Особенности древнегреческой мифологии
Примером такого комплекса является образ сирен у Гомера. Это — полуптицы
полуженщины; они поют такими завлекающими, чарующими голосами, что всякий
путник высаживается на берег, но сирены тут же его уничтожают, поэтому у
них на берегу целые горы человеческих костей и гниющих остатков. В этом
образе совмещаются художественный восторг и гибель, т. е. красота и смерть.
С другой стороны, у Гомера в этом мифе совмещаются различные эпохи
культурного социального развития: наряду с фетишизмом и людоедством
характерная для Гомера высокоразвитая эстетическая культура.
В т. н. полярном комплексе противоположные по смыслу элементы в силу
именно общей художественной идеи даны сразу: и во всей своей
противоположности, и во всём своём тождестве. Например, самый «светлый» бог
Зевс вступает в брак с самой «темной» богиней Персефоной, и от этого брака
рождается Загрей. Загрея ещё младенцем растерзывают и поедают титаны. Но из
золы испепелённых Зевсом титанов происходят люди, которые поэтому являются
носителями и титанического, и дионисийского начала. Афина горгона убивает
горгону Медузу и оттого сама перестаёт быть горгоной. Либитина — любовь и
смерть одновременно.
При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать её
географическое распространение (т. н. географическая мифология) и
исторические особенности тех или иных местностей, к которым
приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа
нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене —
к Спарте и др.
Доолимпийский период.
Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно
нагромождённом виде, окружающее материализуется, одушевляется, населяется
какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании
первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности,
диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля с
составляющими её предметами представляется первобытному сознанию живой,
одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо,
которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода,
матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля
понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому
древнейшая мифология может быть названа хтонической. В её развитии
прослеживаются отдельные этапы. На раннем этапе, т. е. на стадии
собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено непосредственно
чувственным восприятием, непосредственно видимыми и осязаемыми вещами и
явлениями, которые одушевляются, на них переносятся социальные функции
общинно родовой формации. Такая вещь, с одной стороны, насквозь
материальная, с другой — одушевлённая первобытным сознанием, есть фетиш, а
мифология — фетишизм. Древний человек понимал фетиш как средоточие
магической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мир
представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир, и
демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно
обитало. Например, Зевс — верховное божество в позднейшей греческой
мифологии — почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде
каменной пирамиды, на Ликейской горе в Аркадии — в виде колонны. Геру в
городе Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на
острове Самое — в виде доски. Аполлона представляли пирамидой, его мать
Лето на Делосе — необработанным поленом и др.
Несмотря на всё позднейшее идейно-художественное развитие таких
образов, как Зевс, Гера, Аполлон, Афина Паллада, Афродита, Эрот, хариты,
Геракл и др., их продолжали почитать в виде камней и кусков дерева
(обработанных и необработанных) даже в период наибольшего расцвета
греческой цивилизации. Примером архаического фетиша является дельфийский
омфал, или «пуп земли». Когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса
новорождённого Зевса, дала ему вместо младенца Зевса завёрнутый в пелёнки
камень, который и был проглочен Кроносом. Извергнутый Кроносом, он был
помещён в Дельфах как центр земли («пуп земли») и стал почитаться как
святыня: его облачали в разные одежды и умащали благовониями. Виноградная
лоза и плющ, хотя первоначально и не связывались с Дионисом (который
вначале был богом производительных сил природы вообще), в дальнейшем прочно
вошли в его мифологию. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса,
связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктом
виноградной лозы. «Виноградный», «многогроздный», «виноносец»,
«виноразливатель» и др. — главные эпитеты Диониса, а название одного из
дионисовских праздников
Боги и демоны греческой мифологии
По мере развития производящего хозяйства человек начинает
интересоваться вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и
принципами их строения Тогда то человек научился отделять «идею» вещи от
самой вещи, а так как вещами являлись фетиши — отделять идею фетиша от
самого фетиша, т. е. отделить магическую силу демона вещи от самой вещи —
так совершился переход к анимизму. Как и фетишизм, анимизм имел свою
историю. Вначале существовало представление, что демон вещи настолько
неотделим от самой вещи, что с ее уничтожением он тоже прекращает свое
существование (подобно нимфам дерева гамадриадам, умирающим вместе с
порубкой самого дерева). В дальнейшем росло представление о
самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и
способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее
длительного срока после уничтожения этих вещей (подобно нимфам дерева
дриадам уже остающимся в живых после уничтожения самого дерева).
Первоначальный анимизм связан с представлением о демонизме как о некоей
силе, злой или (реже) благодетельной, определяющей судьбу человека. У
Гомера имеется много примеров именно такого безыменного, безликого,
внезапно действующего совершенно неожиданного и страшного демона.
Олимпийские боги тоже бывают страшными, но они имеют человеческий вид,
имена, к ним можно обращаться с просьбами, с ними возможно общение. Но то,
что Гомер называет демоном, часто совершенно противоположно этому. Это есть
именно мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила,
о которой человек не имеет ни какого представления, которую не может
назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение, т. к. этот
демон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще
очертания. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит
катастрофу и тут же бесследно исчезает. Демон — это первоначально та
внезапно действующая сила, о которой человеку ничего не известно, его
законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем. В
дальнейшем в результате освоения мифологическим мышлением этих демонов
появляются демоны отдельных вещей, событий, обладающие, разной силой
воздействия на человеческую жизнь и природу. С момента, когда прежде
безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит переход
от преанимизма к анимизму. Боги и демоны греческой мифологии мыслятся
обычно как существа материальные, чувственные. Они обладают самым
обыкновенным телом, хотя оно возникает из разных видов материи. Если
древние греки представляли себе, что самая грубая и тяжелая материя — это
земля, вода же есть нечто более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода,
и тоньше воздуха огонь, то и демоны состояли из всех этих стихий. Боги же
состояли из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно — из эфира.
Миксантропическими (т. е. соединившими в себе черты человека и
животного) демонами являются сирены (полуптицы полуженщины), кентавры
(полукони полулюди). Все это примеры невыделенности в первобытном
человеческом сознании человека из природы, рас сматривавшею себя как
неотъемлемую ее часть
Стихийно чудовищная гератологическая мифология эпохи матриархата
(Медуза, горгоны, Сфинкс, эхидна, Химера — чудовища женского пола) получает
обобщение, и завершение в образе Великой матери или богини матери. В
классическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план, но в
глубинах догомеровской истории в эпоху матриархата происходит возрождение
архаики, тератологическая мифология (и, прежде всего культ богини-матери)
имела огромное значение.
Олимпийский период
В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату,
появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами,
некогда пугавшими воображение человека.
Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог
Зевс. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон,
которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной
деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в
покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство,
искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в
загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах
совершенно новое оформление. Прежде всего, преображается вся природа,
которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами.
Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более
уверенно ориентироваться в ней (вместо того, чтобы прятаться от неё),
находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если
раньше нимфы рек и озёр — океаниды или нимфы морей — нереиды, а также нимфы
гор, лесов, полей и др. — это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа
предстаёт умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией
принадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому
богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом
поэтического любования.
Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде
он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого
божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же
гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами
Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда
и для каких целей пользуется он своим перуном. Характерно окружение Зевса
на Олимпе. Около него Ника («победа») — уже не страшный и непобедимый
демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи
самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была
страшным законом её стихийных и беспорядочных действий. Теперь она
воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка,
находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Детьми
Зевса и Фемиды являются горы — весёлые, прелестные, благодетельные, вечно
танцующие богини времён года и государственного распорядка, справедливейшим
образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путём открывания и
закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба — символ вечной
юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-
орлом. Даже мойры — страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие
всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную
жизнь на Олимпе. Мудрое, весёлое и изящное окружение характерно и для
Аполлона с его музами, и для Афродиты с её Эротом и другими игривыми
демонами любви, с её харитами, с её вечными танцами, улыбкой и смехом.
Человеческий труд также получил своё дальнейшее отражение в мифологии: по
повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле и
учит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком — отголосок этого
сохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Пан
следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы
знаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своими
открытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством.
Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для
спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для
своего полёта с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икара
дан Овидием в «Метаморфозах», VIII 183—235). Посейдон и Аполлон строят
стены города Трои. Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лире
заставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранились
мифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Орфей,
которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящей
цивилизации.
Подвиги Геракла — вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и
смертной женщины Алкмены — истребитель разного рода чудовищ (немейского
льва, лернейской гидры, керинейской лани и стимфалийских птиц), победитель
природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о
поясе, добытом у амазонки Ипполиты.
Тема победы смертного человека над природой звучит и в других
греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс,
она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфеи) не поддался
завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же
момент погибли.
Страницы: 1, 2
|