Искусство Византии
прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился
опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок монастырской жизни.
Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры
античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв.,
что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных форм.
Как во времена античности, эпистолография, изобиловавшая
реминисценциями из древней греко-римской мифологии, стала средством ярко
эмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровня
изысканной прозы. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и
восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с
арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном,
разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в.
оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной
литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за
счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее
наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на
основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в
возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
XI век был периодом необычайного взлета книжной миниатюры. Центром
создания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий в
Константинополе. Здесь по заказу императоров создавались настоящие шедевры
книжной миниатюры. К их числу относится рукопись “Слово” Иоанна Златоуста,
выполненная для императора Никифора Вотаниата (1078-1081). На одной из
миниатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном императорском облачении, в
лице его проступают восточные (армянские), черты, что говорит о портретном
сходстве, схваченном художником.
Книжная миниатюра является важной отраслью византийского искусства. В
идейном, стилистическом и сюжетном плане она прошла те же этапы развития,
что и монументальная живопись и иконопись. Византия унаследовала от
античности особую любовь к книге. До IX в. в империи господствовало
унциальное письмо с крупными буквами, оно употреблялось для создания
роскошных кодексов. С XI в. был введен минускул, малое письмо, созданное на
основе курсива и пригодное для деловых документов и писем. В XI-XII вв.
господствовал смешанный минускул, соединявший красоту и элегантность с
практичностью. Книжный кодекс Византии, как правило, является произведением
искусства, где гармонически сочетается каллиграфический почерк, миниатюры,
заставки и инициалы букв. Тщательно продумывался и формат кодекса,
художественная отделка, переплета, цвет пергамента или бумаги. Бумага
проникла в Византию от арабов в X-XI вв., но долгое время при изготовлении
книжных кодексов применялись оба писчих материала: и пергамент и бумага.
Византийское письмо было более унифицировано, чем на Западе.
Распространение грамотности в Константинополе и в других городах Византии
поражало крестоносцев. Во всей византийской литературе герои умеют читать и
писать. Для писем применялись тростниковые перья или перья птиц. Чернила
изготавливали из смеси сажи и камеди или сока различных растений. В
живописи сохранились изображения книг в виде свитков и кодексов, а также
пера-калама.
Изумительного блеска и совершенства достигла константинопольская
книжная миниатюра в XI и особенно в XII в. Тонкий, каллиграфически четкий
орнамент, теплый, желтоватый фон пергамента, коричневые чернила, обилие
золота в декоре, мягкая колористическая гамма миниатюр, классические
пропорции фигур, легкость и непринужденность их поз - все это создает
чарующее впечатление. В XII в. миниатюры книжных кодексов становятся
особенно красочными, их декор дополняется введением архитектурных пейзажей,
сложной орнаментикой, движения фигур становятся более порывистыми и
экспрессивными, широко применяется золотой фон. От XII в. сохранилось
достаточно большое число памятников византийской миниатюры, ныне они
хранятся в библиотеках многих европейских стран, в том числе и в нашей
стране. Среди них выделяется рукопись сочинений Монаха Якова (XII в.) с
прекрасными миниатюрами. Особенно впечатляет многофигурная миниатюра
“Вознесение Христа”. Сцена Вознесения развертывается в колоннаде огромного
византийского храма, увенчанного пятью куполами и отделанной мозаикой и
разным камнем. Фигуры Марии и апостолов изображены в живых смятенных позах,
фигура Христа помещена в медальон, уносимый в небеса ангелами. Высокие
художественные качества и исключительное мастерство создателей этих
памятников выдвигают их на видное место среди произведений книжной
миниатюры средневековья. Достойные параллели они находят в Европе, пожалуй,
лишь во французских рукописях XIII-XIV вв.
X-XII века - период нового подъема византийского монументального
искусства и архитектуры - были ознаменованы также расцветом прикладного
искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий
из стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество в
Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-
религеозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды
искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных
ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов.
Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общим
законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных
изменений всей художественной системы византийского общества. Поэтому в
Византии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органический
художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного
искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций,
имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда
высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм.
Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и
придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные
ювелирные украшения, которые носили не только василиссы и придворные дамы,
но и императоры, высшие чиновники, духовенство, - все эти украшения часто
становились недосягаемым образцом для художников других стран.
В X-XII вв. центром производства драгоценных изделий прикладного
искусства по-прежнему оставался Константинополь. Изделия столичных мастеров
славились рафинированностью вкуса и техническим совершенством. Предметы
роскоши украшали дворцы василевсов, особняки и имения знати, интерьеры
храмов. Произведения византийского прикладного искусства высоко ценились
далеко за пределами империи.
Высочайшего уровня развития в эту эпоху достигла византийская
торевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы
и других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила,
кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон
и книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениями
искусства.
Огромное распространение имели изделия из металла в быту императоров и
высшей византийской аристократии. Музыкальные инструменты, ларцы,
разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составляли
необходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца.
Рассвет прикладного искусства в X-XII вв. был связан с торжеством
эстетики церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний
утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность
придворной жизни, ритуал процессий торжественная культовая обрядность - все
это рождало эстетику света, блеска, красоты. Отсюда особая любовь
византийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, торевтике,
камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранству
дворцов и храмов.
Чудесные произведения прикладного искусства были в то же время орудием
политики и дипломатии - раздача наград, дары храмам и монастырям, подкуп
правителей иностранных государств и их послов, что содействовало
распространению драгоценных произведений искусства византийских мастеров
далеко за границами империи. Сложные орнаментальные мотивы в соединении с
христианскими сюжетами проникают в украшение окладов икон и богослужебных
книг. Ковровые узоры лиственного орнамента, пальметты, виноградные лозы
часто сходны с узором заставок иллюминованных рукописей. На светских
предметах - чашах, блюдах, кубках - соседствуют библейские и античные
мотивы, сцены мифов и охоты, богатый орнамент - иногда ориентального
характера. Разумеется, была распространена и массовая продукция из металла
для широких слоев населения Византийского государства. Наряду с мозаиками,
торевтикой и ювелирными изделиями наиболее ярким проявлением византийского
художественного гения были перегородчатые эмали на золоте. Утонченная
линейная стилизация, полихромия, блестящий золотой фон, чистота и яркость
локальных цветов, благородство колористических сочетаний, одухотворенность
образов - вот характерные черты византийских эмалей, роднящие их с лучшими
произведениями монументальной живописи и книжной миниатюры. Сохранилось не
мало шедевров высокого искусства византийских эмальеров. Одно из первых
мест среди них принадлежит знаменитой Пала д’Оро в разнице собора св. Марка
в Венеции. Пала д’Оро представляет собой запрестольный образ, состоящий из
83 эмалевых золотых пластин византийского происхождения. В центре находится
изображение Христа, на других эмалях имеются воспроизведения библейских
сюжетов, в частности портрет василиссы Ирины. Создавалось это знаменитое
произведение в разное время, но лучшие эмали относятся к XII в. Не меньшей
известностью пользуются две короны венгерских королей, подаренные им
византийскими императорами. Первая из них - подарок императора Константина
IX Мономаха венгерскому королю Андрею I (1047-1061). Корона состоит из семи
золотых с перегородчатой эмалью створок, на них изображен Константин IX
Мономах, стоящий между своей супругой Зоей и ее сестрой Феодорой. Фигуры
танцовщиц и орнамент из стилизованных птиц и растений, расположенные по
сторонам византийских правителей, свидетельствует об устойчивом влиянии
арабского искусства на византийское художественное творчество XI-XII вв.
Другая корона создавалась в несколько приемов. Первоначально это была
диадема с изображением Императора Михаила II Дуки - дар жене венгерского
короля Гейзы . Во второй половине XII в. при венгерском короле Беле III
диадема была переделана в корону со сферическим верхом.
Прикладное искусство Византии, подарившее миру столько прекрасных
шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы различных
социальных слоев византийского общества. В своей основе оно было более
тесно связано с народной культурой, зачастую питалось образами и
представлениями, порожденными социальной психологией широких кругов
населения империи. Вместе с тем оно одновременно подчинялась общим
мировоззренческим установкам и художественным канонам, господствующим в
византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны были считаться со
вкусами знатных заказчиков, императорского дворца, церкви. И все же
прикладное искусство смелее отходило от тематических и стилистических
штампов, черпая новые импульсы из народного общественного сознания, из
творчества народных масс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассказывать о Византии можно бесконечно, но это уже удел
специалистов. На данном этапе в этой работе можно сделать следующие выводы.
Сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила
для западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До
конца XII столетия о Византии смело, можно сказать, что она стояла на
недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и
литературы.
Процесс развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи
подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы
господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали
рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Опыт Византии сыграл существенную роль в культурном развитии стран
Европы и Востока, в становлении идей Ренессанса. Она оказала огромное
влияние на развитие православной культуры в Восточной Европе и, особенно в
Древней Руси.
Краткий словарь искусствоведческих терминов.
Абсида (апсида) - выступ в восточной части храма, полукруглый или
многоугольный, перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался
алтарь.
Алтарь (от лат. "alta ara" - высокий жертвенник) - главная часть
христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном
храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался
престол - возвышение для совершения главного христианского таинства -
евхаристии.
Алтарь створчатый - икона, состоящая из нескольких складывающихся
досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих,
полиптих).
Алтарная преграда - невысокая стенка или колоннада, отгораживающая
алтарную часть храма в православных храмах (с IV века). Отделяла
священнослужителей от мирян и придавала евхарическому действу особую
торжественность, окутывая его покровом тайны.
Амвон - (от греч.) - возвышение в центре храма, с которого произносили
проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими
крышу (киворий).
Аркбутан - открытая полуарка, служащая для передачи давления на
контрафорсы храма.
Атриум - закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами
(столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Баптистерий - крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или
восьмиугольное в плане (пример - Баптистерий в Равенне, Италия).
Византийский антик - произведения ранневизантийского искусства (IV-VII
в.), выполненные в античном стиле. Пример - серебряные блюда с изображением
сцен из античной мифологии и традиционных античных сюжетов - Силен и
Минада, Аякс и Одиссей, пастух с козами, резвящиеся дельфины и т.п. Все это
настолько напоминает памятники классической античности, что только
византийское клеймо на серебре позволило дать им точную датировку.
Дьяконник - помещение в алтарной части православного храма к югу от
алтаря.
Евхаристия - главное христианское таинство - Пресуществление Святых
Даров, т.е. превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову.
Елеус - ("умиление") - одно из канонических изображений Богоматери
(поясное изображение, Иисус прикасается к щеке Богоматери).
Жертвенник - помещение в алтарной части православного храма к северу
от алтаря.
Замковый камень - камень, которым завершается свод или арочный проем.
Икона (от греч. "образ") - символическое, аллегорическое изображение
ликов святых и сцен Священного писания, служащее объектом поклонения.
Иконопись - вид средневековой монументальной и станковой живописи с
четко определенным каноном.
Канон - совокупность строго установленных правил, определяющих
основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для
произведений искусства данного вида.
Контрафорс - вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную
несущую конструкцию.
Конха - полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде
раковины.
Купол - покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Мартирий - тип раннехристианского поминального храма над могилой
мученика.
Мозаика - излюбленная в средние века разновидность монументальной
живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла - смальты,
натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет
на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая
волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос - центральная часть византийского крестово-купольного храма,
увенчанная главным куполом.
Нартекс - пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более
вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма -
наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра - ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф - (от греч. "неус" - корабль) - внутренняя, отделенная от других
рядом колонн, часть базилики.
Оранта - ("молящаяся") - одно из трех канонических изображений
Богоматери (с воздетыми вверх руками). Палаццо - дворец, городской особняк
в юго-западной Европе.
Парус - элемент купольной конструкции в форме сферического
треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа - плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и
элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал - декоративно оформленный дверной проем здания.
Средокрестие - пересечение центрального нефа крестово-купольного храма
с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт - поперечный неф крестово-купольного храма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. /
Под редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001.
2. Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
3. Ресурсы Интернета.
Тема реферата: «Искусство Византии»
Содержание.
Стр.
Введение
1
1. История Византии
2
1.1. Время императора Юстиниана
2
1.2. Период «иконоборчества»
4
1.3. Византийские ренессансы
5
2. Архитектура Византии
8
2.1. Византийский крестово-купольный храм
9
2.2. Мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан-Аполинаре 10
3. Живопись Византии
12
3.1. Византийский иконографический канон
12
3.2. Иоанн Дамаскин
13
3.3. Богоматерь Владимирская
14
3.4. Жизнь и творчество Феофана Грека
15
4. Другие виды искусства Византии
16
Заключение
20
Краткий словарь искусствоведческих терминов
21
Список используемой литературы
23
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|