скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Язычество Древней Руси скачать рефераты

важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические

материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории

познания мира и природных явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими

ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия,

начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и

т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и

фазы их развития.

В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил

периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу

и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц".

Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости

всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного

плодородия.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома,

а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При

создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в

княжеско-государственном культе 10 в.

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало

существовать, отодвинувшись на "украины" государства.

Праславянское общество в 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточную

половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С

этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период,

завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность

обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов -

кочевников (3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этого

периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними

событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом

являются 5 - 6 века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых

явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые

наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых,

славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-

третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В

этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом,

которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах",

"собраниях".

Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как

плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена

славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся

навсегда.

б) Мир в представлениях древних славян.

М

ир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и

подземно-водной зоны.

У многих народов земля изображалась как округлая плоскость,

окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух

рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы

человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,

ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору,

славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на

краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится

хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это

— отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием.

Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу,

плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными

городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков,

направляется в свои налеты на Русь. Это — реальное историческое

черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее

временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины

славянской прародины или, что то же самое, от южной окраины славянских

царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь

за три дня.

Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва,

рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей

корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и

заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным

миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожая" была Макошь,

введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня

плодородия.

Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось

первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским,

одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь

плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники

мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге,

поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в

лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное

астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества

медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда

указывающая Север.

Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в

человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если

охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали

тучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце.

Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана

("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды

где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в

непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде

дождя, "утучнить" ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг

до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями,

грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам

появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий

жизнедавец, вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и

условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент

случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением

закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на

четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в

изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра,

знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие

народы, принимали геоцентрическую модель мира.

В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира

тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи,

когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и

озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками,

пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор

еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был

произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в

облике и сущности мира.

Важной частью представлений о подземном мире является

общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце

на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное

продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками,

лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший

солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце

по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

в) Обряд погребения.

О

собое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжении

длительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видов

погребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребение

скорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в

чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому

умершего и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще

в бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности.

Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми

воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо

другом существе (звере, человеке, птице...), а перемещается в воздушное

пространство неба. Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая,

незримая душа приобщалась к небесным силам, столь важным для тех

земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все зависело от

небесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, "дедов",

необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось

посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над

погребением модели дома, "домовины". Много времени спустя, в 9 - 10 вв. н.

э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части

русской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без

сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся

связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война с

империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации.

Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными

сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны

были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех -

пяти тысяч квадратных километров!

Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн-Фадлан

во время поездки в качестве посла багдадского халифа в Волжскую Болгарию в

своем сочинении, называемом ''Книга'': «Итак, они положили его в могиле и

покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его

одежд и их сшивания.

А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль,

кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то,

что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для его

семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна)

треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его

девушка будет сожжена вместе со своим господином.»

г) Волхвы.

С

лавянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и

в первые два столетия ее формирования (9 - 10 вв.), когда культ Перуна,

бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией

Киевской Руси.

Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Жрецы еще

не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили

представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об

избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг

заботились вольнопрактикующие волхвы или волшебники. В составе всего их

сословия было много различных разрядов. Известны "волхвы-

облакопрогонители", те, которые должны были предсказывать и своими

магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-

целители, лечившие людей средствами народной медицины, "волхвы-

хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов

и оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчество

этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным

древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы по

пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к

небу, богинями весны, едущими на конях "с золотой сохой" и многочисленными

символическими узорами. Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-

кощунники", сказители "кощун" - мифов, хранители древних преданий и

эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что

связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов

существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы

и "потворы".

д) Пантеон языческих богов.

О

коло полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой

системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху

Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой

религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему

на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения

первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в

соответствие с новым уровнем государственной жизни.

К концу 10в., в результате реформ, целью которых было объединение

всего государства под властью одного человека, на Руси складывается пантеон

Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их

старшинства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и

христианские святые.

ПЕРУН Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, бог грома

и молний, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на

Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-

10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен

пророку Илье.

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее

первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен

христианскому богу-творцу Саваофу. В греческой мифологии ему приблизительно

соответствует Уран. Стрибог оспаривал у Перуна место на славянском Олимпе.

Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались

его сыновьями, - «Сварожичами».

ДАЖДЬ-БОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы,

солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует

античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Даждьбог и

Стрибог оба были небесными богами. Даждь-бог: слово, которое прежде

переводили «палящий бог», а теперь переводят как «дай богатство».

МОКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат

"вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена

к греческой Деметре "Земле-матери" и христианской матери божьей. Часто

изображалась с турьим "рогом изобилия".

СЕМАРГЛ - Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель

побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра".

Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел

прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

ХОРС - Божество солнечного светила. Представлял собою некое

неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны

ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение

Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у

греков.

ВЕЛЕС – Скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с

христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом.

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит

общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог

грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют

древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Мокошь и Дажьбог.

В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет

Даждьбога, и Семаргл - Мокошь.

е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.

К

ультура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся

под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно

заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему

дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,

своему представлению о прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались

живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в

изучении культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в

городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли

до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских

украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На

диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о

мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о

"Кощеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов...

Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних

художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только

функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась

изображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражала

многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором,

земле соответствовала обувь и т. д.

К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для

нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах

можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для

периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского

святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и

древние славянские символы.

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В

результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в

котором отражались их верования и быт:

1. Праздник первых ростков - 2 мая.

2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.

3. Ярилин день - 4 июня.

4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.

5. Праздник Купалы - 24 июня.

6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.

7. Отбор жертв, для праздника Перуна - 12 июля.

8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.

9. Праздник Перуна - 20 июля.

10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.

11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.

12. Рождение нового солнца. (Новый год)- конец декабря,

начало января.

14. Победа солнца над зимой – «смертью», олицетворявшейся

в виде женского божества Марены.

Борьба светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием,

теплого лета с холодной зимой, светлого дня с ночью – этот сюжет проходит

через все представления арийцев. Подобно другим арийским народам, славяне

представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и

поочередной победы одной из них.

И

ВЫВОД

з всего этого мы можем сделать вывод об общем положении религии у славян на

данный промежуток времени до момента принятия христианства, а также о ее

роли и влиянии впоследствии.

1. Жрецы еще не выделились в особое, обособленное по своим

функциям, месту проживания и отличительным признакам сословие.

2. Место жертвоприношения и поклонения богам, славянское

«капище», не превратилось в храм даже тогда, когда на этом месте стали

ставить изображения богов, языческие «идолы».

3. Славянская религия не успела еще выработать строгих форм

культа, не стала учением, а значит, не могла выполнять свою функцию по

объединению людей разных племен под управлением централизованной власти, в

чем так нуждались восточные славяне в X – XII веках.

4. Богов не отделили еще от явлений природы, они продолжали

сливаться со стихиями и во время появления христианства.

Но, несмотря на столь ранее, по отношению к ''молодой''

неустоявшейся языческой религии, принятие более канонической христианской,

с ее догмами и упорядоченностью, язычество так и не удалось искоренить из

умов и души народа.

Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило своих

богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов». Но

даже такое смешение языческих понятий с христианскими не заставило славян

забыть первоначальное значение своих богов. Перун, превратившийся в святого

Илью, разъезжающего по небу в своей колеснице, не перестал быть богом-

громовником. До сих пор сохранился обычай языческого празднования святок,

получивший у славян греко-римское название «коляды» (calendae, т.е. первый

день месяца). До сих пор сжигают чучело Марены, красят яйца весной, хотя

сам первоначальный смысл утрачен.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………….. 1-2

2. Древнейшие цивилизации на территории Руси ...……… 3-5

3. Происхождение славян …………………………………. 6-7

4. Славяно-Русское язычество ……………………………… 7-16

а) Классификация и общие сведения …… ……. 7-9

б) Мир в представлениях древних славян……… 9-11

в) Обряд погребения…………………………… 11-12

г) Волхвы……………………………………….. 12-13

д) Пантеон языческих богов…………………….. 13-14

е) Влияние язычества на культуру и быт

Восточных Славян…………………………… 15-16

5. Вывод ……………………………………………………… 17

Список литературы

1. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до

XVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС –

Междунар. отношения, 1994

2. Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского/Примеч. А.М. Кузнецова –

Калуга: Золотая аллея, 1994.

4. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.

Страницы: 1, 2