скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура романтизма скачать рефераты

независимо от теоретиков позицию «романтической иронии» разработали в

художественной практике Л. Тик, К. Брентано, Гофман в Германии, Дж. Байрон

в Англии, А. Мюссе во Франции.

По Шлегелю, гениальный художник отдает себе отчет в невозможности

полного воплощения своей неповторимой уникальной субъективности в созданном

им художественном творении. Таким образом ирония позволяла художнику быть

свободным по отношению к тому что он создал. Романтический юмор состоит в

том, что подчеркивается относительность , едва ли не иллюзорность всяких

ограничительных по смыслу и значению форм жизни : бытовая косность,

классовая узость , идиотизм замкнутых в себе ремесла и профессии

изображаются как нечто добровольное , шутки ради принятое на себя людьми.

Жизнь играет, не зная для своих свободных сил каких – либо неодолимых

препон, перекидываясь через все преграды , вышучивая , выставляя в

осмеянном виде всех и вся , кто противится ее игре. Можно сказать , что

романтический юмор претерпел эволюцию : вначале это юмор свободы, потом это

сарказм необходимости. Вначале вольный дух автора находится в союзе с

вольным духом самой объективной жизни , а позднее союз распадается ;

объективная жизнь предается косности и подчиняет ей автора , лучших героев

, ставленников его.

Городская культура и существование человека в искусственной сфере

казались романтикам источником фальши и несвободы, поэтому они отправлялись

в деревню в поисках естественного и свободного самовыражения человека.

Романтики инстинктивно чувствовали, что в сфере материальной реализации

свободы встречаются слишком много препятствий, зато в сфере субъективного

творчества, в сфере искусства таких препятствий для самовыражения гораздо

меньше.

Проблема свободы в музыке романтической эпохи

ХОТя РОМАНТИЗМ КОСНУЛСя ВСЕХ ВИДОВ ИСКУССТВА , ОДНАКО БОЛЕЕ ВСЕГО ОН

БЛАГОВОЛИЛ К МУЗЫКЕ. НЕМЕЦКИЕ РОМАНТИКИ СОЗДАЛИ НАСТОяЩИЙ ЕЕ КУЛЬТ ; У НИХ

БЫЛА ПОчВА, ОНИ БЫЛИ СОВРЕМЕННИКАМИ И НАСЛЕДНИКАМИ ВЕЛИКОЙ НЕМЕЦКОЙ МУЗЫКИ

– И.С. БАХА, К.В. ГЛЮКА, Ф.Й. ГАЙДНА, В.А. МОЦАРТА, Л. БЕТХОВЕНА.

В музыке романтизм как направление складывается в 1820-е гг.;

завершающий период его развития, получивший название неоромантизм,

охватывает последние десятилетия 19 века. Ранее всего музыкальный романтизм

появился в Австрии (Ф. Шуберт), в Германии (К.М. Вебер, Р. Шуман, Р.

Вагнер) и Италии (Н. Паганини, В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.),

несколько позднее – во Франции (Г. Берлиоз, Д.Ф. Обер), Польше (Ф. Шопен),

Венгрии (Ф. Лист). В каждой стране он обретал национальную форму; порой и в

одной стране складывались различные романтические течения (Лейпцигская

школа и Веймарская школа в Германии). Если эстетика классицизма

ориентировалась на пластические искусства с присущими им устойчивостью и

завершенностью художественного образа, то для романтиков выражением сути

искусства стала музыка как воплощение бесконечной динамики внутренних

переживаний.

Музыкальный воспринял такие важнейшие общие тенденции романтизма,

как антирационализм, примат духовного и его универсализм, сосредоточенность

на внутренним мире человека, бесконечность его чувств, настроений. Отсюда

особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность свобода

выражений. Как романтическим писателям, музыкальным романтикам присущ

интерес к прошлому, к далеким экзотическим страна, любовь к природе,

преклонение перед народным искусством. В их сочинениях были претворены

многочисленные народные сказания, легенды, поверья. Народную песню они

рассматривали как праоснову профессионального музыкального искусства.

Фольклор был подлинным носителем национального колорита, вне которого они

не мыслили искусства.

Романтическая музыка существенно отличается от предшествующей музыки

венской классической школы; она менее обобщена по содержанию, отражает

действительность не в объективно – созерцательном плане, а через

индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всем богатстве

их оттенков; ей свойственно тяготение к сфере характерного и в месте с тем

портретно – индивидуального, при этом характерно фиксируются в двух

основных разновидностях – психологической и жанрово – бытовой. Гораздо шире

представлены ирония, юмор, даже гротеск; одновременно усиливается

национально – патриотической и героико – освободительной тематики (Шопен, а

также Лист, Берлиоз и др.) Большое значение приобретают музыкальная

изобразительность, звукопись.

Существенно обновляются выразительные средства. Мелодия становится

более индивидуализированной, и рельефной, внутренне изменчивой,

«отзывчивой» на тончайшие сдвиги душевных состояний; гармония и

инструментовка – более богатыми, яркими, красочными; в противовес

уравновешенным и логически упорядоченным структурам классиков возрастает

роль сопоставлений, свободных сочетаний разных характерных эпизодов.

Центром внимания многих композиторов стал наиболее синтетический жанр

– опера, основана у романтиков главным образом на сказочно –

фантастических, «волшебных» царско – приключенческих и экзотических

сюжетах. Первой романтической оперой была «Ундида» Гофмана.

В инструментальной музыке остаются определяющими жанры симфонии,

мерного инструментального ансамбля сонаты для фортепьяно и для других

инструментов, однако они были преобразованы изнутри. В инструментальных

сочинениях разных форм ярче сказываются тенденции к музыкальной живописи.

Возникают новые жанровые разновидности, например симфоническая поэма,

сочетающая черта сонатного аллегро и сонатно – симфонического цикла; ее

появление связано с тем, что музыкальная программность выступает в

романтизме как одна из форм синтеза искусств, обогащения в инструментальной

музыки через единение с литературой. Новым жанром явилась также

инструментальная баллада. Склонность романтиков к восприятию жизни как

пестрой череды отдельных состояний, картин, сцен обусловила развитие

различного рода миниатюр и их циклов (В. Томашек, Шуберт, Шуман, Шопен,

Лист, молодой Брамс).

В музыкально – исполнительском искусстве романтизм проявился в

эмоциональной насыщенности исполнения, богатстве красок, в ярких

контрастах, виртуозности (Паганини, Шопен, Лист). В музыкальном

исполнительстве, как и в творчестве менее значительных композиторов,

романтические черты нередко совмещаются с внешней эффективностью,

салонностью. Романтическая музыка остается художественной непреходящей

ценностью и живым, действенным наследием для последующих эпох.

… в изобразительном искусстве.

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОМАНТИЗМ НАИБОЛЕЕ яРКО ПРОяВИЛСя В

ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ, МЕНЕЕ ОТчЕТЛИВО – В СКУЛЬПТУРЕ. ( В АРХИТЕКТУРЕ

РОМАНТИЗМ ПОЛУчИЛ СЛАБОЕ ОТРАЖЕНИЕ, ПОВЛИяВ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НА САДОВО –

ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРУ МАЛЫХ ФОРМ, ГДЕ СКАЗАЛОСЬ УВЛЕчЕНИЕ

ЭКЗОТИчЕСКИМИ МОТИВАМИ, А ТАКЖЕ НА НАПРАВЛЕНИЕ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ЛОЖНОЙ

ГОТИКИ.) В КОНЦЕ 18 – НАч. 19 ВВ. чЕРТЫ РОМАНТИЗМА В РАЗНОЙ МЕРЕ УЖЕ

ПРИСУЩИ: В АНГЛИИ – ЖИВОПИСНЫМ И ГРАФИчЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ШВЕЙЦАРЦА И.Г.

ФЮСЛИ, В КОТОРЫХ СКВОЗЬ КЛАССИЦИСТИчЕСКАя яСНОСТЬ ОБРАЗОВ НЕ РЕДКО

ПРОРЫВАЕТСя МРАчНЫЙ, ИЗОЩРЕННЫЙ ГРОТЕСК; ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ (А ТАКЖЕ

ПОЭЗИИ) У. БЛЕЙКА, ПРОНИКНУТЫМ МИСТИчЕСКИМ ВИЗИОНЕРСТВОМ; И ИСПАНИИ –

ПОЗДНЕМУ ТВОРчЕСТВУ Ф. ГОЙИ(1749-1828) , ИСПОЛНЕННОМУ БЕЗУДЕРЖНОЙ ФАНТАЗИИ

И ТРАГИчЕСКОГО ПАФОСА, СТРАСТНОГО ПРОТЕСТА ПРОТИВ ФЕОДАЛЬНОГО ГНЕТА И

НАСИЛИя, В НЕМ ПРОСЛЕЖИВАЕТСя ПОПЫТКА ВЫРВАТЬСя НА СВОБОДУ. ЭТОТ ХУДОЖНИК,

ОДНАКО, БЫЛ СТОЛЬ САМОСТОяТЕЛЕН И ОРИГИНАЛЕН, чТО ОТНЕСТИ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ К

КАКОМУ-НИБУДЬ НАПРАВЛЕНИЮ НЕВОЗМОЖНО. ОН НАчИНАЛ С ПОРТРЕТОВ И ЖАНРОВЫХ

СЦЕН В ДУХЕ РОКОКО, В ПОЗДНЕЙШИХ РАБОТАХ ДОСТИГ БЕСПОЩАДНОЙ ПРАВДИВОСТИ И

СОЗДАВАЛ ФАНТАСТИчЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПОТРяСАЮЩЕЙ СИЛЫ.

Мрачные сцены времен французской оккупации Испании и народной

освободительной войны против французов запечатлены в графической серии

«Ужасы войны». Еще раньше он создал «Капричос» («Капризы»), где изображены

такие мерзкие чудовища, какие только могли родиться в воображение испанца,

выросшего в среде, полной предрассудков и запуганной инквизицией. Эти

образы намекали на царившие в Испании произвол, власть инквизиции,

безнравственность и невежество Во Франции – приподнято- взволнованным

портретом, созданным Ж.Л. Давидом в период Великой французской революции.

Признанным главой школы с 1820-х гг. стал Э. Делакруа (1798-1863),

создавший ряд картин, проникнутых революционным пафосом, особенно полно и

ярко воплотивший тяготение романтизма к большим темам эмоциональной

насыщенности образов, поиском новых выразительных средств в живописи. Одна

из картин молодого художника, посвященная борьбе греческого народа за свою

независимость – «Резня на Хиосе» получила презрительную кличку «резня

живописи». В этом сказалась ненависть представителей официального искусства

к проявлениям нового в художественной мысли. В 1830 г., когда во Франции

поднялась новая революционная война, Делакруа откликнулся на события

прославляющей революцию большой картиной «Свобода на баррикадах». Свободу в

ней олицетворяет женщина с трехцветным знаменем в руках и в красном

фригийском колпаке.

Картины Делакруа беспокойны, они выражают сильные страсти.

Развивающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущие по небу

тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление

бурного движения. Свой подлинный стиль Делакруа нашел благодаря путешествию

в Северную Африку. Увиденный там красочный жизненный уклад, яркое солнце,

сильные контрасты света и тени, непривычные лица и одежды- все это было

запечатлено в его картинах. Он писал арабских всадников на горячих

скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах. Во всех своих работах он

свободно обращался с краской, часто использовал чистые цвета, особенно

любил рядом с пылающе – красным ярко - зеленый. Трактовка цвета в живописи

Делакруа стала примером для многих художников конца 19 века.

Романтизм в центре мироздания ставит человека. Человек в

представлении романтиков является венцом процесса общемирового возвышения.

В портрете главным для романтиков было выявление яркой индивидуальности,

свободы, напряженной духовной жизни человека, движение его мимолетных

чувств; отголоском человеческих страстей становится и романтический пейзаж,

в котором подчеркивается мощь природных стихий. Романтики стремились

предать образам мятежную страстность и героическую приподнятость,

воссоздать натуру во всех ее неожиданных неповторимых проявлениях, в

напряженной – выразительной взволнованной художественной форме.

… в литературе

ЭПОХА РОМАНТИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ – ЭПОХА СТИХА И СТИХОТВОРЦЕВ, ПРОЗАИчНАя

РЕчЬ НЕ ТАК ЛЕГКО ЗАВОЕВЫВАЛА ДЛя СЕБя МЕСТО В РОМАНТИЗМЕ; КАК ПРАВИЛО

ПРОЗАИКИ БЫЛИ ТАКЖЕ СТИХОТВОРЦАМИ, КАК НОВАЛИС, ТИК, ГЮГО, В. СКОТТ.

Фихте выдвинул идею о возможности самомотивации индивида. Он считал,

что человек является источником и причиной своих поступков , о которых он

не обязан никому давать ответа. Эту идею Фихте романтики приняли с

восторгом , потому что здесь они увидели источник свободы индивида его

суверенности и независимости от филистерской среды.

Роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» решал те же задачи

освобождения эмоциональности, свободного выражения своих чувств , раскрывал

глубины субъективного внутреннего мира человеческого сознания и чувств, как

и произведения Стерна и Руссо.

Романтики стремились строить свою картину мира на иррациональных

основаниях, среди которых важнейшую роль они отводили свободе.

Пытаясь решить проблему свободы романтики последовательно

«отрабатывали» ее на различноми материале : историческом, социально –

культурном и художественном.

В отношении истории им казалось, что средневековье было той эпохой,

когда человек был максимально свободен в своей жизни и деятельности. Жанр

романа считался романтическим наиболее привлекательным и подходящим для

осмысления эпохи средневековья. По словам Новалиса, роман «есть наглядное

свершение , реализация идеи… рома есть история в свободной форме , как бы

мифология истории»[6].

Кроме весьма любимого или жанра – романа – они высоко ставили поэзию и

музыку как наиболее приспособленные для выражения свободы , текучих,

неустойчивых состояний души и духа художника.

Чистый прозаик, подобный Гофману, был редким явлением; проза

имитировала стихотворную речь, была тщательно организована в звуковом

отношении, изобиловала по примеру стиха, метафорами, речевыми тронами и

украшениями. Такова в особо вычурном виде романтическая проза у Шатобряна.

Эпоха романтизма заканчивалась такими высоко значительными произведениями в

стихах, как «Дон Жуан» Байрона, «Пан Тадеуш» А.Мицкевича, «Евгений Онегин»

А.Пушкина. Это была мобилизация всех средств, доступных стиху; здесь стих

соперничал со свободной повествовательной прозой, - последний раз, чтобы

открыть ей дорогу, долгую дорогу, предстоявшую ей в эпоху художественного

реализма.

В литературе романтизма тематика и философия всемирного зла – достояние

таких жанров, как готический роман, как «драма рока»; она встречается и во

многих произведениях Байрона, резко окрашивает творчество К.Брентано и

Гофмана; в Америке она овладела Э.По и Н.Хоторном. Фигура «романтического

злодея», человека черных помыслов и черных дел, возникало внутри этих

жанров драмы и романа.

Романтики хотели найти историческую реальность, социальное тело,

которое вмещало бы без оговорок красоту бесконечной жизни, индивидуальной

свободы, вечной новизны. По несчастью их судьбы именно эти поиски и

приводили подчас к самым жалким развязкам. Устремленный вперед, в будущее,

они редко становились, однако, апологетами, провинциализма, средневековья,

как оно сохранилось еще в политическом и общественном быту европейской

нации.

В России возникновение и развитие романтизма обусловлено подъемом

национального и личного самосознания , характерным для первого десятилетия

после окончания Отечественной войны 1812, а также вовлечением русской

литературы в общеевропейский идеологический и литературный процесс.

Еще в 10 – е гг. 19 в. в русской литературе складываются идейно –

содержательного и стилевые тенденции, развивавшиеся позже в различные

течения русского романтизма. Так, творчество Н. И. Гнедевича, П. А.

Катенина, Ф. Н. Глинки,, ориентированно на просветительскую гражданскую

традицию, предваряет в историко – литературной перспективе течение

Страницы: 1, 2, 3