скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Экономическое изучение отечественного рынка лизинга - (диплом) скачать рефераты

p>— единовременные платежи — производятся после поставки объекта лизинга и подписания сторонами акта приемки оборудования; — периодические — ежемесячные, поквартальные или ежегодные платежи обычно широко применяются в практике по устанавливаемому сторонами графику; — платеж с авансом (депозитом) — это своего рода частичная предоплата в момент подписания лизингового соглашения, которая затем вычитается из общего объема лизинговых платежей, а оставшаяся сумма погашается в установленном порядке.

При заключении лизингового контракта стороны могут выбрать наиболее приемлемый в конкретных условиях вариант лизинговых платежей, который будет устраивать всех участников сделки.

    2. 2. Методы определения размера лизинговых платежей.

Расчеты размеров лизинговых платежей могут производиться различными методами в зависимости от вида лизинга, формы и способа выплат, а также условий функционирования экономики, т. е. при стабильном развитии или с учетом инфляционных процессов.

В условиях стабильной экономики стоимость лизинга складывается из суммы амортизационных отчислений на объект, платы за кредитные ресурсы, маржи (комиссионных выплат) лизинговой компании, оплаты сервисных услуг пользователю имущества, налога на добавленную стоимость, таможенных платежей (при внешнем лизинге), расходов по страхованию рисков и др. Методически каждый элемент платежей исчисляется в общепринятом порядке, исходя из содержания и сложившейся практики: 1. Амортизационные отчисления (АО) на используемый объект начисляются двумя методами: обычным и ускоренным. Обычный метод основан на действующих нормах в зависимости от балансовой стоимости объекта лизинга и срока его эксплуатации, как правило, применяемый при лизинге с полной окупаемостью:

    АО = БС / Э (2. 1. )
    где: АО – амортизационные отчисления;
    БС – балансовая стоимость объекта лизинга;
    Э – срок эксплуатации имущества.

При лизинге с неполной окупаемостью величина амортизационных отчислений в составе лизинговых платежей рассчитывается по формуле:

    АО = БС • На / 100 • Тл (2. 2. )

где: На — норма амортизации на полное восстановление в процентах; Тл — срок лизингового договора в годах.

При использовании метода ускоренной амортизации нормы амортизационных отчислений на полное восстановление объекта увеличивают до 3 раз (ст. 31 Закона“О лизинге”). Малые предприятия в первый год, кроме того, могут списывать до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. 2. Плату за кредитные ресурсы (ПК) определяют следующим образом: ПК = ВК • СТк / 100 (2. 3. )

где: ВК — величина кредитных ресурсов, привлекаемых для лизинговой сделки; СТк — кредитная ставка, %.

При этом имеется ввиду, что в каждом расчётном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или среднегодовой остаточной стоимостью имущества– предмета договора. Таким образом: Тл ВК = е (ОСн +ОСк) / 2 (2. 4. )

где: ОСн и ОСк – остаточная стоимость объекта лизинга соответственно на начало и конец года. 3. Размер комиссионного вознаграждения (КВ) может устанавливаться по соглашению сторон в процентах: от величины кредитных ресурсов, привлекаемых для осуществления лизинговой сделки, т. е. от балансовой стоимости имущества, по формуле:

    КВ = ВК • СТв / 100 (2. 5. )
    где: СТв – ставка комиссионного вознаграждения;

либо от среднегодовой остаточной стоимости имущества по формуле: КВ = (ОСн + ОСк) /2 • СТв / 100 (2. 6. )

    4. Плата за дополнительные (сервисные) услуги (ДУ):
    ДУ == Рк + Ру + Рр + Рд (2. 7. )

где: Рк — командировочные расходы лизингодателя; Ру — расходы на услуги (юридические консультации, информация и др. по эксплуатации оборудования); Рр— расходы на рекламу лизингодателя, Рд — другие расходы на услуги лизингодателя. 5. Налог на добавленную стоимость (НДС):

    НДС = В • 20 / 100 (2. 8. )
    где: В - выручка по лизинговой сделке, облагаемая НДС,
    20 - ставка НДС, %
    В = АО + ПК + КВ + ДУ (2. 9. )
    Общая сумма лизинговых платежей (ЛП):
    ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС + ТП (2. 10. )
    где: ТП — таможенная пошлина.

Величина лизинговых взносов (ЛВ) определяется в соответствии с периодичностью их уплаты: а) при ежегодной выплате: ЛВ = ЛП / Тл (2. 11. ) б) при ежеквартальной: ЛВ = ЛП / Тл / 4 (2. 12. ) в) при ежемесячной: ЛВ = ЛП / Тл / 12 (2. 13. ) В каждом случае расчет лизинговых платежей будет зависеть от особенностей соглашения: вида лизинга и вида платежей.

В рассматриваемой методике сделано одно допущение: денежная сумма имеет одинаковую ценность в любой момент времени, т. е. расчеты ведутся без учета дисконтирования денежных потоков. Применяются и другие методы расчётов суммы лизинговых платежей с учётом стоимости объекта лизинга, срока контракта, процентной ставки, периодичности выплат и инфляционных процессов. Примеры расчётов лизинговых платежей отражены в Приложении N 1.

Глава III Организационное и методическое обеспечение лизингового проекта 3. 1. Организация лизинговых операций.

Организация лизингового процесса осуществляется с учетом приоритетных направлений. Предпочтение отдается в первую очередь тому виду оборудования (имущества), которое обеспечивает производство высококачественных товаров и развитие эффективной сферы услуг.

Лизинговый процесс осуществляется, как правило, в три этапа. Сначала проводитсяподготовительная работа по заключению юридических соглашений (договоров). Этому предшествует подробное изучение всех условий и особенностей каждой сделки. После чего оформляются: заявка, получаемая Лизингодателем от будущего Лизингополучателя, заключение о платежеспособности Лизингополучателя и эффективности лизингового проекта, заказ-наряд, направляемый Поставщику оборудования Лизингодателем, кредитный договор, заключаемый Лизингодателем (лизинговой Компанией) с Банком о предоставлении ссуды для проведения лизинговых сделок.

На втором этапелизингового процесса в трех- и двухсторонних договорах производится юридическое закрепление лизинговой сделки. При этом оформляются: договор купли-продажи оборудования (имущества) в лизинг, акт приемки его в эксплуатацию, лизинговое соглашение, договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг оборудования (имущества).

Третий этаплизингового процесса охватывает период использования оборудования (имущества). При этом ведется бухгалтерский учет и отчетность по всем лизинговым операциям, осуществляется выплата Лизингодателю лизинговых платежей, а по истечению срока лизинга оформляется дальнейшее использование оборудования (имущества). Основным документом лизинговой сделки, в котором отражаются основные отношения, является лизинговое соглашение. Оно заключается между Лизингодателем и Лизингополучателем, где указывается, что Лизингополучателю предоставляется в пользование для производственной эксплуатации оборудование (имущество). Лизинговое соглашение вступает в силу с момента подписания акта приемки оборудования (имущества), как объекта сделки в эксплуатацию и действует в течение оговоренного в нем срока. Акт приемки оформляется Лизингополучателем, а подписывается всеми сторонами, участниками лизинговой сделки, т. е. Лизингодателем, Лизингополучателем и Поставщиком - изготовителем. После оформления акта приемки оборудования (имущества) в эксплуатацию Лизингодатель не несет ответственности перед Лизингополучателем, поскольку последний выбор оборудования (имущества) осуществлял самостоятельно. В процессе эксплуатации оборудования (имущества) Лизингополучатель призван использовать его в соответствии с рекомендациями и техническими инструкциями Поставщика, содержать его в работоспособном состоянии, производить необходимое обслуживание, текущий ремонт и все это за свой счет. Все риски, возникающие в процессе эксплуатации оборудования (имущества) и связанные с разрушением, потерей, преждевременным износом, порчей или повреждением независимо от причиненного ущерба, Лизингополучатель принимает на себя.

В зависимости от финансового состояния Лизингополучателя в соглашении может оговариваться порядок выплаты лизинговых платежей равными долями, с увеличивающимися или уменьшающимися размерами, в зависимости от устойчивости финансового положения Лизингополучателя.

Операции по лизингу (финансовому) могут осуществляться только при наличии соответствующей лицензии у Лизингодателя. При отсутствии ее, указанные операции подлежат отражению в учете в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, исходя из содержания договора (сделки по сдаче в аренду имущества, сделки купли-продажи).

Вся сумма лизинговых платежей у Лизингополучателя относится на себестоимость производимой им продукции (работ, услуг). Сумма затрат за пользование кредитами, используемыми на финансирование лизинговых сделок, относится у Лизингодателя на себестоимость лизинговых услуг. Лизинговое оборудование (имущество) учитывается на балансе Лизингодателя по стоимости, им же начисляется и амортизация лизингового оборудования (имущества) в пределах коэффициентов, установленных действующим законодательством РФ. Сравнение вариантов получения кредита напрямую и через лизинг показывает, что очевидна и финансовая выгодна. Кроме того, поскольку средства по лизингу находятся на балансе у Лизингодателя, у Лизингополучателя появляются дополнительные возможности к привлечению заемных средств.

Взаимоотношения между субъектами классического лизинга можно представить схематично (см. рис. 3. 1. ):

    Рис. 3. 1. Организация лизинговых операций.
    3. 2. Методика комплексной экспертизы лизинговых проектов.

В лизинговых процедурах значительное место занимает независимая экспертиза предлагаемых лизинговых проектов, на основе которой выбирается предпочтительный арендатор имущества,

Методика оценки экономической эффективности инвестиционных проектов состоит из двух этапов: предварительной экспертизы и основной.

Анализ проектов должен всегда начинаться с узкого места. В условиях рыночной экономики наименее предсказуемым местом являетсяреализация продукции или услуг на рынке. Именно поэтому особое внимание на этапе предварительной экспертизы должно уделяться аспектам, связанным со сбытом продукции или услуг, производству которых посвящён проект. Клиент должен обосновать, что его продукция имеет гарантированный сбыт, что у него имеются договоры на поставку сырья, а также наличие собственных средств, опыт работы, компетентные в соответствующем виде деятельности сотрудники. Одновременно напредварительном этапеизучается характеристика продукта, рынка, производства, а также учитываются финансовые и юридические аспекты предлагаемого проекта (с использованием балльных оценок от 1 до 5). В результате предварительной экспертизы рассчитывается интегральный показатель эффективности предложения, на основе которого принимается решение об отклонении проекта или о продолжении его рассмотрения. Как правило, на этапе предварительной экспертизы отсеивается от 80% до 90% предложений.

На этапе основнойэкспертизы происходит сравнение данных, представленных в проекте, с результатами анализа экспертов лизинговой компании, а также привлечённых экспертов. А именно осуществляется расчёт и анализ показателей эффективности инвестиций, платёжеспособности и ликвидности. Понятие“ эффективности деятельности”, несмотря на его многоплановое толкование, может быть сведено к решению единообразной задачи– сопоставление затрат на данный вид деятельности (какой-либо проект) и результатов (пользы, выгоды), получаемых в ходе её реализации. В финансовом анализе в качестве основных методов оценки эффективности инвестиций используют такие, как: расчёт периода окупаемости; дисконтирование (метод приведения будущих доходов к настоящей текущей стоимости ); компаундинг ( расширение) и расчёт внутренней нормы доходности.

Большинство фирм для повышения надёжности при выборе вариантов инвестиционного проекта ориентируются не на один, а на несколько измерителей. Как уже отмечалось выше, одним из методов упрощённой оценки инвестирования является определение срока окупаемости вложений. Рассмотрим его.

3. 3. Методика расчёта срока окупаемости инвестиционного проекта. Любая закупка оборудования по своей сути является инвестицией. Поэтому далее мы будем говорить о расчёте сроков окупаемости оборудования, как о расчёте сроков окупаемости инвестиций. Окупаемость–это показатель, который представляет упрощённый способ узнать, сколько времени потребуется фирме для возмещения первоначальных капиталовложений за счёт прибыли, полученной от данного проекта. Срок окупаемости (или период)–это время, за которое поступления от использования оборудования покроют затраты на инвестиции. Срок окупаемости обычно измеряется в годах или месяцах. При этом под прибылью подразумевается чистая прибыль после вычета налогов плюс финансовые издержки, проценты и амортизация. В период окупаемости можно включать, а можно и не включать период строительства. Во втором случае он будет, естественно, короче. Период окупаемости проекта определяется как частное от деления суммы инвестиций на сумму ежегодных поступлений. Например, в объект инвестирования вложено 1 000 000 тыс. руб. , а приток денежных средств (прибыли) от этого вложения ежегодно составляет 400 000 тыс. руб. В результате деления первой цифры на вторую получается, что данные капитальные вложения окупятся через 2, 5 года.

Учитывая состояние экономики России, в настоящее время основным требованием к проектам, разрабатываемым лизингополучателем, является, прежде всего, быстрая окупаемость средств, вложенных в проект. Как правило, окупаемость не должна превышать 3-х лет. Таким образом, не масса прибыли, а быстрота окупаемости, скорость отдачи от вложенных средств– это решающий критерий использования лизинга. Показатель периода окупаемости достаточно хорошо характеризует риск проекта, однако он не отражает эффективность проекта после периода окупаемости и не может быть использован для определения прибыльности проекта.

3. 4. Математические методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Основу расчётов в инвестиционном анализе составляют более сложные методы, основанные на использовании математических приёмов, а именно методы: дисконтирования;

    компаундинга;
    расчёта внутренней нормы доходности.

Каждый из перечисленных методов учитывает влияние на финансовые результаты фактора времени, принятых ставок банковских ссуд, депозитов, инфляции, риска. Действительно, рубль, доллар, франк, единица любой другой денежной валюты, полученная через год или через 10 лет, стоит меньше, чем тот же рубль, доллар, франк, получаемые сегодня. Поэтому для оценки текущей стоимости будущих поступлений и, наоборот, для оценки будущей стоимости имеющихся сегодня средств необходимо сделать соответствующие поправки вышеуказанными методами компаундинга и дисконтирования. Рассмотрим механизм использования этих методов. Итак, компаундинг – это расширение, накопление через сложный процент. Суть метода компаундинга состоит в том, что мы можем подсчитать, как вырастет базовая сумма капитала при ежегодном проценте прироста дохода. Эту технику набегающего сложного процента иногда сравнивают со снежным комом. При начислении сложного процента мы находим будущую стоимость путём умножения текущей стоимости на множитель (1 + ставка процента) столько раз, на сколько лет мы делаем расчёт :

    FV = PV (1 + r )n (3. 1. )
    где FV - будущая стоимость денежного потока капитала;
    PV – текущая его стоимость;

r - ставка дохода (отношение чистого дохода к вложенному капиталу); n - число лет.

Например, 1 000 руб. , вложенных в бизнес под 10% роста, при условии ежегодного реинвестирования дохода через 5 лет возрастут до 1 610, 5 руб. (1 000*(1+0, 1)5). Дисконтирование –обратный процесс, это приведение будущих доходов к сегодняшнему моменту времени, т. е. расчёт настоящей, текущей стоимости будущего потока капитала: PV = FV / (1 + r ) n (3. 2. ) Чистая стоимость каждого года (PV) –это то, насколько ценится соответствующий будущий доход (FV) сегодня, поскольку решения об инвестировании, его перспективности надо принимать сейчас. Чистая приведённая стоимость ( NPV ) проекта преставляет собой разность между суммарной текущей стоимостью будущих денежных потоков за каждый год и суммой первоначальных инвестиционных затрат. Говоря другими словами, процесс вычисления чистой приведённой величины дохода выглядит следующим образом: вычислить текущие стоимости всех ежегодных денежных потоков; сложить все дисконтированные денежные потоки;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6