скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Несохранившиеся памятники Ульяновска скачать рефераты

по сторонам света и завершёнными треугольными фронтонами, с таким же

круглым над ними световым барабаном, украшенным по периметру 24 колоннами и

12 арочными окнами и увенчанным стройным куполом с фонариком и ажурным

крестом, - производили неизгладимое впечатление своим изяществом и

монументальностью.

Глава собора, благодаря ступенчатому очертанию кровли, расположенной ниже

световой ротонды, как бы постепенно вырастала из основного объема храма,

создавая органичный образ всего сооружения.

Коринфский ордер колонн с развитыми капителями, арочные ниши на фасаде

между портиками создавали сложную игру света и тени, придавая всему

сооружению черты пластичности и скульптурности.

Собор представлял собой центрическую структуру храма-ротонды со

сводчатыми покрытиями и в этом качестве развивал тему таких известных

сооружений древнего и нового времени, как Пантеон в Риме или Казанский и

Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге.

Интерьер храма полностью соответствовал его внешнему облику. Центральная

часть представляла собой четыре пилона треугольной формы, декорированными

полуколоннами коринфского ордера. На пилоны опирались подпружные арки,

поддерживающие световой барабан-ротонду, завершённые сферическим куполом.

Главный вход был расположен с западной стороны и оформлен восьмиколонным

портиком на высоком цоколе с парадной наружной лестницей; аналогично были

оформлены два других входа с южной и северной сторон.

С восточной стороны располагался алтарь в прямоугольном помещении,

оформленном снаружи и внутри коринфскими колоннами, подобно другим

портикам. Все четыре боковые части, примыкающие к средней, были перекрыты

цилиндрическими сводами. Внутреннее помещение храма, за исключением алтаря,

имели преимущественно круглые очертания стен. В нишах стен предалтарной

части были устроены лестницы и две верхние галереи.

В целом внутренняя планировка храма позволяла свободно ориентироваться в

его пространстве, насыщенном скульптурами, живописью, предметами

религиозных обрядов, четырёхъярусным иконостасом, рядом икон и так далее.

Судьба собора в советское время связана с беспечностью и нецелесообразной

его эксплуатацией в качестве архивохранилища, в результате чего в 1930-х

годах он обгорел и без достаточных оснований был снесен.

Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры в своем

письме местному горсовету рекомендовал сохранить собор с использованием его

в качестве культурно-просветительского учреждения с сохранением внешнего

облика. Однако местный горсовет в своём ответе рассказал о том, что собор

сильно повреждён после пожара и за неимением средств на его восстановление

будет в ближайшее время снесён.

Итак, инициатива восстановления собора после пожара исходила от

центральных органов, это представляло собой вполне достаточную предпосылку

для активизации местной инициативы, которой горсовет не воспользовался, так

как не оценил по достоинству этот памятник.

Недавнее решение администрации города и восстановлении Троицкого собора

следует считать целесообразной, так как он возродит ансамблевое единство

целого ряда зданий периода классицизма, позволит восстановить исторический

облик центральной части города и может быть использован в различных

культурно-просветительских целях.

Николаевский собор (Приложение 2). История Николаевского собора уходит

своими корнями к возникновению города. В 1648 году одновременно со

строительством деревянной крепости, внутри её, была сооружена соборная

Свято-Троицкая церковь, тоже деревянная. В 1694 году в результате пожара

церковь, а также размещавшийся рядом с ней базарный ряд сгорели.

В 1702 – 1712 годах строится каменный Свято-Троицкий собор. Это название

сохранилось за ним до 1844 года, а после открытия нового Троицкого собора

его переименовали в Николаевский.

Историко-мемориальное значение Николаевского собора, прежде всего,

связано с основанием города, так как храм был возведён по принципу

преемственности на месте одной из древнейшей в Симбирске Свято-Троицкой

соборной церкви. Впоследствии Николаевский собор включал в себя церковь

Иоанна Воина, основанную в память войны 1853 – 1856 годов, в которой, в

свою очередь, хранились церковные реликвии симбирского ополчения

Отечественной войны 1812 года.

Вплоть до 30-х годов XX века Николаевский собор имел статус памятника

культуры и находился под охраной государства.

По структуре архитектурной композиции большинство соборов и церквей

Симбирска состояли из храмовой части, трапезной и колокольни, вытянутых с

запада на восток. Такой приём застройки был характерен и для жилых

сооружений старого Симбирска.

Собор был сооружён по византийским образцам, прямоугольным в плане с

апсидой в виде трёх полукружий с восточной стороны. Четырёхъярусная

колокольня пристроена в 1855 – 1857 годах к западной стороне собора по

проекту Морозова.

Храмовая часть представляла собой крестово-купольную систему с темя

продольными и поперечными пролётами. Храм четырёхсторонний, на столпы

опирались подпружные арки, несущие среднюю часть со световым барабаном и

сводом, завершённым центральной главой. Четыре меньшие главки на глухих

барабанах располагались по углам. В целом собор был пятиглавым с

четырёхскатной крышей. Стены храма разделялись лопатками, декоративными

парными колонками по высоте и завершёнными тремя архивольтами на каждой

стороне. Верхние части стен храма были прорезаны тремя оконными проёмами.

В 1892 году гражданский инженер В.Л. Ивановский разработал проект

реконструкции одноэтажной пристройки с северной стороны собора,

осуществлённой в последующие годы. В 1894 году под алтарём собора была

строена небольшая церковь. В верхнем уровне нижних подпружных арок храма у

его западной стороны расположились хоры.

Пол в храме и притворе был чугунный, в алтаре – деревянный, под алтарём в

церкви – асфальтовый. Общая длина собора с запада на восток составляла

около 45 метров, наибольшая ширина – порядка 23 метров.

Ещё раз отметим, что Николаевский собор своей историей был связан с

основанием Симбирска, долгое время служил его главным храмом, а

впоследствии являлся важнейшим историко-мемориальным и архитектурно-

градостроительным памятником, взятым под охрану государства в советское

время. Утрата памятника – следствие бесцеремонного и пренебрежительного

отношения к историко-культурному наследию, особенно сильно проявившегося в

Ульяновске в 30-е годы XX века.

Спасо-Вознесенский собор (Приложение 3). Спасо-Вознесенский собор был

основан в 1844 году на основе приходской церкви, сооруженной во второй

половине XVII века; тогда она была однопрестольной и деревянной.

В 1694 году церковь построена заново тоже одноэтажною, деревянной и

двухпрестольной. В 1729 – 1730 годах она вновь перестраивается и становится

уже каменной, двухэтажной и трёхпрестольной.

В связи с расположением в центральной части города и увеличением числа

прихожан Вознесенская церковь в 1825 году была расширена, а в 1849 – 1851

годах снова происходит расширение, но теперь уже Спасо-Вознесенского

собора.

В 1852 – 1854 годах два предела прибавляются к уже существующим на первом

этаже, а в 1857 – 1851 годах ещё два предела открываются на втором этаже,

храм стал шестипрестольным. В 1900 году старая часть храма в два этажа была

разобрана; гражданский инженер Розетти к этому времени разработал проект

перестройки собора.

В 1902 году во время рытья фундамента под новый храм было обнаружено,

старое кладбище. Таким образом, историко-мемориальное значение Спасо-

Вознесенского собора связано с возможным захоронением участников восстания

Степана Разина на месте его возведения.

24 июня 1901 года (по старому стилю) утром была произведена закладка

храма. После молебствия и водоосвящения в основание храма опустили камень с

высеченным на нём крестом и вложенной в него медной доской с надписью. В

это же лето белым камнем был выложен подвальный этаж и обложен цоколь.

В строительный сезон 1902 года постройку довели до барабана. В 1903 году

были сооружены паруса, возведены своды, подпружные арки и карнизы. 10

сентября 1906 года храм был освящён. Колокольня и трапезная остались

старыми.

Высокий храм с пятиярусной колокольней, в куполе которого в 1869 году

были установлены большие городские часы, хорошо смотрелся с самых дальних

точек обзора – из-за Свияги, с юга и севера.

Здание Спасо-Вознесенского собора представляло собой уникальный историко-

мемориальный и архитектурно-градостроительный памятник. Его восстановление

было бы оправдано, в частности, с точки зрения воссоздания в исторической

зоне достоверного облика Симбирска последних десятилетий позапрошлого века.

Женский Спасский монастырь. Симбирский Спасский Новодевичий монастырь

возник почти одновременно с основанием города Симбирска. Одно из самых

ранних упоминаний о нём, как об уже существующем, относится к 1663 году.

Первое время в монастыре была только одна деревянная небольшая церковь во

имя Спаса Нерукотворного. В 1678 году она обветшала и на её месте была

построена новая. В пожар 1685 года эта церковь сгорела, а в 1696 году

появилась соборная каменная церковь, у которой колокольня была деревянная

восьмигранная с шатровым верхом и главою, обитой деревянной чешуёй.

Церковь во имя Спаса Нерукотворного была холодной, стояла посреди

монастыря. В 1698 году в монастыре была построена другая каменная теплая

церковь – во имя Святого Алексея Митрополита Московского. В 1709 – 1710

годах с западной стороны церкви была возведена каменная колокольня,

которую в 1713 году соединили с храмом посредством сооружения трапезной. В

1734 году с южной стороны к храму был пристроен придел во имя трёх

вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна

Златоуста.

Размещался монастырь в квартале между улицей Спасской (ныне улица

Советская), переулком Полицейским (ныне Пожарный переулок), улицами

Чебоксарской (Бебеля) и Дворцовой (К. Маркса). Первоначально он был обнесён

деревянной оградой и сам назывался «деревянным» в отличие от «каменного»

Покровского монастыря. Въездные ворота с северной стороны назывались

«водяными», с южной стороны ворота были расписные, с деревянной часовней

при них. В 1789 году была сделана кирпичная ограда. Святые ворота

располагались со стороны Спасской улицы.

В пожар 1864 года женский Спасский монастырь обгорел. После пожара была

восстановлена каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а обветшавшую

церковь во имя Алексея Московского разобрали.

До 1936 года на территории монастыря ещё одна новая каменная церковь,

построенная в 1864 – 1870 годах во имя Иверской Божьей Матери с приделами

во имя святителя Алексея Московского на южной стороне и святителя Тихона

Воронежского на северной.

Восточная кирпичная стена Спасского монастыря со святыми воротами была

разобрана в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века во время

строительства Дворца культуры профсоюзов. Примечательно то, что на

остальной территории бывшего монастыря не построено ни одного капитального

здания.

Таким образом, территория бывшего женского Спасского монастыря может быть

рассмотрена как основа для восстановления в её юго-западном углу церкви во

имя Иверской Божьей Матери.

Мужской Покровский монастырь. Первоначально мужской Покровский монастырь

назывался Благовещенским по наименованию деревянной церкви во имя

Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной с монастырскими с

монастырскими зданиями в 1698 году. Прихожанами Благовещенской церкви были

в основном жители прилегающих к монастырю и расположенных южнее него двух

слобод – Семеновки и Солдатской (нынешняя западная часть улицы Минаева со

стороны Свияги в старом Симбирске называлась Нижне-Солдатской улицей).

В 1722 году церковь сгорела; вместо неё в 1723 году на средства

симбирянина П.И. Муромцева была построена камена церковь того же названия с

двумя приделами. Один из приделов – Покрова Пресвятой Богородицы – был

освящён раньше, и монастырь в честь этого события стал называться

Покровским. Несколько позже появилась новая каменная колокольня.

В конце XVII века на территории монастыря было открыто кладбище, на

котором хоронили помимо служителей Покровского и Спасского монастырей

наиболее именитых жителей Симбирска. Это кладбище считалось

аристократическим. Цены за одно место достигали 200 рублей, что являлось

немалой статьей дохода монастыря.

Помимо Благовещенской церкви на территории монастыря размещались

следующие сооружения: двухэтажный каменный, квадратный в плане корпус под

стропильной крышей, построенный в 1758 году; одноэтажный деревянный на

каменном фундаменте дом; одноэтажные деревянные монашеские кельи;

одноэтажный каменный флигель, построенный в 1832 году и т.д.

Таким образом, мужской Покровский монастырь имел значительную историко-

мемориальную ценность, связанную как с историей формирования города, так и

с захоронениями на его территории ряда известных деятелей русской культуры

и государства.

Мужской Покровский монастырь по своей историко-мемориальной и

архитектурно-градостроительной ценности может быть приравнен к таким

важнейшим градостроительным комплексам, как женский Спасский монастырь и

Симбирский кремль, с которыми он был связан единой планировочно-

пространственной структурой. В настоящее время территория этого монастыря

включена в охранные зоны Государственного историко-мемориального

заповедника.

Николаевская (Казанская) церковь. Эта церковь возникла одновременно с

основанием Симбирска. В 1651 году впервые упоминается о церкви Пресвятой

Богородицы Казанской и Стрелецкой слободе. Она размещалась за северными

городскими воротами.

В 1708 году в Симбирск был направлен Петром I стрелецкий полк, который

разместился на Стрелецкой улице и был «прикомандирован» к строящейся здесь

Казанской церкви, которой стрельцы пожертвовали икону святителя Николая. В

честь этого события к Казанской церкви пристраивается придел, посвященный

святителю Николаю.

В конце XVII века Казанская церковь ветшает и в 1792 – 1796 годах

заменяется новой, а в 1801 году сооружается Николаевская церковь.

Фактически церковь состояла из двух церквей, расположенных на одной черте и

соединенным широким проходом.

О высокой историко-мемориальной архитектурно-градостроительной ценности

Николаевской церкви говорит уже тот факт, что она была взята на

государственную охрану музейным отделом Главнауки Народного комиссариата

просвещения СССР, но в 30-е годы XX века этот памятник был уничтожен.

Страницы: 1, 2, 3