скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Несохранившиеся памятники Ульяновска скачать рефераты

Несохранившиеся памятники Ульяновска

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Несохранившиеся памятники Ульяновска»

Выполнила:

Научный руководитель:

ЗАХАРОВА Наталья

Владимировна

Ульяновск, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ 6

ГЛАВА 2. ОБЗОР НЕСОХРАНИВШИХСЯ ПАМЯТНИКОВ СИМБИРСКА 8

2.1. Несохранившиеся культовые здания Симбирска. 8

2.2. Несохранившиеся общественные здания и рядовая (жилая) застройка

города. 23

2.3. Несохранившиеся природные памятники Симбирска. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

ВВЕДЕНИЕ

История нашего города в достаточной степени богата и событиями, и

интересными объектами, и невозможно в одном историческом исследовании дать

полное представление обо всем городе в целом. Поэтому целесообразнее

ограничиться рассмотрением одной темы и рассказать о несохранившихся

памятниках Симбирска-Ульяновска.

Бесценными для потомков «свидетелями» исторических событий являются

здания и сооружения, а так же памятные места города и его окрестностей, в

большинстве своем давно уже вошедшие в границы современного Ульяновска. В

городе имеется значительное количество памятников архитектуры и

градостроительства, представляющих собой как отдельные здания и сооружение,

так и целые комплексы. Нередко одни и те же здания и сооружения являются

одновременно памятниками архитектуры и памятниками истории.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что сейчас многие говорят

о восстановлении утерянных ныне архитектурных памятников, особенно

культовых зданий. В 1930-х годах, когда Симбирск уже носил свое новое имя –

Ульяновск, были уничтожены практически все культовые сооружения, которые

являлись не только архитектурными памятниками прошлого, но и просто

украшением города. В последнее время интерес к истории в целом, и к

памятникам истории, культуры, архитектуры и градостроительства в частности,

возрос. Недавно администрацией города принято решение о восстановлении

Троицкого собора, находившегося на Соборной площади (ныне площадь 100-летия

со дня рождения В.И.Ленина). Много говорят и о восстановлении природных

памятников Ульяновска, например, реки Симбирки.

Значимость данной работы заключается в попытке показать несохранившиеся

архитектурные и природные памятники Симбирска – Ульяновска, в попытке

привлечь внимание к этой проблеме. В конце 1960-х годов необратимо исчезла

старая застройка целых улиц: Минаева, К.Либкнехта, Ульяновых

(соответственно бывших Солдатской, Лисиной, Стрелецкой). К сожалению,

нельзя сказать, что на сегодняшний день мы не имеем фактов неоправданного

сноса старых зданий и памятников нашего города. Взять хотя бы снос старых

домов на улицах Красноармейской, Радищева, Мира ради постройки элитных

домов и коттеджей. Или снятие декоративной чугунной решетки со сквера на

улице Гончарова. Разумеется, жизнь идет вперед, и невозможно придерживаться

полного невмешательства в застройку исторического центра, но делать это

надо как можно более деликатно и разумно, соблюдая историческую

преемственность, не нарушая целостности градостроительных и природных

структур.

По отдельным архитектурным и градостроительным ансамблям, комплексам и

объектам города ранее публиковались статьи и книги, однако проводимые в

разные годы многими авторами исследования каждый раз добавляли новые

материалы о памятниках, значительно расширявший наше представление о них.

В изученной мною литературе, больше внимания уделено сохранившимся

архитектурным памятникам, исторической застройке города. Описание

несохранившихся памятников представлено лишь культовыми сооружениями –

соборами, церквями и мечетями. Так называемой рядовой (жилой) застройке,

несохранившейся в наше время, внимание уделено мало, а ведь именно рядовая

застройка, складывавшаяся на протяжении десятилетий, наиболее полно

отражает жизнь общества и время, в котором она появилась. Ещё меньше

внимания уделено природным памятникам Ульяновска, не дошедшим до нас.

Больше всего информации об архитектуре нашего города можно почерпнуть из

книг Б.В. Аржанцева, где много написано о несохранившихся культовых

памятниках архитектуры. Краеведческий путеводитель-справочник В.Н. Ильина

отражает не только культовую архитектуру разных конфессий, но и

захоронения, находившиеся на территории города.

Целью моей работы является собрать воедино информацию о самых выдающихся

несохранившихся памятниках Симбирска – Ульяновска, не только культовых, но

и несохранившихся общественных зданий города, а так же рядовую (жилую)

застройку города. Под несохранившимися памятниками следует понимать не

только разрушенные здания, но и здания кардинально поменявшие свой внешний

вид в связи с перестройкой, как, например, Дом Гончарова или мусульманская

мечеть. В краеведческой литературе теме несохранившихся общественных зданий

не уделено должного внимания. Постараться собрать сведения по

несохранившимся природным памятникам Ульяновска.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ

Творцом истории всегда и везде является народ. Памятники истории и

культуры – свидетели нашего прошлого – отражают полностью народом путь.

К сохранению памятников истории и культуры разные народы на протяжении

всей истории относились не одинаково. В некоторые эпохи на них не обращали

внимания и представляли доживать свой век, в другие эпохи приспособляли для

новых нужд, не заботясь о сохранении их художественных достоинств, но в

отдельные периоды возникала потребность сознательного сохранения памятников

ушедших поколений.

В дореволюционной России не существовало специального законодательства об

охране памятников истории, архитектуры, искусства и других видов

памятников. Попытка ввести какие-либо нормы, направленные на сохранение

памятников, встречала противодействие, так как памятники в своём

большинстве были собственностью частных лиц. Лишь Строительный Устав

(обязательный для исполнения) запрещал снос зданий, возведённых до XVIII

века, или ремонт, ведущий к их искажению. Некоторое значение имели также

инструкции Археологической комиссии, запрещающие самовольные раскопки

курганов, древних поселений и так далее.

Передовые круги русской общественности настойчиво добивались издания

закона направленного на охрану памятников архитектуры и искусства. В начале

XX века в столице и некоторых губерниях были образованы Общества защиты и

сохранения памятников искусства и старинны.

После Великой Октябрьской революции Советское правительство предпринимает

ряд мер по охране памятников старины. В 1918 году были приняты и

опубликованы первые законодательные акты по охране памятников. Забота об

исторических и культурных ценностях была возложена на Народный комиссариат

просвещения, а точнее на созданную при нём Всероссийскую комиссию по делам

музеев и охране памятников искусства и старины. К началу 1922 года в

Наркомпросе было создано Главное управление научными, художественными и

музейными учреждениями Академии центра (Главнаука) с отделом по делам

музеев и охраны памятников, в его ведении находились все учреждения,

занимавшиеся охраной памятников. При губернском отделении народного

образования также были созданы отделы охраны памятников.

После революции Советское Правительство издало ряд законов, по которым

памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляли

художественно и исторической ценностей. Политика правительства была

направлена на создание новых памятников вдохновителям и лидерам революции,

борцам за свободу народа: Марксу, Энгельсу, Радищеву, Халтурину,

Робеспьеру, Ленину. Подобное происходило по всей России, и особенно в

Симбирской губернии, как на родине Ленина. Здесь, как нигде в России, с

рвением уничтожались культовые сооружения, ради памятников революционным

деятелям.

В 20-х годах были национализированы многие музеи галереи, из Троице-

Сергиевской лавры был сделан музей.

В 1932 году был создан Межведомственный комитет по охране памятников при

Президиуме ВЦИК, на который возлагалось общее наблюдение за выполнением

постановлений правительства по вопросам охраны памятников и разрешение всех

вопрос об их использовании, переделках или разработки отдельных памятников.

Далее полномочия по охране памятников старины постоянно передавались в

различные комитеты, как на местном и государственном уровне. Это приводило

к путанице и утрате памятников искусства и архитектуры из-за ненадлежащей

работы комитетов и не должному отношению к памятникам царской России.

ГЛАВА 2. ОБЗОР НЕСОХРАНИВШИХСЯ ПАМЯТНИКОВ СИМБИРСКА

2.1. Несохранившиеся культовые здания Симбирска.

Культовое зодчество Симбирска уходит своими истоками к первому периоду

становления города, сопутствовало его последующему развитию и было тесно

связано с его застройкой и планировкой, историей и культурой, социальными и

экономическими условиями формирования.

В первое время с момента основания города в Симбирской десятине уже

числилось 18 церквей и 3 часовни. В этот период при основании селения,

прежде всего, строили церковь, затем возле неё «усад» для помещика и избы

для крестьян. Церкви и монастыри Симбирска вместе с церквами Симбирского

уезда составляли Симбирскую десятину в качестве церковно–административного

округа патриаршей области; в десятины платилась определенная дань

патриарху. В последующем Симбирская губерния была причислена к Казанской

епархии и управлялась казанским архиереем. И только 10 февраля 1832 года

(по старому стилю) состоялось учреждение самостоятельной Симбирской

епархии.

К 1832 году в Симбирской губернии было 603 церкви, а в Казанской – 406

приходских церквей. В состав Симбирской епархии вошли все 10 уездов

губернии.

Предполагалось открыть в Симбирске свою семинарию. Духовная консистория

первоначально была размещена в ветхом двухэтажном корпусе около ворот

Покровского монастыря, а архиерей – в монастырских настоятельных кельях. В

1844году у княгини Хованской для архиерея был куплен каменный двухэтажный

дом на Венце. Этот дом был построен дедом княгини, бывшим симбирским

губернатором Александром Васильевичем Толстым. Консистория какое-то время

помещалась в деревянном флигеле на одной из усадеб, а в 1859 году для неё

был построен двухэтажный кирпичный дом.

В 1898 году в городе насчитывалось 3 собора, 2 монастыря, 11 приходских

и 15 домовых церквей.

Культовое зодчество в Симбирске было уникальным явлением, которое нужно

рассматривать в градостроительстве и архитектуре с нескольких сторон

одновременно.

Во-первых, это была система наиболее активных общественных центров

города, динамично развивающаяся и чутко реагирующая на любые изменения.

Если возрастало количество прихожан, то число обслуживающих их церквей

увеличивалось. Причем этот рост часто приводил к увеличению престолов в том

или ином храме. Так в Воскресенской (Германовской) церкви количество

престолов достигало пяти, а в Спасо-Вознесенском соборе – шести. В то же

время подгорная древняя Успенская церковь в связи с уменьшением населения

под горой и неудовлетворительными гидрогеологическими условиями местности

была в 1724 году закрыта вместе с Успенским монастырем, а состав их

служителей перевели в Покровский монастырь.

Во-вторых, система культовых объектов в плане города была расположена не

хаотично, а с определенной закономерностью, придающей пропорциональность,

стройность и красоту градостроительной композиции как города в целом, так и

его отдельных частей.

Этот аспект исследований долго оставался в стороне от внимания

современных архитекторов и градостроителей, что нарушало принципиальную

преемственную связь между поколениями градостроителей и отрицательно

сказывалось на формировании облика города, особенно в его исторической

части.

В-третьих, функциональное зонирование мест размещения культовых объектов

учитывало целый ряд факторов: исторических, иерархических,

градостроительных, территориальных и так далее.

С каждым годом всё актуальнее становится задача восстановления утраченных

историко-культурных ценностей, накопленных веками, созданных умом, сердцем

и руками наших предков.

Троицкий собор (Приложение 1). Историко-мемориальное значение собора в

первоначальном замысле прямо связывалось с важнейшим событием в истории

России и Европы с победой над французами и последующим заключением мира.

Троицкий собор был построен в 1827 – 1841 годах. В сильный пожар 1864

года уничтоживший большую часть города, собор обгорел и был восстановлен в

1868 году 25 – 26 августа 1912 года (по старому стилю) Троицкий собор был

одним из центров города, где отмечался 100-летний юбилей Отечественной

войны 1912 года.

Собор не только являлся главным архитектурным объектом Соборной площади,

но и объединял всю застройку тогда ещё небольшого города, а также создавал

вместе с вертикалями двух других соборов и ряда церквей выразительный

высотный силуэт Симбирска.

После Октябрьской революции и в первые десятилетия Советской власти

Троицкий собор и ряд других объектов культового зодчества были внесены в

список памятников, охраняемых государством.

Автор проекта Троицкого собора – архитектор Михаил Петрович Коринфский.

Он учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, затем в Академии

художеств. Во время учёбы в Академии у известного зодчего А.П. Ворнихина в

1809 – 1811 годах. М.П. Коринфский проходил практику на строительстве

Казанского собора, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и других. С 1813

по 1851 года архитектор проектировал и строил по своим проектам разные

здания и сооружения в Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Казанской

губерниях. В Арзамасе по его проекту сооружен Воскресенский собор (1814 –

1842 гг.).

В 1816 году МП. Коринфский разработал проект собора Александра Невского в

Симбирске, который 7 сентября 1824 года был утвержден императором

Александром I.

Архитектурно-художественные особенности храма: его необычная, круглая в

плане форма с четырьмя прямоугольными колонными портиками, ориентированными

Страницы: 1, 2, 3