скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рок-культура и эстетика скачать рефераты

Но все вышесказанное относилось в основном к истории рока. Что же

сейчас пропагандирует хард-рок, какие идеи он защищает? Прежде, чем

поговорить о текстах некоторых групп, надо сказать несколько слов о рок-

фестивалях, проходящих под девизом “Нет - алкоголю”( войне, наркомании и т.

д.) Я думаю, всем хорошо известен фестиваль "Вудсток", о котором нет нужды

говорить. А вот об одном из беспрецендентнейших случаев, о фестивале,

проходившем в Москве в 1989 году поговорить стоит.

Речь идет о Московском Музыкальном Фестивале Мира, в котором

участвовали такие звезды, как Оззи Осборн, "Скид Роу", "Мотли Крю",

"Синдерелла", "Бон Джови", "Скорпионс", и который музыкальные критики всего

мира назвали ни чем иным, как "Вудстоком на Москве-реке". Если взглянуть на

московский рок-фестиваль с чисто технической точки зрения, то можно

сказать, что звучание Оззи Осборна, "Бон Джови", "Парка Горького" было не

очень хорошим. Можно сказать, что в первый день "Мотли Крю" разнесли на

сцене свои инструменты, сделав это в лучших традициях "стадионного рока"

конца 60-х. Можно сказать, что “Скорпионс" и "Синдерелла" "откачали" свои

программы с безукоризненностью хорошо смазанных механизмов, а молодые "Скид

Роу" захлестнули публику рвавшейся через край энергией, в то время, как

"Парк Горького" выступили более спокойно, но не менее интересно. "Бригада

С" во главе с Игорем Сукачевым выглядела вполне профессионально, а

концептуальная музыка "Нюанса" уже во время фестиваля привлекла такого

солидного продюсера, как Питер Габриэль. Короче, можно было описать это

событие именно так, как описывают обычные концерты зарубежные обозреватели,

и поставить точку: фестиваль состоялся.

А можно взглянуть на свершившееся так, как, собственно, и видел

московскую акцию весь мир: впервые в СССР на одной площадке выступали

звезды мирового рока, причем не погасшие или несостоявшиеся, коих так любил

Госконцерт, а лидеры сегодняшнего дня, которых, в отличие от Сюзи Куатро,

Бони Тайлер и "Дюран Дюран", поклонники не забудут в паузе между двумя

очередными пластинками.

Коммерческий хард-рок сейчас достиг своего пика - пока будущее этого

направления представляется безмятежным, а интерес зрителя - стабильным. Как

сказала приехавшая на фестиваль английская журналистка: “Максимальная

"катастрофа", которая грозит стилю "хард-энд-хэви" - прекращение вокруг

него истерики и слияние с существующим мейнстримом”, то есть переход из

категории "модное" в "классическое", что вряд ли можно рассматривать как

кризис.

Если говорить о международных рок-фестивалях, которых в Европе и США

проводится достаточно, то очень легко недооценить московский: ежегодное

"пиршество" в Карл Доннингтон, под названием "Монстры рока" по набору

исполнителей вряд ли уступает московскому: здесь Оззи и "Синдерелла", там

“Металлика”" и "Ганз энд Роузез", здесь "Мотли Крю" и "Скорпионс", там

"Айрон Мэйден" и "Кисс". Сравнения и параллели возможны. Как и в

большинстве аналогичных массовых концертов, фестиваль был изначально

пронизан высокой идеей, которая как цементирующий состав скрепила в единый

монолит исполнителей и миллионы зрителей не только в СССР, но и во всем

мире - это лозунг фестиваля "Против алкоголизма и наркомании!". И весьма

немаловажно, что идея исходила из нашей страны, став еще одним этапом в

окончательном разрушении осыпающегося в те времена стереотипа СССР, как

"империи зла". Многие великие музыканты ушли из жизни наркоманами.

Музыканты, которых молодые считают своими кумирами. Нет ничего плохого в

том, что поклонники и до сих пор восхищаются их музыкой, но будет очень

печально, если кто-то, восхищаясь, решит попробовать их образ жизни и сам

станет наркоманом или алкоголиком. Такого не должно случиться. Фонд "Make a

difference" и фирма грамзаписи "Полиграм" осуществили международный проект.

Сегодняшние рок-звезды, участвовавшие в ММФМ'89 записали песни из

репертуара погибших от наркотиков Элвиса Пресли, Дженис Джоплин, Джимми

Хендрикса, а также групп, потерявших в разное время своих участников,

страдавших наркоманией: "Ху", "Лед Зеппелин", "Дорз", "Секс Пистолз",

"AC/DC", "Роллинг Стоунз", "Ти Рекс"и других (к сожалению, сейчас этот

список увеличился). Вся прибыль от продажи этого альбома передана в фонд

"Make a Difference", осуществляющий ряд программ по защите детства от

наркотиков.

Завершая этот обзор, надо сказать, что после этого фестиваля прошло

множество других концертов "грандов" в Москве. Ее посетили: Йен Гиллан,

"Металлика" и "АС/DC", "Napalm Death", "Sepultura", "Iron Maiden",

"Accept", "Nazareth", "Faith No More","Kreator". К сожалению, все музыканты

в своих послеконцертных интервью вторят Винсу Нейлу из "Мотли Крю": "Меня

угнетало огромное количество военных на поле стадиона, казалось, что

выступаешь в армейской части.". Ну что ж, это наша болезнь, которая,

однако, вопреки мнению многих, провоцируется не только фанатами, но и самой

милицией и войсками.

Что касается текстов песен, то их хорошо описывает статья некого Н.

Арефьева “О чем поют западные рок-группы”, помещенная в газете “Аргументы и

факты” в 1988г. Но, конечно же, без комментариев ее читать нельзя.

Насколько необразован в области рока автор статьи становится ясно с первых

же строк, ну а к середине статьи разбирающийся в роке человек понимает, что

его сознательно вводят в заблуждение.

Итак, автор делит тексты различных групп на 3 категории:

а) Вариации на тему любви.

К сожалению, Н. Арефьев причисляет к этой категории исключительно поп-

группы, явно забывая при этом послушать "Скорпионс", "Европу", "Парк

Горького" и множество других "хард-роковых" групп. Правда некоторые истины

не избегают пера автора: он пишет, что песни этого направления легко

воспринимаются на слух, и что социальные песни - это скорее исключение в

поп-музыке, это удел других групп (может быть в этом и кроется неприязнь

автора, да и не только его, к року? Ведь именно за постановку в песнях

острых социальных проблем русский рок, о котором подробно будет рассказано

во второй части реферата, гоняли из подвала в подвал).

б) Боевой рок.

Здесь, видимо, автор имеет в виду "агитационно-пропагандистский рок",

который обозначился в 80-х годах, с возникновением в роке таких движений,

как "Рок против войны", "Рок против апартеида" и т. д. Это объединение

довольно условное, т.к. группы различаются по стилям, положению и

единственное что у них есть общего - это ярко выраженная социальная

направленность текстов и поддержка прогрессивных общественных акций и

движений. Сюда автор совершенно справедливо причисляет Пола Уэллера, группы

"Стайл Каумел", "Уэм", "Мэднесс" и других. Хорошо характеризуют это

направление слова Тэла Саттона, гитариста английской группы "Уэй": "Рок и

политика должны идти рядом. Я не могу писать песни безотносительно того,

что происходит вокруг".

в) И Сатана там правит бал.

Отношение автора к "хэви-метал" и более жестким стилям совсем не

радужное. Видимо в желании отпугнуть молодежь от "этих пакостей" и в

надежде, что родители, прочитав его статью выкинут магнитофоны своих чад в

окно, автор сочиняет такое...

Итак, прервав статью из журнала "Роллинг Стоунз" автор пишет, что

альбом группы "Джудас Прист" 1984 года оценен как "Садомазохизм и

апокалипсическая истерия". Конечно, на первых порах эта группа немного

увлекалась сценами ада, но видимо вид музыкантов так ошеломил Арефьева, что

он забыл, что "Джудас Прист" переводится как “Иудейский священник” и слова

“под вдохновением Господним соберу все силы, чтобы править железной рукой”

вовсе не следует воспринимать так прямо.

Так же прервав песню группы "Motley Crue" под названием "Девочки,

Девочки, Девочки" автор умудряется обвинить группу в призыве молодежи к

хулиганству.

Отдельный разговор о группе "Слейер". Автор приводит такие строки:

“Расчленяй на куски, отделяй мясо, выкалывай глаза, расчленяй на части”,

при этом ссылается на песню "Некрофобия". Да, эти слова есть, правда не

призывающие, а описательные ("Разделение... и т. д, то есть идет описание

жизни человека, страдающего некрофобией. А в конце песни для особо

непонятливых указано: "Некрофобик не может контролировать паранойю, зовущую

его убивать". А в другой песне после призыва убивать стоит строчка

объясняющая зачем: "Во славу арийской расы" - эта песня, также носящая

описательный характер, называется “Ангелы смерти”" (короче - войска SS),

чего автор статьи явно не хочет замечать. Правда, стоит сказать, что

музыканты также не питают симпатий к христианству, как и к Сатане. Они

нейтральны.

Конечно, с точки зрения эстетики даже описание таких явлений как

некрофобия вряд ли можно назвать прекрасными либо возвышенными, скорее

ужасными. Но ведь и трагическое, ужасное играет в жизни не последнюю роль.

Сокрытие тяжелой правды и страшных явлений, наверное, не позволит избежать

их повторения. А рассказ о них предостережет, даст возможность бороться с

ними. Форма выражения при этом не важна - важно содержание (имеется в виду

форма рассказа).

г) Больше категорий автор не выделял, но мне бы хотелось добавить, что

существует множество групп, использующих в основе своих песен сказки и

мифы, как-то: "Manowar", Alice Cooper и другие. Их песни представляют собой

эпические сказания, насыщенные элементами мифологии и фольклора и

обязательно с хорошим концом.

В завершение первой части хотелось бы привести слова Брюса Диккенсона

из "Айрон Мэйден" в одном из интервью:

- В ваших песнях часто фигурируют слова: огонь, грех, насилие,

убийство, смерть. Что означает для вас насилие?

- Вы произвольно вырвали слова из контекста. Мы не хотим, чтобы

публика действовала под их влиянием. Мы поем о борьбе, борьбе добра со

злом. А приведенные слова так или иначе сопутствуют теме борьбы...

Русский рок.

...На данном этапе “Аквариум”, “Алиса”, “Кино”, “ДДТ” - идеологические

банкроты. Пока народ на них ходит. И ажиотаж будет все раздуваться и

раздуваться, потому что это, видимо, кому-то выгодно. Борис Гребенщиков

напишет еще кучу песен и напоследок совершит переход из христианства в дзен-

буддизм, Юра Шевчук провозгласит очередную революцию, Витя Цой будет

кумиром молодежи чуть помладше 14-ти. Костя Кинчев тоже не в лучшем

состоянии: напоследок орущие толпы, напоследок “красное на черном”. Сказать

им всем нечего!..

М. Шишков. “Российская музыкальная газета”, 1990 г.

Русский рок - явление настолько сложное и многогранное, что достойно

написания по меньшей мере курсовой работы. Пришедший в СССР в начале 70-х,

он на долгие годы осел в подвалах и коммунальных квартирах, отзвучал в

струнах раздолбанных гитар и рваных барабанах, прошел сквозь гонения и

запрещения, сохранился, выжил, расцвел и превратился в абсолютно уникальное

направление музыки, которое даже не с чем сравнить. И пишу я это вовсе не

потому, что сам являюсь страстным поклонником русского рока и пытаюсь

приумножить и без того многочисленную армию его “фанатов” - для этой цели

мне надо было бы писать статью в газету, а не реферат. Просто, как мне

кажется, в рамках эстетики, изучавшейся долгие годы с марксистко-ленинских

позиций, русскую рок-культуру незаслуженно обделяли вниманием. Все, что

было связано с протестом - а рок это, прежде всего, песни протеста -

отметалось как антисоветское. И, естественно, антисоветское искусство не

могло найти лестных отзывов в советской науке. Когда же пришла так

называемая демократия, русский народ, которому свойственно бросаться в

крайности, начал воспевать рок и поклоняться ему как символу

антитоталитаризма. От этих дифирамбов все также быстро устали, перейдя к

более понятной и простой “попсе”. Рок же вновь отошел на задний план. В чем

же причины этого?

У песни две составляющие: мелодия и текст. Обычно, сыгранная на

синтезаторе музыка, которую в большинстве своем используют поп-исполнители

(живой звук у них - редкость) приятна и легко воспринимается. Конечно,

энергичные, мощные, резкие звуки, характерные для рока, часто режут ухо и

отпугивают слушателя. Но ведь и острый гитарный рифф, сыгранный

профессионалом, может быть мелодичным и приятным на слух. И для большинства

современных рок-групп красивые и плавные мелодии - скорее правило, чем

исключение. То есть дело тут вовсе не в музыке.

Следовательно, главную роль играют слова. Тяжелая жизнь, вечная борьба

за заработок, неулыбающиеся и неприветливые лица на улицах - таково

теперешнее состояние нашего общества. Избыток проблем в быту требует какой-

то разрядки, выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен с острыми

социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет

чувство отчаяния, навеваемое жизнью. Незамысловатые, едва зарифмованные

стишки типа “Ксюша, Ксюша, Ксюша - юбочка из плюша”, сопровождаемые

приятной мелодией, расслабляют человека и отвлекают его от проблем

насущных. Эти песни можно слушать как фон за едой, во время отдыха, в

компании с друзьями. Другое дело рок.

Концы не смыкались с началом,

Когда политрук объяснял тебе жизнь.

Помнишь, как матери вас провожали?

Как голосили: “Сыночек вернись!”

Я знаю, ты сам рвался в пекло.

Я тебе верю - ты шел до конца.

Но чем круче взял, тем страшнее похмелье.

Когда ты вернулся, ты сжег ордена...

Или

Перемен требуют наши сердца!

Перемен требуют наши глаза!

В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен...

Перемен! Мы ждем перемен!

Вряд ли песни с подобными текстами подойдут в качестве фона за обедом.

И вряд ли после их прослушивания на душе станет легко и приятно, а жизнь

покажется простой и веселой. Скорее, наоборот.

Но популярность “попсы” приходяща и очень нестабильна. Многие же рок-

группы держатся уже десятилетия. Давайте поразмыслим, какие коллективы не

только становились, но и долгое время оставались популярными? К каким

авторам интерес не иссякает? А к тем авторам, для которых слово - это не

вспомогательный материал для создания песни, для которых текст - это не

“рыба”, а стержень всего произведения. То, что делают на сцене эти авторы,

включает в себя много составляющих. Рок-музыка - жанр синтетический. Можно

даже сказать - синкретический, где составляющие нерасчленимы. Песня группы

“Алиса”, например, - это и текст, отмеченный поэтическими удачами, это и

адекватная ему музыка с все более сложной драматургией, это и сценической

движение всех участников группы, и танец лидера, и костюмы (особенно

тщательно продуманный костюм Кинчева), это и работа светооператора, и

задник с алисовской символикой, созданный художником группы. Уберите хотя

бы одну из составляющих, и песни, несомненно, многое потеряют. Песни хороши

и сами собой, под акустическую гитару. Но в таком варианте они и есть -

песни Кинчева. На сцене же, когда включаются все составляющие, это уже не

просто песни - это музыкально-поэтический театр (почему-то не хочется

употреблять здесь слово “шоу”).

С другой стороны, оставьте все: актерские способности членов группы и

особенно лидера, интересные аранжировки, индивидуальный стиль художника-

сценографа, сценическое движение, танец. Уберите только поэзию, уничтожьте

слово. Театр останется. И, возможно, неплохой театр. Но главное уйдет, то,

ради чего все делается.

Дмитрий Ревякин, лидер группы “Калинов мост”, на вопрос, что для него

главное в работе над песней, отвечал: “Конечно, слово”. В конце 70-х годов

Борис Гребенщиков, рассказывая о творчестве своей группы, сказал: “Поэт -

это радиоприемник, который улавливает сигналы, идущие свыше”. Он сказал

именно “поэт”, а не музыкант, рок-музыкант, рокер и т.п.

Порой, кажется, что наиболее популярные, “серьезные” наши рок-

музыканты само слово “рок” воспринимают вовсе не в его англоязычной

ипостаси, не просто как составную часть английского “рок-энд-ролл”, а

именно в русской его семантике: рок – участь, судьба, доля. Причем,

непременно судьба с эпитетами невеселыми: злой рок, тяжкий рок, злая,

лихая, трагическая судьба... Давая интервью французской телекомпании

“Антенн-2”, Константин Кинчев (лидер “Алисы”) говорил:

-Рок? Что это такое? Ну... Рок - он завис над Россией и... висит...

Для него рок-музыка и рок - трагическая судьба его родины - вполне

синонимичны.

Российская народная мудрость гласит: “Слово - серебро, молчание -

золото”. И вот в пору своего взлета Борис Гребенщиков написал, может быть,

лучшую свою песню - “Серебро Господа моего”. Молчание - золото - избранный

удел подвижников. Слово - серебро - избранный удел поэтов.

Еще в 1987 году в журнале “Знание - сила” появилась статья одного из

самых интересных рок-журналистов Ильи Смирнова. Называлась она “Фольклор

новый и старый”. Смирнов пишет: “Интересно, что наша новая волна породила

самобытный национальный рок как ба против собственной воли: подражая волне

англосаксонской, она, естественно, перенимала и ее эстетику, а вместе с

новой эстетикой в песни входил и новый герой - человек с улицы, с улицы

ленинградской, московской, потом уфимской или архангельской, но никак не

лондонской”. Илья Смирнов был одним из первых, кто обратил внимание на это

обстоятельство. Но мне кажется, он был неправ, думая, что именно новая

волна могла повернуть отечественный рок на путь самобытности. На путь

трансформации заимствованной с запада рок-музыки в духе национальной

традиции некоторые наши рок-группы встали не потому, что “волна несла с

собой реализм, оптимизм и энергию”, как полагает Смирнов. Да и найдем ли мы

среди наших “корифеев” представителей чистого стиля? Музыка “Аквариума”,

“ДДТ”, “Машины времени”, “Алисы” включает в себя элементы разнообразных

стилей, направлений. Ошибка Ильи Смирнова была в самой сути. Ведь он

полагал, что “...в роке на первом месте стояла музыка - язык

интернациональный, не требующий перевода, а у бардов - несомненно, текст.

И, наконец, если рок-музыканты подчеркивали свою принадлежность к

международной моде, то барды опирались на национальную традицию”.

Эта статья вышла в 1987 г. А в еженедельнике “Россия” весной 1992 года

появилось другое высказывание того же Ильи Смирнова: “Отечественный рок 80-

х в равной мере может считаться продолжением рок-н-ролльной и бардовской

традиций. Его ключевая фигура - ПОЭТ С ГИТАРОЙ...”

Юрий Шевчук, лидер “ДДТ”, как-то сказал: “Чтобы писать хорошие песни,

недостаточно смотреть видеомагнитофоны и слушать диски. Нужно читать

Соловьева и Ключевского”.

У Катаева есть рассказ о том, как в молодые годы они устраивали с

Юрием Олешей шутливые соревнования, кто придумает лучшую метафору. Они

сравнивали все со всем. Например, осень с цыганкой в цветастой шелковой

юбке и т.п. Я думаю, что многие наши рок-музыканты выиграли бы по этой

части любое соревнование. Например Константин Кинчев, который, по мнению

Анатолия Наймана (литературного критика, в свое время работавшего с Анной

Ахматовой и опубликовавшего воспоминания о ней), является одним из самых

интересных русских поэтов. Если бы он жил в начале века, имажинисты охотно

бы приняли его в свой круг. Иногда мне кажется, что он уж слишком

“перегружает” свои вещи, создавая удивительные кружева, нанизывая образы

один на другой.

Смирное время, смирные дни,

Боль и радость почистили зубы и спят,

Звук, которым когда-то был крик,

В рот набрал воды и прикусил язык.

Ржавчина выжженных звезд

Отражает промежутки сомнительных лет,

Плесень несет свой пост,

Прикрывая покрытый коростой погост,

Волчья ягода, черная кровь,

Немое темноводье водит тени по дну,

Языки публичных костров лижут лица.

Эй, начальник, покорных в ров!

Пот напомаженных туш,

Жирные рты плетут слюной кружева,

Зверь лакает из луж

Души тех, кто принял печать.

Маэстро, туш!

Это отрывок из песни “Земля”, который лично меня поражает своими

причудливо переплетенными сравнениями и метафорами. Или еще одно

стихотворение того же Кинчева, которое вполне сравнимо с произведениями

Тютчева или Пушкина.

По дороге лунной, зыбкой,

Где деревья кроны сжали,

Проплывала невидимкой

Ночь в сиреневой вуали.

Шевелила своды сосен,

Расплетала косы ивам,

Величавые утесы

Звездной пылью серебрила.

Лес стоял суров и мрачен,

Крался страх по лапам елей,

Чуя скорую удачу,

Пни мерцали и скрипели.

Росы ядом наливались,

По корням ползли туманы,

Извиваясь, издеваясь,

Рожи корчили обманы.

Лес пропитан был угрозой,

Лес не знал, что будет дальше,

Только белые березы

Пели лесу: “Наш ты! Наш ты!

Мы не верим чарам темным,

Что зловеще шутят с нами,

Выйдет в облаке ажурном

Утро с синими глазами,

Золотистою ресницей

Сбросит наважденье тьмы,

И в сияющем пурпуре,

Снова выстроимся мы”.

Наверное, подобные строки как-то не вяжутся с образом самого Кинчева:

серьга в ухе, кожаные перчатки без пальцев, растрепанные волосы с выжженным

перекисью водорода православным шестиконечным крестом... Но именно это

противоречие внешнего образа и души, на мой взгляд, отражает всю

особенность русского рока.

Вообще, многие музыканты, к сожалению, рабы собственного имиджа. И их

поклонники воспринимают, прежде всего, не то, что несут глубокие и

проникновенные песни, а именно эту внешнюю задиристость. А ведь нужно, мне

кажется, не просто прыгать у сцены, показывая “козу”, а следовать тому, что

почерпнуто из песен Кинчева и Цоя, Гребенщикова и Бутусова, Шевчука и

Ревякина. И тогда, возможно, рок будет восприниматься не как нечто

аморальное, противоестественное, а как обыкновенное направление искусства.

И эстетика ничего не будет иметь против.

Что же касается слов (отрывок из одной из статей в “АиФ”), вынесенных

мной в эпиграф ко второй части, то мне кажется, что это просто остаток той

идеологии, которая доминировала у нас 70 лет. Прогноз автора не оправдался

полностью. “Аквариум” покорил США (и вовсе не эмигрантскую публику, как

наши поп-звезды), Юра Шевчук отпраздновал 40-летний юбилей новым альбомом

“ДДТ”, поставившим рекорд продаваемости в Санкт-Петербурге, Кинчев и

“Алиса” также от него не отстают, и хотя Костя и помладше Шевчука, новый

альбом получился не хуже.

Правда, уже 7 лет нет Виктора Цоя. Но тот факт, что за долгие 7 лет,

за которые успели появиться и уйти, наверное, с полсотни исполнителей на

эстраде, “Кино” не потеряло популярность, а наоборот, приобрело еще больше

поклонников, говорит сам за себя. Для меня “Кино” всегда было и будет на

первом месте. Именно Виктор Цой открыл мне глаза на рок - наш рок. Часто

настроения его песен от личностного восприятия переходят к чему-то более

глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет целое поколение:

Только капля за каплей из крана вода,

Только капля за каплей из времени дни,

Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни...

Или

Наше сердце работает как новый мотор!

Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,

И мы будем делать все, что мы захотим,

Пока вы не угробили весь этот мир...

В одной из популярнейших песен "Кино" "Хочу перемен" многие в ее

осмыслении делают упор именно на ключевые слова: "Перемен! Мы ждем

перемен!". На самом деле, основное содержание, может быть, всей философии

Цоя в "Кино", содержится в двух "незаметных" строчках Они, по-моему,

являются основными звеньями той цепи, соединяющей сердца тех, для кого

концепция "киношников" является своею жизненной концепцией:

И больше нет ничего. Все находится в нас...

И пусть исписанные стены домов со страстными признаниями и лозунгами

“Цой жив!” - это не очень эстетично, зато они прямо свидетельствуют о

гениальности этого человека (почему-то, да простят мне нетактичность, никто

не пишет “Женя Белоусов жив!”). Когда писалась статья в “АиФ”, последний

год жизни Цоя только начинался. Еще впереди был “Черный альбом” группы

“Кино”. Еще впереди был нескончаемый поток людской к Богословскому кладбищу

в Питере. В этом потоке можно было увидеть и тех, кто чуть младше 14-ти, и

тех, кому за 30, за 40, за 50...

Заключение.

Слезы бывают не только на лице, слезы бывают в сердце. Душа плачет!..

Это так редко происходит, что иногда кажется, что у многих вместо сердца

камень. Но есть явление, изначально способное "пробивать" любое сердце,

даже каменное. Это явление - часть духовной сферы, именуемая искусством.

Среди сотен и тысяч людей, появляются вдруг единицы, идущие наперекор

устоявшимся (скорее застоявшимся!) представлениям об окружающей среде, и

создают свою среду, свой мир, не похожий ни на какие прочие. Неповторимо

прекрасный, несколько даже опасный тем, что очень честный. Он (этот мир) и

живет по законам жизни и смерти, любви и справедливости и какой-то

особенной горечи, и соприкоснувшись с ним, становится по меньшей мере не по

себе, ведь то, что вокруг нас, зачастую чудовищно несправедливо!

Андрей Тарковский писал: "Искусство несет в себе тоску по идеалу. Оно

должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о котором

рассказывает художник не оставляет места для упований. Нет, даже еще более

определенно: чем прочнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен

ощущаться положенный в основу творческий идеал, тем отчетливее должна

приоткрываться перед зрителем возможность выхода на новую духовную высоту".

Эти слова нашего режиссёра, несомненно, соотносимы с творчеством рок-

музыкантов.

“Сегодня умрешь - завтра скажут - поэт,”-поется в известной песне

группы “Чай Ф”. Там же говорится “Поплачь о нем, пока он живой”. Так

давайте же чтить наших гениев сейчас, при жизни. И не важно, “рокер” он,

или гениальный скрипач. Посредственностей много, а выдающихся людей почему-

то часто не замечают. Но ведь лучше, на мой взгляд, изучать творчество ныне

живущего человека, чем “культурное наследие безвременно ушедшего из жизни

гениального композитора и поэта...”

Использованная литература:

Н. Барановская “По дороге в рай...”, или беглые заметки о жизни и

творчестве Константина Кинчева.

К. Панфилов (Кинчев). “Стихи”.

В. Рыбин “Как начиналось “Кино”

М. Цой “Виктор Цой”.

“Аргументы и факты” (подборка статей).

“Московский комсомолец” (подборка статей).

"Молодежь Эстонии" (Таллинн) б января 1989 г

Страницы: 1, 2