скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Краткая характеристика культуры Древнего Египта скачать рефераты

скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали

павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они

успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На

радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение

природой новых богатых плодов.

Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем

виноградной лозы и полноты Нила”.

В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется

гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет:

когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота,

волосы из чистой ляпис-лазури”, люди перестали почитать бога-царя и даже

“замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших богов

во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На

них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в

львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась,что ее

невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где

решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда

же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...

Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой

подземного мира, огромным змеем Апопом.

Богом Нила был Хапи. Его символы - лотос и папирус. Его праздник

соединялся с началом разлива Нила.

Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном

на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и

бога Ра.

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как

один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге. Он

же позаботился и о духовном двойнике человека.

Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее

эпитетах: “владычица плодородия”, «правительница закромов». Представала в

образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине

Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она

становится еще и богиней судьбы.

Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис - бог охоты и войны.

Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде

женщины со страусовым пером на голове.

Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат.Его священные животные -

павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой

писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом

божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.

Сиа -богиня мудрости и познания, женщина, сопровождавшая бога Тота с

правой стороны.

Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался

покровителем ремесел и искусств.

Заупокойный культ. «Книга Мёртвых».

Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со

смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие

ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде

птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела,

ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при

погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть

съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений

египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных»

(поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие

процессы от возделывания земли до сбора урожая.

Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в

Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь

растений - умер Осирис –умерла природа; расцветет все весной - значит,

Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который

вершил свой суд.

Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-

бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию—ведь Исида 70 дней собирала

тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах,

омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают

внутренности и опускают их в погребальные сосуды—каноны, заполненные

отварами из трав и другими снадобьями.

Коноты изготовлены в виде богов—сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и

Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они—хранители сосудов с

мумифицированными внутренностями: Имсет—хранитель сосуда с печенью,

Дуамутеф—с желудком, Кебехсенуф—с кишками и Хапи—с лёгкими.

Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали,

что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов

по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший.

Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы

запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису—Имиуту и сыновьям Хора

масло и притерания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в

своём вечном престанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей

гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.

Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды

были надлежащим образом соблюдены. Ка покойного не простит обиды за

пренебрежение к себе и будет преследовать свой рад, насылая беды на головы

потомков.

Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их

вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении,

даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего.

Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На

стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят

покойного в Дуат, а на крышке—обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому

человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».

Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное

подобие мумий и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб Ка

бедняка имел возможность питалться жертвенными дарами богача.

Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный

саркофаг.

Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами,

переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали

жрецы, облаженные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу,

исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю.

Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд

«отверзания уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают

его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится

канопа, изображающая Имсета, у северной—Хапи, у восточнй—Дуамутефа и у

заподной—Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидай, Нефтидой, Нейт и

Серкет—защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на

саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.

Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и

замаскировывают, предварительно опечатав его печатью мекрополя.

Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока

Уджат, а на сердце –амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не

воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра:

ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному

богиней Нут.

Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку

Шу.

В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с

деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет.

Ка умершеко предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к

взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце,

а на другую—перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь

отрицания»—перечесляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном

из них он не виновет.

125-я глава «Книги Мёртвых»

«Исповедь отрицания»

Я не чинил зла людям.

Я не нанёс ущерба скоту.

Я не совершил греха а месте Истины.

Я не творил дурного.

Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого пред богами.

Я не угнетал раба пред лицом его господина.

Я не был причиною недуга.

Я не был причиною слез,

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

я никому не причинял страданий.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.

Я не убавлял от аруры.

Я не обманывал и на пол-аруры.

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я ни сгонял овец и коз с пастбища их.

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов в прудах её.

Я не останавливал воду в пору её.

Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях бога.

Я не чинил препятствий богу в его выходе.

Я чист, я чист, я чист, я чист!

Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и

боги выносят ему оправдательный приговор. Тогда грешное сердце отдают на

съедение страшной богине Амт—чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой

льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии,

покойного признают «правогласным».

«Души египтянина»

Ка. Ах. Шуит. Ба. Сах.

Ка—Двойник, подобие человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки»,

-поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к

верху:

Ка рождается дважды: в первый раз—вместе с человеком, и во второй—при его

жизни, когда будет изготовлена гробничная статуя Ка и жрецы совершат над

ней обряд «отверзания уст и очей», который наделит статую способностью

говорить, вкушать пищу и видеть свет.

Ка будет обитать в своём вечном жилище—в своей гробнице; туда ему будут

приносить жертвенные дворы и совершать ради него заупокойные службы.

«Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время

учённые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов

работы о Ка практически перестали появляться в печати, и « проблема Ка»

фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была

разрешена русским египтологом А.О. Большаковым: как реально существующий

Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий»

в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-то образа

человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок»,

напоминание,--этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам

служили гробничные изображения, в частности—статую покойного.

В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина— Ах,

буквально: «Светлый, Освещённый». Ах изображался в виде хохлатого ибиса: Но

это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с

представлениями об Ах. До недавнего времени о значении Ах и о связанных с

ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого

сказать не могла. В свете же теории А. Большакова Ах есть «душа», которая,

в отличии от Ка, не рождается вместе с человеком, но которую он обретает

лишь после смерти путём ритуала «отверзания очей». Зрение, при помощи

которого «оживает» Ка, является необходимым условием потусторонней жизни,

ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами. Отсюда связь

солярных божеств жизнью и воскресением, а сил «тьмы» --со смертью и

небытием; отсюда и важность обряда «отверзания очей»--возвращение

способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют

объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убиты

Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз.

Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему

глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте.

Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новой,

«искусственное» зрение. Осирис, получивший глаз, «оживает», так как

становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения

всё –таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира

мертвых, но в мир живых не возвращается. Ах, таким образом, означает

«Зрячий».

О значении «души» Шуит («тень»), к сожалению, ничего определённого

сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и

некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени

грешника.

Ба—сокол с человеческой головой «жизненная сила» человека: человек

умирает, когда Ба покидает тело, выливает через рот, и оживает после

возвращения Ба в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного

нетленным: что бы Ба мог обрести смою мумию.

Мумию для Ба бальзамировщики изготавливают из Сах—мертвого

тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу-Сах, подлежит

каре и презрению, даже парасхит—вскрыватель трупов перед мумификаций. Он

делает на теле умершего надрез кремневый ножов—и сразу обращается в

бегство, а все присутствующие—жрецы-бальзамировщики и родственники

покойного—преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни.

Дом парасхита—«нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой

либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.

Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся

проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное,--

они уничтожают мумию, что бы не настигла и не отомстила. Ба лишался своей

мумии, своего тела-

Сах. Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего—каменная статуя. А

что бы Ба узнал свою статую, она должна иметь с умершим сходство.

Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая

кара: заживо на съедение крокодилам или львам. Их Ба не получает ни мумии,

не скульптур,--и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на

веки вечные.

2.Черты правовой системы.

Древний Египет—типичная восточная деспотия с тотальной властью

государства, которая в сознании человека сливалась с фараоном, фараон—это

живое божество, предмет всеобщего поклонения, даже произносить его имя

смертным запрещалось: следовало говорить «большой дом».

Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое

законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6