скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Истоки культурологической науки скачать рефераты

Истоки культурологической науки

Сибирский Университет Потребительской Кооперации

ТЕМА РЕФЕРАТА:

ИСТОКИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Выполнил:

Проверил:

Новосибирск 2003

ПЛАН:

1. Представление о происхождении культуры в древних цивилизациях.

2. Гуманистическое представление о культуре в эпоху Возрождения.

3. Культура Нового времени.

Представление о происхождении культуры в древних цивилизациях.

История происхождения человека начинается в далеком прошлом.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного

представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку

разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что

человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма

извилистый путь.

Периодизация первобытности

Большая часть истории человечества приходится на период

первобытности, который длился много сотен тысяч лет.

Самые древние орудия человека датируются свыше 2 млн. лет назад. По

материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю

первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе

был синкретизм – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека,

связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и

форматированию самого Homo sapiens (человека разумного).

На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний

первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном

состоянии, в так называемом архетипе – прообразе, первичной форме.

Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ,

живое действие.

Искусство палеолита

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного

искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-

е тыс. до н.э.). Это женские статуэтки из камня и кости с

гипертрофированными формами тела, схематизированными головами – так

называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-

прародительницы и символизировавшие плодородие. Подобные «Венеры» найдены

также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения

животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе.

Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид

деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало

постепенное познание человеком действительности, его первые представления

об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной

деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием

качественно новой изобразительной формы:

* натуральное творчество – композиция из туш, костей натуральный

макет;

* искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура,

барельеф, профильный контур;

* верхнепалеолитическое изобразительное творчество – роспись пещер,

гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта

первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения,

жестов, возгласов, мимики.

Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя-семью отверстиями

для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и

России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих

костей, а образцы из Восточной Европы и России – из оленьих и медвежьих.

Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства:

графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные

минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или

вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к

мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий.

От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно

переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством

начинает заниматься земледелием и скотоводством.

Искусство неолита и бронзового века

К эпохе неолита и бронзового века относятся изображения, передающие

более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-

прикладного искусства – керамика, обработка металла. Люди делали луки,

стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый

искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде

люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево,

кость.

Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую

создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей

своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности

палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из

отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в

современном смысле слова.

Развитие производительных сил ведет к тому, что часть пастушеских

племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая

вести оседлый образ жизни на основе земледелия переходят на более высокий

этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные

сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные

ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

Первобытные жилища и погребения

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений

– крепости.

Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые

сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной

полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения

и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные

(городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и

железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового

веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием

«поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые

къекенмеддингами, что в переводе с датского означает «кухонные кучи» (они

действительно похожи на длинные кучи отбросов устричных раковин), поскольку

в Дании и были обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны

они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о

жизни древних людей.

Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и

другие древние города – все это поселения.

Особым видом поселения являются римские террамары (от лат. terra –

земля) – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих

поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений

каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на

сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для

защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными

сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без

каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения -

мегалитические погребения (от гр. megas – большой, lithos – камень), т.е.

погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольменов,

менгиров.

В Западной Европе и на юге России распространены дольмены, (от

бретонского tol – стол и men – камень). Менгиры (от бретонского men –

камень и hir – длинный) – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной

более 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира

поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в

виде круга. Их уже называют иначе – кромлех (от бретонского crom – круглый

и lech – камень). Кромлехи – культовые сооружения.

Верования в первобытном обществе

В древнем человеческом обществе верования являли собой реакцию

совокупной личности на ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные

с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от

лат. аnima – дух, душа) – наделении природных явлений человеческими

качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от гр. mageia –

волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с

заклинаниями и обрядами.

Известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрезер в работе

«Золотая ветвь» отмечает, что магическое мышление основывается на двух

принципах симпатической магии (закон симпатии). Первый он называет

гемеопатической магией, или законом подобия, второй – контагиозной магией

(законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на

законе соприкосновения. Вероятно, наиболее привычным применением принципа

«подобное производит подобное» являются предпринимавшиеся многими народами

в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения

увечий его изображению.

Разновидностью магии является – вера в сверхъестественные свойства

материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком.

В истории религии многих древних народов важную роль играло

поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю

одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила.

Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и

соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя

именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его

умерщвления, такое животное называлось тотемным. Тотемизм - вера в

кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях, а

также в традициях и быту народов мира.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития

мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Китая возникла

на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Гуманистическое представление о культуре в эпоху Возрождения.

Слово «Возрождение» вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс,

которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А

словосочетание «эпоха Возрождения» даже у недостаточно знающего историю

человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом истории. Эти

ассоциации в целом верны. Эпоха Возрождения – время с XIV по XVI века в

Италии (переходная эпоха от средневековья к новому времени) насыщено

неординарными событиями и представлено гениальными творцами.

Термин «Renissance» (Возрождение) был введен Дж. Вазари – известным

живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода

итальянского искусства с 1250 по 1550 гг., как времени возрождения

античности, хотя понятие возрождения еще с античности входило в обиход

историко-философского мышления. Идея обращения к античности сложилась еще в

позднем средневековье. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании

эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной

античной истории. К XVI в. Содержание понятия сузилось и воплотилось в

термине, предложенном Вазари. С этих пор Возрождение означало возрождение

античности как идеального образца.

В дальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало. Под

Возрождением понималось эмансипация науки и искусства от богословия,

постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение национальных

литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической

церкви. Эпоха Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи

гуманизма.

Итальянское Возрождение

Почему в культуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на

человека (антропоцентризм)? С социологической точки зрения причиной

независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося

свободомыслия явилась городская культура.

Не подлежит сомнению, что интенсивное развитие городской культуры

было связано с социально-экономическим фактором, развитием простого товарно-

денежного производства. Но ранний расцвет итальянских городов в транзитной

торговле. Одной из причин раздробленности Италии выступало как раз

соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов. В VIII-IX веках

Средиземное море становится местом сосредоточения торговых путей. Все

прибрежные жители получают от этого выгоду. Заниматься морской торговлей

прибрежные города заставляло отсутствие достаточных природных ресурсов,

благодатных земель. А, связывая между собой богатые приморские страны, эти

города имели немалую выгоду. Особую роль в обогащении городов сыграли

крестовые походы (перевозка огромного числа со снаряжением и конями

оказалась очень выгодной).

Совсем не случайно особой интеллектуальной разработке в эту эпоху

подвергся неоплатонизм. А.Ф. Лосев блестяще вскрывает причины особой

распространенности этой философской концепции в эпоху итальянского

Возрождения. Античный (космологический) неоплатонизм привлек внимание

возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей

насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, идеей Единого как

максимально конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе

человеку. Он слит с миром. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен

Богом. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой,

становится одной из мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что

гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя

общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на широкие слоя

народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа

была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в

старой.

Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее

полно выразившие черты того или иного периода этой эпохи. Крупнейший

представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери – легендарная фигура,

человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской

Страницы: 1, 2, 3