скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних веков скачать рефераты

Рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних веков

Содержание

|Введение……………………………………………………………………….. |3 |

|Анализ прочитанной литературы…………………………………………….. |4 |

|Рыцарство……………………………………………………………………… |6 |

|Снаряжение рыцарства………………………………………………………... |8 |

|Жизнь рыцарства……………………………………………………………… |12 |

|Рыцарский устав………………………………………………………………. |15 |

|Заключение ……………………………………………………………………. |18 |

|Список литературы……………………………………………………………. |19 |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

Введение

Цель работы - раскрыть рыцарство как эстетический и нравственный

идеал средних веков.

Актуальность темы работы - рыцарство является одним из выдающихся

элементов культуры средних веков. Зародившись тысячу лет назад, оно и по

сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин.

Предмет исследования – эстетический и нравственный идеал рыцарства

средневековья.

Объектом исследования данной работы являются рыцари средних веков.

Задачи работы – показать жизнь рыцарей, их права и обязанности,

возможности стать рыцарем.

Работа написана описательным методом.

Структура реферата: основная часть работы состоит из четырех частей:

рыцарство, снаряжение рыцарства, жизнь рыцарства и рыцарский устав. В

части «Рыцарство» коротко рассказывается о истории образования рыцарства и

его сущность. В разделе «снаряжение рыцарства» представлены основные

элементы экипировки рыцарей. Раздел «Жизнь рыцарства» раскрывает образ

жизни, который вели рыцари средневековья. В четвертом разделе приведены

некоторые правила из рыцарского устава.

Перспективы реферата: многие писатели посвятили свои книги рыцарству

– выдающемуся явлению западной культуры. Также написано множество

интересных исследовательских трудов, касающихся темы рыцарей средневековья.

Не является исключением и моя работа.

Анализ прочитанной литературы

Книга Борзова Е.П. «История мировой культуры» содержит в себе историю

развития мировой культуры с самых первых ее проявлений и до наших дней.

«Хрестоматия по истории мировой культуры» Гриненко Г.В. представляет

собой собрание текстов по истории мировой культуры с комментариями автора-

составителя. В книге охватывается период от первобытного общества до ХХ

века; приволятся тексты, посвященные всем основным аспектам духовной

культуры.

На страницах книги Дефурно М. «Повседневная жизнь в эпоху Жанны д,

Арк» представлен сложный и многоликий мир средневекового города,

университеты, дворцы знати, купеческие лавки и тюрьмы, игрища, проповеди,

публичные казни и торжественные выезды короля. Мир средневекового

французского общества, с его печалями и радостями.

В учебнике Л.М.Брагина и других «История культуры стран Западной

Европы в эпоху Возрождения» с учетом новейших достижений историографии и

культурологи авторами дана широкая панорама духовной, художественной и

повседневной жизни Европы в XIV-XVII вв. Основное внимание уделено явлениям

и процессам, определяющим своеобразие эпохи.

В курсе лекций «История мировой культуры: Наследие Запада: Античность.

Средневековье. Возрождение» под редакцией С.Д.Серебряного дается общее

введение в проблемы изучения культуры, а затем излагается материал о

средневековой культуре Западной Европы.

В книге Кардини Ф. «Истоки средневекового рыцарства» раскрывается

глубинная предыстория рыцарства как социального и историко-культурного

явления, а также рассматриваются ее технические и военные аспекты.

Прослеживается формирование идейно-религиозной концепции рыцарства, его

самосознания и социальной психологии.

В учебнике Карпушина С.В., Карпушин В.А. «История мировой культуры»

дан обзор истории мировой культуры – от древнейших времен до наших дней.

Проходящая через всю книгу тема взаимодействия культур выявляет единство

мирового культурно-историческо процесса.

В учебнике «Культурология» под редакцией Н.Г.Багдасарьяна удачно

сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью

и строгостью изложения основных понятий и принципов.

В учебном пособии «Культурология» Под редакцией В.А.Фортунатовой и

Л.Е.Шапошникова в живой литературной форме на конкретных примерах, взятых

из истории развития национальных культур и различных сфер культуры,

раскрываются основные понятия культурологии.

В учебном пособии «Очерки по истории мировой культуры» под редакцией

Т.Ф.Кузнецовой представлено историко-культурное развитие основных регионов

мира. Динамика общественной жизни народов мира рассматривается в книге как

результат взаимодействия различных форм и видов культурной деятельности.

Книга Пастуро М. «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена

рыцарей круглого стола» посвящена истории повседневной жизни Франции и

Англии второй половины XII – первой трети XIII века. Рыцарь и рыцарство –

главный объект книги.

В учебном пособии Петрухинцев Н.Н. «ХХ лекций по истории мировой

культуры» предпринята попытка выстроить в целое многовековую историю

мировой культуры, рассмотреть эту культуру как сложное развивающееся во

времени и по своим законам явление.

В книге Порьяза А. «Мировая культура: Средневековье» освещены такие

аспекты цивилизаций прошлого, как история, экономика, социальное

устройство, религия, наука, искусство, повседневная жизнь.

Книга «Тайны, скрытые забралом» представляет собой энциклопедию

рыцарства: о его зарождении и уставах, о нравах и обычаях, о крестовых

походах.

Книга Хёйзинга Й «Осень средневековья» посвящена исследованию форм

жизненного уклада и форм мышления в XIV-XV веках во Франции и Нидерландах.

Словарь Хоруженко К.М. «Культурология. Энциклопедический словарь»

представляет собой справочное издание, статьи которого раскрывают смысл

главных культурологических понятий, знакомит с основными течениями и

направлениями мировой культурологии и ее представителями.

Книга Чернокозова А.И. «История мировой культуры» содержит

интересный материал по истории мировой культуры. Автор рассматривает вопрос

о влиянии личности на культурно-исторический процесс.

Рыцарство

Рыцарство представляло собой общественный институт, появившийся в

феодальной системе примерно в 1000 году. В строгом смысле слова, рыцарь —

это любой мужчина, владеющий оружием и прошедший церемонию специального

посвящения. Но быть лишь посвященным — недостаточно для истинного рыцаря;

необходимо еще следовать определенным правилам и вести особый образ жизни.

Таким образом, рыцари — это не юридический класс, а специфическая

социальная категория или, выражаясь современным языком, сообщество

«профессионалов» конного боя (единственного эффективного способа военных

действий вплоть до конца XIII века), умевших вести ту особую жизнь, каковой

представала жизнь рыцаря.

Теоретически рыцарство считалось доступным каждому получившему

крещение: любой рыцарь имел право сделать рыцарем того, кого он считал

достойным им быть, вне зависимости от происхождения и социального

положения. Эпические песни, так называемые «жесты», изобилуют примерами

простолюдинов (крестьян, лесников, свинопасов, торговцев, жонглеров,

поваров, привратников и т.д.), посвященных в рыцари в награду за оказанные

герою услуги. Иногда упоминаются даже простые сервы.

Однако в реальности дело обстояло иначе. С середины XII века рыцари

пополняли свои ряды почти исключительно за счет сыновей рыцарей и, таким

образом, образовывали наследственную касту. Посвящения в рыцари

простолюдинов, если не исчезли совсем, то стали событием почти уникальным.

Можно назвать две причины этого явления. Первая из них заключалась в том,

что процесс принятия новых членов неизбежно приводил к присвоению одним

классом — земельной аристократией — привилегии на образование рыцарства, не

подчинявшейся никаким правовым нормам. Вторая, возможно, более важная,

связана с социально-экономическими требованиями: лошадь, военное

снаряжение, церемония и празднества по случаю посвящения в рыцари стоили

дорого; да и сам образ жизни рыцаря, состоявшей из удовольствий и

праздности, предполагал наличие некоторого богатства, которое в ту эпоху

основывалось только на обладании землей. Рыцарское звание действительно

приносило честь и славу; но при этом следовало жить или за счет щедрости

богатого и могущественного покровителя (что удавалось еще достаточно легко

в начале XII века, но уже гораздо труднее спустя столетие), или на доходы

от патримония. Многие, впрочем, придворным щедростям сеньора предпочитали

получение пусть даже самого маленького феода.

К 1200 году рыцари — это уже в основном сеньоры или сыновья

сеньоров. Во Франции данный феномен принимает особо выраженный характер в

течение XIII века, так что рыцарское звание уже практически не

рассматривается как личностное, а становится наследственным качеством,

доступным лишь высшим слоям аристократии. С этого времени и начинается

процесс слияния рыцарства и аристократии.

Снаряжение рыцарства

Снаряжение рыцарства бывает наступательное и оборонительное.

Приведем некоторые элементы этого снаряжения.

Оборонительное вооружение:

Шлем (le heaume). Шлем был довольно глубок, делался из железа или

стали, кверху конусообразно суживался, имел набородник, к которому

прикреплялось забрало, и внизу железный нагрудник, который отделялся от

шлема и прикреплялся к нему металлическим воротничком. Забрало состояло из

мелкой решетки; оно убиралось под козырек шлема и опускалось во время

сражения. На шлем надевался нашлемник; короли носили в виде нашлемника

корону, а рыцари различные украшения.

Шишак (le bassinet d'armes). Шишак был шлем полегче, без забрала и

без нагрудника; рыцарь брал его с собою и надевал, когда выходил из боя для

отдыха. Шишак отличался от шлема весом, внешним видом и неподвижным

наличником.

Гобиссон (le gaubisson). Рыцари носили поверх рубашки гобиссон,

нечто вроде длинной фуфайки из стеганой тафты или кожи с подкладкой из

шерсти, пакли или волоса, чтобы ослабить удар. Это платье защищало от

железных колец брони, которые могли бы вонзиться в тело даже тогда, когда

броня осталась непроколотой.

Панцирь, броня (le haubert ou cuirasse). Род кольчуги из стальных

плотных колечек, которая покрывала рыцаря от шеи до бедер; к ней

впоследствии прибавили рукава и наножники (les chausses) из колечек;

стальная бляха на груди прикрывала броню; капюшон, также из колечек, висел

на спине; им рыцарь накрывал голову, когда снимал шлем. Впоследствии

кольчугу заменили латами, нагрудниками, наручами и набедренниками, также

железными. Все части этих доспехов были так между собою скованы, что не

препятствовали свободным движениям, потому что они сдвигались и

раздвигались.

Супервест (la cotte d'armes). Сверх брони и лат надевали нечто вроде

короткого плаща-накидки без рукавов, с рыцарским гербом, часто из золотой

или серебряной парчи, отороченной дорогим мехом; под ним носили шарф, или

перевязь, или кожаный пояс с позолоченными гвоздями, на которые навешивался

меч.

Набедренники (les tassettes). Это были железные пластины,

прикрепленные к броне, от пояса до половины бедер.

Нарамники, или наплечники, и наколенники (epaulires et

genouilleres). Это также были железные пластины, которые прикрывали плечи и

колени, не затрудняя движений; первые прикреплялись к нагруднику, вторые к

набедренникам.

Ztfum(Vecu ou bouclier). Тот, который не употреблялся в боях, был

деревянный, обтянутый кожей, железом или другим твердым материалом, чтобы

выдерживать удары копья. Слово ecu происходит от латинского scutum —

название, данное римлянами продолговатому, обтянутому кожей щиту. На щитах

изображались гербы. Отсюда название старинной французской монеты -экю, на

которой был изображен щит Франции.

Вооружение оруженосца. Оруженосец не имел ни нашлемника, ни железных

наручей и наножников; он носил шишак, гобиссон и стальной нагрудник.

Вооружение лошади. Голову лошади тщательно закрывали или

металлическим, или кожаным наголовником, грудь — железными пластинами, а

бока — кожей. Кроме того, ее покрывали попоной или чепраком из бархата или

из другой материи, на которых были вышиты гербы рыцаря. Оснащенные таким

образом лошади назывались les chevaux bardes (латные лошади).

Наступательное вооружение:

Копье (la lance). Копья делались из прямого и легкого дерева, такого

как сосна, липа, вяз, осина и другие; самые лучшие были ясеневые. В верхний

конец копья плотно вставлялось стальное острие. Рыцарское знамя или

флюгарка с длинным развевающимся концом прикреплялись к верхушке копья.

Оруженосец не имел копья; он мог сражаться только со щитом и мечом.

Но если он носил звание poursuivant d'armes, то мог быть в полном рыцарском

Страницы: 1, 2