скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Краткая характеристика культуры Древнего Египта скачать рефераты

древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного

происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали

характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех

правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением

справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и

моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как

«владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат - ее

символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном

суде Осириса на чаше «Весов правосудия» сердцу - душе умершего).

Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не

только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками;

не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш

у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем

(образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о

путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об

образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах

текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Таким

образом, правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах,

судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в

многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях,

поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях

и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и

женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям

закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в

договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или

мужа она могла выступать свидетелем.

Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и

чиновники нередко женились на своих сестрах. По преданию, фараон Рамзес II

(XIII в. до н.э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От

своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли

еще при его жизни. О разводе и его последствиях не существует

свидетельств, вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по

закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда

дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена

становилась единственной наследницей. У древних египтян была также

возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания,

официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и

дочерей.

На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих

родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети

традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью

кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и

наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал

и пользовался только по назначению и который не мог распределять между

своими детьми. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение

занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений

(дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который

отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители

ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный

надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех

провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов - они были

нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных

мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных

ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной

точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей.

Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале

собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии

официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи

писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача

собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления

договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить

обряд ввода покупателя во владение.

Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV

династии (720-715 гг. до н.э.), который вошел в историю как крупный

социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за

долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец,

он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без

записи доказательством могла служить клятва.

Суд и процесс.

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было

пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам

отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка,

подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль

выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о

земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах

функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли

фараон и визир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями

сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались

его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных

делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались

с участием фараона, либо великого визира. Идеалом судебного решения

считалась "строгая справедливость", даже если речь шла о заговоре против

фараона (реальный эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до н.э.). В одной

из инструкций начала 2-го тысячелетия до н.э. фараон наставлял визира,

чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что

нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается

деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный

писец записывает его установление. Законность как атрибут правления

упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого

историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью

согласуется с законами, установленными богами. Решению дел обычно

предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение

на это, ответ и новое опровержение.

О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в.,

описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы,

древней столицы государства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с

ним - жезл, под ногами и за спиной - кожаная подушка. По обе стороны от

него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож,

начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания

выносятся «соответственно проступку». Если спор идет о земельных участках

(пашнях), то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление

документов.

Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и

именовались "дневниками". Это были сборники указов и прецедентов для

использования в судебной палате.

На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает

свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.). В нем повествуется о

том, как, «ища благое дело для Египта, исследуя дела», фараон «самолично

говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает «согласно

всему тому, что сказал его величество». В этом же указе перечислены

критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие

судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Цель судейского

участия в делах управления государством выглядит очень древней по

происхождению и назначению - умиротворение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью--телесные мучения (битье) и

членовредительные действия (нанесение рваных ран), с обращением в рабство

за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне

с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику.

3. Архитектура.

Храмовые сооружения.

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип

заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-

Бахари (западный берег Нила). Первое, бросающееся в глаза новшество,

изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе -

усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас,

расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как

бы притормаживается, вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам

храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный

колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и

помещения, вырубленные в скале. К этому добавлялся нижний храмик (или

пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик

с главным заупокойным ансамблем. Дополнительными элементами этого

архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие

на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой

архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был

заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в

знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом

Ментухотепа I. Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.

Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в

целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей

грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие

масштабы; богатейшие декорации, широкое использование скульптур (свыше 250

статуй), обилие колоннад, деревья и искуственные пруды, размещавшиеся и на

террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу

центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в

ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных

богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.). Основными элементами сложного и

гармонического целого были следующие объемные и пространственные

компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по

одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.

Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие

собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными

архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались

огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.

Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в

карнакском храме их 270, в луксорском - 151. Характерная черта этих колонн

- использование растительных материалов: колонны напоминают связки

гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских

архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В

большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до

н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая

- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой

по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего

папируса); вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор,

обнесенный двухрядной колоннадой; третья - самая обширная, прямоугольная,

обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси

(святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта

третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские

“заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко

освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал

сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно

освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское

храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели

пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего

Египта: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в

Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), которые полностью

высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на

фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов

Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

Пирамиды.

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального

комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным

монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом

царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном

виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего

царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были

мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем,

что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие

скамьи, называвшиеся “мастаба”. Общего названия пирамид в нынешнем значении

этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили названия,

связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в написании

оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, например, “Гор обитает

на горизонте”, Хефрена — “Велик Хефрен”, а Микерина — “Божественен

Микерин”. Возможно, что греческое слово “пирамида” происходит от

египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту

пирамиды.

Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели

форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и

Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный

некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части

этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6