скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные темы, персонажи и образы мифологии скачать рефераты

пустыне.[6]» Далее супруги по совету Зевса стали кидать через голову камни,

которые ударяясь о землю превращались в мужчин и женщин. Так создался новый

род людей, происшедших из камня.

Самое загадочное явление в природе, восход и закат солнца, древние

греки представляли себе как парад разных божеств, на своих колесницах

пересекающих небосклон. Сначала землю покрывает ночь: «Тьма окутала все

кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю

неверный мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея.

Много их, они усеяли все ночное темное небо.[7]» Затем на смену выезжает на

своей колеснице луна: «Вот как бы легкое зарево показалось на востоке.

Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна -

Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойна,

величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны

на головном уборе...Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий

грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный

Эндимион[8]. Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет

ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так

печальна Селена и печален свет, который льет она на землю[9].» Восход бога

Солнца представлялся древним как три следующих друг за другом действа:

«Чуть посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари

Эосфрос, утренняя звезда. Подул легкий ветерок, все ярче разгорается

восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря - Эос ворота, из которых скоро

выедет лучезарный бог солнце - Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых

крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом.

Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы

сверкающими, как алмазы каплями. Благоухает все на земле, всюду курятся

ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует бога Солнце - Гелиоса.

Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице

которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней... В

лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет

живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой

дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его

золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где

находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти

в прежнем блеске на следующий день.[10]»

Богиня Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Чтить ее

как величайшую богиню греки начали в то время, когда земледелие стало их

основным занятием. Именно богиня Деметра была ответственна за то, что

времена года сменяли друг друга. Была у Деметры прекрасная дочь - юная

Персефона. Однажды увидел ее брат Зевса, бог Аид, резвящейся на лугу и

влюбился. Коварный план задумал Аид - украсть Персефону и жениться на ней

втайне от матери. Зевс помог ему в этом. Когда Деметра узнала о содеянном,

она разгневалась на Зевса и: «...покинула богов, покинула Олимп, приняла

вид простой смертной и, облекшись в темные одежды долго блуждала между

смертными, проливая горькие слезы. На земле все перестало расти. Листья на

деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла, цветы

опустили свои пестрые венчики. Не было плодов в садах, засохли зеленые

виноградники, не зрели в них тяжелые грозди. Замерла жизнь на земле. Голод

царил всюду, слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но

ничего не видела и не слышала Деметра , погруженная в печаль.[11]»

Сжалился Зевс над людьми и просил Деметру вернуться на Олимп, но богиня не

хотела возвращаться, пока не вернет ей Аид Персефону. Согласился Аид, и

вновь все зацвело и зазеленело на земле. «нежной весенней листвой покрылись

леса, запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились

хлебородные нивы...Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и

дочь ее Персефону. Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз

Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся

природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, срывает их осенний

ветер; отцветают цветы, пустеют нивы, наступает зима. Спит природа, чтобы

проснуться в радостном блеске весны, тогда, когда вернется к своей матери

из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее

дочь, тогда богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и

награждает труд земледельца богатым урожаем.[12]»

При помощи мифов, древние греки объясняли также особое расположение

звезд на небе. Происхождение созвездий в виде четко различаемых фигур

людей, животных могло случиться (по их представлению) только при участии

божеств. Как правило боги увековечивали память о народных героях и даже

простых смертных людях, которые так или иначе заслужили этот дар. Например

своей благородной смертью, как это было в случае с Икарием: «...Наградил

бог Дионис Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис

подарил ему виноградную лозу, и Икарий первый развел в Аттике виноград. Но

печальна была судьба Икария. Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная,

что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их. Пастухи убили Икария, а

тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с

помощью своей собаки Майры нашла она могилу Икария. В отчаянии повесилась

несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца.

Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С тех пор горят они

на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса.[13]»

Интересное решение придумали греки и такому труднообъяснимому явлению,

как эхо. Нимфа Эхо была наказана богиней Герой за то, что та отвлекла

разговором богиню в тот момент, когда Зевс гостил у нимф. Молчать должна

была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их

последние слова.

Превращение людей в растения и животные - частый мотив в мифологии

античности. В прекрасные цветы превращались люди, любимцы богов, после

своей смерти. В наказание же за причиненные злодеяния превращали боги людей

в мерзких существ.

Гиацинт был сыном царя Спарты и был он равен богам-олимпийцам своей

красотой. Бог -стреловержец Аполлон был другом Гиацинта. Часто

соревновались они, мерились своей силой. Однажды во время такого состязания

диск, брошенный Аполлоном, отскочил от земли и со страшной силой попал в

голову Гиацинту. «Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные

кудри прекрасного юноши...Держит Аполлон в своих объятьях умирающего друга,

и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела

душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: -

Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о

тебе вечно живет и среди людей. И вот, по слову Аполлона, из крови Гиацинта

вырос алый ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон

скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей, они чтут его

празднествами в дни гиацинтий.[14]»

У юного сына царя Кеопса Кипариса - любимого друга стреловержца

Аполлона, был любимец олень. Прекрасен был этот олень. Кипарис водит оленя

на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям, он украшал могучие

рога его венками из душистых цветов; часто играя с оленем, вскакивал юный

Кипарис ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине.

Однажды на охоте не узнал Кипарис своего любимца и бросил в него острое

копье, поразив насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидел, кого он убил. «В

горе хочет умереть он вместе с ним. Напрасно утешал его Аполлон. Горе

Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы он дал ему

грустить вечно. Внял Аполлон его мольбе и превратил юношу в дерево. Кудри

его стали зеленой хвоей, тело одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял

он перед Аполлоном. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил: - Всегда буду я

скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь

же всегда со скорбящими![15]» С тех пор у дверей дома, где есть умерший,

греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на

которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.

Нарцисс, сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, никого не любил

кроме себя, лишь себя считал достойным любви. «Много нимф сделал он

несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: - Полюби же и

ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимность человек, которого ты

полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита

на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во

время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды.

Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и

отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и постигла его кара

Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде и сильная любовь

овладевает им. Полными любви глазами смотрит он на свое изображение в воде,

он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу

вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную прозрачную

воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь любуется

сами м собой. Он не ест, не пьет, не спит. Покидают силы Нарцисса,

склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти

покрыл его очи. Умер Нарцисс, а на том месте, где склонилась на траву его

голова, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; нарциссом зову

его.[16]»

Бог Дионис - покровитель растительности, вина и виноделия, часто карал

людей не только за то, что они не признавали его богом, но и за то, что

хотели они ему причинить как простому смертному. Так дочери Миния - царя

Орхомена, были превращены в летучих мышей. «Явился в Орхомен жрец Диониса-

Вакха и звал всех девушек и женщин в леса горы на веселое празднество в

честь бога вина. Но три дочери царя Миния не пошли на празднество, они не

хотели признавать Диониса богом. Они сидели дома и спокойно пряли, ткали и

ничего не хотели слышать о празднике. Наступил вечер, солнце село, а дочери

царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить

ее. Вдруг чудо встало перед их глазами. Раздались во дворце звуки тимпанов

и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы и тяжелые грозди повисли

на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. С удивлением

глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, уже окутанному

вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рычание

диких зверей. Всех покоях дворца появились львы, пантеры рыси и медведи. С

грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе

дочери царя стали прятаться в самых дальних, в самых темных помещениях

дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканья зверей. Но все

напрасно, нигде не могут они укрыться. Тела царевен стали сжиматься,

покрылись серой мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой

перепонкой - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от

дневного света в темных, сырых развалинах и пещерах.[17]»

То же произошло и с Тирренскими морскими разбойниками. Они пленились

красотой юноши и насильно забрали его на свой корабль, надеясь получить за

него куш. Разгневался Дионис что в виде смертного юноши так хотели

поступить с ним. «Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось

благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники

оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с

тяжелыми гроздьями, темно-зеленый плющ обвил мачту. Юноша превратился в

льва и с грозным рыканьем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На

палубе корабля появилась косматая медведица, страшно оскалила она свою

пасть...Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в

морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов.[18]»

Там, где находится Дионис, характерно появление различных зверей и

вьющихся виноградников. Ведь бог Дионис покровитель виноделия, его свита

состоит из странных существ: сатиров[19], кентавров[20], менад[21]. Они

ходят по лесам вечно полупьяные и взбалмошные, водят хороводы, жгут костры.

А история , происшедшая с Мидасом призвана раскрыть тайну златоносной

реки Пактол, что находится в Малой Азии. Дионис хотел отблагодарить Мидаса

за гостеприимный прием и готов был выполнить любое его желание. Жадность

обуяла Мидаса и попросил он Диониса: «- О великий бог Дионис, сделай так,

чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое золото! Дионис

исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего

дара. Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую

ветвь с дуба - в золотую превращается она в его руках. Срывает он в поле

колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко

- яблоко обращается в золотое, словно оно из садов Гесперид... Вот пришел

он в свой дворец. Слуги приготовили счастливому Мидасу богатый пир. Но тут

понял он, какой ужасный дар попросил у Диониса. От одного прикосновения

Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб,

и все яства, и вино. Простер он руки к небу и воскликнул: - Смилуйся,

смилуйся, о Дионис! Прости! Возьми назад этот дар![22]» Послал Дионис

Мидаса к истокам Пактола и велел ему смыть в его водах свой дар и свою

вину. Золотом заструились воды Пактола. С тех пор златоносным стал Пактол.

В древнегреческой мифологии загробная жизнь не подразделяется как в

более поздних религиях на рай и ад. Вся жизнь после жизни в мрачном царстве

Аида тиха и печальна. «Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Катят

там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные

берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды

реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами

асфодела[23], носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою

безрадостную жизнь без свети и без желаний. Нет никому возврата из этого

царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным

шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ

умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда,

где светит ярко солнце жизни. Бог смерти Танат с мечом в руках, в черном

плаще, с громадными черными крыльями прилетает к ложу умирающего. Холодом

веет от его крыльев, когда срезает он своим мечом прядь волос с головы

человека и исторгает его душу.[24]» Только однажды смертному удалось

обмануть бога Таната и вернуться из мрачного царства Аида. Никто в Греции

Страницы: 1, 2, 3