скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура романтизма скачать рефераты

гражданского романтизма (политическая лирика А. С. Пушкина, поэзия К. Ф.

Рылеева, В. К. Кюхельбекера, отчасти А. И. Одоевского, повести 20 – х гг.

А. А. Бестужева). Поэзия В. А. Жуковского, сочетавшая предромантические и

романтические элементы, стоит у истоков философско-психологического

течения. В его же поэзии звучит и тема свободы.

Среди многих проблем, встающих перед исследователями поэзии Жуковского,

на первом месте оказывается совершенно новый для русской поэзии той эпохи

романтический принцип «самовыражения» поэтического «я», т.е. собственной

свободы. В творческом воплощении Жуковского принцип этот явился той

новаторской стороной художественного мышления русских поэтов XIX века,

которая позволила им существенным образом обогатить мировую лирику новыми

способами поэтического видения мира.

В начале XIX века ведущей темой русской лирики становится человеческая

свобода (индивидуальность) во всем богатстве ее «развертывающегося»

сознания. Когда В.Г. Белинский во второй главе цикла статей «Сочинения

Александра Пушкина» формулировал свое определение романтизма: «…теснейшим и

существеннейшем своем значении романтизм есть ничто иное, как внутренний

мир души человека, сокровенная жизнь его сердца»[7], - то он имел в виду,

прежде всего творчество Жуковского, «поэта стремления, душевного порыва к

неопределенному идеалу»[8].

Романтическая лирика Жуковского открыла безграничность движения мыслей,

чувств, стремлений, впечатлений, намерений человеческого «я», их не

сводимость к рациональным мотивировкам, к одномерности и

однокачественности.

В стихотворении Жуковского «Море»:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою, очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышешь; сметенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

……………………………………….

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышет твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Романтический герой Жуковского открывается в своих чувствах, прежде

всего природе и возвышается над границами духа и органического мира.

Оригинальность достигается ни столько способами выражения, сколько

одуховлетворяющей способностью лирического «я».

Вопрос о свободе поэтической личности, поставленной здесь поэтом в плане

свободы самосознания (как наиболее независимой, по взглядам романтиков в

сфере человеческого существования), закономерно привел Жуковского к выводу

о том, что совершенной свободой поэтического волеизъявления обладает

человек, отказавшийся от пассивных ощущений в пользу доброй воли, четких

моральных критериев жизненного поведения. Поэт тогда достигает полноты и

искренности самовыражения, когда он исполняет нравственный закон, согласно

которому, то, чем он должен быть, и то, что он есть совпадает.

Эстетическая ценность личности состоит, прежде всего, в сохранении

верности самому себе, т.е. сохранение личной свободы, в положительной

«сущности души». Личность человека, по Жуковскому, в целом неавтономна,

связана с устойчивыми и всеобщими этическими ценностями.

Романтический принцип индивидуальной свободы у Жуковского глубоко

этичен, хотя и расплывчат, неопределен. Всякий безличный закон ложится

бременем на свободу человека, который представляет собой не чистый разум, а

незаконченное творение.

Идеал свободы у Жуковского выступал в конкретных политических условиях

XIX века как идеал свободного самосознания, и это было хотя и исторически

преходящей и иллюзорной, но для того времени прогрессивной формой его

существования. Именно в свете идеала раскрепощенного сознания у Жуковского

рисуются мечты и надежды лирического героя, раскрывается его духовная

устремленность. Личность является средоточением романтического идеала

свободы, целое реализуется через подчеркивание своего важнейшего атрибута.

«Наше счастье в нас самих !»[9] - заявляет Жуковский еще в 1805 году.

Романтики по сути своего мировоззрения не могут быть вне политики. От

декларации принципа поэтической независимости один шаг до политического

свободолюбия. Однако свободолюбие романтика открывается очень часто в

легендах о его жизни.

В жестоких условиях полицейского политического режима царской России

первой половины ((( в. поэту почти невозможно было открыто выразить свои

свободолюбивые мысли и настроения. Романтическая идея бесконечного

расширения создания точно была сформулирована профессором И. Я. Кронебергом

: «Фантазия - сила, облекающая бесконечные идеи в индивидуальный

образ»[10].

Утвердив интерес личности к миру собственных чувств, к новым

возможностям душевной жизни, Жуковский сделал очень много для нового

понимания человека, задач поэзии в целом. Его творчество стало одним из

крупных факторов литературно – общественного развития в России, а глубоко

гуманистическая этика, идеал нравственного единства человечества и до сих

пор составляют культурную непреходящую ценность.

Для русских романтиков характерны общие черты : обостренное чувство

личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной

жизни его сердца» ( В. Г. Белинский ), что приводило к повышенной

субъективности и эмоциональности авторского стиля ; поиски национального

своеобразия литературы в сочетании с освободительными идеями.

Влиятельной силой является романтическая поэзия , развитие которой идет

по нескольким путям. В новых условиях сознание крупнейших русских лириков

уже неспособно мириться с компромиссными решениями, на которых основаны

концепции элегиков. В поздней лирике Баратынского обнаруживается понимание

ложности самого идеала благоразумного устранения душевной жизни. Свобода

и счастье, обретаемые ценой умеренности, отвергаются как иллюзорные.

Проблема свободы прослеживается в трудах многих философов.

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и в

связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть

только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через

человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования.

Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое

человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного

переустройства мира культурой, социальной политикой).

По мнению русского философа Г.П. Федотова, “четыре понятия, взаимно

связанных, в сущности, разные аспекты одной идеи, определяют религиозную

тему Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество”[11].

Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник

ценностей индивидуализма. “Истинное решение проблемы реальности, проблемы

свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии”,

- считает он. Н.О. Лосский пишет: “В особенности же Бердяев интересуется

проблемами личности... она не часть общества, напротив, общество - только

часть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив, космос -

часть человеческой личности”[12]. Бердяев был поглощен экзистенциальным

интересом к человеку, в “Самопознании” он отмечает: “...экзистенциальная

философия ... понимает философию как познание человеческого существования и

познание мира через человеческое существование...”[13].

Свобода, своими корнями уходящая в иррациональную и трансцендентную

безосновность, является для него исходной и определяющей реальностью

человеческого существования. Бердяев пишет: “Свободу нельзя ни из чего

вывести, в ней можно лишь изначально пребывать” [14].

“Человек с его возможностями духовной свободы брошен в слепой

механический мир, который порабощает и губит его”[15]. Бердяев отмечает,

что у него “есть напряженная устремленность к трансцендентному, к переходу

за грани этого мира.” “Обратной стороной, - пишет он, - этой направленности

моего существа является сознание неподлинности, неокончательности, падшести

этого эмпирического мира”. Философ утверждает “примат свободы над бытием”.

“Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект”, -

считает автор.

“Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности

изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое

созидание добра и зла, - считает автор. - Само состояние выбора может

давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение

наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем”. Бердяев

воспринимает свободу “не как легкость, а как трудность”. По мысли писателя,

даже простая политическая свобода, свобода выбора убеждений и поступков -

это тяжелая и ответственная обязанность. Он пишет: “В этом понимании

свободы как долга, бремени, как источника трагизма мне особенно близок

Достоевский. Именно отречение от свободы создает легкость...” “Свобода

порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание... И люди

легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя”, - эта идея философа,

на мой взгляд, действительно перекликается со взглядами Достоевского на эту

проблему, для которого проблема свободы духа также имеет центральное

значение. У Достоевского свобода - не право человека, а обязанность,

долг; свобода - "не легкость, а тяжесть". Не человек требует от Бога

свободы, а наоборот, "и в этой свободе видит достоинство богоподобия

человека". Именно по этой причине “свобода аристократична, а не

демократична”.

Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой

личности мне представляется следующим. Личность - это ноуменальный центр

мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и всеобъемлимости

духа конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и через

дух личности.

Заключение.

ФОРМАЛЬНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОМАНТИЗМА СЛОЖИЛИСЬ В СТИЛЕВЫХ

ТЕчЕНИяХ РОКОКО И СЕНТИМЕНТАЛИЗМА, ОДНАКО РЕШАЮЩИЙ СДВИГ В СОЗНАНИИ

ПРОИЗОШЕЛ ПОД ВЛИяНИЕМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ОСОБЕННЫЙ ИНТЕРЕС ВЫЗВАЛА

ПОПЫТКА РЕШЕНИя ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И ГЛУБОКОЕ РАЗОчАРОВАНИЕ – НЕУДАчНЫЙ ФИНАЛ

ЭТОЙ ПОПЫТКИ.

“Идея свободного человека” пронизывает, центрирует культуру романтизма

Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того,

что “человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью

высшей иерархической ступени” /Бердяев/.

Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных

исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших

жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались

провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от

того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века.

Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения

в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от

действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой

мировоззренческой системы - РОМАНТИЗМА.

Мне бы хотелось обратиться к заслугам романтизма. Романтизм продвинул

продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображает

внутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появляться

настоящий психологизм.

Используемая литература:

1. БЕЛИНСКИЙ В.Г. ВЗГЛяД НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ. М., 1988.

2. Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т.6,М,1955

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.

1. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”,

1991.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.

4. Гуляев Н.А. Романтизм в художественной литературе. Казань. 1972

5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: “Правда”, 1982.

6. Карташова И.В. Романтизм. Открытия и традиции, Калинин,1988.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.

8. Новалис. Фрагменты // Зарубежная литература ((( в.: Романтизм. М., 1990.

9. Пивоев В.М. Культурология., Петрозаводск, 1997. Ч.2

10. Пивоев В.М. Ситуации культурного перелома. Петрозаводск, 1999.

11. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”,

1995.

12. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского

В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

13. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство

С.-Петербургского университета, 1995.

14. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. "Вопросы

философии", 1994, № 1.

15. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. "Вопросы философии", 1994, №

11.

16. Эстетика в 4-х тт., т.2, М., 1969

-----------------------

[1] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.

[2] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 75

[3] Эстетика в 4-х тт., т.2, М., 1969,с.233

[4] Белинский

В.Г.,соч.А.Пушкина.Ст.вторая,Полн.собр.соч.,т.7,М.,1955,с.145,146.

[5] Энгельс Ф.,см.Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве ,т.1,1967 с.387

[6] Новалис. Фрагменты // Зарубежная литература ((( в.: Романтизм. М.,

1990. С.64.

[7] Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т. 6,М,1955

стр.114

[8] Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т. 6,М,1955

стр.182

[9] Белинский В.Г., соч. Александра Пушкина, полн. собр. соч., т.6,М,1955

стр. 451 - 452

[10] Кронберг И. Я., Отрывки и афоризмы. Харьков, 1830. ( 109

[11] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

[12] Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.

[13] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

[14] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

[15]Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:

“Книга”, 1991.

Страницы: 1, 2, 3