эта разница корреспондируется с балансовыми счетами 61308, 61408;

(3) корреспондентский счет в Банке России оценивается по балансовой стоимости; (4) корреспондентские счета типа "Ностро" в других кредитных организациях оцениваются исходя из следующих принципов:

- стоимость денежных средств, размещенных в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, принимается равной нулю;

- при имеющихся задержках в выполнении поручений со стороны кредитной организации в течение одного месяца сумма стоимости принимается равной нулю, 10 дней - 40%, 3 дней - 85%;

(5) государственные ценные бумаги учитываются по рыночной стоимости в соответствии с "Временным порядком бухгалтерского учета по операциям с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках", утвержденными Приказом по Банку России от 6 мая 1993 г. N 02-78;

(6) обязательные резервы, депонированные в ЦБ РФ, учитываются по их балансовой стоимости;

(7) ценные бумаги учитываются по цене их покупки на вторичном рынке, если они на нем обращаются. При отсутствии котировки ценных бумаг их оценочная стоимость принимается равной 40% от балансовой стоимости.

На сумму перекрестного участия уменьшаются остатки по ценным бумагам и соответственно величина уставного фонда. Кроме того, если при анализе баланса дочерней компании выяснится, что ее чистые активы имеют отрицательное значение, то оценочная стоимость вложений в ценные бумаги этого эмитента принимается равной нулю;

(8) оценочная стоимость ссудного портфеля определяется как разница между его балансовой стоимостью и суммой резерва под возможные потери по ссудам (независимо от того, начислен он фактически или нет), который рассчитывается в соответствии с Инструкцией Банка России № 62а.

Дополнительно рекомендуется учитывать следующие факторы. По кредитам, предоставленным своим дочерним организациям и инсайдерам, при отсутствии последнего баланса этих юридических лиц резерв принимается в размере 100%. При наличии последнего баланса этих организаций в первую очередь должны быть проанализированы размер их чистых активов и размещение денежных средств дочерними организациями и инсайдерами. Зачастую кредиты таким организациям предоставляются на так называемые "технологические" цели: для строительства, покупки недвижимости, обеспечения деятельности кредитной организации, а иногда и как закамуфлированные затраты. В этом случае указанные активы в расчетном балансе кредитной организации корректируются исходя из возможности востребования этих кредитов;

(9) под кредиты населению без обеспечения рекомендуется принимать резерв в размере 100%. Под кредиты сотрудникам банка без обеспечения создается резерв в соответствии с письмом Банка России от 24. 12. 94 г. N 130а;

(10) оценка стоимости учтенных банком векселей, которые были переоформлены из ссудной задолженности, осуществляется идентично расчету оценочной стоимости ссудного портфеля. При наличии на балансе данного векселя свыше шести месяцев по нему рекомендуется принимать резерв в размере 100%.

По учтенным банком векселям организаций, имеющим неизвестную платежеспособность, и при отсутствии их балансов за последние три месяца принимается резерв в размере 100%. При наличии рыночных котировок векселей оценочная стоимость определяется исходя из их цены покупки на вторичном рынке; (11) прочие дебиторы оцениваются на предмет возможности взыскания этой задолженности. При невозможности взимания задолженности их оценочная стоимость принимается равной нулю;

(12) имущество банка оценивается исходя из независимой оценки специалистов-риэлтеров. При ее отсутствии оно оценивается, за исключением переоценки и износа имущества;

(13) другие средства банка оцениваются исходя из их известной рыночной стоимости. При ее отсутствии их оценочная стоимость принимается равной 30% балансовой стоимости.

При наличии актов инспекционных проверок оценку качества активов рекомендуется производить, основываясь на их данных.

Если в результате оценки будет установлено, что стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли кредитной организации уменьшаются, и наоборот, если стоимость актива больше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли увеличиваются (на сумму разницы между балансовой и расчетной стоимостью актива).

В случае, если будет установлено, что у кредитной организации имеются неучтенные в балансе обязательства, а также внебалансовые обязательства, по которым наступил момент платежа, но он не был осуществлен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации, то в расчетном балансе сумма обязательств кредитной организации увеличивается на сумму указанных неучтенных и внебалансовых обязательств. При этом прибыль в расчетном балансе должна быть уменьшена на ту же сумму.

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала), имеющейся у кредитной организации согласно расчетному балансу.

Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует на основе показателей расчетного баланса оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами (под указанными обязательствами в целях настоящих рекомендаций принимается значение символа Овт, используемого при расчете экономического норматива Н2 согласно инструкции Банка России № 1). К этому значению прибавляется сумма недовзноса депонируемых в Банке России обязательных резервов и сумма обязательств, не учтенных в балансе, и внебалансовых обязательств, момент платежа по которым наступил. В качестве ликвидных активов используются данные символа - ЛАт, который рассчитывается при определении экономического норматива Н2 (инструкция Банка России № 1).

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению (плана санации) проверяется прежде всего соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации.

При оценке мер, принимаемых учредителями (участниками), кредиторами и третьими лицами, выясняется, имеются ли у кредитной организации надлежащим образом оформленные договоры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц.

Если планом санации предусмотрено внесение этими лицами денежных средств в уставный капитал или оказание финансовой помощи кредитной организации, то в обязательном порядке анализируется финансовое положение потенциальных инвесторов (санаторов), в частности, определяется наличие достаточной суммы чистых активов, а также достаточность остатков на расчетных, текущих, корреспондентских счетах потенциального инвестора, открытых в санируемой кредитной организации, в случае если эти средства планируется направить на увеличение уставного капитала.

В случае, если потенциальный инвестор в рамках плана санации принимает на себя обязательства не отзывать (в течение определенного времени) со своих счетов, открытых в данной кредитной организации, денежные средства и (или) разместить у нее в виде депозита определенную (неснижаемую) сумму денежных средств то следует по его балансу выяснить, имеются ли у него ликвидные средства и какова их динамика изменения. По результатам такого анализа определяется возможность инвестора вывести на определенный срок (например, на срок размещения депозита) из своего оборота эти денежные средства.

Анализ финансового положения учредителей (участников), кредиторов и других потенциальных инвесторов (санаторов) целесообразно осуществлять за период не менее двух лет.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных расходов кредитной организации выясняется, насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов. При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется, в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции. В этих случаях следует учитывать способность кредитной организации восстановить осуществление своевременных расчетов через свои корреспондентские счета.

В целях оценки эффективности активных операций необходимо проводить анализ их доходности в сравнении со средней доходностью подобного рода операций в данном регионе (экономическом районе) или стране в целом.

При оценке реальности реализации активов кредитной организации прежде всего определяется возможность реализации данного актива вообще, а затем возможность его реализации по планируемой цене и в установленные планом сроки. При оценке мероприятий по взысканию дебиторской задолженности следует учитывать: имеются ли судебные решения и вступили ли они в законную силу, какова вероятность исполнения судебных решений с учетом имущественного положения дебиторов.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств. В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

Все мероприятия по финансовому оздоровлению (включая меры по поддержанию функционирования) кредитной организации оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности кредитной организации на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации. При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.

В случае, если анализ мероприятий, предусмотренных планом санации, свидетельствует о возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации, необходимо оценить возможность ее устойчивого развития на перспективу. При этом учитываются, в частности, следующие факторы: - конкурентоспособность кредитной организации с точки зрения квалификации ее персонала, объема и качества предлагаемых услуг, уровня банковских технологий и сервиса;

    - наличие устойчивых источников доходов;

- перспективы выполнения пруденциальных норм деятельности; наличие устойчивой клиентской базы;

- заинтересованность собственников кредитной организации в ее развитии. В зависимости от результатов оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации учреждение Банка России должно сделать соответствующие выводы и принять решение либо о продолжении проведения санации данной кредитной организации, либо о применении к ней мер надзорного реагирования вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у данной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций В 1998 году Главным управлением ЦБ РФ по Тюменской области проанализированы 20 планов санации, 10 из которых приняты, 9 - признаны нереальными, 1 - находился на рассмотрении до февраля 1999г.

При выполнении мероприятий в 1998 году, предусмотренных планами финансового оздоровления, финансовое положение 3 кредитных организаций улучшилось, у 2–ухудшилось, у 8 – осталось без изменений. Четыре кредитных организации –планы санации выполнили. Приказами Банка России в 1998г. у 2 кредитных организаций Тюменской области, осуществлявших мероприятия по финансовому оздоровлению отозваны лицензии на осуществление банковских операций.

Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ “Пример”.

Банк АКБ “Пример” имеет более чем 30 летнюю историю. До декабря 1990 года входил в состав Промстройбанка СССР. Был создан на основе Городского Управления Стройбанка СССР, которое начало работать в 1966г. В 1990 году решением учредителей банка преобразован в Акционерный коммерческий банк. Основными акционерами явились предприятия нефтяной, авиационной, судостроительной, строительной, энергомашиностроительной индустрии, коммерческие структуры. Кредитная политика в большинстве случаев была направлена на развитие производственных программ Тюменского региона. Объектами кредитования были предприятия, а также коммерческие организации, обеспечивающие население области продовольствием и товарами народно потребления. До 1997 года банк увеличил свой уставной капитал до 15 млн. деноменированных рублей. Банк работает на рынке МБК, и РЦБ. Банк имеет четыре филиала.

    Структура УК:
    Денежные средства 14999, 5 тыс. рублей (99, 9%)
    Нематериальные активы 0, 5 тыс. рублей
    Акционеры:
    Юр. Лица 102-85, 05%
    Физ. Лица 1831-13, 99%
    Сотрудники банка 135-8, 46%

В соответствии с Письмом ЦБР от 28 мая 1997 г. № 457 "О критериях определения финансового состояния банков" АКБ “Пример” был отнесен к 3 группе проблемности. У банка существуют проблемы с формированием резерва на возможные потери по ссудам. По состоянию на 01. 04. 98г. созданный АКБ “Пример” Резерв на возможные потери по ссудам (РВПС) составил 6111 тыс. рублей (см. таблицу №2 (34% от расчетного РВПС, минимум 40% от расчетного)).

    Таблица №2. Расчет РВПС созданный АКБ “Пример”.
    №
    п/п
    №№ бал. счетов
    Наименование счета
    Сумма (тыс. руб. )
    1
    2
    3
    4
    1.
    32403

Резерв под возможные потери по просроченной задолженности по предоставленным межбанковским кредитам.

    400
    2.
    45209

Резерв под возможные потери по кредитам, предоставленным негосударственным коммерческим предприятиям и организациям.

    48
    3.
    45409

Резерв под возможные потери по кредитам, предоставленным физическим лицам-предпринимателям.

    10
    4.
    45508

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9