скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Обрядовая поэзия скачать рефераты

День "красной горки" был как бы днём весенней кульминации. Образ

"красной горки" - олицетворение весенней красоты земли.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это

время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот

праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами,

а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка,

которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла

собой весеннюю природу:

Завивайся, берёзонька,

Завивайся, кудрявая!

Мы пришли к тебе, приехали,

С вареницами, со яишницами,

С пирогами со пшеничными!

Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если

"завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства":

девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись

друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

Покумимся, кума, покумимся,

Полюбимся, кума, полюбимся,

Чтобы век нам с тобой не бранится!

В троицын день девушки шли в лес второй раз - "развивать берёзки".

Если завитый девушкой венок оказывается засохшим, то это предвещало

изменение в жизни. Затем девушки делали новые венки из берёзок и по дороге

бросали их в воду.

Пойду - выйду я на речку, на речку,

Стану я, стану на крутом берегу;

Кину я, кину веночек на воду:

Стал мой веночек поплывать, поплывать,

Стал меня милый позабывать…

"Завивание венков" считалось заклятьем на будущий урожай.

Завили веночки,

Завили зелёные

На годы добрые,

На жито густое,

На ячмень колосистый,

На овёс ресистый,

На гречиху чёрную,

На капусту белую.

Когда же девушки снова шли в лес "развивать венки" и "раскумливаться",

они пели:

Развили веночки,

Развили зелёные

На годы добрые,

На жито густое,

На ячмень колосистый,

На овёс ресистый,

На гречиху чёрную,

На капусту белую.

Значение праздника Купала сводилось к обрядовой подготовке людей к

близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом

два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные

обряды ).

Горела липа, горела,

Под ней панейка сидела.

Искорки на неё падали,

Парни по ней плакали

Что ж вы обо мне плачете,

Не одна я на свете,

Ведь не одна я едина,

Девушек полна деревня.

Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он

ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость.

А на Купалу

Рано солнце играло.

Рано солнце

Играло на добрые годы,

На добрые годы,

На щедрые росы,

На щедрые росы,

На хлебные урожаи.

Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не

испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры.

Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле.

А мы ночью мало спали,

Ведь мы поле охраняли.

Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую

ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник).

Чеканка у дороги,

Сорву тебя на счастье,

Чтобы мне милого привела,

Которого я напрасно ждала.

В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа,

снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный,

торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также "живой

матке" - колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и

последних колосьев на пашне завивали венки.

Говорило ядрёное жито,

В чистом поле стоя!

- Ах, не могу я в поле стояти,

Колосьями мохати,

Я только могу в поле копами,

А в гумне, в гумне стогами,

А в гумне, в гумне стогами,

В клети коробами.

А в клети, в клети коробами,

В печи пирогами,

В печи, в печи пирогами,

На столе проскурами.

Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу".

"Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия.

Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на

корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды козла" клалось угощение

- краюшка хлеба с солью.

Лежит козёл на мяже,

Дивуется бороде:

А и чья то борода,

А вся мёдом увита?

Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора

урожая:

Жали мы, жали,

Жали, пожинали:

Жней молодые,

Серпы золотые…

Ой и чьё это поле

Зажелтело, стоя?

Иваново поле

Зажелтело, стоя:

Жницы молодые,

Серпы золотые!

Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный

результат годового труда.

Ох, и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали,

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети - закромами,

А в печи пирогами!

Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового

опыта крестьянина - землевладельца.

Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им

возможность отдыха, наполняя его поэзией.

Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный

обряд. У русских предсвадебные обряды включали в себя: сватовство,

смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник.

Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей

семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший

брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль

свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты.

Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых

песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом,

хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности;

интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты

тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и

если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о

порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время

повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки

и угощали пряниками и конфетами.

Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло

в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире,

когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками.

Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорённости,

заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и

женить невесту и жениха.

Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо

было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в

сопровождении "бояр", т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и

приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных. Великая неделя

заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а

затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл -

очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же

будущую жизнь молодых.

Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма

поэтическая и эмоциональная часть обряда. Невеста прощалась с родителями и

подругами, прощалась с "красотой", т.е. с венком или украшенным деревцем -

символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у

восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных -

обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей

семьи на брак.

На следующий день после свадьбы или через день молодожёны

посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали,

желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были

относиться все в течении всей их жизни.

Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя:

приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой; всё заканчивалось

прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением её отцом и

матерью.

В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные,

корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры.

Величальные песни

По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным

особенностям - это один из самых ярких жанров.

По своему происхождению - это магические песни.

Строгой закреплённости величальных песен в обрядах не было.

Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они

рисуют участников свадьбы.

Ой - свашенька пылка,

Пылкай поскорей,

Не мучь нашу девку:

Наша девка нежна,

В городе зродилося,

Калачами кормилася,

Мёдом поилася!

Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы:

свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний

боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д.) и гости новобрачных.

Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое

содержание, также жанрово обусловлена.

. Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-

описания: они строятся на основе прямого изображения внешности

величаемого и выражаемого к нему отношения.

Как у тысяцкого головка -

Ровно маковка в огороде;

А у тысяцкого бородка -

Ровно медянка на блюдце!

. Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня

начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем

следует ответ, в котором изображается внешность величаемого.

- Ещё кто у нас на свадьбе маленек,

- Да маленек?

- Да Пётр у нас на свадьбе всех помене…

. В начале песен идёт риторическое восклицание, восхваляющее

величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же

величаемый человек вызвал такое восхищение.

Тысяцкий хорошенек! -

На тысяцком рубашка мовчановская,

Как на тысяцком штаны бархатные…

. Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому:

- Уж ты винная ягодинка,

Удалой добрый молодец!

У тебя же, у молодца,

У тебя лицо белое,

Примени к снегу белому!…

. Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо

из участников свадьбы…

- Княгиня - душенька!

- Скажи, пожалуй, нам,

- Про свою гостейку!

- У меня свет гостейка

( Такая-то)

Во любви позвана,

Во чести посажена!

. Повествовательная часть плюс монолог или диалог. Повествовательная

часть имеет три разновидности:

( обычно изображается условный пейзаж и несколько

персонажей, один или два из которых обязательно

величаемые, а другие - выражают своё отношение к ним.

На луге, луге стояли три роты,

Три роты восины:

Посредь роты ходит -

Свет Андрей Николаевич!

На нём шуба соболья,

Она крыта парчою,

Что парчою голубою!

Как бояре-то спросят:

- Господин наш полковник,

- Тебя кто шубой дарил? -

Али тесть, али тёща,

Что дарил государь царь.

( в повествовательной части - пейзаж; о величаемом человеке

рассказывают или птицы или животные.

На дубочке два голубчика сидят,

Они воркуют, говорят:

- Не было такого молодца

(Ивана Васильевича)

Ни в Казане, ни в городе!

Появился такой молодец у нас:

Он со тысячи на тысячу ступает.

( символическое описание величаемого при помощи параллелизма:

Что у светлого у месяца

Отрастали золотые рога,

Как у князя новобрачного

Отрастали косы русые

По могучим по плечикам!

Соезжались князья да бояры,

Его кудрям дивовалися:

- Ещё что это за кудерьки,

Страницы: 1, 2, 3, 4