Язычество Древней Руси
Язычество Древней Руси
ИСЭТ
НОУ ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''.
Реферат
по предмету
''Культурология''
на тему:
"Язычество Древней Руси".
Выполнила: студентка II курса
экономического факультета
Л. Ольга
Николаевна
Проверила преподаватель:
Лебедева Валентина
Генриховна
Санкт-Петербург 1999г.
'' И смешал Бог народы, и разделил на
семьдесят и два народа, и рассеял по
всей земле. От этих же семидесяти
двух язык произошел и народ
славянский''. …
(Повесть временных
лет)
ВВЕДЕНИЕ
П
ериод, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных
авторов, живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь
восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали
основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их
верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо известны в Византийской
империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший в VI
в., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959). А также
для изучения Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части,
использовались археологические и этнографические исследования.
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических,
примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской"
религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось
сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент
огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество
помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии,
делая мир ближе и понятнее.
Этнографические исследования показывают поразительную живучесть
многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.
После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям,
но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые
складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в
результате русское православие, по крайней мере в народном представлени,
превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества.
И многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.
Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт,
представляющий интерес для искусствоведов, этнографов и историков, влияние
которого трудно переоценить на дальнейшую судьбу Русского государства..
Древнейшие цивилизации на территории Руси
В
настоящее время доля славян в славяноязычных странах составляет от 70% до
95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно. На заре нашей
эры лишь северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян. По
мере освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов
смешивались с местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи.
Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянских народов в
становлении Древнерусского государства.
Северное побережье Чёрного моря и Кавказ ещё в доисторические времена
были заселены Скифами. Скифы, в данном случае, могут отождествляться с
иранцами, таврами, фракийцами, финскими и праславянскими племенами.
Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла к
оседлому образу жизни и образовала "Скифское царство", которое находилось
в постоянных контактах со своими соседями. Примерно в 7 в. до н. э.
началась колонизация Северного Причерноморья древними греками.
Колонизаторы встречали сопротивление со стороны скифов, но, как правило, в
локальных стычках выходили победителями, обращая в рабство непокорные
племена. Впрочем, рабы-скифы не пользовались большим спросом из-за их
строптивости, поэтому большей частью скифов оставляли на местах и собирали
дань в виде великолепной пшеницы, меда и изделиями других ремесел. Позже
скифам приходилось вести борьбу и с Римлянами.
Только в прошлом веке российскими археологами была открыта ещё одна
своеобразная культура, существовавшая примерно в 2-4 веках нашей эры и
названная историками "черняховская".
Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко от
Киева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди них
могли быть и другие народы, в том числе и праславяне. Известно, что
"черняховцы" имели весьма тесные контакты с Римской империей и готскими
племенами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень развития
земледелия и ранних ремёсел создали предпосылки для создания
государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами гуннов.
Большие изменения в демографическую обстановку на территории нашей
страны в то время внесло гуннское нашествие. Гунны были известны ещё
древним китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они были вынуждены отойти на
запад под давлением войск "поднебесной" и где-то ко 2 веку н. э. вышли к
Волге. На берегах Волги гунны вынуждены были задержаться почти на два
столетия, поскольку встретили сопротивление со стороны алан (иранцев).
Позже, сломив сопротивление аланских племён, гунны устремились на поселения
"черняховцев" и далее на запад. Весьма воинственные гунны вели кочевой
образ жизни, тем не менее, испытывая на себе влияние культур покорённых
народов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитый гуннский царь
Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Таким образом,
можно говорить о появлении на карте мира к 4-5 вв. гуннского государства,
простиравшегося до границ римской империи, и которое представляло собой
сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже составляли меньшинство.
После смерти Аттилы, начались распри среди наследников и покорённые народы,
воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов на восток в причерноморские
степи.
В составе гуннских племён можно выделить прототюрков. Поначалу их
роль не была доминирующей, но положение стало меняться в 6 веке, когда с
востока, из пределов нынешней Монголии, на запад устремился мощный поток
прототюркских племён. Тогда же ими была образована сильная конфедерация,
названная Тюркский каганат и которая простиралась на огромном пространстве
от Монголии до Волги. В каганате существовала чёткая иерархическая
структура, во главе которой находился хакан, имеющий неограниченную власть
и приравненный кочевниками к китайскому императору. Позже Тюркский каганат
распался на две части, из которых так называемый Западнотюркский каганат
властвовал на территории от Алтая до Волги, а затем распространил свою
власть и на часть предкавказья.
Самым серьёзным последствием этого образования был приход тюрок на
запад, в том числе и в Восточную Европу. На лесостепной территории
утверждался доминант славян.
Только на центральном Кавказе сохранился мощный массив аланского
(иранского) этноса, который оправился после гуннского погрома и воссоздал
своё политическое объединение - Аланский союз.
В 7 в., распадается Западнотюркский каганат и из него,
самостоятельным образованием, выделяется Хазарское царство. Изначально
хазары описывались разными источниками как представители монголоидной расы,
однако, позже они имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного
расового типа. Это говорит о том, что, будучи представителями гуннских
племён, хазары смешивались с местными народами. Центром Хазарской державы
сначала был Приморский Дагестан, где находились первые две столицы -
Баланджар и Самандар. Известно, что хазары часто выступали союзниками
Византии в войнах с Ираном. Также, они активно соперничали с арабами и из-
за войн с ними вынуждены были перенести свою столицу севернее, в устье
Волги. Более того, хазары пошли дальше на северо-запад. Русские летописи
отмечают, что им платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое-
то время поляне.
В покорённых хазарами странах поднимались восстания. К первой
трети 9 в. освободились славяне-поляне, а к концу 9 в. попытки сбросить
хазарскую власть предпринимались в Волжской Болгарии - небольшом
государстве, возникшем на Средней Волге. В 10 век Хазария вступила
ослабленной. Главным врагом её теперь была Русь, которая разгромила
Хазарский каганат.
Происхождение славян
В
плоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о
славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли в
результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с
различными другими этносами Восточной Европы.
Ареал расселения праславян, которые, как полагают лингвисты,
отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э., был весьма
невелик. В ранних источниках праславяне назывались венедами и связывались
как с германскими племенами, так и с финнами. Отсюда можно сделать
предположение, что венеды занимали часть территории нынешней Польши,
Белоруссии и Украины. На протяжении 2 веков славяне оттеснили или
ассимилировали какую-то часть других народов с побережья Балтийского моря
и, позже, заняли районы Прикарпатья.
Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения.
Примерно в одно время с заселением тюрками степной части Юго-Восточной
Европы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже к 5
в. вышли к среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейн реки Десны,
получившей славянское название ''Правая''. Любопытно, что основная часть
крупных рек на юге сохранили свои старые, иранские названия. Так, Дон -
просто река, Днепр - объясняется как глубокая река и т. д.
Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали
союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся
ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной части местное
население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным и
не было. При этом славяне первоначально как жители лесов продвигались вдоль
больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными
артериями для лесных и лесостепных областей. Местное население (иранское,
балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как
правило, мирным путём.
До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о славянах, но,
позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом
активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к
византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные
славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же
относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые
считались особой, скорее всего восточной, группой славян.
Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян.
Любопытно, что анты и склавины часто враждовали друг с другом и этим умело
пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей.
Целесообразно привести отрывок описания славян в византийском
трактате ''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы, легко
переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище. К прибывающим к
ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания, охраняют
их.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных,
лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у
неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много
выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Опытны они также и в
переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно
выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из остающихся
дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При
этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши,
доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с
помощью их и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт
никакого подозрения... Поскольку у них много вождей и они не согласны друг
с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или
даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других
нападать".
Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари или
князья, а скорее предводители военных дружин. Дружины всегда шли впереди
своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию,
как бы готовя её к славянской колонизации.
Славяно-Русское язычество
а) Классификация и общие сведения.
«Я
зычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в
церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского.
Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного
исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и
представления первобытных племен, и дохристианские верования славян,
финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар.
Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя
понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант
первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского
происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-
либо специфическим чертам.
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является
этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские
игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса;
Страницы: 1, 2
|