скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Конспект учебника Мамонтова Основы культурологии(М., Изд. РОУ, 1996) скачать рефераты

Конспект учебника Мамонтова Основы культурологии(М., Изд. РОУ, 1996)

Выписки из «Основ культурологии» Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996)

к зачету по основам культурологии на экономфаке Нижегородского филиала

Московского гуманитарно-экономического института (2001)

Содержание

Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

Структура культуры

Социальные функции культуры

Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)

Культура и природа

«Культура» и «цивилизация»

«Массовая культура»

«Контр-культура»

Элитарная культура, культура и личность

Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность

достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности

народа, формации, группы людей; «способ существования человека», его

отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного

преодоления инстинктов.

Сущность культуры – в материи и духе, причем индивидуальный дух личности –

основное отличие человека: «некультурный – значит несвоеобразный»

(Леонтьев).

История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о

формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры

(слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое –

«перетекает» из одной формации в другую). Существует идея периодизации

истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную

культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение),

Новая история (от Фр.Рев.).

История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых

условий прогресса).

Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат,

2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.

Т.е., наряду с прочим, изучаются:

1) причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин

(а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),

2) приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития

общества,

3) что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться «хорошо», в

какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,

4) составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит

их развитие,

5) взаимоотношение культуры и религии,

6) взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и

какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из

них – основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что

разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи,

развитие поколениями)

Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных

достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).

Структура культуры

Формы культуры:

1) материальная: материально-производственная деятельность человека и ее

результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),

2) духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука,

нравственность, искусство, философия, право, воспитание,

взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру…).

Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также

менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога

«насыщения».

Классификация духовной деятельности:

1) научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболее

проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы

во времени, лишены национальной или классовой специфики («что

национально – то не наука»), возможно их использование как на пользу,

так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,

2) нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону

отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически

переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме),

полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным

устройством общества,

3) ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего

восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от

национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них

личности автора, иррациональность (иногда – почти полное отсутствие

логики).

Естественно, имеет место пересечение этих форм (шедевры архитектуры,

культура труда и т.п.)

Чем дальше, тем меньше стычек между наукой и религией, меньше выделена

«элитарность» «духовной элиты» в смысле отделенности от «прочей массы»,

однако есть проблема по вытеснению материальной культурой духовной

культуры.

Виды культурообразующей деятельности:1) творческая, 2) репродуктивная

(сохраняющая и тиражирующая) – отсюда не «единомоментность» культуры, а

сильное влияние прежних творческих взрывов на нынешний уровень культуры

(Древне-Римские идеи права – в основе многих систем права на сегодняшний

день).

Понятие духовной ценности – результаты духовной деятельности (наука,

нравственность, искусство), получившие высокое общественное признание и

существенно повлиявшие на дальнейшее развитие культуры.

Классификация духовных ценностей:

1) общечеловеческие (признание наибольшим количеством людей во времени и

в пространстве: нравственные заповеди (уважение, любовь, дружба,

честность и т.п.) шедевры мирового искусства, стремление к красоте – с

такой позиции выступают ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям),

2) национальные (более конкретные и материализованные, признание в

основном одним народом в силу особенностей его истории: национальные

памятники культуры и истории (былины, рукописи и т.п.), национальные

авторы (литература, музыка, искусство) и государственные деятели),

3) сословно-классовые (интересы и мироощущение классов и слоев:

пролеткульт),

4) локально-групповые (по возрастному или локально-территориальному

мироощущению: рокеры, панки, стиль одежды, город-деревня, местные

памятники, семейная религия, фамильные традиции)

5) индивидуально-личностные (индивидуальное творчество, связанное с

личной историей, личное отношение ко всем вышеперечисленным

ценностям).

Черты духовных ценностей: относительность (ограниченность во времени и

пространстве) и подвижность (перетекание из одного уровня в другой). Эти

черты проявляются все более тускло от 5 уровня к 1.

Анти-культура: стремление к подражательству и количеству за счет потери

оригинальности и качества с фактическим лишением культуры неповторимости,

отрицание ценности иных мировоззрений и противопоставление им своего

единственно-верного взгляда на жизнь.

Социальные функции культуры

Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и

пространстве.

Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры

(способы воздействия на общество):

1) функция приспособления к среде (способность совместной организации

быта в древности – как защита от природы, создания государств и

законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч.

«антикультурных»),

2) познавательная функция (способность к систематизации фактических

знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии, о

неизвестных источниках влияния на человека, - здесь возникает вопрос о

естественной ограниченности фактического познания внешнего мира и о

роли подсознания в «познании человека» через искусство),

3) информативная функция (способность передачи следующим поколениям или

другим группам и развития каждым следующим поколением или другой

группой социального, научного и духовного опыта при отсутствии

механизма биологического наследования культурных ценностей –

фактически функция «накопления идей» как через духовную так и через

материальную культуру),

4) коммуникативная функция (способность быстрого распространения

культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык,

технические достижения в области хранения информации),

5) регулятивная функция (способность поддержания равновесия между

группами людей, т.е. социального равновесия через устоявшиеся нормы

морали, обычаи-обряды, общие идеи разных церквей, нормы права, нормы

поведения в конкретной обстановке),

6) оценочная функция (способность всегда анализировать «что хорошо, а что

плохо», происходит естественный отбор ценностей исходя из данного

вопроса и движение вперед, пусть лишь к тому, что в данный момент

считается «благом»),

7) функция разграничения и объединения групп (способность создания

различными группами людей различных подходов независимо от их

фактической объединенности в более общую группу, способность

объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен

информацией между группами),

8) функция «социализации» (самая общая функция, объединяющая все

вышеуказанные: способность человека поддерживать свое принципиальное

отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать

системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы

сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей

природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться

неповторимым).

Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)

Отличие школ – по выделению главного определяющего момента в развитии и

отличиях разных типов культуры.

1) общественно-историческая (Шпенглер, Тойнби, Данилевский: разные

культуры у разных обществ на разных этапах их организации)

2) натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский: биологическая

обусловленность культуры)

3) социологическая (Элиот, Парето, Сорокин, Вебер, Парсонс: причины

разниц культур – в разной общественной организации, все ценное в

человеке вымуштровано в нем обществом)

4) символическая (Кассирер, Леви-Строс: основы культуры – в способности

отражать символами окружающую реальность и таким образом создавать

свою собственную реальность)

Шпенглер

Единица – культурный «организм».

Существовало 8 «организмов» культур (египетская, индийская, вавилонская,

китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя).

«Организмы» обособленны друг от друга, глубинное и плодотворное

взаимодействие невозможны.

Общечеловеческая преемственность отсутствует.

Культурный «организм» существует порядка 1000 лет.

Смерть «организма» - это смена творческого порыва, героических деяний,

заботы о душе – на чистый интеллект, спорт, культ работы.

Тойнби

Единица – «цивилизация»

Цивилизаций – около 30.

Все мировые цивилизации – ветви от одного «древа истории человечества», а

отсюда – тенденция к единству, каждая цивилизация – частица

общечеловеческой цивилизации, сотрудничество возможно и необходимо.

Все религии в перспективе сольются в одну общечеловеческую религию.

Движущие силы каждой цивилизации – провидение (бог), выдающиеся личности,

творческое меньшинство (подпитываемое из остальной части населения).

Творческое меньшинство, которому не удалось воплотить в жизнь свои

«порывы», превращается в господствующую силой элиту, изолируется от

остального населения, противопоставляется ему. В этом – причина гибели

цивилизаций.

---------------------------------

Фрейд

Культура – знания и умения, позволяющие удовлетворить человеческие чисто

биологические потребности и упорядочить дележ результатов; способ

подавления принуждением природных страстей отдельного индивида. Т.е.

культура – компромисс между лучшим выживанием и природными страстями

индивида (основа культуры – инстинкты).

Основные природные движущие силы – либидо (в том числе преобразовавшееся

(сублимировавшееся) в творчество и общественную деятельность) и инстинкт

разрушения.

Культура строится на отказе от инстинктивных влечений (сублимации либидо и

«природных» удовольствий в искусство, спорт, революции, развитие

общественного устройства).

Одновременно с сублимацией – защитная реакция психики на ограничения –

вытеснение природных инстинктов в подсознание -> психические проблемы у

наиболее культурных, выдержанных людей. Разрядка через сублимацию у

творческих личностей их спасает.

Исключительно экономические мотивы не могут быть базой развития общества,

т.к. это подтверждено существованием разных культур в примерно равных

экономических условиях.

Юнг (последователь Фрейда с нововведениями)

Либидо заменено на «психическую энергию», кроме того, идея о том, что в

структуре мозга опыт прошлых поколений запечатлен как «коллективное

бессознательное» (единая жизненная установка). Эти мозговые записи

провоцируют творчество, фантазию.

Доказательства существования «коллективного» - сплоченность рассеянных по

миру евреев, врожденная религиозность русских.

Лоренц

Подход через энтологию – изучение поведение животных в естественных

условиях – и перенос результатов наблюдений на человека.

Основная идея – объяснение поведения человека животной предысторией

(инстинктивные свадебные пляски, строительство гнезд, взаимный обмен

сигналами, коллективный быт муравьев, относительный разум домашних

животных).

Войны, революции, насилие – от животного инстинкта самосохранения, стадной

агрессивности, борьбы за самку, инстинкта «своей» территории.

Культура понималась как способ изживания «звериного» через воспитание,

науку, спорт, доброжелательные контакты.

Малиновский

Идея функциональности компонентов культуры: ненужное должно забываться, все

(включая якобы бессмысленные) явления культуры обязательно функциональны.

Истоки культуры – в удовлетворении потребностей.

Культура – самоорганизующийся организм.

Зарождение культуры – на основе биологической выживаемости (продолжение

рода, еда, защита от природы).

Существуют как первичные (биологические, общие для всех), так и вторичные

(духовные, по-разному удовлетворяемые в разных культурах) потребности

людей.

Развитие культуры – развитие вторичных потребностей и передача их потомкам.

-------------------------------

Элиот

Развитие творчества невозможно без общественной стимуляции культурной

элиты.

Есть духовная элита и непросвещенная масса.

Культурная элита обязательно принадлежит к обеспеченному классу.

Развитие культуры – результат пополнения элиты из низов, вливание свежей

Страницы: 1, 2