Особенности культуры древней Месопотамии
Особенности культуры древней Месопотамии
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калининградский центр дистанционного обучения
Р Е Ф Е Р А Т
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема:
“ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ”
Выполнил:
Ашуров Ю. Э.
1 курс, К8Ю-14
“Юриспруденция”
Проверил:
__________________
г. Калининград
1998 год
ПЛАН РЕФЕРАТА
Введение
............................................................................
....... Стр. 3
I. Древнейшие периоды искусства Двуречья
Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э.................................
Cтр. 8
II. Вавилонская культура как наследница
Шумеро - Аккадской культуры..........................................
Cтр. 16
Заключение
............................................................................
.. Стр. 21
Список литературы
................................................................. Стр. 22
ВВЕДЕНИЕ
Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда
населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем
неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских
сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим
историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным
источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие
каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные
войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый
кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство
зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа
быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и
опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной
власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте,
правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.
Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных
блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий,
продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью.
А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались
сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили
их останки.
И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что
сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир
грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра
и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
Расшифровка учеными клинописных знаков была не менее важной вехой в
истории. Она дала возможность не только понять законы жизни государств
Передней Азии, но и проникнуть в волшебный мир древней поэзии, мифических
сказаний о богах - владыках над стихиями и покровителях плодородных равнин,
о героях - победителях зла в облике чудовищ.
Впервые люди с изумлением осознали насколько богатой и разнообразной
была духовная культура разных этапов (от 4-го до 1-го тысячелетия до н. э.)
и разных народов древней Передней Азии. С середины XX века археологи
проникли еще дальше в глубь веков, открыв доисторическую культуру Древнего
Востока, восходящую к 8 - 5-му тыс. до н. э. Так перед человечеством
постепенно, хотя далеко не полностью, вырисовывалась картина жизни великих
древних народов, чьи опыт и мудрость положили начало многим нашим
современным познаниям. научным и художественным представлениям, которые,
естественно, не могли не отразиться на научных работах, что подтверждает
работа Льва Любимова “Искусство древнего мира”, где автор в живой и
увлекательной форме рассказывает об истории первобытного искусства и
искусства древнего мира (Египет, Ассиро-Вавилония, Греция, Рим) во все
многообразии различных художественных памятников, созданных зодчими,
скульпторами, живописцами, резчиками по камню, ювелирами. В тонких анализах
произведений искусства раскрывается непреходящая художественная ценность
культурного наследия далеких эпох.
Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой
цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас сейчас и чем
мы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более трех и четырех
тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основы
математических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось
деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светил
превратилось там в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели
вычислять с большой точностью движ%ние пла-ет, время обращения Луны вокруг
Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни,
строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции,
впоследствии перенятые древними римлянами.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности
обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным
и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и
Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский
залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или
Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие
ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части
сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На
восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В
Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское
государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились
Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам:
северная часть Двуречья - Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области
Закавказья входили в бывший СССР.
Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность
древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждал
снабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и
излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до нас
литературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными
табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей - “наместников
богов на земле”. Поскольку эти библиотеки содержали космологические и
богословские трактаты, гимны богам, псалмы, собрания заклинаний и
предсказаний, эпические поэмы, которые жрецы также относили к религиозной
литературе, то многие ассириологи считали, что все сочинения древнего
южного Междуречья имеют лишь богословский характер.
Однако, крупнейший исследователь в области шумерской литературы и
письменности американский профессор Крамер не придерживается этой точки
зрения, о чем ясно говорит его занимательный труд “История начинается в
Шумере”. Он находит в изучаемой литературе так же и темы земные. Этот
подход к литературному наследию Шумера в значительной степени увеличивает
ценность книги Крамера. Следует обратить внимание на то, что автор очень
удачно сопоставляет отдельные элементы творчества шумеров с современной
культурой. У автора можно увидеть интереснейшие наблюдения о поразительном
сходстве индоевропейских сказаний. Он приходит к весьма интересному выводу:
“Поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно
предположить, что родиной эпической поэзии было Двуречье”. [ 4. Стр. 223].
Этот труд знакомит нас со многими жанрами шумерской письменности и
литературы, кроме лирики, т. к. лирические произведения шумеров пока еще не
известны.
Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть
однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных
земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они
безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем
не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно
опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену. В труде И.
Дьяконова “Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья”
автор отмечает, что в государствах Двуречья не менее видное место, чем в
Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте
создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то
же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего,
совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы.
Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового
кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного
стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения
зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и
нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие
дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской
стены.
Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития
как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего
человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому
портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в
Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах
Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью
значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место
отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф
становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет
времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика -
резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой,
выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали
обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических
сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы
Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
Долгую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на
отрезки по наименованиям городищ и мест первых находок, типичных для
каждого периода. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита, - это
период Халаф, относимый к концу 6-5 тыс. до н. э., и период Убайд (4-3 тыс.
до. н. э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на период
Урук (3500-3000 г.г. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000 - 2850 г.г. до н. э.).
Последующую историю ранних рабовладельческих городов-государств, их
расцвет и упадок можно классифицировать как предлагает А. Оппенхейм в труде
“Древняя Месопотамия”. В 3 тыс. до н. э. поочередно возвышаются шумерские
города-государства Южного Двуречья Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 г.г. до н.
э.), затем (24-22 вв. до н. э.) власть переходит к семитскому городу
северной части Древнего Двуречья Аккаду, после чего происходит новое
усиление шумерских городов Лагаша и Ура (2200-1997 г.г. до н. э.). Еще
позднее (20-17 вв. до н. э.) большая часть Месопотамии объединяется под
властью Вавилона. В 16-15 вв. до н. э. наивысшего расцвета достигло
государство Митанни, образовавшееся в 17 в. до н. э. в Северном Двуречье. В
свою очередь оно было разрушено в 1400 г. до н. э. Хеттской армией.
Государство хеттов просуществовало 17 по 12 вв. до н. э. К 14 в. до н. э.
усиливается мощь Ассирии, которая одержав верх над Вавилоном, постепенно
превратилось в крупную военную державу. После гибели Ассирии, в конце 7 в.
до н. э., под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение
Вавилона и образуется Нововавилонское или Халдейское царство. Однако в
конце 6 в. до н. э. и оно попадает под власть Ахеменидского Ирана, который
превратился в обширнейшее государство, включившее в себя, помимо самого
Ирана, всю Переднюю Азию.
В заключение уместно сказать несколько слов о задачах и целях данной
работы. Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании
культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры.
Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области
истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым
миром, которому мы так многим обязаны.
Глава I
ДРЕВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ ИСКУССТВА ДВУРЕЧЬЯ.
КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ 4 - 3-го тыс. до н. э.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней
Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств,
культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории
Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре
раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала
важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем
говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях
Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе)
керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях [3.
Стр.90]. Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама
были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной
росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный
уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности,
знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом
соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных
пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в
котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина [3. Стр.90].
Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для
человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В
фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно
несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных
огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое
художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи,
Страницы: 1, 2, 3
|