скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Истоки культурологической науки скачать рефераты

литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат

оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат

«Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном

языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего

известен как автор «Илиады средних веков» (по выражению В.Г. Белинского) –

«Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует

привычный для средневековья сюжет – изображает себя путешествующим по Аду,

Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия.

Несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение полно картин

жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и

иносказаниями.

Наряду с Данте крупнейшей фигурой Ренессанса является Франческо

Петрарка. Общепризнанно, что Петрарка является первым европейским

гуманистом. Древняя латинская литература была его увлечением.

Большинство сонетов говорят о любви к прекрасной Лауре, которую

Петрарка воспевал и во время ее существования на земле, и после смерти.

Чувство, которое предстает в сонетах, отличается высокой духовностью. Лаура

– и земная женщина, которую он однажды встретил:

Благословен и год, и день, и час,

И та пора, и время, и мгновенье,

И тот прекрасный край, и то селенье,

Где был я взят в полон двух милых глаз.

Петрарка создает образ идеальной возлюбленной. Сохраняя ее земной

образ, поэт максимально его одухотворяет.

Таким образом, интерес Петрарки к собственному «Я», к живым

человеческим чувствам, некоторое переосмысление католической этики, интерес

к античности (к которой он обращался за подтверждением собственных

взглядов) делает его представителем гуманистического движения.

Сандро Боттичелли – художник другого периода эпохи Возрождения, он

острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто. Ранний

Ренессанс «поражает щедростью, преизбыточностью художественного творчества;

хлынувшего как рога изобилия» (Н.А. Дмитриева). Творчество Боттичелли

отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более чем

какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче

окружающего мира.

Итак, Возрождение – термин, установившийся в XIX веке для обозначения

переходной эпохи между средневековьем и новым временем. Особую роль во

введении в культурный обиход этого термина в XIX веке сыграли Жюль Мишле и

Якоб Буркхардт. Термин «Возрождение» весьма емок. И на рубеже веков, и

сейчас существуют различные его толкования.

Возрождение отмежевывается от средневековья тем, что в течение этой

эпохи происходит постепенная эмансипация наук и искусств от строгой опеки

богословия, зарождаются национальные литературы, модифицируется

христианская этика. Но Возрождение отличается и от нового времени. Несмотря

на самостоятельность в сферах наук и искусств, культура этого времени не

может обойтись без авторитетов, без мировоззренческой опоры в прошлом.

Такой опорой и выступила античность. Из-за переходного периода в истории

культуры трудно ограничить эпоху Возрождения определенными хронологическими

рамками. Дореволюционные русские историки культуры предлагали определять

время Возрождения так: от Данте до Микеланджело. Каждый из этих художников

находится на рубеже эпох. Хронологию эпохи естественно было бы связывать с

основными чертами культуры Возрождения: антропоцентризмом, гуманизмом,

модификацией средневековой христианской традиции, особым отношением к

античности.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой,

становится одной из мировоззренческих задач этой эпохи. В эпоху

итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному

восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства.

Говоря о неповторимости и уникальности культуры Возрождения, нельзя

забывать, что она была прерогативой верхов общества, интеллектуальной и

художественной элиты. Как ни связан был итальянский народ с Древним Римом,

античная, погибшая культура была чужда массам, как, в общем, была чужда и

новая культура, опиравшаяся на угасшую древнюю. Естественно, что между

народом и интеллигенцией образовалась пропасть. Люди искусства, творческой

мысли были оторваны от массы. Она их не понимала и не вполне принимала.

Гуманистическая образованность достигла высокого уровня и, став уделом

небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее

влияние на общество сказалось значительно позднее.

Северное Возрождение

Самобытный характер Северного Возрождения проявил себя в первую

очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными

центрами этой культуры, были Антвернен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее

лидером станет Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль

сыграл экономический фактор: развитие горного дела, текстильной

промышленности, все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-

денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы, -

касались больших масс людей и меняли их сознание.

Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые

традиции мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы возрожденческой

поэзии даст продолжатель этих народных традиций Ганс Сакс. Наряду с Лютером

он может считаться создателем современного немецкого языка. Зависимость от

времен готики сказалась в развитии литературы Германии: в отсутствие

сколько-нибудь интересной прозы, стихи Сакса и Лютера известны всем. В

Нидерландах проза появится раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного

Возрождения станет Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшая книга

«Похвала глупости» выйдет в свет в 1509 г.

Лидером среди видов художественной деятельности становится –

живопись.

Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван

нидерландец Хиеронимус Босх. В его картинах, большей частью написанных еще

на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и

элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических

деталей. И даже самые страшные аллегории обладают таким красивым и

«нарядным» колоритом, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто

из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь

фантастические, граничащие с безумием, образы, но влияние Хиеронимуса Босха

XX век ощутит в творчестве сюрреалистов.

Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в

изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Дюрер оставил колоссальное наследие: картины, графические работы,

статьи, переписку.

Вершиной творчества Альберта Дюрера, становится грандиозное

изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких

выражений возрожденческого гуманизма.

Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха

Старшего (1472-1553). В его живописи особенно отчетливы готические мотивы.

Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы

художника. Его лучшие работы, написанные в начале века, остаются образцом

возрожденческого видения мира.

Матис Нитхарт, известный также под именем Грюневаьд меньше известен.

Его творчество отразило все противоречия эпохи. В его картинах поражает

богатство религиозной фантазии, он рисует ангелов, играющих на виолах и

арфах для услаждения слуха Марии с младенцем Христом. Нитхарт неоднократно

возвращался к теме распятия, всякий раз, рисуя Христа? подчеркнуто

натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком, изможденного

страданиями.

В Изенгеймский алтарь вписана одна из самых мистических картин

художника – «Вознесение Христа».

Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени

принадлежит Дунайской школе живописи. Именно художники Дунайской школы

первыми начинают рисовать природу, найдя ее поэтичной самой по себе.

Одним из лучших мастеров портрета был Ханс Хольбейн Младший. Ему

принадлежат портреты Эразма Роттердамского и астронома Николаса Кратцера,

Томаса Мора и Джейн Сеймур, трактующие образы современников как людей

полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы.

Хольбейн работал как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих

случаях убедительные иллюстрации к Библии к «Похвале глупости».

В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и

пластетические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге,

Галле. Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось многие

десятки лет, вообще невозможно установить границу, отделяющую готику от

более поздних стилей. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор

католического мира в Кельне, собор в Ульме, а также целый ряд замковых и

дворцовых сооружений. Церкви фактически выполняли функции музея, наряду с

отправлением культовых моментов. В

Интересна музыка Северного Возрождения. К 16 веку существовал богатый

фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии

повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном

лагере. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения.

Многообразие музыкальных форм в Германии XVI века поражает: на

масленицу ставились балеты, оперы.

Культура нового времени

Европейская культура нового времени охватывает XVII-XVIII века. Она

базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные

ориентиры и потому образует единый организм. Вместе с тем, каждый век имеет

свое историческое лицо. XVII век – это век «революционной критики»

феодализма в Нидерландах и Англии. XVIII век - век просвещения. XIX век

«полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем –

эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его

крайнем выражении – техницизме.

Западноевропейская культура XVII века

Позиции церкви в XVII веке были сильны, ведь XVII век – это не только

время расцвета абсолютизма, но и завершающий этап Контрреформации. Несмотря

на протекционистскую политику по отношению к развитию промышленности и

науки, абсолютистское государство было заинтересовано не в меньшей степени

и в неколебимости религиозных устоев.

Развитие рационального буржуазного способа производства порождало

острую потребность в прикладных науках. Роль естественных наук в культуре

неуклонно нарастала на протяжении всей эпохи Возрождения. Теперь в

естествознании ведущее место заняла механика. Опираясь на математические

разработки, она добилась крупнейших успехов.

Небесная механика, созданная трудами Коперника (1473-1543), Галилея

(1564-1642), Кеплера (1571-1630) внесла принципиальные изменения в

библейскую картину мироздания. Разработка земной механики (Галилей,

Торричелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц и др.) показала

несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на

аристотелевскую физику. Математическое естествознание «века гениев», как

иногда называют XVII век, достигло вершины в трудах И. Ньютона (1643-1727).

Философы и естествоиспытатели стали утверждать, что человек постигает

мир посредством своего разума (Р. Декарт, 1596-1650), что знания являются

силой (Ф. Бэкон, 1561-1626), их источник – опыт, а не божественное

откровение или труды античных авторов, как утверждала схоластика. В

качестве важнейших методов познания философы и естествоиспытатели стали

рассматривать эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон и др.), механическую

гипотезу, механическую модель (Р. Декарт). Были изобретены микроскоп

(Левенгук) и телескоп (Галилей), благодаря чему горизонты познания

раздвинулись вглубь и вширь. Возникают новые формы организации

исследовательской работы – научные общества, Академии наук. Особо

значительную роль в Европе XVII века сыграли Лондонское Королевское

общество, существующее до сих пор, и Парижская естественнонаучная Академия.

XVII век – век Декарта и Пор-Рояля, Паскаля и Спинозы, Рембрандта и

Мильтона, век отважных мореплавателей, переселений в заморские страны,

смелой торговли, расцвета естествоиспытания, морализирующей литературы – и…

век парика, достигающего наибольшей пышной в 60-е годы, парика, который

носил всякий, кто считал себя господином – от короля, адмирала до купца…

Век крайне противоестественной непрактичной мужской моды – с узкими

камзолами, короткими, крайне широкими панталонами; костюм, перегруженный

украшениями – бантами, лентами, кружевами и т.п. Эта мода

представляла собой разительной контраст весьма сухому, бесстрастному,

рационалистическому XVII веку.

Печатью рационализма отмечен утопический роман, который представлял

почти единственную легальную форму критики феодального общества. Сирано де

Бержерак, поклонник философии Декарта и Гассенди, в своих фантастических

ромах осыпал градом насмешек устои феодально-абсолютистского общества и

развивал идеи прогресса, обогащая традиции гуманизма Рабле. Появление со

второй половины XVII века романов-путешествий, наиболее значительным из

которых является «История севарамбов» Д.Вераса, ориентировало общественное

сознание в направлении поиска гармоничного общественного устройства.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Два наиболее широких и влиятельных художественных течения рассматриваемой

эпохи – барокко и классицизм – сложны и двойственны по своей природе. Стиль

барокко получил преимущественное распространение в католических странах,

затронутых процессами Контрреформации. Сущность барокко шире вкусов

католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась

использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для

восславления могущества, пышности и блеска государства, мест обитания лиц,

приближенных к трону. Стиль барокко с особой остротой выражает кризис

гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к

неведомому. По сути, он открывает мир в состоянии становления, а

становящимся миром был тогда мир буржуазии.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи – классицизм.

Абсолюстским государствам не могла не импонировать идея величавого порядка,

строгой соподчиненности, внушительного единства. Претендующее на

«разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели

уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес

барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни,

Страницы: 1, 2, 3