скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные темы, персонажи и образы мифологии скачать рефераты

не мог сравняться с Сизифом в коварстве, хитрости и изворотливости ума.

Когда пришел за ни бог смерти, Сизиф коварно обманул Таната и заковал его в

оковы. Перестали на земле умирать люди, нигде не совершали большие пышные

похороны, не приносили жертвы богам подземного царства. Нарушился на земле

порядок, установленный Зевсом. Послал громовержец к Сизифу могучего бога

войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и

отвел его в царство теней умерших. «Но опять обманул богов Сизиф. Он сказал

своей жене, чтобы не погребала она его тела и не приносила жертвы подземным

богам. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их! Наконец

приблизился к трону Аида Сизиф и сказал: - О властитель душ умерших,

отпусти меня на светлую землю! Я велю жене моей принести тебе богатые

жертвы и вернусь обратно в царство теней. Поверил Аид Сизифу и отпустил его

на землю. Но Сизиф не вернулся, он остался в пышном дворце своем и весело

пировал, радуясь, что он один из всех смертных сумел вернуться из мрачного

царства теней. Разгневался Аид и снова послал Таната. Исторг душу Сизифа

ненавистный богам и людям бог смерти, навсегда отлетела душа Сизифа в

царство теней. Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни.[25]»

Там же, в царстве Аида, живет и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он

дарит людям отдых и сон. «Неслышно носится Гипнос на своих крыльях над

землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно

касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и

погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться

ему ни смертные, ни боги, ни сам громовержец Зевс: даже ему Гипнос смыкает

грозные очи глубоким сном.[26]» Различные сны снятся людям - и добрые, и

плохие. За каждое из них отвечают и разные боги. Есть среди них боги,

дающие радостные и вещие сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих

сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят

человека в заблуждение и часто веду к его гибели.

Образы и персонажи мифов.

Структуру древнегреческой мифологии составляют циклы о

* Богах;

* Титанах;

* Героях;

* Древнегреческого эпоса, описывающего подвиги героев;

Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по

образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими

качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое главное,

бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры,

великодушны и милостивы, но в тоже время зачастую жестоки, мстительны и

коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были

бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше

богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто

из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали

их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в «Илиаде» Гомера сам не

вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает

судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием

смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна

помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки

желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у

римского поэта Вергилия. Описывая в «Энеиде» решающий поединок троянского

героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога

римлян Юпитера, «уровняв стрелку весов», бросить оба жребия сражающихся на

чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча

поражает своего противника.

Герои для греков первоначально были духами умерших, влиявшими на жизнь

живых; поэтому культ героев был связан с их могилами, и им приносили жертвы

вечером или ночью, совершая возлияния в могильную яму и закалывая животных

черного цвета. Герои считались защитниками людей, основателями городов и

государств, отвратителями бедствий, помощниками в битвах, спасителями от

невзгод. Гесиод впервые называет героев полубогами. Герои считались

посредниками между людьми и богами, от них выводили свой род многие знатные

семьи Греции и Рима. Зевс создавал в разные века разных людей: Золотой век

- люди жили беззаботной жизнью, были сильны и крепки их ноги и руки.

Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая

после долгой жизни, похожа была на спокойный тихий сон; серебряный век -

второй людской род был не таким счастливым. Не были равны ни силой, ни

разумом люди серебряного века людям золотого. Коротка была их жизнь, много

несчастья и горя видели они в жизни. Зевс поселил их в подземном сумрачном

царстве. Там и живут они, не зная ни радостей, ни печалей; век медный -

люди третьего рода, из древка копья создал их Зевс - страшных и могучих.

Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали

они ни земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс

дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимы, мужественны были их

сердца и неодолимы руки. Быстро сошли они в мрачное царство Аида. Как ни

были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный

свет солнца; четвертый век создал Зевс и новый людской род, более

благородный, более справедливый, равный богам род полубогов - героев. И они

все погибли в ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных

Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей,

куда явились за златокудрой Еленой. Когда всех их похитила смерть, Зевс

поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Герои живут на островах

блаженных; у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там

плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие как мед.

Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными

существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с

ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние

греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку,

проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это

помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные

намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой

«Одиссеи», преследуемый яростью могущественного бога морей Посейдона,

цепляется из последних сил за спасительные скалы, проявляя мужество и волю,

которые он способен противопоставить разбушевавшимся по воле богов стихиям,

чтобы выйти победителем. Древние греки непосредственно воспринимали все

жизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же

непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны

и одновременно жестоки к врагам. Это - отражение реальной жизни и реальных

человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена

подвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячо

любимого прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой мрачный Аид

похитил любимую дочь Персефону. Бесконечны страдания титана Прометея,

прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил

божественны огонь с Олимпа для людей. Окаменевает от горя Ниоба, у которой

погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона и Артемиды. Погибает герой

троянской войны Агамемнон, предательски убитый своей женой сразу же после

возвращения из похода. Величайший герой Греции - Геракл, избавивший людей

от многих чудовищ, нападавших на них и разорявших земли, кончил свою жизнь

на костре в страшных страданиях. Многострадальный царь Эдип в отчаянии от

совершенных им по неведению преступлений, выколов себе глаза, скитается со

своей дочерью Антигоной по греческой земле, нигде не находя себе покоя.

Очень часто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предками

злодеяния. И хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказывают

за содеянное ими, не ожидая кары богов. Чувство ответственности перед самим

собой за свои поступки, чувство долга по отношению к близким и к родине,

характерные для греческих мифов, получили дальнейшее развитие в

древнеримских легендах. Но если мифология греков поражает свой красочность,

разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна

легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу, являли

собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и

союзных договоров, содержали в основе своей те же исходные данные, что и у

греков, - страх перед непонятными явлениями природы, стихийными бедствиями

и преклонение перед производящими силами земли. Римляне даже не потрудились

сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них

была только определенная сфера деятельности, но, по существу, все эти

божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были

оказать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного

не могло быть и речи об общении с божеством. Исключением были лишь дочь

царя Нумитора, Рея Сильвия, основатель Рима Ромул и царь Нума Помпилий.

Обычно италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударом молнии,

таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты

храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно

созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал это

он не только для того, чтобы сосредоточиться на молитве, но и для того,

чтобы ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем

правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его

мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество.

Недаром говорил римский поэт Овидий в своих стихах: «Спаси нас от

лицезрения Дриад[27] или купающейся Дианы[28], или Фавна[29], когда он

среди дня прохаживается по полям». Римские земледельцы, возвращаясь вечером

с работы домой, страшно боялись встретить кого-либо из лесных или полевых

божеств. Поклонение многочисленным богам, руководящими почти что каждым

шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями

жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской

религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав Римского

государства, но до более тесного контакта с греческими народами у римлян и

представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами

мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для

римлянина не могло быть и речи. Их можно было только почитать, соблюдать в

точности все обряды и просить о чем-либо. Если один бог не откликался на

просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое

множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности.

Иногда это были просто «одноразовые» божества к которым призывали один раз

за всю жизнь. Так, например, к богине Нундине обращались только на девятый

день рождения младенца. Она напоминала, что ребенок, очистившись, получает

имя и амулет от дурного глаза. Божества, связанные с получением пищи, были

также чрезвычайно многочисленны: боги и богини, питающие посеянное в землю

зерно, опекающие первые ростки; богини, способствующие созреванию,

уничтожающие сорняки; боги жатвы, молотьбы и помола зерна. Для того, чтобы

римский землевладелец мог разобраться во всем этом, в Римском государстве

были составлены так называемые Индигиамента - списки официально

утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых

следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были

составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую

абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто

италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1

в. До н.э. ), Рим в течении 170 лет обходился без статуй богов, а древняя

богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов «не позволяла»

ставить статую в ее святилище, а олицетворялась лишь священным огнем. По

мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим

«двинулось» множество чужеземных божеств, которые довольно легко

приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов

завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их

гнева. Но и привлекши к себе греческий пантеон, идентифицировав своих богов

с главными божествами греков или просто заимствовав бога - покровителя

искусств Аполлона, римляне не смогли отказаться от своих религиозных

абстракций. Среди их святилищ были храмы Верности, Бледности, Страха,

Юности.

Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую,

оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных

произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских

копиях, за малым исключение. И если сейчас наши современники могут судить о

замечательном изобразительном искусстве греков, то за это они должны быть

благодарны римлянам. Равно как и зато, что римский поэт Публий Овидий Назон

в своей поэме «Метаморфозы» («Превращения») сохранил для нас все

прихотливые и причудливые и в то же время такие трогательные в своей

непосредственности творения светлого греческого гения - народа, в искусстве

которого «нашла выражение во всем своем обаянии и безыскусственной правде

прелесть человеческого детства.[30]»

Праздники, посвященные мифическим героям.

Жертвоприношением и молитвами древние люди не ограничивали поклонение

богам. Большое значение придавалось и праздникам, посвященным мифическим

героям. Вторым по значимости после Олимпийских игр был справлявшийся раз в

два года праздник в честь Посейдона на Истме. Истмийские игры состояли из

гимнастических, конных и музыкальных состязаний. Наградой победителям

служил венок из сельдерея или сосны и пальмовая ветвь. Провозглашенный на

этих играх мир соблюдался не столь строго, как на Олимпийских.

Аттический праздник в честь Афины Полиады (покровительницы города)

первоначально был исключительно Афинским праздником, позднее Тесей сделал

его общеаттическим. Отмечался праздник каждый год в августе, а раз в четыре

года с особой пышностью справлялись так называемые Великие Панафинеи.

Начиналось празднование ночью торжественным бегом с факелами. На празднике

происходили конные (колесничные) и гимнастические соревнования; Писистрат

ввел состязание рапсодов, а со времени Перикла в Одеоне соперничали также

певцы и музыканты. Победителей награждали оливковыми венками и амфорами с

оливковым маслом от священно оливы (отсюда пошел наш обычай награждать

победителей кубками). В день рождения Афины устраивалось также праздничное

шествие из предместья Афин Керамика на Акрополь к Эрехтейону - храму Афины

Участники шествия подносили богине пеплос (верхняя одежда), заново

вытканный афинскими женщинами; его натягивали в виде паруса на мачту

священного панафинейского корабля, который катили на колесах к храму, где

надевали пеплос на статую богини. В шествии принимали участие не только

афинские граждане, но и посольства от других государств с дарами Афине.

Праздник заканчивался жертвоприношением и общим пиром.

В честь бога Апполона раз в четыре года поздним летом на острове Делос

происходили празднества - так называемые делии. Игры почти целиком состояли

из сценических представлений. Во все древнем мире также славилось его

святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания, составленные

жрецами.

Дионису, наиболее популярному богу Греции было посвящено несколько

веселых праздников, отмечавшихся с поздней осени до весны. Нередко эти

празднества имели характер мистерий (тайных религиозных обрядов), а

зачастую переходили просто в оргии (вакханалии.) Празднества в честь

Диониса послужили началом театральных представление. Во время т. Н.

Великих Дионисий в Афинах выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и

исполняли особые гимны-дифирамбы: их начинал запевала, хор отвечал ему,

пение сопровождалось пляской; таким образом трагедия (само слово в переводе

означает «козлиная песнь») . Предполагают, что из зимних дифирамбов, в

которых оплакивались страдания Диониса, развилась трагедия, а из весенних,

радостных, сопровождаемых смехом и шутками, -комедия.

Крупными религиозными праздниками были также праздники, связанные с

культом земледельческих богов, — цереалии в честь Цереры, виналии —

праздник виноградного сбора, консуалин — праздник жатвы, сатурналии —

праздник посевов, терминалии — праздник межевых камней, луперкалии —

праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима,

земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно

почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до п. э. были учреждены также игры в честь

Великой матери богов — мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры.

Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться

также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления

от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Большое число сценических дней в системе публичных представлений

говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до

II. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и

греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением

городского населения, которое обычно посещало театральные представления.

Герои греческой и римской мифологии в сравнении.

|Имя божества|Имя божества |Значение божества в |Значение божества в |

|в греческой |в римской |греческой мифологии |римской мифологии |

|мифологии |(италийской) | | |

| |мифологии | | |

|Зевс |Юпитер |Сын Реи и Крона, самый |Могущественный властитель |

| | |могущественный и |неба, олицетворение |

| | |высочайший из богов |солнечного света, грозы, |

| | |греческого народа, отец и|бури, в гневе метавший |

| | |повелитель людей и богов;|молнии, поражая ими |

| | | |непокорных его |

| | | |божественной воле; |

|Посейдон |Нептун |Колебатель земли, |Царь морей и океанов, бог |

| | |властитель морей; |морского царства; |

|Гера |Юнона |Супруга Зевса, |Супруга Юпитера, царица |

| | |покровительница браков, |неба, хранительница |

| | |супружеской любви и |брачных союзов, помощница |

| | |родов; |при родах. Ее чтили и как |

| | | |великую богиню плодородия;|

|Аид |Отождествлялс|Брат Зевса, великий |Орк- бог смерти; Дит - бог|

| |я с богами |повелитель загробного |преисподней; |

| |Орком и Дитом|царства; | |

|Дионис |Вакх |Бог растительности, вина |Бог вина, виноделия, |

| | |и виноделия; |веселья; |

|Пан |Фавн |Бог лесов и рощ, бог |Веселый, деятельный бог |

| | |пастухов, охранитель |лесов, рощ, полей; |

| | |стад, покровитель | |

| | |охотников, пчеловодов, | |

| | |рыболовов; | |

|Деметра |Церера |Богиня плодородия и |Богиня жатвы, |

| | |земледелия; |покровительница |

| | | |плодородия; |

|Тюхэ |Фортуна |Богиня счастливой судьбы;|Богиня счастливой судьбы, |

| | | |как и у греков; |

|Артемида |Диана |Девственная |Покровительница животных, |

| | |богиня-охотница, |цветущих полей, зеленых |

| | |покровительница животных,|рощ и лесов; |

| | |богиня плодородия, | |

| | |помощница при родах; | |

|Афродита |Венера |Первоначально богиня |Покровительница цветущих |

| | |плодородия, затем богиня |садов, богиня весны, |

| | |любви. Афродиту |плодородия, произрастания |

| | |рассматривали также как |и расцвета всех |

| | |богиню - покровительницу |плодоносящих сил природы; |

| | |мореплавания; | |

|Эрот |Амур или |Сын Афродиты - веселый, |Подобно Эроту пускает свои|

| |Купейдон |шаловливый, коварный; его|любовные стрелы в жертвы, |

| | |стрелы несут с собой |принося им радости и муки |

| | |радость и счастье, но |любви; |

| | |часто несут они | |

| | |страдания, муки любви и | |

| | |даже гибель; | |

|Гименей |Гименей |Бог брака; |Бог брака; |

|Гефест |Вулкан |Бог огня и кузнечного |Бог огня и очага, |

| | |ремесла, покровитель |искуснейший кузнец, |

| | |металлургии; |покровитель ремесленников |

| | | |и ювелиров; |

|Афина |Минерва |Богиня мудрости, |Покровительница городов и |

| | |покровительница городов и|мирных занятий их жителей;|

| | |государств как в дни мира| |

| | |так и во время войны; | |

|Арес |Марс |Бог войны, олицетворение |Яростный, неукротимый бог |

| | |свирепой воинственности, |войны; |

| | |источник гибели, | |

| | |разрушения и | |

| | |кровопролитий; | |

|Гермес |Меркурий |Покровитель торговли, |Исполняет функцию посланца|

| | |ловкости, обмана, |богов, наделен смекалкой, |

| | |воровства; |наблюдательность и |

| | | |хитростью; |

Использованная литература:

I. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987;

II. Астрология. Учебно-методическое пособие. Сост. А.Московский,

Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992;

III. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1993.

-----------------------

[1] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.365

[2] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.130

[3] Там же, с.123

[4] Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: 1993

[5] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.15-16

[6] Там же, с.92

[7] Там же, с.71

[8] Эндимион считался иногда сыном царя Карии Эфилия, иногда сыном Зевса.

Возможно, что Эндимион - древний карийский бог сна.

[9] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.71

[10]Там же, с.71-72

[11] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.65

[12]Там же, с.68

[13] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.84

[14] Там же, с.236

[15] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.225-226

[16] Там же, с.57-59

[17] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.81-82

[18] Там же, с.83

[19] Сатиры - лесные божества, полулюди-полукозлы с козьими рожками, козьим

или лошадиным хвостом, вздернутым тупым носом и растрепанными волосами. Они

ленивы, похотливы, часто полупьяны.

[20] Кентавры - мифические существа полулюди-полулошади.

[21] Менады - спутницы Диониса. Название их означает «неистовствующие»,

«беснующиеся». У римлян они назывались вакханками.

[22] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.85

[23] Асфодел - дикий тюльпан.

[24] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.25-27

[25] Смотри с.4 данного реферата.

[26] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.27

[27] Дриады - нимфы, покровительствовавшие деревьям.

[28] Диана - римская богиня луны и охоты.

[29] Фавн - бог, покровитель полей и лугов.

[30] Маркс К.., Энгельс Ф. Соч., т.12 с.137

Страницы: 1, 2, 3