Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
институт
КАЛИНИНГРАДСКАя ВЫСШАя ШКОЛА УПРАВЛЕНИя.
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИя.
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: КУЛЬТУРОЛОГИя.
ТЕМА: “ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИя РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА: РОМАНТИЗМ В РОССИИ;
КОРНИ РУССКОГО РОМАНТИЗМА; РУССКАя НАЦИОНАЛЬНАя МУЗЫКАЛЬНАя ШКОЛА И
ЖИВОПИСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА”.
ВЫПОЛНИЛ: ШМЫРОВ А. В. , ГР. 00ВГ – 2
ПРОВЕРИЛА: КАНД. ФИЛОЛОГ. НАУК, ДОЦЕНТ
ЦВЕТКОВА Н. Е.
Г. КАЛИНИНГРАД
2000 Г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Романтизм (стр 3)
II. Живопись Эпохи “Передвижников” (стр 5)
III. Русская Национальная музыка (стр 12 )
IV. Заключение (стр 19)
V. Литература. (стр 20)
«Романтизм»
РОМАНТИЗМ - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в
европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв.
Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в
идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм противопоставил
утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе
и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и
гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной
действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение
сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков
- героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби»,
«мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии,
гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко - его
идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов,
стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и
литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике
Романтизма.
Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературного
Романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще
(обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к
инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное, для
Романтизма, внимание к внутреннему миру человека, выразилось в культе
субъективного, тяге к эмоционально-напряженному. Что определило главенство
музыки и лирики в Романтизме.
В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в
живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например,
ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном
искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.
Главные представители Романтизма в России:
в литературе - М.Н. Загоскин - Исторический роман «Юрий Милославский,
или Русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или Русские в 1812 году»
(1831), "Аскольдова могила" (1833; одноименная опера А. Н. Верстовского);
А.И. ОДОЕВСКИЙ - князь, русский поэт-декабрист, корнет, участник восстания
на Сенатской площади. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских
рудниках. С 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского
течения русского романтизма: элегии, историческая поэма «Василько» (1829-
1830), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А.С. Пушкина, содержащий
крылатую строку «Из искры возгорится пламя»; К.Ф. РЫЛЕЕВ - русский поэт,
декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14
декабря 1825. Создатель альманаха «Полярная звезда». Лирика, исторические
«Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» и др. насыщены политическими
ассоциациями, характерными для русского гражданского романтизма. Казнен;
В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР - русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник
восстания на Сенатской площади (1825). Приговорен к тюремному заключению и
вечной ссылке; А.С. Пушкин - русский поэт, родоначальник новой русской
литературы, создатель современного русского литературного языка. В
юношеских стихах - поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы,
веселья, граций и ума», в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей:
«Руслан и Людмила» (1820), романтичные «южные» поэмы «Кавказский пленник»
(1820-21), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23) и другие. Вольнолюбивые и
антитиранные мотивы ранней лирики, независимость личного поведения,
послужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ, Крым,
Кишинев, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетическое освоение
контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического,
бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских
влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие
разработанных жанров и стилей (в т. ч. «неукрашенная» проза «Повестей
Белкина» - 1830, повесть «Пиковая дама» - 1833, и др. произведения,
предвосхитившие развитие реалистичного письма), легкость, изящество и
точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах),
«просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой
личности Пушкина, предопределили его первостепенное значение в
отечественной словесности. Пушкин поднял ее на уровень мировой. Роман в
стихах «Евгений Онегин» (1823-31) воссоздает образ жизни и духовный состав
«типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему
автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих
др. соч. Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы,
поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены (в поэмах,
драматургии, в прозе) многие ведущие проблемы русской литературы 19 в.,
нередко в их трагическом противостоянии и неразрешимости - народ и власть,
государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия «Борис
Годунов» (1824-25, опубл. в 1831), поэмы «Полтава» (1828) и «Медный
всадник» (1833, опубл. в 1837), роман «Капитанская дочка» (1836). В
философской лирике 30-х гг., «маленьких трагедиях», созданных в 1830
(«Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубл. в 1839, «Скупой рыцарь»,
опубл. в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества»,
любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются
обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия,
смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и
«милости». Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французским
подданным на русской военной службе; М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев;
. в музыке - А.А. АЛЯБЬЕВ - российский композитор. Вокальное творчество в
традициях русского городского фольклора начала 19 века Романсы («Соловей»
и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из
первых воплотил в музыке лирику А.С. Пушкина. Среди др. соч. - оперы,
балеты, камерно-инструментальная, театральная музыка, М.И. ГЛИНКА -
композитор, родоначальник русской классической музыки. Опера «Жизнь за
царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало
двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-
сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская»
(1848), «Испанские увертюры» - («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в
Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского
романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой
государственного гимна Российской Федерации, А.С. ДАРГОМЫЖСКИЙ -
композитор, один из основоположников русской классической музыки.
Последователь М. И. Глинки. Главные произведения - опера «Русалка» (1855,
по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра
русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Д.
отразило критические социальные тенденции (песни «Старый капрал»,
«Титулярный советник» и др.). Разработал метод т. н. интонационального
реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного
речитатива) в опере «Каменный гость», на неизмененный текст «маленькой
трагедии» А. С. Пушкина. Оказал значительное влияние на музыку
композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского. Опера «Эсмеральда»
(1841), опера-балет «Торжество Вакха» (1848), сочинения для оркестра (в
т. ч. «Баба-яга», 1862, «Чухонская фантазия», 1867), для флейты, романсы
и др.;
. в изобразительном искусстве - живописцы - О.А. Кипренский - российский
живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов
Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая
индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», ок. 1808-09; «А.А.
Челищев», ок. 1809 или 1810-11, «Е.П. Ростопчина», 1809; «А.С. Пушкин»,
1827), И.К. АЙВАЗОВСКИЙ - русский живописец-маринист. В романтических
полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море,
мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский.
. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф.
Шеллинг.
Живопись эпохи «передвижников».
Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русских
художников второй половине XIX века.
Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму,
национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с
революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной
интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского,
Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В
“Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если
живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною
причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных
стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала
“Современник”.
Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям -
раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятою долю не пользовалось
привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее
укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в
Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся,
- они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп
старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный
змий”.
Перов, вспоминая годы своего ученичества, говорил, что съезжались туда
“со всех концов великой и разноплеменной России. И откуда у нас только не
было учеников!.. Были они из далекой и холодной Сибири, из теплого Крыма и
Астрахани, из Польши, Дона, даже с Соловецких островов и Афона, а в
заключение были и из Константинополя. Боже, какая, бывало, разнообразная,
разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища!..”.
Самобытные таланты, выкристаллизовавшиеся из этого раствора, из этой
пестрой смеси “племен, наречий и состояний”, стремились, наконец, поведать
о том, чем они жили, что им было кровно близко. В Москве этот процесс был
начат, в Петербурге он скоро ознаменовался двумя поворотными событиями,
положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 году
14 выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную
картину на предложенный сюжет “Пир в Валгалле” и просили предоставить им
самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из
Академии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанных
Чернышевским в романе “Что делать?”. Второе событие - создание в 1870 году
Товарищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской.
Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям
обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось,
что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися
в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их
в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским
искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая
независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с
людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и
выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из
петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.
9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств
отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской
мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич
Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной.
Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество
художественных передвижных вставок», профессионально-коммерческое
объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» его
мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели
изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые
(бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось
крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В
ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше,
чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности
живописи.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов
(1834—1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового
на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты
подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти
Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского,
Тургенева, Достоевского).
Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под
впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской
жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе
между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе
семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена
в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он
писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из
лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет
Страницы: 1, 2, 3
|