Особенности древнегреческой мифологии
Особенности древнегреческой мифологии
Сущность Греческой мифологии становится понятной только при учете
особенное первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь
одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие
человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует
рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную),
но постоянно изменяющеюся в социальном и историческом контексте античного
мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты,
исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады — воительницы,
относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими
периодами являются древнейший хтонический (от греч ((??, земля), или
фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический
период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии,
связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и
строгому героизму. По мере разложения общинно родовой формации
складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии.
В дальнейшем наивная мифология — своего рода единственная форма
первобытного мышления — гибнет как самостоятельное творчество и приобретает
служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного
рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей
рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию,
широко используется в литературе и искусстве.
Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве
памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными
источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея»
Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений, в
реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у
Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и
идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает
космогоническую систему в связи с историей происхождения богов
(«Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В
классической лирике (7—5 вв. до н. э.), где мифология служит средством для
передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной
мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты.
Греческая драма (5 в. до н. э. — Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом
внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в
лирике. В трагедии судьба, рок — вся эта трудно усваиваемая бездна
античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из
комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до
н. э.). Эллинистическая поэзия — Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н. э.) и
другие авторы — дает ряд мелких и изящных мифологических образов.
Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами,
содержат гимны Каллимаха (3 в. до н. э.). Из поэтов-александрийцев особенно
интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н. э.), нарисовавший ряд
выразительнейших картин из мифологии аргонавтов, из поздних авторов — Квинт
Смирнский (4 в, н. э.), изложивший в поэме «После Гомера» события после
смерти Гектора до взятия Трои, и Нонн Панополитанский (5 в.), который в
поэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью
Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии, являются также труды
Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н. э.), Каллистрата (4 в.)
и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н. э., и др.).
Из собраний гимнов важны т. н. Гомеровские гимны, пять из которых (к
Аполлону — два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический
период (но позже «Илиады» и «Одиссеи»), остальные — в эллинистическую
эпоху. В т. н. Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н. э., но
составленных в целом в 3-2 вв. до н. э., содержатся эпитеты богов,
помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов —
гимны Прокла (5 в. н. э.) резюмируют работу античной мифологической мысли
над рядом центральных образов.
Сведения по греческой мифологии содержатся в произведениях римских
авторов 1 в. до н. э. — 2 в. н. э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций
Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик),
«Метаморфозы» Овидия представляют собой по существу мифологическую
энциклопедию.
При изучении греческой мифологии используются сочинения историков:
Геродота (5 в. до н. э.), Полибия (3-2 вв. до н. э.), Диодора
Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н. э.),
географа Страбона (1 в. н. э.), а также сохранившиеся во фрагментах
сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других.
Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целую
космогонию.
Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (2 в. н. э.), который
путешествовал по Греции и свои описания памятников старины уснащал
разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии
содержатся также у Варрона (2- 1 вв. до н. э.).
Греческая философия тесно связана с греческой мифологией, философы
разных эпох стремились осмыслить греческую мифологию в целом и отдельные
мифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в. н. э.) составлено
руководство по греческой мифологии. Из сочинений эклектиков и философов
позднего эллинистического периода особенный интерес представляют сочинения
Плутарха (1-2 вв. н. э.) и Атенея (3 в. н. э.), а также Цицерона (1 в. до
н. э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (3 в. н. э.)
содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат об
Эроте, у Порфирия (3 в. н. э.) — ценные фрагменты из ранних авторов и
рассуждение «О пещере нимф». Обширные комментарии Порфирия к «Илиаде» и
«Одиссее» послужили источником для позднейших комментаторов Гомера — Цеца и
Евстафия, а его сочинение «О статуях» — источником для Евсевия и Макробия.
Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н. э.),
большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано
Дамаскием (5-6 вв.).
Мифографы — собиратели и излагатели мифов — появились в Греции не
позднее 5 в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних
историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский,
Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий
Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказов
под названием «О невероятном».
Особенно много для собирания и толкования древних мифов сделали
александрийцы (4-2 вв. до н. э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах
Александрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширную
мифологическую «Библиотеку», дающую подробное изложение теогонии и
главнейших мифических родословных Девкалиона, Инаха, Агенора, Пеласга,
Атланта, Асопа, Кекропа и Пелопа). Аполлодор излагает мифы по Гомеру,
Гесиоду и особенно трагикам. Собранный материал послужил источником для
многих позднейших схолий. Из собирателей более позднего времени следует
упомянуть Филодема (труд «О благочестии»), Дидима (послужившего, по-
видимому, источником для схолий к Софоклу, Еврипиду и Пиндару) и Феона
(послужившего источником для схолий к Каллимаху, Никандру, Ликофрону,
Феокриту и Аполлонию Родосскому).
Из грамматиков выделяется Парфений Никейский (1 в. до н. э.), автор
сочинения «О любовных страстях». Из мифологов — Гигин (1 в. до н. э. - 1 в.
н. э.). Позднее мифографы делятся на две группы: собиратели мифов
«превращений» и «звездных» мифов. К первой группе относятся Никандр
Колофонский, Антигон Каристийский и Бой (их сочинения — прямые источники
«Метаморфоз» Овидия), а также Антонин Либерал — автор 41 рассказа о
«превращениях» (вероятно, 1 в. до н. э.). Ко второй группе мифографов
относятся Эратосфен (3 в. до н. э.), которому приписываются «Катаетеризмы»
(букв. «Превращения в звезды»); Арат Солский (4-3 вв. до н. э.) с его
«Феноменами», где в стихотворной форме излагаются мифы о звездах; анонимные
комментарии к Арату; «Астрономия», приписываемая Гигину. Из христианских
апологетов для греческой мифологии важен «Протрептик» Климента
Александрийского (3 в. н. э.).
На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов Фульгенция, подражавшего
историку Птолемею Хенну (1 в. н. э., известному по «Библиотеке» Фотия и
некоторым цитатам из Евстафия и Цеца); она отличалась часто некритическим
отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит
сочинение о 12 подвигах Геракла, созданное на основе «Библиотеки»
Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе «Метаморфоз»
Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.
Большую ценность представляют сочинения трех мифографов 7 в.,
известных под названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг
у друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в
систематическом виде обзор всей античной мифологии. Изложение изобилует
множеством разного рода вариантов и отдельных редкостных мелочей.
Общая характеристика греческой мифологии.
При рассмотрении греческой мифологии в развитии в пределах каждого
отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты
(т. е. остатки прежних эпох), которые сосуществуют с ферментами нового,
возникающего в сюжете мифа. Например, в мифе о рождении Афины Паллады в
полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую
супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлении и
каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского
индивидуума над женским и символику мудрости верховного божества —
свидетельства патриархата, наконец, гротеск, свойственный времени распада
общинно родовой формации и начальному периоду греческой классики.
Один и тот же мифологический мотив может и составлять основное
содержание мифа, и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного
зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием
мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады — основное в содержании
мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание
мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце,
воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению
рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением
основного содержания мифа.
Греческая мифология в ее наиболее развитом, т.н. классическом,
состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-
демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии).
Героическая микология связана с периодом патриархата, однако, в ней
прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего
генетические рудименты, указывающие нахождение: Ахилл — сын морской богини,
Ио — дочь аргосской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны на
отождествлении разного рода предметов или существ: луна — корова, солнце —
бык, Инах - река и царь Аргоса и др. Многочисленны ипостасные элементы:
Агамемнон — ипостась Зевса; Ифигения — ипостась Артемиды и т.д. Огромное
количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер:
Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой — в виде
грома и молнии, с Европой — в виде быка и др. Из иконографических
рудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического
персонажа) в мифах фигурирует змеиный хвост у Кадма, рот и копыта у Пана,
совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и т.д.
Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают в виде
закостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другим
персонажам, орел и Ника около Зевса; сова или змея около Афины и др.
Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют также
функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубец
Посейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др. Если рудимент мифа
отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущее развитие мифа. У
Гесиода эхидна — полузмея-полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна
людям. Этот мотив отвержения эхидны — элемент в мифе, объясняющий
стремление человека обуздать стихийные силы природы. Тантал наказан за
человеческое жертвоприношение; это, — несомненно, фермент,
свидетельствующий о позитивных сдвигах в морали. Прометей у Гесиода
представлен заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить самого Зевса. Но
именно этот момент противодействия Зевсу в дальнейшем лег в основу
эсхиловской концепции Прометея-богоборца.
Между составляющими миф элементами устанавливаются не только
хронологические, но и самые разнообразные смысловые связи, образующие
мифологические комплексы. Один из таких комплексов — комплекс-интерполяция
— состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менее
механически. Примером такого комплекса является гомеровское представление о
тенях в загробном мире, которое дается в XI песне «Одиссеи». Если комплекс-
интерполяция понимается как объединение в одно целое чуждых друг другу
элементов без всякой мотивировки, то комплекс-компиляция есть объединение
элементов, также несходных или противоположных, но это объединение уже
определённым образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначально
были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не
связанными. Их объединение — Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса —
есть мифологический комплекс-компиляция. Олимпийская семья богов,
образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских
божеств, — тоже компиляция, поскольку присоединённые азиатские божества
стали трактоваться как дети Зевса и Геры.
Оба типа мифологических комплексов (интерполяция и компиляция), а
также бесконечно разнообразные приближения то к одному, то к другому такому
типу встречаются в античной мифологии постоянно. Например, Диомед то
вступает в бой с богами и ранит их, то заявляет о невозможности вступать в
борьбу с богами. Прометея наказывают в одном случае раз навсегда, без
всякой надежды на освобождение, в другом — его освобождает Геракл. В
греческой мифологии может быть выделен также монолитно-художественный
мифологический комплекс, в котором все элементы мифа составляют одно целое.
Страницы: 1, 2
|