Основные темы, персонажи и образы мифологии
пустыне.[6]» Далее супруги по совету Зевса стали кидать через голову камни,
которые ударяясь о землю превращались в мужчин и женщин. Так создался новый
род людей, происшедших из камня.
Самое загадочное явление в природе, восход и закат солнца, древние
греки представляли себе как парад разных божеств, на своих колесницах
пересекающих небосклон. Сначала землю покрывает ночь: «Тьма окутала все
кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю
неверный мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея.
Много их, они усеяли все ночное темное небо.[7]» Затем на смену выезжает на
своей колеснице луна: «Вот как бы легкое зарево показалось на востоке.
Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна -
Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойна,
величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны
на головном уборе...Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий
грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный
Эндимион[8]. Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет
ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так
печальна Селена и печален свет, который льет она на землю[9].» Восход бога
Солнца представлялся древним как три следующих друг за другом действа:
«Чуть посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари
Эосфрос, утренняя звезда. Подул легкий ветерок, все ярче разгорается
восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря - Эос ворота, из которых скоро
выедет лучезарный бог солнце - Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых
крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом.
Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы
сверкающими, как алмазы каплями. Благоухает все на земле, всюду курятся
ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует бога Солнце - Гелиоса.
Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице
которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней... В
лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет
живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой
дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его
золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где
находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти
в прежнем блеске на следующий день.[10]»
Богиня Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Чтить ее
как величайшую богиню греки начали в то время, когда земледелие стало их
основным занятием. Именно богиня Деметра была ответственна за то, что
времена года сменяли друг друга. Была у Деметры прекрасная дочь - юная
Персефона. Однажды увидел ее брат Зевса, бог Аид, резвящейся на лугу и
влюбился. Коварный план задумал Аид - украсть Персефону и жениться на ней
втайне от матери. Зевс помог ему в этом. Когда Деметра узнала о содеянном,
она разгневалась на Зевса и: «...покинула богов, покинула Олимп, приняла
вид простой смертной и, облекшись в темные одежды долго блуждала между
смертными, проливая горькие слезы. На земле все перестало расти. Листья на
деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла, цветы
опустили свои пестрые венчики. Не было плодов в садах, засохли зеленые
виноградники, не зрели в них тяжелые грозди. Замерла жизнь на земле. Голод
царил всюду, слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но
ничего не видела и не слышала Деметра , погруженная в печаль.[11]»
Сжалился Зевс над людьми и просил Деметру вернуться на Олимп, но богиня не
хотела возвращаться, пока не вернет ей Аид Персефону. Согласился Аид, и
вновь все зацвело и зазеленело на земле. «нежной весенней листвой покрылись
леса, запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились
хлебородные нивы...Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и
дочь ее Персефону. Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз
Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся
природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, срывает их осенний
ветер; отцветают цветы, пустеют нивы, наступает зима. Спит природа, чтобы
проснуться в радостном блеске весны, тогда, когда вернется к своей матери
из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее
дочь, тогда богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и
награждает труд земледельца богатым урожаем.[12]»
При помощи мифов, древние греки объясняли также особое расположение
звезд на небе. Происхождение созвездий в виде четко различаемых фигур
людей, животных могло случиться (по их представлению) только при участии
божеств. Как правило боги увековечивали память о народных героях и даже
простых смертных людях, которые так или иначе заслужили этот дар. Например
своей благородной смертью, как это было в случае с Икарием: «...Наградил
бог Дионис Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис
подарил ему виноградную лозу, и Икарий первый развел в Аттике виноград. Но
печальна была судьба Икария. Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная,
что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их. Пастухи убили Икария, а
тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с
помощью своей собаки Майры нашла она могилу Икария. В отчаянии повесилась
несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца.
Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С тех пор горят они
на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса.[13]»
Интересное решение придумали греки и такому труднообъяснимому явлению,
как эхо. Нимфа Эхо была наказана богиней Герой за то, что та отвлекла
разговором богиню в тот момент, когда Зевс гостил у нимф. Молчать должна
была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их
последние слова.
Превращение людей в растения и животные - частый мотив в мифологии
античности. В прекрасные цветы превращались люди, любимцы богов, после
своей смерти. В наказание же за причиненные злодеяния превращали боги людей
в мерзких существ.
Гиацинт был сыном царя Спарты и был он равен богам-олимпийцам своей
красотой. Бог -стреловержец Аполлон был другом Гиацинта. Часто
соревновались они, мерились своей силой. Однажды во время такого состязания
диск, брошенный Аполлоном, отскочил от земли и со страшной силой попал в
голову Гиацинту. «Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные
кудри прекрасного юноши...Держит Аполлон в своих объятьях умирающего друга,
и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела
душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: -
Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о
тебе вечно живет и среди людей. И вот, по слову Аполлона, из крови Гиацинта
вырос алый ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон
скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей, они чтут его
празднествами в дни гиацинтий.[14]»
У юного сына царя Кеопса Кипариса - любимого друга стреловержца
Аполлона, был любимец олень. Прекрасен был этот олень. Кипарис водит оленя
на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям, он украшал могучие
рога его венками из душистых цветов; часто играя с оленем, вскакивал юный
Кипарис ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине.
Однажды на охоте не узнал Кипарис своего любимца и бросил в него острое
копье, поразив насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидел, кого он убил. «В
горе хочет умереть он вместе с ним. Напрасно утешал его Аполлон. Горе
Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы он дал ему
грустить вечно. Внял Аполлон его мольбе и превратил юношу в дерево. Кудри
его стали зеленой хвоей, тело одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял
он перед Аполлоном. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил: - Всегда буду я
скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь
же всегда со скорбящими![15]» С тех пор у дверей дома, где есть умерший,
греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на
которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.
Нарцисс, сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, никого не любил
кроме себя, лишь себя считал достойным любви. «Много нимф сделал он
несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: - Полюби же и
ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимность человек, которого ты
полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита
на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во
время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды.
Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и
отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и постигла его кара
Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде и сильная любовь
овладевает им. Полными любви глазами смотрит он на свое изображение в воде,
он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу
вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную прозрачную
воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь любуется
сами м собой. Он не ест, не пьет, не спит. Покидают силы Нарцисса,
склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти
покрыл его очи. Умер Нарцисс, а на том месте, где склонилась на траву его
голова, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; нарциссом зову
его.[16]»
Бог Дионис - покровитель растительности, вина и виноделия, часто карал
людей не только за то, что они не признавали его богом, но и за то, что
хотели они ему причинить как простому смертному. Так дочери Миния - царя
Орхомена, были превращены в летучих мышей. «Явился в Орхомен жрец Диониса-
Вакха и звал всех девушек и женщин в леса горы на веселое празднество в
честь бога вина. Но три дочери царя Миния не пошли на празднество, они не
хотели признавать Диониса богом. Они сидели дома и спокойно пряли, ткали и
ничего не хотели слышать о празднике. Наступил вечер, солнце село, а дочери
царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить
ее. Вдруг чудо встало перед их глазами. Раздались во дворце звуки тимпанов
и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы и тяжелые грозди повисли
на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. С удивлением
глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, уже окутанному
вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рычание
диких зверей. Всех покоях дворца появились львы, пантеры рыси и медведи. С
грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе
дочери царя стали прятаться в самых дальних, в самых темных помещениях
дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканья зверей. Но все
напрасно, нигде не могут они укрыться. Тела царевен стали сжиматься,
покрылись серой мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой
перепонкой - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от
дневного света в темных, сырых развалинах и пещерах.[17]»
То же произошло и с Тирренскими морскими разбойниками. Они пленились
красотой юноши и насильно забрали его на свой корабль, надеясь получить за
него куш. Разгневался Дионис что в виде смертного юноши так хотели
поступить с ним. «Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось
благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники
оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с
тяжелыми гроздьями, темно-зеленый плющ обвил мачту. Юноша превратился в
льва и с грозным рыканьем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На
палубе корабля появилась косматая медведица, страшно оскалила она свою
пасть...Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в
морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов.[18]»
Там, где находится Дионис, характерно появление различных зверей и
вьющихся виноградников. Ведь бог Дионис покровитель виноделия, его свита
состоит из странных существ: сатиров[19], кентавров[20], менад[21]. Они
ходят по лесам вечно полупьяные и взбалмошные, водят хороводы, жгут костры.
А история , происшедшая с Мидасом призвана раскрыть тайну златоносной
реки Пактол, что находится в Малой Азии. Дионис хотел отблагодарить Мидаса
за гостеприимный прием и готов был выполнить любое его желание. Жадность
обуяла Мидаса и попросил он Диониса: «- О великий бог Дионис, сделай так,
чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое золото! Дионис
исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего
дара. Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую
ветвь с дуба - в золотую превращается она в его руках. Срывает он в поле
колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко
- яблоко обращается в золотое, словно оно из садов Гесперид... Вот пришел
он в свой дворец. Слуги приготовили счастливому Мидасу богатый пир. Но тут
понял он, какой ужасный дар попросил у Диониса. От одного прикосновения
Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб,
и все яства, и вино. Простер он руки к небу и воскликнул: - Смилуйся,
смилуйся, о Дионис! Прости! Возьми назад этот дар![22]» Послал Дионис
Мидаса к истокам Пактола и велел ему смыть в его водах свой дар и свою
вину. Золотом заструились воды Пактола. С тех пор златоносным стал Пактол.
В древнегреческой мифологии загробная жизнь не подразделяется как в
более поздних религиях на рай и ад. Вся жизнь после жизни в мрачном царстве
Аида тиха и печальна. «Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Катят
там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные
берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды
реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами
асфодела[23], носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою
безрадостную жизнь без свети и без желаний. Нет никому возврата из этого
царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным
шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ
умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда,
где светит ярко солнце жизни. Бог смерти Танат с мечом в руках, в черном
плаще, с громадными черными крыльями прилетает к ложу умирающего. Холодом
веет от его крыльев, когда срезает он своим мечом прядь волос с головы
человека и исторгает его душу.[24]» Только однажды смертному удалось
обмануть бога Таната и вернуться из мрачного царства Аида. Никто в Греции
Страницы: 1, 2, 3
|