История моды
История моды
Министерство образования Республики Беларусь
Средняя школа №94
г. Минска 11 «В» класс
Белов Максим.
История моды.
Научный руководитель:
учитель МХК
Карданов Н.М.
г. Минск 2002
Введение.
Уже на заре человечества был создан первый покров – одежда или костюм
– для защиты тела от холода и помощи в борьбе за выживание. Прямыми
предшественниками одежды являются татуировка,1окраска тела и нанесение на
него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя
от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Большую роль
играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным
убором нередко составляли весь костюм человека в древности.
В костюме отразились все стадии развития общества.
…Идеалом человека Древней Греции был молодой воин-атлет с великолепно
тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка подчеркивал линии
фигуры, но не искажал их. В середине века, в период господства христианских
догм, человеческое тело, особенно женское, считалось греховным. С помощью
костюма формы тела скрадывались под тяжелыми и пышными тканями.
Эпоха Возрождения вновь обращается к человеку, его чувствам, мыслям и
способностям. Костюм же становится более удобным, как бы выражая гармонию
внутреннего и внешнего в человеке.
В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияние на
формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальную и
сословную принадлежность, имущественное положение и возраст.
Откуда идет мода?
На протяжении веков разные страны и города играли ведущую роль в моде
на одежду: Италия, Испания, Франция, Англия.… Сегодня (и уже давно) – это
Париж!
«Итальянский» период и истории моды приходится на эпоху Ренессанса и
бурного расцвета городов-государств. Венеция и Флоренция были перевалочными
пунктами в прибыльной торговле со странами Востока. Начиная с XIII в. в
самой Италии изготовлялись роскошные шелковые ткани, в Милане процветало
производство бархата. Именно эти условия сделали Италию центром моды.
Подобное наблюдалось и в Бургундии, которая почти весь XV в. задавала
тон в европейской моде. Бургундские города Гент и Брюгге с их суконными
мануфактурами, перерабатывавшими английскую шерсть, достигли к тому времени
наивысшего расцвета.
Эпоха бургундского превосходства в моде сменилась подчеркнуто «мужской»
модой Испании. Господствующим стал черный цвет, так понравившейся империи,
«в которой никогда не заходило солнце».
В XVII в., с ослаблением могущества Испании, черный стиль ушел в
прошлое. Его сменил жизнерадостный стиль одежды парижан. Легендарный
любовник и авантюрист Казанова писал: «Париж является, пожалуй,
единственным городом в мире, внешний вид которого полностью меняется через
5-6 лет».
Начиная с XVIII в. серьезным и достойным конкурентом (то есть
соперником) Парижа в области моды стал Лондон. Это соперничество дополняло
и обогащало два главных направления в моде – практичное и спортивное в
Лондоне и склонное к фантазии и сексуальной раскрепощенности в Париже. С
тех пор «английский костюм» и одежда для дождливой погоды остаются
британскими «владениями» в моде. А после Второй мировой войны из Америки
пришла в Европу одежда для работы и отдыха из джинсовой ткани («Ли», «Леви
Страус», «Рэнглер» и др.).
И все-таки Париж – столица мировой моды. Этому способствовала множество
причин: выгодное географическое положение столицы сильного европейского
государства, и давняя традиция высокоразвитого текстильного производства, и
умелая работа парижских портных и швей, и фривольная жизнерадостность
парижан. В наше время лучшее парижские Дома моделей высшего класса, «от
кутюр», как называют узкий блистательный круг авторитетнейших парижских
модельеров, расположены в особом районе на Елисейских Полях.
Мода и модельеры.
Основателем моды высшего класса считается Чарльз Фредерик Ворт.
Двадцатилетним юношей, не зная ни слова по-французски, он приехал в Париж С
сотней франков в кармане. Спустя 15 лет, в 1860-ом г., благоприятное
стечение обстоятельств, трудолюбие и талант сделали его некоронованным
королем парижской моды. Именно Ворт придумал кринолин и турнюр, а во время
одного из своих показов мод впервые использовал манекен. Сначала модели
Ворта демонстрировала его жена, обладавшая не только привлекательной
внешностью, но и безупречной фигурой. Дело Ворта с успехом продолжили его
сыновья.
Первой женщиной – модельером, добившейся признания, стала знаменитая
мадам Пакэн. Ее творения отличались безусловным вкусом, нестандартностью и
новизной. Мадам Пакэн истинно женским чутьем умела выбрать и необычный
способ показа своих моделей: однажды с десятком вызывающе красивых
манекенщиц она появилась на больших скачках в Лонгчамп, где собирался весь
великосветский «бомонд».
На рубеже XIX и XX вв. гремело имя Поля Пуаре, одного из самых
влиятельных создателей моды вообще и молодежного стиля в частности. Сочные,
экзотические, подобные взрыву краски его моделей навеяны изобразительным
искусством той поры. Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны.
Затем стали известны другие имена: мадам Вионне, мадам Скьяпарелли и,
конечно Коко Шанель. Прозорливо считая, что «мода, не нашедшая признания
широчайших масс, уже не мода», Шанель стала работать не для узкого круга
богачей, а для швейной промышленности, и добилась огромного успеха.
Один из наиболее удачливых кутюрье после Второй мировой войны Кристиан
Диор напомнил всем об основной задаче моды – «наряжать женщин и делать их
более красивыми». Грандиозный успех Диора свидетельствует не только о его
тонком вкусе, но и об умении угадывать запросы времени.
Модельер является как бы посредником между модой и людьми. Только после
того, как мода будет признана и принята определенными кругами, она может
стать модой. Постепенно увеличивается число тех, кто получает от нее
удовольствие. Когда же возникает угроза превращения модной одежды в
однообразное форменное обмундирование, мода перестает быть модой. Цель моды
– всеобъемлющее господство – таит в себе и ее закат.
Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение
оригинальной модели; признание ее модной в узком кругу; распространение
приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном
производстве; пресыщение; затухание интереса или полная невостребованность
товара. Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у
будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быстро, от сезона к
сезону: весна-лето и осень-зима. Некоторые модные новинки после того, как
их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта –
джинсы, например.
Причуды моды.
Известно много примеров, когда именно мода подняла некоторые будничные
(рабочие, повседневные) виды одежды до разряда модных вещей. Так, джинсы,
первоначально являвшиеся дешевой рабочей одеждой, в определенный период
стали модным предметом молодежного костюма. Молодые люди, появляющиеся в
любых ситуациях именно в джинсах, демонстрируют тем самым скорее свою
принадлежность к поколению, нежели эстетические взгляды и личный вкус.
Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она
хочет омолаживать. Эмансипация (освобождение от зависимости) женщин в ХХ в.
вдохновила модельеров на коренные изменения в одежде. Работающие женщины
отбросили излишние и неудобные в повседневной жизни романтические «штучки».
Женская мода все более и более приобретает характерные особенности мужской
одежды (деловой костюм, брюки). Уменьшение длины женских юбок, намного выше
колен, отказ от бюстгальтера и короткая мужская стрижка положили начало
новому отношению к модной одежде, в частности к женской.
Стремительно растущая группа молодых потребительниц (потребителей),
жаждущих разнообразия и имеющих возможность потратить на это крупные суммы
денег, стимулирует создание новых моделей одежды. Мода все более
ориентируется не на зрелый возраст, а на молодежь, внимательно
присматриваясь к ее стилю жизни. Наглядный пример тому женский купальный
костюм. Прошли десятилетия, прежде чем он обрел свою предельно лаконичную
форму: минимально допустимое количество материала стало строго
пропорционально количеству интимных мест на женском теле – три крохотных
лоскутка. Сегодня мало кто смущается, встречая на улицах городов
суперсовременный вариант купальника, перенесенный на повседневное женское
платье.
Со времен Адама и Евы мужчина и женщина стремятся понравиться друг
другу. И это естественно. Точно так же, как естествен и сексуальный аспект
одежды: ее разнообразные формы служат, помимо всего прочего, средством
демонстрации силы или слабости, чувств, желания нравиться. Современный
мужчина не носит дорогостоящих доспехов средневекового рыцаря, не надевает
тонких брюссельских кружев. Интерес к моде несколько смещается: не одежда,
а …авто-мащина занимает его прежде всего. Престижность модели, цвета,
объема и мощности двигателя и прочие «навороты» - вот те элементы, которые
подвержены влиянию моды и в переносном смысле приняли на себя функцию
военных доспехов для большинства мужчин.
Женщины эмоциональнее и относятся к моде иначе. Они не только
«потребляют» модную продукцию, но и живут в моде и модой, благодаря острому
пониманию новизны, внося в жизнь все наиболее прогрессивное и органичное из
созданного руками модельеров. Женщины – сама Мода, поскольку нет Женщин без
Моды и нет Моды без Женщин.
Есть люди, которые к слову «мода» относятся с плохо скрываемым оттенком
пренебрежительности. Здесь уместно согласиться с мудрой пословицей: «о
вкусах – не спорят». На самом деле мода выражает стиль жизни общества и,
хочет того человека или нет, мода держит его у себя на поводу. Ибо она
стала составной частью нашей жизни, иллюстрацией повседневного быта…
Что носили древние Египтяне.
Климат в долине Нила вообще не требовал одежды – вполне достаточно было
незатейливого «пояска с полоской» из кожи или сплетенных стеблей тростинка.
Основной одеждой египтянин в эпоху Древнего Царства (3000-2400 гг. до н.э.)
был передник схенти в виде неширокой полосы ткани, обернутой вокруг бедер и
укрепленной на талии поясом. Туловище оставалось свободным от одежды.
Схенти фараона (главы государства) был сделан из тонкого, хорошо
отбеленного полотна – льняного; (Египет – родина льна) или хлопкового;
бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального
цвета. Еще более простой была одежда рабов – небольшая повязка из очень
грубой небеленой ткани или кожи. Цветную одежду долгое время носили только
привилегированные слои общества – крупные землевладельцы, жрецы,
придворные.
Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных
лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Парики были с косичками либо завиты мелкими локонами. Простолюдины и рабы
пользовались шапочкой из грубого холоста, полотно облегавшей голову. Чем
длиннее были локоны парика, тем знатнее был владелец, поэтому самыми
пышными париками обладали фараоны и члены их семей. Форма и размеры париков
также указывали на социальное положение их владельцев. Кстати, право носить
обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи –
принадлежало только фараону, реже его приближенным. Знаками царского
достоинства фараона были золотая подвязная борода, корона (сначала «атев»,
затем – «пшент») и посох.
При совершении жертвоприношения и ритуалов спину жреца покрывала шкура
леопарда. Часть шкуры с головой располагали спереди. Голову и лапы украшали
золотыми пластинами с эмалью.
Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая,
длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая
грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на
груди. Форма калазириса была одинаковой и у царицы, и у рабыни. Сословные
различия в одежде выражались лишь в качестве ткани и наличии декора. Дома
египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бедра
были убраны тончайшими цепочками.
Во времена Среднего Царства (2400-1710 гг. до н.э.) появление новых
тканей, а также тканей и предметов роскоши из Передней Азии привели к
созданию более сложного костюма. Все чаще мужчины носят плиссированные и
гладкие длинные схенти. Женские покрывала становятся тоньше, грудь
обнажается все больше; просвечивающее сквозь тончайшую ткань смуглое
женское тело выглядит особенно привлекательно.
Расцвет древнеегипетского костюма приходится на эпоху Нового Царства
(1580-1090 гг. до н.э.). Появление тонких прозрачных тканей изменяет
мужской костюм, позволяя носить одновременно несколько одежд. Новая одежда,
окружавшая тело прозрачной дымкой, украшает человека, изменяет его облик,
скрывает и скрашивает недостатки, тогда как простой схенти оставлял тело
обнаженным и служил лишь некоторой защитой. Широкое распространение
получает новая одежда – сусх, состоящий из калазириса и синдона –
прямоугольного куска ткани, обернутого поверх калазириса вокруг бедер и
завязанного спереди. Все чаще в мужской одежде встречаются пестрые цветные
ткани с геометрическим орнаментом. При изготовлении одежды начинают
пользоваться манекеном.
Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых
пластин, драгоценных камней, жемчуга. Сначала его носили лишь богатые
египтяне. Только во времена Нового Царства стали изготавливать дешевые
имитации для простолюдинов. Золотые браслеты с эмалью украшали запястья и
руки выше локтей, а также щиколотки знатных египтянок. Бедняки носили
украшения из стеклянной пасты и глазурованной глины.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ IX-XII ВВ.
Классической страной раннего средневековья, где господствовал романский
стиль в культуре, принято считать Францию. Средневековая одежда, в
частности романского стиля, формируется под влиянием более суровых, чем в
Риме или Византии, природно-климатических условий. Романский стиль проще,
строже и мрачнее, чем одежда предыдущих эпох.
Романская мода впитала в себя традиции костюма различных эпох – от
Страницы: 1, 2, 3
|