скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рок-культура и эстетика скачать рефераты

Рок-культура и эстетика

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный институт электроники и математики

(Технический университет)

Кафедра культурологии.

Реферат на тему

Рок-культура и эстетика.

Преподаватель: Скок Б.В.

Студент: Леляков Е.А.

Группа С-42.

МОСКВА 2004

Содержание.

Введение. 3

Рок: история развития и сущность. 3

Русский рок. 9

Заключение. 13

Использованная литература: 14

Введение.

...Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры, и нет

ни какого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение старшим,

слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с

родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе

внимание, они прожорливы и тиранят учителей...

Сократ (470/469-399 гг. до н.э.)

Я не зря выбрал эти слова Сократа о молодежи в качестве эпиграфа. Ведь

рок-культура - это, прежде всего, молодежная культура. И то, что я решил

написать реферат именно по этому вопросу, вовсе не облегчает мне задачу,

как многие могли бы подумать (все-таки, я - представитель молодежи, и

данная тема должна мне быть близка и понятна). Наверное, наоборот,

усложняет. Рок-музыка - настолько спорное направление искусства, что очень

сложно выбрать правильную точку рассмотрения вопроса. К тому же, полностью

осветить рок на нескольких страницах реферата практически невозможно.

Поэтому я слегка сузил круг вопросов. Кроме истории рока, без которой,

понятное дело, нельзя вникнуть в его суть, здесь приводится краткая

характеристика наиболее известных групп, освещены музыка и тексты (чтобы

развеять устоявшееся убеждение, будто рок - дикая какофония, а стихи песен

- не имеющие ничего общего с поэзией пасквили сатанинской направленности).

Также в отдельную категорию я выделил русский рок, который, по

общепризнанному мнению, сильно отличается от западного, а для нашего

слушателя может быть более понятным и доступным. Надеюсь, мне удастся

показать, что рок-культура - вовсе не антисоциальное явление, каким у нас

долгое время ее пытались представить, и что песни Led Zeppelin и Deep

Purple имеют такое же право называться музыкой, как 5-я симфония Л. ван

Бетховена или Бранденбургский концерт И. С. Баха.

Однако по поводу вышесказанного сразу же хочется оговориться, что

любая область человеческой деятельности не лишена “чернухи”, поэтому

некоторые из последующих мыслей не следует распространять на всех

исполнителей и поклонников рок-музыки.

Рок: история развития и сущность.

...Нельзя требовать от трактирщика..., чтобы он выражался также

изысканно, как [те господа], которые охотно превратили бы Чехословацкую

республику в большой салон, по паркету которого расхаживают люди во фраках

и белых перчатках; разговаривают они на изысканном языке и культивируют

утонченную салонную мораль, а за ширмой этой морали салонные львы предаются

самому гадкому и противоестественному разврату...

Я. Гашек, “Похождения бравого солдата Швейка”

А началось все с того, что в 1920 г. советский (!) инженер Л. Тремен

изобрел новый музыкальный инструмент - терменвокс. Он был устроен следующим

образом: высота тона изменялась с помощью приближения к антенне или

удаления от нее руки исполнителя. Желание использовать электричество в

музыке побуждало изобретателей придумывать необычные инструменты с

причудливыми названиями - эмиритон, траутониум, виолен. В тридцатые годы в

результате объединения различных новаторских идей (в основном, под влиянием

Тремена) появились и первые электрогитары. Но с современной электрогитарой

у них найдется мало общего. Просто из побуждения как-то выделить гитару в

оркестре и сделать ее звук более громким к акустической гитаре приставили

звукосниматель. Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего

так хотели добиться. Звук стал громче, но сущность гитары - аккомпанемент -

осталась. Позднее было обнаружено, что посредством обработки звука до

усилителя можно добиться невероятного результата. Тогда и была рождена

электрогитара, которая приобрела со временем цельный корпус и массу

электроники в придачу. Со временем, именно она и стала "первой скрипкой"

рок-ансамбля. Правда, в последнее время бас-гитара, ранее исполнявшая

только функцию аккомпанемента, приобретает такие сольные партии, что и ее с

успехом можно причислить к разряду лидеров в группе.

Обладая новым, необычным инструментом, неутомимые экспериментаторы

пытались создать новую музыку. Характерной чертой ее была резкость звука,

которая и раздражала первых слушателей, привыкших к плавной обтекаемой

передаче музыкальных идей. Вслед за первыми рок-н-роллами конца 50-х -

начала 60-х годов, волной прокатившихся по США и вызвавших бурю упреков и

дифирамб одновременно, появилось то, что мы теперь называем хард-рок.

Дословно это понятие означает “жесткий” или “тяжелый” рок. Но понятие

это настолько всеобъемлющее, что многие вообще не видят разницы между

собственно рок-музыкой и этим ее направлением. Хард-рок, элементы которого

присутствовали в творчестве большинства западных поп-групп с первой

половины 60-х годов, принял относительно четкую форму в музыке “Блю Чиэр”,

“Крим”, “Ярдбердз”, а также легендарных “Битлз” и “Роллинг Стоунз”.

Что касается “Битлз”, то многие считают четырех ливерпульских парней

основателями стиля “рок”. Так ли это? Сложно сказать. Они дали духовную

основу рок-музыки, подготовили для неё аудиторию, но именно с музыкальной

точки зрения их нельзя отнести к основателям рока: относительная простота

музыки и текстов никак не соотносится с роком. Конечно же, эта

примитивность - лишь шаг навстречу молодежи того времени, которая требовала

чего-то простого и доступного для понимания, а вовсе не свидетельство

отсутствия таланта у музыкантов, тем более что у “Битлз” много

действительно выдающихся песен, достойных стать в один ряд с шедеврами

классики. Наверное, правильнее бы было отнести группу к “попсе”. Но роль

Леннона сотоварищи в подготовке молодежной аудитории к необычной музыке

трудно преувеличить.

Что касается “Роллинг Стоунз”, то они начали свое восхождение на рок-

олимп на обломках команды “Блюз Инкорпорэйтэд”. Блюзы и составили основу

репертуара группы, однако их характерной чертой был усиленный гитарный

звук. Группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание.

Известность, хотя и несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и

публика были шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений,

манерой держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой

чувственности. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые

настоящие поклонники. История “Роллинг Стоунз” после 1965 года, особенно

после песни "Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по

рекламе "Snickers"),-это история стремительного взлета группы к славе, к

положению лучшего рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атламонте в 1969 г.

("ангелами ада" перед сценой убит один из зрителей) стала огромным шоком

для музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взглянули на

ответственность исполнителя перед слушателем. Они не изменили свой облик,

но надлом произошел. Жертвой его стал зритель: альбомы группы становились

все хуже и неровнее, а в 1987 “Катящиеся Камни” распались. Правда, в начале

90-х группа вновь объединилась, но это скорее была уже дань моде и погоня

за деньгами.

Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести,

достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от

музыкантов виртуозного владения своими инструментами. Также, помимо

"выпуклости" ритм-секции, все входящие в нее инструменты напрямую связаны с

мелодическим лидером-гитаристом, поэтому здесь не может быть обособленной

импровизации одного инструмента, а это означает, что в импровизации

участвуют все инструменты группы, создавая целостность и монолитность

произведения.

Как самостоятельное направление "хард-рок" выделился в конце 60-х

годов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя

выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, "хард-рок" с тех пор предполагает

исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и

музыке, и ее поклонникам. К началу 70-х появились группы-исполины,

блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока", но и исключительным

композиторским талантом и исполнительским мастерством. "Лед Зеппелин", "Дип

Перпл", "Блэк Сэббэт", "Назарет", "Гранд Фанк Рейлроуд" и многие, многие

другие почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего тона хард-рока

сегодняшнего дня.

Но, конечно же, у всех были свои особенности. “Лед Зеппелин”,

например, исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж. Пейдж (основатель

“Свинцового дирижабля” и один из лучших гитаристов мира) принес в

классический блюз свое собственное понимание этой музыки, его "чувство

гитары" было поистине уникальным (не говоря о технике игры), он тщательно

"выписывал" каждый звук. Мощнейшая ритм-секция и уникальный для белого

певца негритянский тембр голоса Р. Планта (солист) сделали подражание "Лед

Зеппелин" невозможным (манеру группы можно было лишь слепо копировать).

В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими

направлениями рок-музыки, как правило, дает интересные результаты-так

появился "тяжелый арт-рок", "хард-фьюжн", "тяжелая психоделия", а также

такие стили, как "глиттер-рок", "тяжелый ритм-энд-блюз", "хард-кор".

Другим крупнейшим направлением рок-музыки, отпочковавшимся от хард-

рока и в свою очередь породившим массу стилей, является хэви-металл.

“Тяжелый металл” или "тяжелые орудия"-так переводится это словосочетание.

Так же как и в хард-роке, основы "хэви-металл" были заложены такими

исполнителями как"Лед Зеппелин", "Блэк Сэббэт", "Гранд Фанк Рейлроуд", "Дип

Перпл", "Блю Чиэр". Выделив из музыки этих групп исключительно мощные

гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и "канонадные" ударные,

группы "новой волны" английского тяжелого рока - такие как "Даймонд Хэд",

"Саксон" и "Айрон Мэйден" - лишь разработали инструментальную структуру

стиля, позже получившую окончательное развитие в музыке представителей так

называемого “спид”- и “трэш-металла".

До сих пор существует путаница в определении "хард-рока" и "тяжелого

металла". Если в США "хэви-метал" - это понятие, объединяющее и "металл", и

"хард-рок", то в Англии классификация очень близкая к нашей, хотя при

сравнении, например, музыки "Металлики" и "Деф Леппард" только первую

группу - по английским стандартам - можно отнести к "металлу".

Элемент импровизации в истинном "металле" практически сведен к нулю,

точнее - он отсутствует в традиционном смысле этого слова, однако опытные

"металлические" группы ("Металлика", "Слейер", "Мегадет") часто вводят в

свои композиции очень сложные изменения ритма, и у неподготовленного

слушателя может возникнуть ощущение какофонии, хотя речь идет о ритмической

импровизации, по духу очень близкой той, которую исследуют серьезные

современные композиторы.

Выражение "хэви-метал" впервые появилось в романе американского

писателя Уильяма Берроуза "Naked Lunch"(1959), где он использует этот

термин для описания резкой, непривычной музыки.Широкое распространение

термин получил после песни американской группы "Степпенвулф" "Born to be

wild"(1968), в которой есть слова "heavy metal thunder", то есть "гром

тяжелых орудий".

Основателем “хэви-металл” можно назвать команду “Блэк Сэббэт”, которая

была образована в 1968 году в Англии, в городе Бирмингем. В исходный состав

группы вошли: Оззи Осборн (вокал), Тони Йомми (гитара), Терри Батлер (бас),

Билл Уорд (ударные). Называясь еще "Земля" будущие " Блэк Сэббэт" решили не

копировать своих предшественников и "учителей" "Лед Зеппелин" и "Дип Перпл"

и одними из первых начали играть так называемый "тяжелый блюз". Хотя сам

Тони Йомми говорил: "Мы не знали как назвать свою музыку, - единственным

нашим желанием было играть ее и как можно громче."

В 1969 году они стали называться "Блэк Сэббэт", взяв для группы

название одноименного фильма. Этот же фильм стал неплохой основой для

нескольких песен с нового альбома коллектива. В принципе ничего

революционного "Блэк Сэббэт" не предложили, но в отличие от "Дип Перпл" и

"Лед Зеппелин", они решили избавиться в своих песнях от различных

"аранжементных" добавок. Полностью были исключены клавишные, исчезли

фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой ориентации на

шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и оккультная тематика песен

(автор текстов, в основном, Батлер) стали визитной карточкой “Блэк Сэббэт”,

которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи. На

самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты больше

напоминали сказки для взрослых. В начале 70-х годов “Блэк Сэббэт”

зарекомендовали себя еще и как самая громкая группа в мире, и этот факт

нашел свое место в Книге рекордов Гиннеса.

В 1975 году появились первые проблемы. Альбомы "Торжество техники" и

"Не унывай" не могли повторить успех предыдущих пластинок, и часть фанатов

отвернулась от группы. Сам Йомми объясняет это факт следующим образом: “В

те годы мы брали с собой на концерты в качестве разогревающих такие группы,

как "Ван Халлен" и "Аэросмит". Они работали перед нами, и это сыграло нам

отрицательную роль. Ребята пели о сексе, любви причем их музыка была проще

и доступнее, как и тексты. Мы видели, что с появлением конкурентов нас ждет

кризис, если мы не создадим нечто новое. Кроме этого во время гастрольного

турне неожиданно ушел Оззи Осборн, и встала проблема с поисками вокалиста”.

В 1980 году в “Блэк Сэббэт” пришел Рони Джеймс Дио из "Рэйнбоу", что

сразу же принесло группе огромный приток новых фэнов. Был найден новый

продюсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и "Законы толпы"(1981) стали

фантастическими примерами классического английского "хэви-метал". В

следующем году состав группы стал постоянно меняться, и поклонники стали

сомневаться: а не набирает ли Йомми футбольную команду? Нет нужды описывать

все изменения состава, достаточно лишь сказать, что в нем успели побывать

Йен Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс (виртуозные музыканты, впоследствии

отметившиеся в других коллективах). Затем последовало фантастическое

выступление на фестивале "Life End" в первоначальном составе, который

продержался вместе лишь один день. Злоключения с составом продолжались. В

1986 году удалось записать пластинку "Седьмая Звезда", но она осталась

маловыразительной, а из оригинального состава в группе остался лишь Йомми.

Наконец, в 1987 году в “Блэк Сэббэт” был приглашен Тони Мартин, с чьей

помощью был записан "Aternal Idol" - вокал был просто идеален, тем более,

что он был очень похож на голос Дио. Взяв в состав еще и ветерана рок-н-

ролла на ударные, они тотчас же записывают "Headless Cross" - альбом,

имеющий очень высокие оценки критиков, часть из которых вообще называют его

лучшим среди всех альбомов “Блэк Сэббэт”. Группа же осталась навеки

вписанной в историю мировой рок-музыки как основатель нового направления.

Страницы: 1, 2