скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Кредит - (диплом) скачать рефераты

p>Операции по предоставлению кредитов характеризуются высоким риском невозврата кредитов, что вызывает потребность в разработке системы управления кредитными рисками. Данная система может включать в себя как меры, применяемые самим кредитором для снижения вероятности непогашения кредита (оценка кредитоспособности заемщика, прибыльности операции, под которую выдается кредит, получение ликвидного залога и т. д. ), так и внешние способы уменьшения потерь, связанных с проведением кредитных операций. К одним из них можно отнести заключение договоров страхования. Использование в России страхования как способа защиты от кредитных рисков уже имеет определенную историю. Первые договоры такого страхования отечественные страховщики начали заключать в конце 80-х —начале 90-х годов. Они были связаны со страхованием ответственности заемщиков за непогашение кредитов и страхованием рисков невозврата выдаваемых банками кредитов. В настоящее время вновь появляются идеи использования такого страхования для снижения рисков кредиторов. Период начала 90-х годов был характерен зарождением отечественного страхового рынка, когда монополия Госстраха на страхование внутри страны стала постепенно рассасываться за счет создания тогда еще совсем небольших, но весьма агрессивных негосударственных страховых обществ. В такой ситуации только появившиеся на свет страховщики готовы были страховать что угодно и от чего угодно — лишь бы получить хоть какие-нибудь страховые взносы, за счет которых можно было бы выплачивать зарплату, оплачивать аренду, приобретать самое необходимое имущество. При этом они не утруждали себя попытками разобраться в таких казавшихся им чисто теоретическими вопросах, как подлежащие и не подлежащие страхованию риски, отбор рисков на страхование, оценка степени страхового риска и т. п. [35 Сплетухов Ю. А. Страховая защита от кредитных рисков. Бизнес и банки. - 1999. -№22. ] В это же время только начавшие развиваться банки, в которых зачастую работал неопытный персонал, осознали, какими рисками в стране с зарождающимися рыночными отношениями, преступностью, специфическими понятиями о деловой этике чреваты активные банковские операции, связанные с выдачей кредитов. В результате у банков возникла проблема уменьшить кредитные риски. И тогда они вспомнили о страховании, посчитав, что путем переложения этих рисков на страховщиков они решат свои проблемы. Таким образом, сошлись готовность страховщиков принимать на страхование практически любые риски, в защите от которых имеется потребность страхователей, и спрос банков на страхование кредитных рисков. В чем состояли особенности такого страхования? Страховщики страховали практически любые выданные банками кредиты, независимо от их целевого назначения, обеспечения, платежеспособности заемщика. Оценка страховщиками степени возврата кредита, репутации заемщиков, эффективности кредитуемых мероприятий была несовершенной, если вообще проводилась. Страховщики принимали под свою ответственность кредиты в таких размерах, которые заведомо превышали их возможности выплачивать страховое возмещение за счет страховых резервов и капитала, а договоры страхования практически не перестраховывались. С другой стороны, банки не уделяли должного внимания проверке кредитоспособности заемщиков, считая, что все убытки возместят страховщики. Как оказалось, они не особенно задумывались ни о способности, ни о готовности страховщиков выполнять принятые на себя обязательства. Юридические службы банков не всегда были готовы и способны разбираться в хитросплетениях договоров страхования, позволяя заключать их на таких условиях, которые давали страховщикам законную возможность отказывать в страховых выплатах. Наконец, чтобы не нести затрат по уплате страховых взносов, страховщики переложили на самих заемщиков обязанность заключать договоры страхования и выступать в нем страхователем, вследствие чего родился совсем уж оригинальный вариант — страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов. Но уже через несколько лет такого страхования в стране практически не стало. Что же произошло за это время? Как и следовало ожидать, через некоторое время после начала периода массового заключения договоров кредитного страхования банки стали предъявлять многочисленные требования к страховщикам о выплате страхового возмещения за невозвращенные застрахованные кредиты. Однако страховщики или не собирались или просто не могли удовлетворять претензии банков в таком масштабе. В результате рынок вступил в длительный период тяжб между банками и страховщиками. При этом страховщики нередко отказывали в страховых выплатах вполне правомерно, в соответствии с условиями заключенных договоров страхования. Учитывая, что такие договоры в качестве страхователей чаще всего заключали заемщики, а банки могли претендовать лишь на роль выгодоприобретателей, законных возможностей у страховщиков попытаться отказать в страховых выплатах стало еще больше. В качестве основных доводов при этом страховщиками приводились: несвоевременная уплата страхователем очередных страховых взносов, расторжение договора страхования до наступления страхового случая, нецелевое использование застрахованного кредита, несвоевременное сообщение о факте страхового случая, пролонгация застрахованного кредита без согласия страховщика. [36 Сплетухов Ю. А. - там же. ] В таком развитии событий виноваты обе стороны. Страховщики слишком усердствовали в своем стремлении получить максимум страховых взносов и не смогли (или не хотели) реально оценивать степень страховых рисков по заключаемым договорам и свои возможности выполнить принятые обязательства. Банки же переоценивали способность страховщиков покрывать свои профессиональные риски, не учитывали юридической сложности договоров страхования, а потому и поплатились за свое стремление получать страховую защиту за счет заемщиков. При таком негативном развитии ситуации в области страхования операций по кредитованию, страховать правильно и надежно не сможет ни одна страховая компания, да и банки вряд ли захотят еще раз “наступать на те же грабли”. Следовательно, роль обеспечения по кредитам только возрастает. Вывод, который, можно сделать из этой истории, состоит в том, что вряд ли целесообразно ожидать, что с помощью прямых договоров страхования рисков невозврата банковских кредитов можно решить проблему снижения убытков от невозврата кредитов. Но сбрасывать со счетов профессиональный союз банков и страховых компаний нельзя. Специалистам в области страхования хорошо известен ряд видов страхования, связанных с выдачей банками кредитов, которые давно и успешно проводятся в развитых странах. Особенность данных видов страхования состоит в том, что, защищая интересы заемщиков, они одновременно гарантируют возвратность выданных кредитов. Такими видами, в частности, являются страхование взятого банками под залог в качестве обеспечения выданных кредитов имущества; страхование жизни и здоровья клиентов банка, получивших кредиты; страхование коммерческих кредитов.

Остановимся немного подробнее на рассмотрении вышеуказанных видов страхования. Одним из способов гарантирования возврата выданных кредитов является предоставление кредита под залог принадлежащего заемщику движимого или недвижимого имущества. Для получения гарантии сохранности стоимости данного имущества оно может быть застраховано. При этом заключается договор страхования залога. Юридической основой для проведения такого страхования является вытекающая из статьи 343 ГК РФ обязанность залогодателя или залогодержателя застраховать за свой счет заложенное имущество от рисков утраты и повреждения на сумму не ниже обеспечиваемого залогом требования. Таким образом, страхователями здесь в зависимости от того, на каких условиях предоставляется кредит, могут выступать как банк-кредитор, так и заемщик. Объектами страхования могут быть строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, готовая продукция и другие ценности, предоставленные банку заемщиком в обеспечение выданного кредита. За страховую сумму может приниматься величина обязательств залогодателя перед кредитором, но не более действительной стоимости застрахованного имущества. Страховыми рисками здесь обычно являются те же случаи, которые предусмотрены условиями страхования имущества от огня и других событий (пожары, стихийные бедствия, повреждения имущества водой, кражи, злоумышленные действия третьих лиц и пр. ). [37 Сплетухов Ю. А. – там же. ] Право на получение страхового возмещения у залогодержателя (банка) возникает при наличии двух фактов: с одной стороны, полного или частичного невозврата полученного кредита, а с другой — гибели или повреждения заложенного имущества в результате наступления страхового случая в период действия договора страхования. В случае же погашения заемщиком кредита, под который давался залог, страховое возмещение, если произойдет страховой случай, выплачивается собственнику имущества. При выдаче кредитов индивидуальным предпринимателям или иным физическим лицам в качестве их обеспечения могут быть заключены договоры страхования жизни и здоровья заемщика. Такое страхование принято называть кредитным страхованием жизни. Выгодоприобретателем по нему является банк-кредитор. Договор заключается на срок до полного погашения кредита. Первоначальная страховая сумма соответствует размеру выданного кредита вместе с процентами за пользование им. По мере возврата кредита величина страховой суммы уменьшается таким образом, чтобы в любой момент она равнялась величине долга, числящегося за застрахованным. Это удобно как заемщику (поскольку величина уплачиваемых им страховых взносов оказывается меньшей, чем при традиционном страховании на случай смерти), так и страховщику (так как с каждым периодом погашения кредита величина его обязательств уменьшается). В случае же смерти застрахованного или утраты им трудоспособности страховая выплата обеспечивает банку погашение долга. Разновидностью данного страхования является страхование жизни и здоровья владельцев пластиковых карточек. Застрахованными по данному виду могут являться держатели кредитных карт или карт, по которым возможен овердрафт. Страховая сумма устанавливается в размере максимальной величины кредита или овердрафта. Страховым случаем является смерть застрахованного или утрата им источника дохода вследствие нетрудоспособности. При этом страховщик выплачивает банку страховое обеспечение в размере невозвращенного кредита. Наконец, при предоставлении кредитов под поставки продукции, банки могут требовать у заемщиков заключения ими договоров страхования коммерческих кредитов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения кредитоспособности заемщика. По договору такого страхования страховщик обязуется выплатить страховое возмещение в случае неоплаты клиентами страхователя поставленной им продукции. Наличие договора страхования коммерческих кредитов повышает возможности для страхователей по получению банковских кредитов, так как в этом случае снижается риск невозврата заемщиком выданного банком кредита. При этом договор может быть заключен в пользу банка, выдавшего кредит под застрахованные поставки.

ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТОВ ПОД ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО АБ ....

Акционерный банк .... зарегистрирован в Главном Управлении Центрального Банка Российской Федерации .... июня 1990 года как паевой коммерческий банк. В декабре 1991 года КБ “.... ” был преобразован в акционерное общество открытого типа. В мае 1997 года АБ “.... ” изменил организационно-правовую форму на ОАО АБ “.... ”. Лицензия по новой форме на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте юридических и физических лиц получена .... июня 1997 года. Банк является членом Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга, АОЗТ “Объединение банковских карточек”, имеет Лицензию профессионального участни-ка рынка ценных бумаг, является официальным дилером ЦБ РФ на рынке ГКО, ОФЗ, МКО. За 1990 – 2000 годы банк провел 6 эмиссий и по состоянию на 01. 01. 2001 года суммарный оплаченный капитал составляет 9, 450 тыс. руб. В структуре уставного капитала 10 процентов приходится на государственный сектор, 53 процента – на негосударственный сектор, 16 процентов – на физические лица, 21 процент – на нерезидентов. Банком установлены корреспондентские отношения с шестью банками в России и с восемью банками за рубежом. Численность клиентов – юридических лиц превышает три тысячи, клиентов – физических лиц – шесть тысяч. Сфера деятельности банка – проведение банковских операций на территории России с фокусом на рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Приоритетное направление деятельности – предоставление кредитов в сфере промышленности, строительства, конверсии. По данным бюллетеня Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга, доля чистой ссудной задолженности, приходящаяся на банк “.... ” в активах консолидированного баланса банков-членов Ассоциации, составляет 0, 5 процента. Эти, а так же вышеприведенные данные, говорят о том, что банк относится к малым банкам. Не зависимо от размеров банка, предоставление кредитов является основной статьей дохода. Поэтому банк “Россия” из года в год наращивает свой кредитный портфель. При этом предъявляются повышенные требования к обеспечению выдаваемых кредитов с целью минимизации кредитных рисков. Кредитный риск – это непогашение заемщиком основного долга по кредиту и процентов по нему, риск процентных ставок и т. д. Избежать его практически невозможно, но возможно свести к минимуму путем тщательной предварительной работы с потенциальным заемщиком, анализа условий выдачи кредита, постоянного контроля за финансовым состоянием заемщика, его способность погасить кредит. Выполнение всех этих условий позволяет успешно провести важнейшую из банковских операций – предоставление кредитов.

    3. 1. Процесс предоставления кредита

На практике порядок рассмотрения и принятия решения о выдаче кредитов, контроля за исполнением условий кредитного договора и договоров на обеспечение, изменение первоначальных условий и порядок погашения кредита является процессом, состоящим из следующих этапов: 1 Этап: Интервью с потенциальным заемщиком;

2 Этап: Комплексная оценка заявки на кредит, определение платы за пользование кредитом; 3 Этап: Принятие решения о выдаче кредита;

    4 Этап: Подготовка и заключение кредитного договора;
    5 Этап: Процесс выдачи кредита;

6 Этап: Контроль за выполнением условий кредитного договора и договора на обеспечение. 7 Этап: Процедура погашения кредита.

При первом обращении заемщика с ходатайством о предоставлении кредита, интервью с заемщиком с целью определения возможности предоставления кредита проводит начальник Кредитного управления или сотрудник Отде-ла управления рисковыми операциями. В ходе интервью необходимо получить информацию об организации, о кредитной сделке. В частности: а) информация об организации:

дата регистрации; форма собственности; состав учредителей; размер объявленного и оплаченного уставного капитала; финансовое состояние и наличие имущества; в каком (-их) банке (-ах) открыты счета у организации; имеются ли в обороте организации кредиты других банков; зависимость от государственных субсидий; наличие споров, рассмотренных или рассматриваемых в арбитражном суде; ассортимент выпускаемой продукции; обеспечение продукции сбытом и география поставок; форма расчетов, предусмотренная договорами с контрагентами; б) информация о кредитной сделке:

цель и сумма кредита; срок кредита; источник погашения кредита и процентов; вид, стоимость предлагаемого обеспечения, условия хранения и место нахождения; доля собственных средств в кредитуемом мероприятии. На основании информации, полученной в ходе интервью, есть возможность составить мнение о руководителе предприятия по следующим критериям: репутация руководителя, его взаимоотношения с банками, опыт работы; компетентность руководителя в области финансового состояния организации и ее места на рынке услуг; имущественное и семейное положение; достаточно ли убедителен руководитель при изложении планов и проектов сотрудничества с банком. В случае, если условия испрашиваемого кредита не противоречат Кредитной политике банка, заемщик указывает реальные источники погашения кредита и наличие обеспечения. Кредитный инспектор передает клиенту Перечень документов, предоставляемых для получения кредита (приложение № 2), консультирует и проверяет правильность заполнения документов. Если в ходе интервью не получены удовлетворительные ответы на ключевые вопросы, связанные с выдачей кредита, или предложение клиента расходится с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то просьбу о выдаче кредита следует отклонить с аргументированным объяснением причин, по которым кредит не может быть предоставлен. Данный отказ осуществляется в устной форме начальником Кре-дитного управления. На втором этапе, в работе над комплектом представленных заемщиком документов в обязательном порядке участвуют (в пределах своей компетен-ции): кредитный инспектор;

    юрисконсульт;
    сотрудник отдела управления рисками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9