скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо скачать рефераты

Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо

Оренбургский государственный аграрный университет

Кафедра культурологии

РЕФЕРАТ

Тема: «Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо»

|Выполнил: |Руководитель: |

Оренбург, 2000 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3

1 Жизненный путь Руссо 5

2 Общенаучные интересы 12

3 Конкретные взгляды на культуру 15

Вывод 19

Литература 21

Введение

В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный

уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,

выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также

в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Оценивать достижения культуры необходимо на основе знания исторических

условий ее создания и развития, представления об основных эпохах в истории

человечества и их хронологической последовательности, знания имен

крупнейших представителей различных школ и направлений.

Одной из наиболее значимых и актуальных во многих вопросах по

сегодняшний день является культура эпохи Просвещения. Условно исторические

рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 годами. Первая –

дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных

историков, «славная революция» в Англии. Французская революция, начавшаяся

в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских

идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. просвещение

оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике

(просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-

политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде

всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого царства разума должно

быть «естественное равенство», а отсюда – политическая свобода и

гражданское равенство.

Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма

(признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма

(считавшие таковой ощущением), божественного проведения (уповавшие на волю

Бога).

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое

единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных

склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как

свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, а также знаменитое

вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие

догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных

возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и

социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии,

дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны

были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское

движение носило отпечаток национальной самобытности.

Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694–1778), Жан-

Жаком Руссо (1712–1778), Дени Дидро (1713–1784), Шарлем Монтескье

(1689–1755), Полем Анри Гольбахом (1723–1789) и др. Во Франции уделом

просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде

политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему

строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в

идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения

Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и

идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В

противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с

общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо

писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем

соответствует общей воле».

1 Жизненный путь Руссо

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в

Женеве, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из

состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной.

Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо, с

трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным,

раздражительным характером. Однажды он затеял ссору с французским капитаном

Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам

тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он

бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на

попечение брата своей покойной жены.

Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками,

Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали

мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за

детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за

мной в первые годы моей жизни».

Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он

перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у

гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний.

Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе

встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием

отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.

По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской

дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой

молодых людей в католичество. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак

произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен

в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно

католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в

кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме.

Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки

латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же

Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему

тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой

встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Г-жа Варанс

простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,

который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс

установились близкие, сердечные отношения.

Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников

дачу «Les Charmettes». «В этом волшебном уголке,– вспоминал Руссо в своей

«Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить

свои умственные интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так

хорошо знал, обществом, столь же непринужденным, как и приятным, и теми

прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и

он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года

Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской

нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже

расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности

для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво,

Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.

В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность

секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно

выполнял свои обязанности. В свободное от занятий время знакомился с

итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном

управлении. Но высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю

вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж.

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер,

которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с

ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте,

но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия

вынудили поместить детей в воспитательный дом. Связь с Терезой многие

биографы и историки философии считали для Руссо большим несчастьем, но в

«Исповеди» он утверждал, что Тереза была для него единственным

действительным утешением: «Я нашел восполненье, в котором нуждался... Я жил

с Терезой так же хорошо, как жил бы с величайшим гением мира». Кстати

сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими

женщинами, что, конечно, огорчало Терезу.

В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой раскрылся талант Руссо.

Он написал две диссертации – «Рассуждение о науках и искусствах» (1750),

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754),

роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), политический трактат «Об

общественном договоре» (1762), педагогический роман «Эмиль, или О

воспитании» (1762), сделавшими его имя не только знаменитым, но и

бессмертным.

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни

душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские,

швейцарские, нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода

в свет романа «Эмиль, или О воспитании» и политического трактата «Об

общественном договоре» парижский парламент стал метать громы и молнии

против автора «зловредных» произведений. Королевский суд приговорил

«Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление

об аресте Руссо.

Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но

преследования ожидали его и здесь, в Женеве. 19 июня 1762 года малый совет

Женевской республики принял постановление о произведениях Жан-Жака Руссо

«Эмиль» и «Общественный договор»: «...разорвать их и сжечь... перед

ратушей, как сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые,

направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».

Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и

защиты в других странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его

разрешения поселиться в Невшателе – небольшом княжестве Нейнбургском,

находящимся под властью прусского короля. Фридрих II приказал губернатору

пойти навстречу «французскому изгнаннику».

В Невшателе Руссо прожил более двух лет. В этом уединении Руссо писал

сравнительно немного. Но и то немногое, что было написано в ответ на

преследования и происки женевских властей («Письма с горы», «Письма к

архиепископу Христофору де Бомон» и др.) вызвало открытое возмущение

невшательского духовенства и массовый протест в протестантском мире.

Ища пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город

Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили

поехать в Англию, куда пригласил его философ Д. Юм. Но даже здесь, в

уединении работая над своей «Исповедью», Руссо не находил покоя. Ему

казалось, что и Юм, вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся

от него.

К таким бывшим друзьям Руссо относил Вольтера, который действительно

не раз с ожесточением высказывал свое нерасположение к Руссо. Вольтер не

мог простить ему ни «Писем с горы», ни критики поэмы «О разрушении

Лиссабона», ни взволнованного письма, в котором Руссо порицал Вольтера за

вызванное им «отчуждение» к Руссо со стороны женевских граждан. Письма,

получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в нем представление, что

его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило у Руссо

тяжелый недуг. В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и

подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие

в руках врагов, Руссо в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.

Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать

свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни

старались друзья Руссо создать для него спокойные и безопасные условия, он

не мог найти полного покоя. По временам и сам Руссо правильно оценивал

действительные причины своих душевных волнений. «Мне не ясно, что больше

нуждается в лечении, мое тело или мой дух», – писал он в одном из писем

того периода.

Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ, где они жили, и

отправился в путешествие по старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он

посетил могилу де Варанс. И здесь, у могилы вспомнил все неповторимое,

прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности. Не желая покидать

милые сердцу места, он поселился в маленьком городке Бургоэне. Вскоре

приехала сюда и Тереза. Здесь ожидал ее приятный сюрприз: Руссо решил

закрепить свои сердечные отношения с Терезой торжественной свадебной

церемонией. С той поры он называл ее госпожой Рену.

Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова

приступил к работе над второй половиной «Исповеди» и, доведя ее до 1765

года, стал упорно думать о возвращении в Париж. «Исповедь», над которой

Руссо работал в течение пяти лет, осталась неоконченной. Желание вернуться

в столицу настолько овладело им, что, пренебрегая опасностью быть

схваченным, он переехал в Париж и поселился на улице Плятриер (ныне улица

Ж.-Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское правительство в связи с

бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от

политических репрессий. Руссо, к своему удовольствию, мог свободно

появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

В последние годы жизни Руссо не вынашивал широких творческих планов.

Он занимался главным образом самоанализом. Весьма характерны в этом

отношении наряду с «Исповедью» очерк «Руссо судит Жан-Жака» (диалоги) и его

последнее произведение «Прогулки одинокого мечтателя».

О последних годах жизни Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-

Гольст писала: «Жизнь его была распределена точно и равномерно. Утренними

часами он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания

растений. Он делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью:

приготовленные таким образом листы он вставлял в рамки и дарил своим

знакомым. После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты

Страницы: 1, 2