скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Мода скачать рефераты

полоской, тоненькой клеточкой. К костюмам коричневым, бежевым, терракот -

сорочки белые, беж, кремовые, серовато-розовые. К черным - сорочки белые.

Мужчины помнят: сорочка лучше выглядит и удобнее себя чувствуешь, если

размер ее воротника на номер больше, а рукава впору или немного длиннее.

Особое внимание в гардеробе мужчины - Его Величеству галстуку. Он -

визитная карточка мужчины. Многие женщины видят в галстуке мужчин

утонченность вкуса. Галстук выбирается по цвету и рисунку, чтобы подходил к

костюму и рубашке. К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к

сорочкам в полоску или клетку - однотонные, спокойных тонов. Хорошо с

костюмами светлых тонов носить яркие галстуки. Галстук должен сочетаться

также и с тоном шляпы и носков. Ныне в моде галстуки, свободно прилегающие

к сорочкам, не слишком затянутые, без заколок и украшений.

Костюм завершает обувь, ведь хорошо одетый человек - это прежде всего

хорошо обутый человек, к темным костюмам - темно-коричневые или черные

туфли; к светлым костюмам - обувь цветная: бежевая, кремовая, серая,

красновато-коричневая.

Итак, красивая походка, стройный внешний вид, элегантный костюм создают

облик современного культурного мужчины. И обязательно улыбка - важный

этикетный знак. На Западе и Востоке говорят: не умеешь, улыбаться - не

умеешь торговать. Однако пленительная улыбка нужна не только в торговле, а

всюду, всегда и во всем.

Улыбка - мягкая и добрая - сближает людей. Ведь лицо - зеркало

отношений. Тот, кто умеет улыбаться, находится во власти положительных

эмоций. Даже при написании письма улыбка влияет на его содержание.

Проверьте это на собственном опыте.

Вспомните полные бодрости и энергии слова Дейла Карнеги: «Когда Вы

выходите на улицу из дома, то высоко поднимите голову; вдохните полной

грудью; приветствуйте друзей улыбкой; вкладывайте душу в каждое

рукопожатие; не бойтесь, что Вас неправильно поймут; на своих в своих

врагов не тратьте ни минуты; соберите все свое мужество; сдаться нетрудно.

Трудно держать голову высоко. Вы - Бог!».

Мода в поведении

Происходящие в нашей стране социально-экономические преобразования, не

оставили в стороне и такую важную часть нашей жизни как моду.

Действительно, в зарождающемся классе предпринимателей очень модны

строгие костюмы, белые рубашки, короткие стрижки, что можно

охарактеризовать как «деловой стиль». Но кроме этой чисто внешней стороны

стиля, появляется новое и в манерах, поведении, общении, речи.

Еще недавно привычное «товарищ» теснится обращением «господин», а слова

«сударь» и «сударыня» уже не звучат диссонансом, а воспринимаются как

веяние нашего времени. Рассмотрим, то что пришло в нашу жизнь и стало

модным в настоящее время, и что совсем недавно воспринималось нами как «и

прошлого века».

Среди ритуальных форм обращения людей друг к другу существуют

приветствия, прощания, представления. Они бывают то корректными, учтивыми,

галантными; то недоброжелательными, спесивыми, заносчивыми. В них

проявляется гамма тональности, которая зависит от характера взаимоотношений

между людьми, возраста, пола, степени родства и уровня культуры.

У каждого народа свои правила встреч и расставаний: поклоны,

рукопожатия, снятие головного убора, вздымание рук, опускание на колени,

поцелуи одежды «святейшего».

Поклон. Склонение головы есть выразительный жест уважения. Глубина

поклона зависит от статуса партнеров и сложившейся ситуации. В поклоне

заложен смысл уважения Человеку, Богу и Земле. У японцев, например, три

степени поклона: самый низкий –«сайкейрей»; средний поклон с углом в 30

градусов; легкий поклон - в 15 градусов.

Рукопожатие. Это один из повсеместно бытующих жестов дружеского

расположения. Протянутая рука - знак миролюбия, отсутствия в ней «камня».

При рукопожатии женщина первая подает руку, но не пожимает руки

мужчины. Рукопожатия между мужчиной и женщиной не должны быть фамильярными.

Обычай целовать руку женщины сегодня, кажется, уходит е прошлое. В

России XIX в. поцелуя руки, как проявление особого почета, удостаивались

только немногие замужние женщины, - мать, жена, замужняя сестра, хозяйка

дома. При поцелуе мужчина наклоняется, но руку дамы высоко не поднимает.

Снятие головного убора. Форма уважения, распространенная в основном в

Европе.

На Востоке ритуал приветствия имеет свой почерк. Так, приветствия между

мусульманами могут считаться исполненными, когда привет и ответ произнесены

по всем правилам и взаимно услышаны. После первых приветствий принято

спрашивать о здоровье друг друга и членов семьи. Словесный знак приветствия

- «Мир Вам!»

В странах Востока и ныне сохраняется стиль движения по улице

высокопоставленной особы. И чем важнее особа, тем медленнее она должна

двигаться. Этим обеспечивается ее важность и возможность встречным успеть

поклониться.

Существует на Востоке и такое правило: неэтично мужчине приветствовать

...красивую женщину. Такой шаг означает наличие в мужчине «дьявола». Можно

приветствовать только некрасивую женщину. При этом женщина должна быть

настолько сдержана в поступках и словах, дабы не дать повода к

возникновению бесцеремонности по отношению к ней.

Формой представления в обществе служат визитные карточки. Особенно они

были модны в прошлом, но ныне вновь «набирают силу». Визитная карточка -

лицо человека. Их вручают при знакомстве или прикладывают к посылаемому

подарку. Визитная карточка содержит фамилию, имя, отчество, ученую степень,

профессию, официальную должность, номер телефона.

Комплименты. Похвала, комплимент, теплое слово ободряют человека, и не

будем смущаться высоких слов «любви и удивленья» в адрес друзей, родных и

сослуживцев.

Но в комплиментах и любезностях должна быть только полная искренность.

Без фальши. Если нет повода для комплимента - лучше промолчать.

Переход с «Вы» на «Ты». Переход от одного обращения к другому знаменует

важный этап отношений между людьми. Сфера официально-вежливого «Вы» широка.

Это обращение к незнакомому или мало знакомому человеку; обращение к

старшему по возрасту, социально-правовому положению, обращение среди

коллег, сослуживцев, дипломатов. И всюду тон сдержанной вежливости.

Обращение на «Вы» обязательно и по отношению старших к младшим. Но тут

наблюдаются неоправданные отступления. Обращение к молодежи на «Ты»-

нарушение этикета. К юношам и девушкам, достигшим 18 лет, обращаются на

«Вы».

Обращение на «Ты» означает близость, а то и дружбу. Сердечное «Ты»

устанавливается с хорошо знакомым человеком, при дружеских отношениях, при

равенстве социально-правового и возрастного статусов. Переход с «Вы» на

«Ты» в отношениях между мужчиной и женщиной определяет женщина.

Поведение на улице. Улица - смотрины вежливости и культуры человека.

Первая оценка - по внешнему виду и осанке. Воспитанного человека узнаешь по

размеренной походке, умению держаться скромно, но с достоинством. Он идет

прямо, не оглядывается, долгого взгляда на встречных не задерживает. Громко

не говорит. К себе внимание не привлекает. Знакомым вежливо кланяется. В

нечаянном столкновении приносит извинения. Никому не заслоняет дороги, не

заставляет сойти с тротуара, если узким оказался проход.

На улице, в толпе, важно остаться вежливым, и во всяком случае

приносить извинения за доставленное соседу неудобство:

. «Простите, я нечаянно!»;

. «Разрешите Вас побеспокоить»;

. «Я вынужден Вас потеснить, извините!».

По тротуару мужчина шагает слева, женщина справа. Почему справа?

Правая сторона - почетная сторона, она более удобна, здесь женщина не

подвергается толчкам встречных. Если мужчина сопровождает двух женщин, он

идет посредине, уделяя внимание каждой из спутниц, когда идут вчетвером -

тротуар не занимают, стараются идти попарно. При встрече группы здороваемся

с каждым. чтобы никого не обидеть. Первыми подают руку женщины и старшие по

возрасту и социальному статусу мужчины.

По лестнице, при спуске, мужчина идет впереди, при подъеме - сзади.

Предпочтительная сторона для женщины - у перил.

Театр, тусовка. «В театре следует держаться так же прилично и

благовоспитанно, как и в великосветской гостиной», читаем в правилах

хорошего тона, действовавших в прошлом веке. Они же напоминали театралу:

костюм, в котором Вы собираетесь в театр, надо проветрить от нафталина, а

духи не должны быть слишком крепкими.

В театр первой входит женщина. Войдя в фойе, мужчина снимает головной

убор, а при выходе надевает его только в дверях. В гардеробе, как известно,

помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам.

В зрительный зал первым входит мужчина. К своему месту проходят лицом

к сидящим и просят извинения за беспокойство. В ложе передние места

уступают женщине. Заметив знакомых, приветствую их легким наклоном головы.

Если лицо высокопоставленное или если это женщина - кланяются чуть

привставая.

Ведущее правило поведения в театре - соблюдение тишины. В ходе

представления вызывает протест окружающих, когда кто-то щелкает замком

дамской сумки, разворачивает обертку конфет, просит у соседа программу

концерта или либретто оперы.

В антракте некорректным является рассматривать в бинокль театральную

залу и зрителей. Если спутник желает выйти, а спутница предпочитает

оставаться в ложе, то ему позволительно отлучиться на некоторое время,

перекинуться с приятелем несколькими словами, но не останавливаться и не

беседовать с другими женщинами. Таковы правила, соблюдаемые в прошлом.

Такими они остались и в наши дни.

...Спектакль закончился. Артисты кланяются публике. Но зрители зал не

покидают и продолжают их приветствовать. Бег в гардероб - верх неприличия.

Есть правила о месте и времени аплодисментов. Их незнание может поставить

нас в неловкое положение. На симфонических концертах, например, принято

аплодировать после окончания всего произведения, а не после каждой ее

части. Тут следует ориентироваться по дирижеру. Его поворот к публике -

время оваций.

Деловая поездка, поездка на отдых. Вам предстоит дальняя дорога. В пути

путешественник будет чувствовать себя комфортно, если продумает все детали

отъезда от билета до бритвенного прибора. Спешка в сборе ведет к опозданию,

а опоздание несет тысячи неприятностей.

Родные и друзья провожают вас у вагона. Цветы, как правило не

преподносятся - в дороге будут лишь обузой. Лучше предложить свежие газеты,

иллюстрированные журналы, фрукты (лучше цитрусовые). В вагон первым входит

мужчина, подает руку даме. В купе мужчины и молодые люди уступают нижние

места женщинам и пожилым людям.

В вагоне вам нередко предстоит провести несколько суток. Надевают

предусмотрительно взятые облегченные вещи. Но не пижамы и кухонные халаты!

Туфли нужно сменить на тапочки, да не те стоптанные шлепанцы, что второпях

сунули в портфель.

Наступает время знакомиться с соседями по купе, ведь хороший попутчик -

половина дороги. Представляются друг другу по имени и отчеству. Через

некоторое время Вы уже будете иметь представление о своих соседях, однако

«здесь необходима корректность. У каждого пассажира свой неведомый мир

переживаний и свой стиль поведения. Навязчивость, излишняя разговорчивость

нежелательны. Находят интересные для беседы темы. Если беседа не клеится,

углубляются в чтение или предаются раздумью под стук колес дальнего

экспресса.

Помните о правилах приличия при приеме пищи в поезде. Еда заготовлена

еще дома (сыр, колбаса, куры) и завернута в салфетки. С попутчиками свою

провизию можно и не делить, но будет уместным предложить соседям фрукты,

конфеты, соки. При этом не рекомендуется категорически отказываться, но и

слишком настаивать на угощении не следует.

Пассажиры, знакомые с нормами этикета, в купе попоек не устраивают,

косметических масок не делают, ногти не чистят.

Но вот пора выходить. Встречают нас или нет, желательно найти

возможность побриться, надеть свежую сорочку, почистить обувь. Попутчикам,

следующим дальше, желают счастливого пути, благодарят за компанию и

интересно проведенное время. Можно утверждать: поездка удалась, если вы

были предупредительными и вежливыми.

Когда летите самолетом - тот же такт и та же вежливость. Вот только

своего места не уступают. Но человек воспитанный может предложить другу или

весьма уважаемому человеку свое кресло у иллюминатора.

Стиль жизни

Социально - историческая природа моды наиболее полно может быть

выражена в эстетической категории стиля.

Чтобы точнее разобраться в дефиниции данного понятия, нам вновь

придется обратиться к некоторым справочникам.

Стиль в архитектуре и в искусстве (от лат. stilus - остроконечная

палочка для письма, манера письма).

. совокупность особенностей, присущих какой - нибудь эпохе, школе,

моде;

. идейно и художественно обусловленная общность изобразительных

приемов в литературе и в искусстве определенного времени или

направления, а так же в отдельном произведении;

. способ осуществления чего - либо, отличающийся совокупностью

своеобразных приемов;

. устойчивая общность образной системы, средств художественной

выразительности, характеризующая своеобразие творчества художника,

модельера, отдельного произведения, художественного направления,

национальной культуры;

. отличие стиля от других категорий эстетики, в частности

художественного метода, в его непосредственно конкретной реализации:

стилевые особенности как бы выступают на поверхность произведения, в

качестве зримого и ощутимого единства всех главных моментов

художественной формы;

. в широком смысле - сквозной принцип построения художественной формы,

сообщающей произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит.

При этом различают «большие стили», т. н. стили эпохи (Возрождение,

барокко, классицизм), стили различных направлений и течений,

национальные стили и индивидуальные стили художников, модельеров

нового времени.

Соотношение между индивидуальным стилем и историческим стилем эпох и

направлений в разное время складывается по-разному. Как правило, в ранние

периоды развития моды стиль был единым, всеобъемлющим, строго подчиненным

религиозно - идеологическим нормам; «с развитием эстетической

восприимчивости ... необходимость для каждой эпохи в единичности стиля

(«стиля эпохи», «эстетического кода эпохи») постепенно ослабевает» (Лихачев

Д.С.).

Начиная с нового времени индивидуальные стили все более определяют

«лицо» «больших» и классических национальных стилей.

Сама же историческая смена художественных стилей не обнаруживает

сплошной цепи преемственности: наследование стилевой традиции и разрыв с

ней, усвоение устойчивых характеристик предшествующего стиля и

принципиальное отталкивание от него - с переменным успехом оказываются

доминирующими в различные исторические периоды и у разных авторов.

Стиль есть самая общая искусствоведческая категория, которая

соответствует мировоззрению и художественному мышлению больших масс людей,

художников целой эпохи и большого круга людей.

Некоторые считают, что техника изменяется потому, что приедаются старые

приемы; стремление освежить эти приемы и заставляет менять технику. Это,

разумеется, неверно. Художественные приемы меняются не потому, что они

надоедают, а потому что меняется мировоззрение и мироощущение, притом не

одного художника, а целого поколения.

Из того, что до сих пор говорилось о стиле, можно сделать следующие

выводы:

. Во-первых, стиль есть категория мировоззренческая.

. Во-вторых, стиль есть категория социальная. Потому что мировоззрение

всегда есть понятие социальное.

. В-третьих, стиль есть категория конкретно-историческая.

Это означает, что нельзя мыслить стиль вне времени и пространства,

нельзя говорить о стиле вообще. Стиль, как конкретно-историческая

категория, имеет свои хронологические рамки и пределы.

В каждом стиле безусловно отражается несколько моментов. Основную,

ведущую роль играет мировоззрение. Стиль нельзя выводить непосредственно из

экономики, а можно только из определенных идейных процессов, возникающих в

сознании людей на этой экономической основе.

Помимо мировоззрения, мы различаем в стиле материал действительности,

отображенный в моде. В ту или другую эпоху этот материал различен.

Соответственно, в произведениях разных стилей появляется разная тематика,

разные сюжеты, разные образы.

Далее, в любом стиле отражается состояние культуры, цивилизации,

материального быта человечества того или другого времени, которые все

вместе и определяют стиль жизни.

Мода в зеркале художественной литературы и

живописи

Едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и шить самые

незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды,

но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни, которые

нашли отражения в произведениях искусства.

Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека,

его имущественное положение и возраст, и с течением времени число

сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством

ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых

деталей и украшений, увеличивалось в геометрической прогрессии.

Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного

возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем и есть ли у нее

дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто

принадлежал тому же сообществу людей, ибо усваивались они в процессе

каждодневного общения.

Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему моды,

которая с течением веков эволюционировала под влиянием культурных

контактов, совершенствования технологии, расширения торговых связей. По

сравнению с другими видами искусства мода обладает еще одним уникальным

качеством - возможностью широко и почти мгновенно реагировать на события в

жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной

сфере.

Не может быть, чтобы характер человека не отразился на его внешнем

виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях он

составлен - все это черточки, выявляющие характер владельца.

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду,

выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате, -

рассказывает Чехов о Беликове («Человек в футляре»), - И зонтик у него был

в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож,

чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось,

было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник...»

Внимательно вглядитесь в одежду, и сможете составить беглый набросок

характера владельца. Рассеянность и аккуратность, педантизм и добродушие,

широта натуры и мещанство - все сказывается на внешности человека. Остро

подмеченная деталь одежды иной раз расскажет больше самой подробной

биографии. Предметы, окружающие человека, всегда несут в себе отпечаток его

личности, проявления его вкуса и склонностей.

Нет более выразительного по силе человеческих переживаний изображения

«мертвой натуры», чем этюд Ван-Гога «Башмаки».

На полотне два потрепанных, старомодных, только что снятых ботинка.

Именно через старомодность художник показал их возраст. Уже давно приняв

форму старых и больных ног, они сжались на полу, как бы боясь нарушить

покой минутной передышки. Грязь, солнце и дождь оставили в старой коже

глубокие морщины. Вольно или невольно зритель, одушевляя их, примет ботинки

как живую часть того, кто только что ушел, начнет питать ним жалость и

сочувствие. «Измученные» ботинки вызывают цепь глубоких ассоциаций и

чувств, сострадания к обездоленным и немощным, мысли о трагической,

одинокой старости.

Нет человека на земном шаре, перед которым не возникла бы при

упоминании Чарли Чаплина маленькая щупленькая фигурка, утонувшая в огромных

штанах и растоптанных, не по росту, больших штиблетах.

Модные котелок, усики и тросточка говорят о преуспевании, но какое мы

испытываем грустное разочарование, когда наш взгляд скользит по мешковатому

сюртуку и спадающим на ботинки «чужим» штанам! Нет, не удалась жизнь!

Так талантливо обыгранные, построенные по контрасту части одежды

создавали незабываемый по убедительности и силе воздействия образ, ставший

уже символом не только «маленького человека», но и его исполнителя -

Чарльза Спенсера Чаплина.

Иногда, мелкая найденная деталь костюма, какой-либо предмет, имеющий

отношение к нему, является «узлом» всей характеристики персонажа.

У Паниковского («Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова), опустившегося

мелкого жулика, остались от «раньшего времени» белые крахмальные манжеты.

Неважно, что они «самостоятельны», так как рубашки нет; важно, что теперь

такой детали костюма никто не носит, и он, Паниковский, этим подчеркивает

свое аристократическое происхождение и презрение ко всем окружающим «новым

людям».

Такую же социальную характеристику через совсем незначительный штрих в

костюме приводит Лев Толстой в романе «Анна Каренина». «Мы в деревне

стараемся, - говорит Левин, - привести свои руки в такое положение, чтобы

удобнее было ими работать, для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда

рукава. А тут люди нарочно отпускают ногти, насколько они могут держаться,

и прицепляют в виде запонок блюдечки, чтобы уж ничего нельзя было работать

руками».

Нет и не может быть деталей, которые не имеют отношения к характеру

человека. Они говорят о занятиях, возрасте, вкусах; несут в себе

характеристику времени: меняются формы чемоданов, портфелей, сумок, брошек,

булавок, значков и т.д.

В фильме «Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина, в кадре на зрителя

наплывом течет море котелков и цилиндров как символ гибели старого

общества. Есть вещи, с которыми у нас ассоциируются определенные понятия и

события.

Так, кожанка - неизменный спутник первых дней революции; синяя блуза -

рабочих и работниц 30-х годов; полотняная толстовка - непременная форма

служащих этого времени.

Габардиновое пальто и синий прорезиненный плащ на клетчатой подкладке

стали уже исторической принадлежностью и символом москвича 50-х годов,

тогда как в 60-х годах летней униформой стала пресловутая «болонья» -

символ химизации нашей одежды.

Вся история моды - это история символов. Но, как было сказано выше,

мода проявляется не только в одежде, но и в поведении.

Тонкости поведения в гражданском обществе были необыкновенно

разнообразными. О них с юмором говорил Н.В.Гоголь: «Надобно сказать, что у

нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то

далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и

тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет

всех особенностей и различий: он почти тем же голосом и тем же языком

станет говорить и с миллионщиком и с мелким табачным торгашом, хотя,

конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то - у нас есть

такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить

совсем иначе, нежели с тем, у которого триста, а с тем, у которого пятьсот,

опять не так, как с тем, у которого восемьсот - словом, хоть восходи до

миллиона, все найдутся оттенки».

Заключение

С полотен живописцев смотрят на нас напыщенные вельможи в торжественных

официальных позах, пешие и конные. Массивные кафтаны мужчин отягощены

обилием вышивки и позолоты. Богатая перевязь для шпаги, чулки с ажурными

стрелками и башмаки на толстых красных каблуках, парик с ниспадающими по

плечам и спине локонами.

Эпитеты - придворный, торжественный, величественный, грандиозный,

характеризующие стиль того времени, становятся правомерными и для моды.

А вот изображена группа молодых людей, одинаково длинноволосы,

затянутых в одинаковые джинсы и майки, обутые в стоптанные сандалии. Сразу

же представляются незабвенные 70-е: хиппи, музыка Биттлз, рок – опера Иисус

Христос – суперзвезда.

Что позволяет нам так безошибочно определить время и характеры

изображенных персонажей? Конечно мода. Меняется время – меняется мода.

Жизнь - мгновение. Пока собираемся жить, жизнь проходит, и в платяном шкафу

прибавляется отживших, немодных вещей - немых свидетелей былого.

Кто – то из великих сказал, что жизнь без моды невозможна: можно быть

(читай жить) в моде или вне моды, третьего не дано. И это воистину так.

Литература

. Иллюстрированная энциклопедия моды. Изд. Артрия. Прага, 1966 г.

Второе издание 1987 г.

. Комиссаржевский Ф.Ф. «История костюма». Минск, «Современный

литератор», 2000 г.

. Каминская Н.Н. «История костюма», Москва, Легпромбытиздат, 1986 г.

. Янсон К.В. Основы истории искусств. АОЗТ «Икар», Санкт - Петербург,

1996 г.

. Гнедич Р.П. Всемирная история искусств. Москва, «Современник», 1996

г.

. История искусства зарубежных стран. Москва, изд-во «Изобразительное

искусство», 1986 г.

. Власов В. Стили в искусстве. Словарь. Изд-во «Лита», Санкт -

Петербург, 1998 г.

. Искусство стран и народов мира. Государственное научное

издательство, «Советская энциклопедия», Москва, 1965 г.

. История цивилизации. Новое время XIV-XIX вв. III том, Москва, «ЭКСМО-

Пресс», 1998 г.

Страницы: 1, 2