скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Искусство эллинской культуры скачать рефераты

Искусство эллинской культуры

Тема:Искусство эллинской культуры.

Искусство эллинизма - искусство огромных государств, образовавшихся

после распада державы Александра Македонского, художественное явление того

этапа, когда в жизни рабовладельческого общества основную роль начинала

играть не полисная формация, а деспотическая монархия. Специфика

эллинистического искусства не только в исключительно интенсивном развитии

всех художественных форм, но прежде всего в их связи как с греческими, так

и с "варварскими" принципами культуры.

Хронологическими границами эллинистического искусства принято считать, с

одной стороны, смерть Александра Македонского - 323 год до н. э., с другой

- год присоединения к Риму Египта - 30 год до н. э. В пределах эллинизма

различают иногда периоды раннего (323 г. - середина III в. до н. э.),

высокого (середина III - середина II в. до н. э.) и позднего эллинизма

(середина II в. до н. э. - 30 г. до н. э.). Территориально эллинистическое

искусство было распространено в широких рамках преимущественно восточного

Средиземноморья. После ожесточенной борьбы диадохов за власть в первые два

десятилетия раннего эллинизма образовались крупные монархии: Македонская,

Геллеспонтская, Переднеазиатская и Египетская. Борьба их друг с другом и

внутренние распри, длившиеся до середины III века до н. э., привели к

отпадению от них и усилению многочисленных новых царств.

В период раннего эллинизма большую роль играли задававшие тон и управлявшие

монархиями греки, оттеснявшие на второй план стремившуюся к власти местную

знать. Это нашло отражение в характере многих памятников раннего эллинизма,

еще сохранявших традиции классического искусства.

Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами,

отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился

до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В

эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство

при Аттале I (241-197) и Евмене II (197-152), совдавались величественные

памятники птолемеевского Египта. Этот период усиленного нажима местной

знати на греко-македонскую правящую верхушку и бурной междоусобной войны

характеризуется в искусстве не только появлением особенно патетических и

драматических образов, сочетанием в искусстве трагических и идиллических

тем, гигантизма и камерности, но и широким развитием садово-парковой

декоративной скульптуры.

В искусстве позднего эллинизма ярко выступила противоречивость

действительности, глубокая внутренняя дисгармония жизни в эллинистических

городах. Обострилась борьба эллинских и "туземных" местных идей, вкусов и

настроений, гипертрофированный индивидуализм сопровождался яростной борьбой

за власть, страхом перед власть имущими, хищническими стремлениями к

наживе. Это время экономического застоя на Родосе, значение которого

перешло к Делосу, начало обнищания птолемеевского Египта, ослабленного

династической борьбой, годы упадка Пергамского царства, завещанного

последним из Аталлидов - Аталлом III в 133 году римлянам.

Искусство эллинистической эпохи было тесно связано с наукой и техникой,

естествознанием и философией, литературой и религией того времени. Успехи

архитектуры во многом зависели от возросшего по сравнению с прошлыми веками

уровня строительных возможностей, от развития технической и научной мысли.

Новшества в сюжетах и в характере стиля живописи, мозаик, скульптуры,

вызванные новым отношением к явлениям, были созвучны тому, что находило

отражение в философии, религии, литературе эллинизма.

Значительное расширение кругозора эллинов в эту эпоху, связанное с их

военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие восточные

страны, в Африку и на север, вселяло в человека чувство мировых просторов,

мало знакомое греку классической поры, жившему в рамках города-полиса. В то

же время открывшийся эллину необъятный мир с возникавшими и распадавшимися

на глазах огромными державами оказывался лишенным гармонии, обеспечивавшей

некогда благополучие классического полиса; он управлялся уже не мудрыми

олимпийскими богами, а капризной и своенравной богиней судьбы Тюхе.

Стремление познать законы нового, сложного мира привело к бурному развитию

науки. Эллинизм вызвал к жизни деятельность ученого и инженера III века до

н. э. Архимеда и определил необходимость смелого путешествия Питея из

Массилии к берегам Норвегии, вплоть до Полярного круга; это было время

создания математиком Евклидом системы геометрии, определения Эратосфеном

длины земного меридиана и доказательства Аристархом Самосским осевого

вращения Земли и движения ее вокруг Солнца. Вавилонский жрец Беросс и

египетский Манефон знакомили в III веке до н. э. греков с открытиями своих

ученых. Больших успехов достигали в те века связанные с медициной

физиология и анатомия (Герофил, конец IV-начало III в.; Эрастион, начало

III в. до н. э.), а также близкая сельскому хозяйству ботаника (Теофраст,

конец IV-начало III в. до н. э.). Широкое развитие получила филология: в

Александрии был основан крупный научный центр "Музей" с кабинетами,

аудиториями, огромной библиотекой. Тяготением к практическому характеру

познания в эпоху эллинизма объясняется некоторое снижение роли философии,

однако надо отметить создание в III веке до н. э. эпикурейской (Эпикур, 341-

270) и стоической (Зенон, 336-264) школ.

В литературе на смену политической комедии Аристофана пришла бытовая

комедия Менандра (конец IV-начало III в.), возникли рассказывавшие о

простом народе мимиямбы Геронда (III в. до н. э.) и воспевавшие жизнь вдали

от городов, на лоне природы идиллии Феокрита (конец IV-начало III в. до н.

э.), появились и такие монументальные сочинения, как "Аргонавтика"

Аполлония Родосского (III в. до н. э.).

Глубокая противоречивость эллинистической действительности вызывала в

искусстве этой эпохи заметные контрасты, проявляясь в выражении чувств то

драматических, то лирических. Эффект бурных эмоций в памятниках искусства

сочетался подчас с холодной аналитичностью и рассудочностью, так же как

новые тенденции и формы уживались с классицизмом и архаистикой.Мастера

эллинизма, как в литературе, так и в изобразительном искусстве любили

обыгрывать эффекты неожиданности, случайности, отличные от господствовавшей

в V веке идеи неизбежности. Эллинистическое чувство безграничных просторов

мира, проявившееся, в частности, в возникновении общегреческого языка

койне, нашло яркое выражение в формах архитектуры.

Бурное развитие зодчества в эллинистическую эпоху связано во многом со

стремлением правителей прославить мощь своих монархий в архитектурных

памятниках, созданием больших городов в отдаленных районах античной

периферии, куда достигали греческие воины.

Огромное количество новых городов возникло в эпоху эллинизма в различных

частях античного мира. Назывались они чаще всего по имени воздвигавших их

монархов - Александриями, Селевкиями, Антиохиями. Уже в последние годы

царствования Александра Македонского, когда по его приказу было создано

около семидесяти городов, а после его смерти диадохом Селевком - семьдесят

пять новых, у строителей и архитекторов не было недостатка в работах. Выбор

места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как

природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так

и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности,

всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые

перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города. Так,

Александр Македонский отверг лестное для него и восхитившее вначале

предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с

огромным городом на ладони левой руки, узнав, что вблизи этого места нет

плодородных почв.

Характер планировки эллинистических городов отличался строгой

упорядоченностью. Прямизна иногда широких, от десяти до четырех метров,

улиц (Пергам, Приена), пересечение их под прямым углом, расположение в

центре особенно важных общественных и культовых зданий - все это было

свойственно большинству новых городов, даже если они возникали на сложных

рельефных участках, на склонах гор, где вводилась террасная планировка

районов (Приена, Селевкия).

Особенно процветали в эллинистическую эпоху малоазийские города, служившие

центрами оживленной торговли Востока и Запада, средоточием многих ремесел и

производств, крупными очагами культуры и искусства. В Приене, Милете,

Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время

многочисленные и величественные сооружения.

Бурное строительство шло и на богатых торговых островах Эгейского моря -

Родосе, Делосе, Косе, Самофраке. Грандиозные памятники создавались в

построенной Дейнократом Александрии египетской. Широкие строительные работы

велись в Афинах, уступавших, однако, в размахе архитектурных замыслов

другим эллинистическим центрам.

В целях защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные

сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными

оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Порой для безопасности

сельского населения города обносились дополнительным многокилометровым

кольцом крепостных стен. Акрополи располагались обычно на возвышенностях,

обеспечивавших возможность обороны, как в Приене и Пергаме.

Строительные материалы использовались в основном те же, что и в

классическую эпоху - мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько

чаще привлекался обожженный кирпич. Важно отметить, что инженерно-

строительная сущность сооружения начинала отодвигать на второй план

архитектурно-художественный образ памятника. Утрачивались постепенно

цельность и органичность содержания, свойственные классическим

произведениям, зато памятники начинали воздействовать более эмоционально,

сильными средствами и на большее количество людей. Сохранилась в основном

ордерная система, в которой, однако, наметилась тенденция к смешению

различных ордеров и их элементов. Усложнялись и часто обогащались планы

эллинистических сооружений, как гражданских, так и культовых. В архитектуре

восточных районов использовались иногда арки (клинчатая арка на острове

Самофраке) и своды (катакомбы Ком-Эль-Шукафа в Александрии).

Особенно много сооружалось в эти века гражданских зданий общественного

назначения - булевтериев и экклезиастериев для собраний, пританеев для

заседаний должностных лиц, гимнасиев для обучения юношей. Большое внимание

уделялось строительству арсеналов (архитектор Филон), подземных водосборных

цистерн (Александрия), морских гаваней, доков (Афины), волнорезов, маяков

(Фаросский маяк) и других сооружений, необходимых для жизни огромных

городов эллинизма. Высотное сооружение - Фаросский маяк - детище этого

полного противоречий и дерзаний периода древности.

Широкое развитие получала архитектура жилых домов (Делос, Приена), дворцов

(Пергам, Пелла) и вилл, иногда плавучих, воздвигавшихся на огромных баржах

(корабль Филопатора). В строительстве культовых зданий, хотя и уступавшем

гражданскому, создавались величественные огромные храмы и алтари. В городах

появилось огромное количество портиков-стой для отдыха в жаркие дни.

В характере многих крупных эллинистических центров архитекторами

обыгрывалась грандиозность размаха городских кварталов, протяженность

портиков-стой вширь и величественность уходящих ввысь сооружений акрополей,

располагавшихся преимущественно на высоких скалистых холмах. В

художественной компоновке зданий эллинистических акрополей после величаво

спокойных классических ансамблей звучала новая тема - напряжение. Посещение

Пергама связано с крутым подъемом в гору. Усложнение композиции построек,

размещенных на склонах крутой возвышенности, человек испытывает физически,

поднимаясь по священной дороге пергамского кремля, с которого открываются

виды на холмы северной части Малой Азии.

Во многих памятниках пергамского акрополя можно заметить новизну

художественных форм эллинизма. Театр Пергама имеет особенно крутые склоны

зрительских мест. Орхестра кажется маленькой с верхних рядов этого

фантастического по своей архитектуре эллинистического сооружения. Человек,

который должен снизу подняться на верхние ряды, затрачивает немало усилий.

Напряжение выступает везде и во всем.

Динамика эллинистических архитектурных форм нашла отражение и в алтарях

крупных малоазийских центров. Уже в алтаре храма Афины в Приене (III в. до

н. э.) заметно выдвижение вперед боковых крыльев, украшенных колоннадами,

чувствуется эффект захватывания ими пространства и человека, воздействие

втягивающей его и влекущей наверх лестницы. Продолженный в алтаре храма

Артемиды в Магнесии на Меандре (II в. до н. э.), этот эллинистический

принцип взаимодействия архитектуры с человеком особенно ярко выступил в

алтаре Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Величественная ионическая

колоннада алтаря Зевса, будто воплощающая совершенство и могущество

олимпийского пантеона, вырастает из хаотического потока фигур гигантомахии

на фризе цоколя. Необычная для классического памятника система расположения

рельефа не над колоннадой, а под нею воспринимается в этом сооружении

оправданной и, более того, связанной с символикой архитектурно-

пластического образа. Короткие и высокие ступени лестницы алтаря Зевса,

сильно отличавшиеся от широких и невысоких классических ступеней, давали

чувствам человека возможность ощутить пульсацию напряженной жизни

эллинистических городов.

Зодчие эллинизма, не оставившие потомкам художественных образов, по глубине

подобных Парфенону или Эрехтейону, превзошли классических мастеров в

создании огромных строительных комплексов, стремились решить проблему

размещения крупных ансамблей в пространстве, дали возможность в формах

архитектуры почувствовать свойственную эллинизму динамику мировых

просторов, подготовив в этом отношении почву для зодчих императорского

Рима. В грандиозных ансамблях и величественных высотных сооружениях

эллинизма находили отражение чувства, вырвавшиеся из тесных рамок полисной

уравновешенности в бурный, дисгармоничный мир огромных монархий.

В эпоху эллинизма в связи с расцветом архитектуры широкое распространение

получили фрески и особенно мозаики, плохо сохранившиеся до наших дней, о

которых сообщают древние авторы, а также дают представление римские,

помпеянские и геркуланумские копии. В Александрии, в работах художников

Антифила, Эванта и Галатона возникали иногда сатирические образы,

являвшиеся своеобразной живописной параллелью гротеску в скульптуре и

терракотах. В произведениях художников Пергамского царства преобладали в

Страницы: 1, 2