скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Обрядовая поэзия скачать рефераты

У нас нет мослов…

А ботинки поросячьи:

Шубка рявкает,

Шапка бряхнет

А ботинки заскагочут!

Лирические песни

Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в

выражении или вполне определённого обрядового чувства, настроения. Песни,

воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный

колорит свадьбы.

Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам,

но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего своё отношение к

ним.

По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни

подразделяются на две противоположные группы (отрицательные,

положительные).

Свадебные события могут быть расположены в определённом порядке:

они дают представления о взаимоотношениях молодых до свадьбы, во время

свадьбы и после неё в определённой последовательности и оценка - указывает

на её цикличность.

1) цикл - главное действующее лицо - невеста.

Смысл песен заключается в том, чтобы как можно ярче, глубже и

эмоциональнее представить трагическую судьбу девушки - невесты.

Берегись, белая рыбица,

Хотят тебя рыболовнички поймать,

Во шёлковые тенеты посадить,

На двенадцать штук тебя разрубить,

На двенадцать блюд тебя разложить.

События развиваются последовательно, со всё возрастающей драматической

напряжённостью. Самая последняя песня, которая венчает эту группу,

рассказывает о просьбе девушке.

- Выкупи меня, матушка, из неволи!

- Что будет дать, дитятко?

- Сто рублей…

- Негде взять, дитятко!

2) цикл. Также есть начало и конец. Но героев два - жених и невеста.

Молодец спрашивает дорогу в её терем:

Ох, ты глупый, добрый молодец!

Уж, какая в терем дороженька?

Дороженька в чисто поле -

Широко, прераздольное!

Здесь девушка радостно встречает весть о замужестве. Конец в этой

группе не является неожиданным - когда уже муж спрашивает невесту, кто ей

мил больше всех из роду:

- Мил мне, милёшенек Иванушка в дому!

- Это-то, Машенька, правда, твоя,

- Это-то, Машенька, истинная!

Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд,

но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство -

выражения эмоционального отношения к свадьбе как к факту действительности.

Тема свадьбы проходит через все свадебные песни. Среди свадебных

лирических песен выделяются:

а) лирические любовные (отношения до свадьбы)

б) лирические семейные (после свадьбы).

а)

Через быструю речку лежит дубовая дощечка,

Что никто по этой дощечке, здесь никто не хаживал,

Что никто не хаживал, никого не важивал!

Перешел детинушка, перевёл девчоночку…

б)

Перешёл Данила-сын,

Перевёл Настасьюшку,

Перевёмши, целовал,

Целовамши миловал…

Перевод через реку и платок-подарок - символы брака.

Свадебная лирическая песня рассказывает о каком-нибудь одном событии

из ряда событий, которые должны произойти или уже произошли с женихом и

невестой.

1) изображение событий - строго объектизировано (повествование в третьем

лице единственного или множественного числа).

2) Не нарушалась временная последовательность их исполнения в обряде -

зависит от логики развития обряда и чувства.

Формы композиционного строения.

1) повествовательная часть + монолог или диалог.

Не бывать бы ветрам, да повеяли,

Не бывать бы боярам, да понаехали,

Травушку-муравушку притолочили,

Гусей-лебедей разогнали,

Красных девушек поразослали,

Красную Анну-душу в полон взяли,

Красную Михайловну в полон взяли,

Стала тужить, плакать Анна-душа,

Стала тужить, плакать Михайловна,

Князь стал унимать, разговаривать,

Да Иван-то стал унимать, разговаривати:

- Не плачь, не тужи, свет Анна-душа,

Не плачь, не тужи, Михайловна,

Я тебя, Анна-душа, да не силой брал,

Я ж тебя, Михайловна, да не неволею.

2) диалог

Среди свадебных лирических песен нет песен построенных при помощи

монолога - было бы трудно различать песни и причитания.

- Матушка! Вьётся сокол над воротами,

Сударыня! Вьется, ясен над тесовыми!

- Дитятко, Настасья-свет, ты взойди на двор,

Милое, Михайловна, на широкий двор!

- Матушка! Вьётся сокол - на двор летит,

- Сударыня! Вьётся ясен - на широкий двор!

- Дитятко, Настасья-свет, войди в горницу,

- Милое, Михайловна, во столовую!

- Матушка! Вьётся сокол - в горницу летит,

Сударыня! Вьется ясен - во столовую!

3) символическая часть + реальная.

Два ряда образов:

а) условные (образные);

б) реальные.

Поэтому изображаются две поэтические картины: условная и

реальная.

Как летал, летал сокол,

Как летал, летал ясен -

Да по тёмным по лесам,

По высоким по горам;

Как искал, искал сокол

Соколиное гнездо,

Соколиночку себе

Златокрыльчатую,

Сизоперчатую,

Как просилась соколинка:

- Отпусти меня, сокол,

Отпусти меня, ясен,

На свою волю летать, к своему тёплу гнезду,

К малым деточкам!

Как ездил, ездил Фёдор -

Он по всем городам,

Он по разным деревням,

Как искал, искал Петрович

Себе суженую,

Себе ряженую.

Как нашёл, нашёл Фёдор

В Онеге-городе

У Ивана во дому,

У Романовича в терему

Красну девицу душу

Лизавету хорошу;

Как просилась Лизавета:

- Отпусти меня Фёдор,

- Свет Петрович господин,

- На свою волю гулять,

В гости к батюшке,

Ко сударыне-матушке!

Свадебный обряд, который был объектом изображения в песнях,

представлял собой действие - со своим началом, кульминацией и финалом.

Необрядовая лирика не изображала действие. Но самым важным аргументом

эволюции необрядовой лирики, по сравнению с обрядовой, является

выработанный ею новый тип композиции, который описал С.Г.Лазутин, -

"цепевидный". Песни с "цепевидной" композицией строятся на ассоциациях,

полутонах. Свадебные лирические песни не знают такой композиции.

В лирических необрядовых песнях, например, большую роль играет

изображение "авторского" (исполнительского) переживания и непосредственной

оценки событий действующими лицами - персонажами песни. В лирической - и

особенно протяжной - песне присутствует голос как бы "стороннего"

наблюдателя, своеобразного судьи её персонажей, который и высказывает своё

мнение о них.

В свадебной лирической песне нет и слов показывающих "авторское"

(исполнительское) отношение к изображаемым событиям, которое в лирических

необрядовых песнях выражается преимущественно в зачинах:

Ты не стой, древо, над рекой,

Не рони-ко листья на воду!

Ты не плачь, не плачь Марьюшка,

О родимой сторонушке!

В лирических необрядовых песнях большую роль играют также

концовки. Их функция подобна функции зачина: они являются "авторскими"

пояснениями к изображаемым в песне событиям, их оценкой - положительной или

отрицательной. Свадебные же лирические песни не имеют концовок: песни

всегда начинаются с непосредственного изображения какого-либо события, им

же и кончаются.

Итак, лирические свадебные песни строятся при помощи пяти

композиционных форм, с одной стороны, сближающих эти песни с необрядовой

лирикой, с другой - отличающих их от неё. Сходство двух разновидностей

лирики объясняется общностью функций, различие же - тем, что свадебные

песни связаны с обрядами.

Можно выделить три вида экспозиции свадебных лирических песен:

1. символическая - всегда начинает свадебную песню с символической

картины или образа

Долго, долго сокол не бывал,

Долго, долго ясен не бывал,

Видно, сокол на горы летал,

Видно, ясен, высоко летал! -

Долго, долго (имя рек) не бывал и т.д.

2. условно-поэтическая- активно использует метафору и другие виды

иносказания, начиная песню изображением жизни человека.

На горе, горе, на высокой, на крутой

Город стоял, город каменный;

В этом городу сила войска стоит;

Силой силён, воеводой грозен

Свет Иван, Свет Семёнович;

Хочет город взять и т.д.

Как и в первой, так и во второй песне используется условная

образность, иносказание, однако в первом случае оно сложное, требует затем

объяснения, во втором же - простое, но всё-таки иносказание, так как

обстановка действия и персонажи, участвующие в этом действии, так же

условны, как и образ ясного сокола, который "летал на горы". Иносказание

же, как представляется, в лирических свадебных песнях создаётся при помощи

приёмов гиперболизации и идеализации.

3. Третий тип экспозиции во многом сближает свадебные песни с другими

песенными жанрами необрядовой лирики.

Колотился, колотился сват у ворот,

Колотился, колотился сват у новых,

Просит он, просит он своё суженоё,

Просит он, просит он своё ряженное:

"Уж и подайте вы мне моё ряженое".

Свадебные обряды, начинающие повествование с символической части,

могут иметь эту часть в разном объёме. Самой большой символической частью

может быть такая, которая изображает целостную картину всего события,

происходящего на свадьбе. Возможны и такие символические экспозиции песен,

в которых свадебные события рисуются не полностью, а частично.

Символические образы чаще всего начинают песню, но иногда они встречаются в

середине текста; например - в начале:

Не долго веночку на стеночке висеть,

Не долго свет Аннушке во девушках сидеть…

и в середине:

Расти, расти, вербушка, век без меня,

Живи, живи, матушка, век без меня!

Параллелизм в сочетании с символическим изображением свадебных

событий широко используется в свадебной лирической песне.

Летал голубь, урковал,

Ко терему припадал -

Што в тереме говорят…

Говорили красны девушки души

Про удалого добра молодца…

Рядом с параллелизмом в свадебных лирических песнях употребляется

другой композиционный приём - приём ступенчатого сужения образа. Как и

параллелизм, чаще всего он встречается в экспозиции песен. Например, в

песне:

При путе, при дороженьке,

При широкой, проезжей -

Тут стоял нов, высок терем.

Что во том ли новом тереме

Все покои изукрашены

И диваны изуставлены…

Часто употребляющимся композиционным приёмом в свадебных лирических

песнях являются обращения. Они могут быть символическими и

несимволическими. Приведём примеры символических обращений:

1) Бел заюшка-горностаюшка,

Почто тебя долго времечко нету?

2) Ах, ты яблонь, ты яблонь,

Садовая моя!

Я садила тебя…

3) Ты камочка, ты камочка моя,

Ты, камка да мелкотравчатая!

Не давалась ты развёртываться

Ни атласам, ни бархатам…

Примерами несимволических обращений могут служить такие:

1) Вы яхонты, голубые, граненые!

Полежите малёхонько…

2) Уж вы дары мои, дары,

Тонки, белы, полотняны…

3) Ты труба ли моя, трубонька,

Ты труба ли моя золотая!

Воструби, трубонька, поранее…

Как параллелизм сопровождается символическим изображением

действительности, так и обращения всегда сопровождаются тавтологией.

Тавтология в обращениях служит тому, чтобы возможно точнее представить тот

объект, к которому обращаются. В обращении могут повторяться одни и те же

слова - здесь мы имеем дело со своеобразным повтором:

Ах ты, яблонька, моя яблонька

Уж ты яблонька раскудрявая…

Тавтология взаимодействует с палилогией. Значение палилогии в

поэтической системе лирических свадебных песен не ограничивается только

композиционной функцией: она часто используется в тех случаях, когда также

нужно внести в изображение предмета какое-то новое качество, новый признак.

Например:

Подломили зало новое,

Зало новое, со гостиною,

Растопили чару золотую,

Золоту чару, со финиксами.

Такой же задаче в свадебных лирических песнях служит и другое

художественное средство - синонимия, активно взаимодействующая с

параллелизмом. Как правило, уточняются два понятия - или действие, или

предмет, или то и другое одновременно. В зависимости от этого

синонимизируются чаще всего три части речи: глагол, существительное и

прилагательное. Невеста, например:

Сидит - не улыбнётся,

С подружками - не рассмеётся!

Или поезжане говорят:

- Мы были у княгини,

Побывали у первобрачной…

Характерным художественным средством свадебных лирических песен

является также эпитет. Например:

На край моря синего,

Тут стояла верба золота,

По корень вербы золоты

Обегали чёрны соболи,

Посредь вербы золоты

Облетали ясны соколы,

Как поверх вербы золоты…

Итак, свадебные лирические песни являются, с одной стороны,

оригинальным жанром свадебного фольклора, отличаясь от величальных и

корильных песен как своей доминирующей функцией, так и поэтическим

содержанием, художественной формой, с другой - представляют собой

своеобразный жанр народной лирики.

Список используемой литературы.

1. Н.И.Кравцов "Славянский фольклор" Московский госуниверситет, 1976 г.

2. "Русское народное поэтическое творчество" Под редакцией А.М.Новиковой

Московский госуниверситет, 1976 г.

3. Ю.Г.Круглов "Русские свадебные песни" Москва, Высшая школа, 1978 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4