Конспект учебника Мамонтова Основы культурологии(М., Изд. РОУ, 1996)
Конспект учебника Мамонтова Основы культурологии(М., Изд. РОУ, 1996)
Выписки из «Основ культурологии» Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996)
к зачету по основам культурологии на экономфаке Нижегородского филиала
Московского гуманитарно-экономического института (2001)
Содержание
Общее понятие о культуре и об объекте культурологии
Структура культуры
Социальные функции культуры
Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)
Культура и природа
«Культура» и «цивилизация»
«Массовая культура»
«Контр-культура»
Элитарная культура, культура и личность
Общее понятие о культуре и об объекте культурологии
Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность
достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности
народа, формации, группы людей; «способ существования человека», его
отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного
преодоления инстинктов.
Сущность культуры – в материи и духе, причем индивидуальный дух личности –
основное отличие человека: «некультурный – значит несвоеобразный»
(Леонтьев).
История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о
формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры
(слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое –
«перетекает» из одной формации в другую). Существует идея периодизации
истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную
культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение),
Новая история (от Фр.Рев.).
История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых
условий прогресса).
Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат,
2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.
Т.е., наряду с прочим, изучаются:
1) причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин
(а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),
2) приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития
общества,
3) что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться «хорошо», в
какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,
4) составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит
их развитие,
5) взаимоотношение культуры и религии,
6) взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и
какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из
них – основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что
разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи,
развитие поколениями)
Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных
достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).
Структура культуры
Формы культуры:
1) материальная: материально-производственная деятельность человека и ее
результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),
2) духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука,
нравственность, искусство, философия, право, воспитание,
взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру…).
Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также
менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога
«насыщения».
Классификация духовной деятельности:
1) научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболее
проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы
во времени, лишены национальной или классовой специфики («что
национально – то не наука»), возможно их использование как на пользу,
так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,
2) нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону
отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически
переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме),
полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным
устройством общества,
3) ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего
восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от
национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них
личности автора, иррациональность (иногда – почти полное отсутствие
логики).
Естественно, имеет место пересечение этих форм (шедевры архитектуры,
культура труда и т.п.)
Чем дальше, тем меньше стычек между наукой и религией, меньше выделена
«элитарность» «духовной элиты» в смысле отделенности от «прочей массы»,
однако есть проблема по вытеснению материальной культурой духовной
культуры.
Виды культурообразующей деятельности:1) творческая, 2) репродуктивная
(сохраняющая и тиражирующая) – отсюда не «единомоментность» культуры, а
сильное влияние прежних творческих взрывов на нынешний уровень культуры
(Древне-Римские идеи права – в основе многих систем права на сегодняшний
день).
Понятие духовной ценности – результаты духовной деятельности (наука,
нравственность, искусство), получившие высокое общественное признание и
существенно повлиявшие на дальнейшее развитие культуры.
Классификация духовных ценностей:
1) общечеловеческие (признание наибольшим количеством людей во времени и
в пространстве: нравственные заповеди (уважение, любовь, дружба,
честность и т.п.) шедевры мирового искусства, стремление к красоте – с
такой позиции выступают ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям),
2) национальные (более конкретные и материализованные, признание в
основном одним народом в силу особенностей его истории: национальные
памятники культуры и истории (былины, рукописи и т.п.), национальные
авторы (литература, музыка, искусство) и государственные деятели),
3) сословно-классовые (интересы и мироощущение классов и слоев:
пролеткульт),
4) локально-групповые (по возрастному или локально-территориальному
мироощущению: рокеры, панки, стиль одежды, город-деревня, местные
памятники, семейная религия, фамильные традиции)
5) индивидуально-личностные (индивидуальное творчество, связанное с
личной историей, личное отношение ко всем вышеперечисленным
ценностям).
Черты духовных ценностей: относительность (ограниченность во времени и
пространстве) и подвижность (перетекание из одного уровня в другой). Эти
черты проявляются все более тускло от 5 уровня к 1.
Анти-культура: стремление к подражательству и количеству за счет потери
оригинальности и качества с фактическим лишением культуры неповторимости,
отрицание ценности иных мировоззрений и противопоставление им своего
единственно-верного взгляда на жизнь.
Социальные функции культуры
Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и
пространстве.
Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры
(способы воздействия на общество):
1) функция приспособления к среде (способность совместной организации
быта в древности – как защита от природы, создания государств и
законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч.
«антикультурных»),
2) познавательная функция (способность к систематизации фактических
знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии, о
неизвестных источниках влияния на человека, - здесь возникает вопрос о
естественной ограниченности фактического познания внешнего мира и о
роли подсознания в «познании человека» через искусство),
3) информативная функция (способность передачи следующим поколениям или
другим группам и развития каждым следующим поколением или другой
группой социального, научного и духовного опыта при отсутствии
механизма биологического наследования культурных ценностей –
фактически функция «накопления идей» как через духовную так и через
материальную культуру),
4) коммуникативная функция (способность быстрого распространения
культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык,
технические достижения в области хранения информации),
5) регулятивная функция (способность поддержания равновесия между
группами людей, т.е. социального равновесия через устоявшиеся нормы
морали, обычаи-обряды, общие идеи разных церквей, нормы права, нормы
поведения в конкретной обстановке),
6) оценочная функция (способность всегда анализировать «что хорошо, а что
плохо», происходит естественный отбор ценностей исходя из данного
вопроса и движение вперед, пусть лишь к тому, что в данный момент
считается «благом»),
7) функция разграничения и объединения групп (способность создания
различными группами людей различных подходов независимо от их
фактической объединенности в более общую группу, способность
объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен
информацией между группами),
8) функция «социализации» (самая общая функция, объединяющая все
вышеуказанные: способность человека поддерживать свое принципиальное
отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать
системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы
сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей
природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться
неповторимым).
Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)
Отличие школ – по выделению главного определяющего момента в развитии и
отличиях разных типов культуры.
1) общественно-историческая (Шпенглер, Тойнби, Данилевский: разные
культуры у разных обществ на разных этапах их организации)
2) натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский: биологическая
обусловленность культуры)
3) социологическая (Элиот, Парето, Сорокин, Вебер, Парсонс: причины
разниц культур – в разной общественной организации, все ценное в
человеке вымуштровано в нем обществом)
4) символическая (Кассирер, Леви-Строс: основы культуры – в способности
отражать символами окружающую реальность и таким образом создавать
свою собственную реальность)
Шпенглер
Единица – культурный «организм».
Существовало 8 «организмов» культур (египетская, индийская, вавилонская,
китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя).
«Организмы» обособленны друг от друга, глубинное и плодотворное
взаимодействие невозможны.
Общечеловеческая преемственность отсутствует.
Культурный «организм» существует порядка 1000 лет.
Смерть «организма» - это смена творческого порыва, героических деяний,
заботы о душе – на чистый интеллект, спорт, культ работы.
Тойнби
Единица – «цивилизация»
Цивилизаций – около 30.
Все мировые цивилизации – ветви от одного «древа истории человечества», а
отсюда – тенденция к единству, каждая цивилизация – частица
общечеловеческой цивилизации, сотрудничество возможно и необходимо.
Все религии в перспективе сольются в одну общечеловеческую религию.
Движущие силы каждой цивилизации – провидение (бог), выдающиеся личности,
творческое меньшинство (подпитываемое из остальной части населения).
Творческое меньшинство, которому не удалось воплотить в жизнь свои
«порывы», превращается в господствующую силой элиту, изолируется от
остального населения, противопоставляется ему. В этом – причина гибели
цивилизаций.
---------------------------------
Фрейд
Культура – знания и умения, позволяющие удовлетворить человеческие чисто
биологические потребности и упорядочить дележ результатов; способ
подавления принуждением природных страстей отдельного индивида. Т.е.
культура – компромисс между лучшим выживанием и природными страстями
индивида (основа культуры – инстинкты).
Основные природные движущие силы – либидо (в том числе преобразовавшееся
(сублимировавшееся) в творчество и общественную деятельность) и инстинкт
разрушения.
Культура строится на отказе от инстинктивных влечений (сублимации либидо и
«природных» удовольствий в искусство, спорт, революции, развитие
общественного устройства).
Одновременно с сублимацией – защитная реакция психики на ограничения –
вытеснение природных инстинктов в подсознание -> психические проблемы у
наиболее культурных, выдержанных людей. Разрядка через сублимацию у
творческих личностей их спасает.
Исключительно экономические мотивы не могут быть базой развития общества,
т.к. это подтверждено существованием разных культур в примерно равных
экономических условиях.
Юнг (последователь Фрейда с нововведениями)
Либидо заменено на «психическую энергию», кроме того, идея о том, что в
структуре мозга опыт прошлых поколений запечатлен как «коллективное
бессознательное» (единая жизненная установка). Эти мозговые записи
провоцируют творчество, фантазию.
Доказательства существования «коллективного» - сплоченность рассеянных по
миру евреев, врожденная религиозность русских.
Лоренц
Подход через энтологию – изучение поведение животных в естественных
условиях – и перенос результатов наблюдений на человека.
Основная идея – объяснение поведения человека животной предысторией
(инстинктивные свадебные пляски, строительство гнезд, взаимный обмен
сигналами, коллективный быт муравьев, относительный разум домашних
животных).
Войны, революции, насилие – от животного инстинкта самосохранения, стадной
агрессивности, борьбы за самку, инстинкта «своей» территории.
Культура понималась как способ изживания «звериного» через воспитание,
науку, спорт, доброжелательные контакты.
Малиновский
Идея функциональности компонентов культуры: ненужное должно забываться, все
(включая якобы бессмысленные) явления культуры обязательно функциональны.
Истоки культуры – в удовлетворении потребностей.
Культура – самоорганизующийся организм.
Зарождение культуры – на основе биологической выживаемости (продолжение
рода, еда, защита от природы).
Существуют как первичные (биологические, общие для всех), так и вторичные
(духовные, по-разному удовлетворяемые в разных культурах) потребности
людей.
Развитие культуры – развитие вторичных потребностей и передача их потомкам.
-------------------------------
Элиот
Развитие творчества невозможно без общественной стимуляции культурной
элиты.
Есть духовная элита и непросвещенная масса.
Культурная элита обязательно принадлежит к обеспеченному классу.
Развитие культуры – результат пополнения элиты из низов, вливание свежей
Страницы: 1, 2
|