скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Механизм предотвращения банкротства кредитной организации - (диплом) скачать рефераты

p>2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);

    3) реорганизация кредитной организации.

Данные мероприятия осуществляются при возникновении в банке следующих условий: не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) могут проводится либо по инициативе руководителя кредитной организации либо по требованию Банка России. Руководитель кредитной организации в случае возникновения обстоятельств, перечисленных выше, в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено ее учредительными документами - к общему собранию учредителей (участников) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Это ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению. Органы управления кредитной организации, которым было направлено ходатайство, должны рассмотреть его и принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней с момента получения и уведомить о принятом решении Банк России. Если же органы управления (учредители) отказались принять участие в осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению или реорганизации либо не приняли соответствующего решения в срок, руководитель банка должен обратиться с этим ходатайством в Банк России.

Во втором случае Центральный банк, в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований перечисленных выше. Это требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Когда руководитель банка получает требования от ЦБ РФ, он обязан обратиться в органы управления кредитной организации (срок 5 дней), с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации.

При получении требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до момента получения разрешения Банка России кредитная организация не может принимать решение о распределении прибыли, выплате (об объявлении) дивидендов. Если меры по финансовому оздоровлению были выполнены, то Банк России направляет кредитной организации разрешение о распределении прибыли, выплате (об объявлении) дивидендов.

Банк России вправе требовать у кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению (представляется в Банк России в срок, им устанавливаемый). Он должен в обязательном порядке содержать: оценку финансового состояния кредитной организации;

указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации; меры по получению дополнительных доходов;

    меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

меры по изменению организационной структуры кредитной организации; срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации. Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации устанавливается нормативным актом Банка России.

Если руководитель не предпримет меры по финансовому оздоровлению, то он может быть привлечен к ответственности в соответствии с федеральными законами. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации;

иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами. Учредители могут оказать финансовую помощь следующими способами: размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России; предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

    предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;

перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов; отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации; прощения долга кредитной организации;

новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. При рассмотрении плана санации, в Банке России анализируется финансовое состояние (в первую очередь платежеспособность) учредителей (участников), желающих оказать финансовую помощь, для определения реальности того или иного мероприятия.

Для улучшения финансового состояния банка его руководство может так же прибегнуть к изменению структуры активов и структуры пассивов кредитной организации.

Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать: 1) улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;

2) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

3) сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;

4) продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией; 5) иные меры по изменению структуры ее активов.

Когда банк испытывает трудности, в большинстве случаев это сказывается на стоимости его активов в виде выданных ссуд. Существуют два варианта решения: исключение сомнительных активов из баланса или сохранение их на балансе. Сохранение. Если предполагается сохранить активы на балансе банка, есть две возможности улучшить состояние его активной части. Первая возможность - повысить вероятность выплаты основной суммы долга и процентов до такой степени, что это уже не будет вызывать никаких сомнений. Другой возможностью, которая также позволит оставить активы в бухгалтерских книгах банка, может быть изыскание банком дополнительных или лучших источников дохода, которые компенсировали бы убытки полностью или частично.

Повышение вероятности получения платежей. Для повышения вероятности получения платежей можно действовать по трем основным направлениям.

Во-первых, приложить дополнительные усилия к возвращению ссуды, что может улучшить ситуацию с выполнением платежей, возможно в ущерб другим кредиторам. Во-вторых, укрепить внутренний потенциал должников по осуществлению платежей, например посредством реструктуризации их долга или с помощью государственных субсидий или субсидий центрального банка. Реструктуризация долга может быть произведена только в отношении конкретного банка, либо во взаимодействии с другими кредиторами, в число которых входят как банки, так и небанковские предприятия. При подобной реструктуризации может предусматриваться содействие правительства или центрального банка.

В-третьих, усилить обеспечение выданной ссуды путем использования альтернативной формы обеспечения, например, заменив ипотеку залогом товарно-инвентарных запасов. Помимо поиска альтернативной формы можно предусмотреть и альтернативный источник обеспечения, например, в виде гарантии или другой формы обеспечения, предоставляемой третьей стороной, которой выгодно помогать банку.

Увеличение дохода. Можно добиться компенсации убытков за счет увеличения дохода следующими двумя способами:

Во-первых, можно рассмотреть возможность продажи определенной части "фамильных драгоценностей", например, высококачественных ссуд или прибыльных подразделений банка. В кризисной ситуации можно прибегнуть и к этому.

Во-вторых, были случаи в мировой практике, когда правительство или центральный банк предлагали банкам финансирование по низким ставкам, за счет которого банки могли приобрести высокоприбыльные активы. Данный метод равнозначен субсидированию доходов банка.

Недостатком сохранения низкодоходных активов на балансе банка является то, что это нисколько не улучшает общее состояние баланса. Если стоит задача восстановления прибыльности активов в целом, прибыль, получаемая за счет дополнительных или улучшенных источников дохода, должна быть выше обычного уровня, учитывая возрастающие накладные расходы на управление. В этой связи полезно напомнить, что в условиях современной банковской деятельности даже самая незначительная проблема в функционировании ссуды, требующая дополнительного внимания персонала банка, очень быстро может сделать эту ссуду неприбыльной.

Одним из способов улучшение структуры активов может быть также получение новой гарантии, например, от одного из основных акционеров предприятия-должника. Качество этой гарантии должно быть очень высоким, учитывая большую вероятность того, что она будет использована. Договорная документация должна быть составлена самым тщательным образом, а финансовые возможности гаранта и его готовность выполнить свои гарантийные обязательства не должны вызывать ни малейших сомнений. Но здесь надо белее осторожней относится к гарантиям органов государственной власти, как показывает практика от них трудно получить реальные деньги. Одним из возможных методов обеспечения полной выплаты кредитору предоставленной им ссуды является требование к гаранту внести депозит на условный счет в банке-кредиторе или в другом банке в размере требования к сомнительному должнику. Банк-кредитор может получить прямой доступ к данному депозиту только в случае невыполнения должником своих обязательств.

Можно предусмотреть и другие виды предоставляемого третьей стороной обеспечения, такие как закладная на ее имущество, залог в виде принадлежащих ей определенных активов и т. п. В таких случаях необходимо очень осторожно подходить к оценке стоимости предлагаемого обеспечения. Если потребуется воспользоваться гарантией или произвести отчуждение залогового обеспечения, гарант или цедент пожелают принять участие в реализации прав банка в отношении должника. Это потребует дополнительной юридической документации. Если существуют какие-либо сомнения в финансовой устойчивости гаранта или стороны, предлагающей обеспечение, необходимо позаботиться о выборе такой правовой формы обеспечения, которая позволяла бы избежать непосредственной вовлеченности в еще одно банкротство, при том что само требование по гарантии или обеспечению будет удовлетворено лишь на пропорциональной основе вместе с требованиями других кредиторов гаранта, если вообще будет удовлетворено.

Исключение. Полное исключение сомнительных активов из баланса требует их непосредственного и полного списания или продажи третьей стороне. По возможности, следует избегать списания. Это означает потерю капитала в размере 100 процентов этих активов, уменьшает баланс и фактически сокращает размеры банка, что, как правило, не улучшает положение банка на рынке. Если же рассматривается возможность списания данных активов, желательно компенсировать эту потерю другими доходами.

Продажа активов. При ней возникает вопрос, кому продать по номиналу актив, стоимость которого фактически снизилась? Чем меньше средств было отчислено в резерв, тем выше должна быть цена, чтобы покрыть разницу, образовавшуюся в результате снижения стоимости актива. И наоборот, если уже созданы достаточные резервы, продажная цена может быть в соответствующей пропорции снижена. Существует несколько вариантов продажи активов:

(а) Крупный держатель акций предприятия-должника или банка может проявить готовность приобрести определенные активы, но контролирующим органам может понадобиться убедить его в этом.

(б) Еще одним вариантом продажи активов со сниженной стоимостью является создание отдельной "корпорации доверительного управления", которая может приобрести данные активы. Такая специализированная корпорация, возможно управляемая (новым) руководством банка, позволяет реализовать эти активы не торопясь и тем самым по более выгодной цене. Кроме того, она дает возможность подождать и посмотреть, не улучшится ли со временем положение должника, что увеличивает вероятность получения причитающихся с него платежей. Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать: 1) увеличение собственных средств (капитала);

2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

    4) иные меры по изменению структуры ее пассивов.

Надо отметить, что кредитная организация обязана в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации уменьшить свой уставный капитал до размера чистых активов (собственных средств), если размер чистых активов (собственных средств) окажется меньше уставного капитала кредитной организации.

Наиболее эффективным способом улучшения состояния пассивов является увеличение собственного капитала. Это улучшит состояние денежных потоков банка, поскольку обязательства по выплате процентов заменяются обязательствами по выплате дивидендов, что будет иметь практическое значение только тогда, когда банк восстановит свою прибыльность. Это также служит более надежной защитой от факторов риска, относящихся к активной стороне баланса.

Здесь, как и в случае с некоторыми методами улучшения состояния активов баланса, возникает вопрос о том, где найти субординированные займы, мелких вкладчиков и дополнительный акционерный капитал. Не рассматривая в данный момент вариант с мелкими вкладами ввиду присущего им очевидного риска, ответ на поставленный вопрос следует искать у держателей акций, других заинтересованных банков, а возможно и правительства. Дополнительные средства, необходимые для улучшения состояния как активов, так и пассивов баланса, могут быть получены практически из одних и тех же источников, независимо от того, на какой стороне баланса отражается их использование. Степень неустойчивости пассивов, особенно вкладов частных лиц, можно уменьшить, если прибегнуть к страхованию депозитов. Однако это имеет и свои недостатки.

Изменение организационной структуры кредитной организации. Оно может осуществляться: изменением состава и численности сотрудников кредитной организации; изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

    Временная администрация.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. Она действует в соответствии Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России. На время действия временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены (на основании акта ЦБ РФ). Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9