Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо
Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо
Оренбургский государственный аграрный университет
Кафедра культурологии
РЕФЕРАТ
Тема: «Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо»
|Выполнил: |Руководитель: |
Оренбург, 2000 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 3
1 Жизненный путь Руссо 5
2 Общенаучные интересы 12
3 Конкретные взгляды на культуру 15
Вывод 19
Литература 21
Введение
В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный
уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также
в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Оценивать достижения культуры необходимо на основе знания исторических
условий ее создания и развития, представления об основных эпохах в истории
человечества и их хронологической последовательности, знания имен
крупнейших представителей различных школ и направлений.
Одной из наиболее значимых и актуальных во многих вопросах по
сегодняшний день является культура эпохи Просвещения. Условно исторические
рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 годами. Первая –
дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных
историков, «славная революция» в Англии. Французская революция, начавшаяся
в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских
идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. просвещение
оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике
(просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-
политической мысли и общественного движения.
Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде
всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого царства разума должно
быть «естественное равенство», а отсюда – политическая свобода и
гражданское равенство.
Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма
(признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма
(считавшие таковой ощущением), божественного проведения (уповавшие на волю
Бога).
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое
единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как
свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, а также знаменитое
вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие
догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных
возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и
социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны
были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское
движение носило отпечаток национальной самобытности.
Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694–1778), Жан-
Жаком Руссо (1712–1778), Дени Дидро (1713–1784), Шарлем Монтескье
(1689–1755), Полем Анри Гольбахом (1723–1789) и др. Во Франции уделом
просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде
политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему
строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в
идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения
Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и
идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В
противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с
общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо
писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем
соответствует общей воле».
1 Жизненный путь Руссо
Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в
Женеве, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из
состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной.
Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо, с
трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным,
раздражительным характером. Однажды он затеял ссору с французским капитаном
Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам
тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он
бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на
попечение брата своей покойной жены.
Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками,
Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали
мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за
детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за
мной в первые годы моей жизни».
Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он
перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у
гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний.
Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе
встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием
отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.
По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской
дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой
молодых людей в католичество. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак
произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен
в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно
католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).
Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в
кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме.
Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки
латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же
Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему
тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой
встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Г-жа Варанс
простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,
который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс
установились близкие, сердечные отношения.
Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников
дачу «Les Charmettes». «В этом волшебном уголке,– вспоминал Руссо в своей
«Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить
свои умственные интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так
хорошо знал, обществом, столь же непринужденным, как и приятным, и теми
прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».
В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и
он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года
Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской
нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже
расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности
для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво,
Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.
В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность
секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно
выполнял свои обязанности. В свободное от занятий время знакомился с
итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном
управлении. Но высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю
вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж.
В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер,
которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с
ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте,
но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.
У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия
вынудили поместить детей в воспитательный дом. Связь с Терезой многие
биографы и историки философии считали для Руссо большим несчастьем, но в
«Исповеди» он утверждал, что Тереза была для него единственным
действительным утешением: «Я нашел восполненье, в котором нуждался... Я жил
с Терезой так же хорошо, как жил бы с величайшим гением мира». Кстати
сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими
женщинами, что, конечно, огорчало Терезу.
В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой раскрылся талант Руссо.
Он написал две диссертации – «Рассуждение о науках и искусствах» (1750),
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754),
роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), политический трактат «Об
общественном договоре» (1762), педагогический роман «Эмиль, или О
воспитании» (1762), сделавшими его имя не только знаменитым, но и
бессмертным.
Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни
душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские,
швейцарские, нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода
в свет романа «Эмиль, или О воспитании» и политического трактата «Об
общественном договоре» парижский парламент стал метать громы и молнии
против автора «зловредных» произведений. Королевский суд приговорил
«Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление
об аресте Руссо.
Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но
преследования ожидали его и здесь, в Женеве. 19 июня 1762 года малый совет
Женевской республики принял постановление о произведениях Жан-Жака Руссо
«Эмиль» и «Общественный договор»: «...разорвать их и сжечь... перед
ратушей, как сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые,
направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».
Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и
защиты в других странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его
разрешения поселиться в Невшателе – небольшом княжестве Нейнбургском,
находящимся под властью прусского короля. Фридрих II приказал губернатору
пойти навстречу «французскому изгнаннику».
В Невшателе Руссо прожил более двух лет. В этом уединении Руссо писал
сравнительно немного. Но и то немногое, что было написано в ответ на
преследования и происки женевских властей («Письма с горы», «Письма к
архиепископу Христофору де Бомон» и др.) вызвало открытое возмущение
невшательского духовенства и массовый протест в протестантском мире.
Ища пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город
Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили
поехать в Англию, куда пригласил его философ Д. Юм. Но даже здесь, в
уединении работая над своей «Исповедью», Руссо не находил покоя. Ему
казалось, что и Юм, вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся
от него.
К таким бывшим друзьям Руссо относил Вольтера, который действительно
не раз с ожесточением высказывал свое нерасположение к Руссо. Вольтер не
мог простить ему ни «Писем с горы», ни критики поэмы «О разрушении
Лиссабона», ни взволнованного письма, в котором Руссо порицал Вольтера за
вызванное им «отчуждение» к Руссо со стороны женевских граждан. Письма,
получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в нем представление, что
его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило у Руссо
тяжелый недуг. В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и
подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие
в руках врагов, Руссо в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.
Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать
свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни
старались друзья Руссо создать для него спокойные и безопасные условия, он
не мог найти полного покоя. По временам и сам Руссо правильно оценивал
действительные причины своих душевных волнений. «Мне не ясно, что больше
нуждается в лечении, мое тело или мой дух», – писал он в одном из писем
того периода.
Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ, где они жили, и
отправился в путешествие по старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он
посетил могилу де Варанс. И здесь, у могилы вспомнил все неповторимое,
прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности. Не желая покидать
милые сердцу места, он поселился в маленьком городке Бургоэне. Вскоре
приехала сюда и Тереза. Здесь ожидал ее приятный сюрприз: Руссо решил
закрепить свои сердечные отношения с Терезой торжественной свадебной
церемонией. С той поры он называл ее госпожой Рену.
Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова
приступил к работе над второй половиной «Исповеди» и, доведя ее до 1765
года, стал упорно думать о возвращении в Париж. «Исповедь», над которой
Руссо работал в течение пяти лет, осталась неоконченной. Желание вернуться
в столицу настолько овладело им, что, пренебрегая опасностью быть
схваченным, он переехал в Париж и поселился на улице Плятриер (ныне улица
Ж.-Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское правительство в связи с
бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от
политических репрессий. Руссо, к своему удовольствию, мог свободно
появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.
В последние годы жизни Руссо не вынашивал широких творческих планов.
Он занимался главным образом самоанализом. Весьма характерны в этом
отношении наряду с «Исповедью» очерк «Руссо судит Жан-Жака» (диалоги) и его
последнее произведение «Прогулки одинокого мечтателя».
О последних годах жизни Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-
Гольст писала: «Жизнь его была распределена точно и равномерно. Утренними
часами он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания
растений. Он делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью:
приготовленные таким образом листы он вставлял в рамки и дарил своим
знакомым. После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты
Страницы: 1, 2
|