скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Германская мифология и ее культурное влияние скачать рефераты

также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо. Пространственная

модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству

индоевропейских, но также сибирской и другим мифологическим моделям мира,

которые структурно организованы образом мирового дерева.

Во временном аспекте скандинавская мифология делится на

космогоническую и эсхатологическую (мифы творения и конца мира), между

которыми существует неполная симметрия. Мир возникает на взаимодействии

воды и огня с холодом и погибает от пожара и наводнения, стужи и жары, в

"начальные" и "конечные" времена повторяются примерно те же поединки богов

и хтонических демонов. В то же время асы и ваны (основные группы

скандинавских богов), враждебные в "начале", выступают в "конце" как единое

племя богов. Один и Локи – как двойники в космогонии и антиподы в

эсхатологии.

Возникновение мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны

Гинунгагап и преобразование хаоса в космос. Великаны не только противостоят

богам в пространстве, но и предшествуют им во времени; первосущество

великан-гермафродит Имир происходит из остывающих подземных вод (Эливагар),

заполнивших мировую бездну Гинунгагап; из его подмышек, а также от трения

ног рождаются другие инеистые великаны. Боги убивают великана Имира и

создают из его тела мир.

Боги (сыны великана Бора) "поднимают" землю (по-видимому, из

первичного океана, окружающего её в пространственной модели мира) и

устраивают на ней прекрасный Мидгард; три аса (Один, Лодур и Хёнир)

оживляют древесные прообразы людей, которые, собственно, и должны жить в

Мидгарде; появляются норны, определяющие их судьбы. Боги устраивают

небесный свод и определяют роли солнца (Соль) и месяца (Мани) – сестры и

брата. В процессе мироустройства они обуздывают хтонических чудовищ – змея

Ёрмунгана, волка Фенрира и их сестру Хель – хозяйку царства мёртвых. Однако

впоследствии (с приближением "конца мира") эти чудовища должны будут

вырваться. В скандинавской мифологии в саму космогонию проникают

эсхатологические мотивы. За "золотым веком" (когда всё было из золота, а

боги и люди наслаждались покоем) скоро следует первая война между асами и

ванами. Миф о возникновении смерти от копья и первом ритуальном

жертвоприношении в рамках воинских инициаций – убийстве юного бога Бальдра

– становится прологом к собственно эсхатологическому циклу и обратному

превращению космоса в хаос. Нарушаются обеты и нормальные нормы, возникают

распри народов, наступает трёхлетняя стужа. Мировое дерево содрогается,

когда хтонические чудовища вырываются на свободу, приплывает корабль

мертвецов, появляются сыны Муспеля и огненный великан Сурт. В последней

битве, в которой на стороне богов участвуют также павшие воины (эйнхерии),

боги и хтонические чудовища убивают друг друга. Сурт поджигает мир, который

и погибает в огне и наводнении, после чего, правда, он должен снова

возродиться.

За пределами мифов творения и конца мира остаются многочисленные

мифологические повествования о взаимоотношениях и борьбе богов с великанами

(ётунами) и карликами (цвергами). В основном на фоне "горизонтальной"

проекции космогонической модели развёртываются события постоянной борьбы

богов с великанами, чему нисколько не мешают любовные отношения и даже

экзогамные браки с их дочерьми. Ётуны пытаются отнять богинь и чудесные

атрибуты богов (молот Тора, волосы Сив, молодильные яблоки Идунн и т.д.) и

за них идёт борьба, но первоначально чудесные предметы и эликсиры (копьё

Одина Гунгнир, его золотое кольцо Драупнир, молот Тора Мьёлльнир, чудесный

корабль Скидбладнир, ожерелье Брисингамен, сокровища карлика Андвари, мёд

поэзии) изготовляются искусными карликами-цвёргами, и боги всё это от них

добывают силой или хитростью. В основе подобных сюжетов отчасти лежат

этиологические (объяснительные мифы) (о происхождении священного мёда,

первого копья, молота и т.п.), в которых боги выступают в функции

культурных героев и борцов с чудовищами. Однако в дошедших до нас текстах

этиологизм сильно затушёван и перед нами скорее развёртывается своеобразная

картина "циркуляции" ценностей между различными "мирами", в сочетании с

военными походами. Так, очень важный миф о происхождении священного мёда,

дающего силы, шаманский экстаз, поэтическое вдохновение и мудрость,

превращается в повествование о его циркуляции по кругу: боги – цверги –

великаны – боги. Сюжеты добывания Одином священного мёда у великанов, Тором

– котла для пива, по-видимому, имеют в основе единый этиологический миф и

соответствующий ритуал, что доказывает параллель с индийским мифом о соме –

амрите. Семантически к мифам о чудесном питье и омолаживающих плодах близки

мифологические представления о не иссякающем медовом молоке козы Хейдрун и

не иссякающем мясе козлов Тора, чудесного вепря павших воинов эйнхериев и

бога Фрейра, и далее – о порождающем себе подобных кольце Одина, золотой

чудесной мельнице Фроди, о возвращающемся, как бумеранг, молоте Тора, не

говоря уже о таких символах плодородия или плодовитости, как золотые волосы

Сив и ожерелье Фрейи. Эта мифология вечного обновления магических сил богов

и источников пищи созвучна образам убивающих друг друга и снова оживающих

для пира в вальхалле эйнхериев.

Боги противостоят враждебным хтоническим чудовищам и ётунам;

возвышаются над природными духами альвами и над карликами (цвергами), над

женскими судьбоносными существами (валькириями и норнами), над земными

героями. Высший пантеон богов в скандинавской космотеогонии представлен как

результат объединения двух групп богов – асов и ванов после войны, точнее,

как результат ассимиляции асами ванов – весьма ограниченной категории

божеств, связанных с аграрными культами, наделённых магическим и

пророческим даром, сакральным миролюбием (Ньёрд, Фрейр, Фрейя). Те же

свойства у асов разделены: аграрное благополучие связано с Тором, магия и

пророчество – с Одином, а миролюбие – с Бальдром, Фрейя – жена Ода

функционально, а может быль, генетически почти тождественна Фригг – жене

Одина, но первая отнесена к ванам, а вторая – к асам. Во многих текстах

боги и асы – синонимы, т.к. ваническая аграрная мифология подчинена

одинической, т.е. небесно-хтонической, воинской и "шаманской" мифологии

Одина с вальхаллой, валькириями, эйнхериями, воинской инициацией (смерть

Бальдра) и т.п.

Асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная

родовая община, в которой, однако, важные вопросы решаются на тинге

(народное собрание у скандинавов); большое значение имеют ритуальные пиры

богов с распитием священного напитка.

В пантеон входят боги: Один (власть, мудрость, магия, в т.ч. военная,

покровитель воинов, хозяин вальхаллы), Тор (громовник с военными и

аграрными функциями, главный борец с великанами и мировым змеем), Тюр

(старый индоевропейский небесный бог, покровитель военных собраний и

поединков), Хеймдалль (страж богов и мирового древа), Хёнир, Улль (бог –

стрелок из лука и лыжник), Бальдр (юный бог – ритуальная жертва), Ньёрд

(плодородие, море и судоходство), Хёд (слепой бог, убийца Бальдра), Фрейр

(плодородие, мир), Локи (мифологический плут и насмешник, отец хтонических

чудовищ, посредник между богами и великанами), Браги (бог-скальд) и

некоторые другие. Имеются ещё юные боги Видар, Вали, Магни и Моди, которые

функционируют главным образом как мстители за отцов и братьев; Хермод,

который пытается вернуть брата Бальдра из царства смерти хель. Вили и Ве

упоминаются только как братья Одина и "сыны Бора", а Од – как муж Фрейи.

Богини (имеющие в основном отношение к плодородию и деторождению) – это,

прежде всего Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, а также охотница и лыжница Скади,

иногда упоминаются Гевьон и Фулла. Если в культуре большое значение имели

Один, Тор и Фрейр, то в повествовательных мифах главными действующими

лицами являются Один, Тор и Локи, выступающие прежде всего в роли

культурных героев: Один – как культурный герой – творец и шаман (жрец), Тор

– как героический борец, ограждающий богов и людей от чудовищ, Локи – как

отрицательный вариант культурного героя – мифологический плут – трикстер. У

Одина подчёркивается ум (в его синкретическом понимании, включающем

магическую силу и коварство), у Тора - физическая сила и богатырская

ярость, у Локи – хитрость и плутовство. Соответственно Тор выступает как

главный противник великанов и морового змея. Один – как добытчик священного

мёда и рун, носитель мудрости, магии и пророчеств, а Локи – как вечный

"добытчик" (посредством трюков), мифологических ценностей у карликов для

богов, у богов для великанов и т.д., как оператор их вечной "циркуляции". И

Один, и Тор являются богами неба и войны. Параллелизм устраняется тем, что

Один – бог военной магии и военной дружины, покровитель героев и сеятель

раздора между ними, а Тор – бог-богатырь, моделирующий вооружённый народ,

защитник "своих" (богов и людей) от "чужих" – различных демонов; Один – бог

неба как хозяин воинского "рая", а Тор сведён к специализированному

громовнику. Локи выступает как комический дублёр Одина в космогонии и его

демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но

шаманские странствия Локи ограничены горизонтальной проекцией, тогда как

образ Одина тесно связан с мировым древом. Он вытеснил в этом громовника

Тора и соперничает со стражем богов Хеймдаллем, который первоначально, по-

видимому, был тождественен мировому древу Иггдрасилю. Условно Одина и Локи

можно соотнести как белое и чёрное шаманство. В качестве позитивного творца

Один – отец асов, а Локи – отец хтонических чудовищ, Один – хозяин

небесного царства мёртвых для избранных, а Локи – отец хозяйки подземного

царства мёртвых и тайный виновник первой смерти (смерти Бальдра), которая

является одиническим жертвоприношением (реальный убийца Хёд). В процессе

эволюции скандинавской мифологии, очень существенным было всё большее

выдвижение на первый план Одина и всего одинического комплекса, как

небесной воинской мифологии (Один при этом оттеснял наследника

индоевропейского бога неба Тюра и отчасти индоевропейского громовника Тора

в качестве небесных богов), а также эсхатологических мотивов, буквально

пронизывающих скандинавскую мифологию, по крайней мере, в её "эддической"

стадии. Некоторые мотивы (напр., связанные с шаманизмом, рыболовной

культурой) могут считаться следствием контакта с саамско-финским

окружением.

3. Миф как зеркало культуры раннего средневековья

Мифология оказала существенное влияние на германский героический эпос.

Наиболее ранние из сохранившихся произведений героического эпоса –

англосаксонские поэмы "Беовульф" (возникла в кон. 7 – нач. 8 вв.), "Битва

при Финсбурге" (9 в.), "Висдид", "Жалобы деора" (обе – 10 в.); немецкие

"Песнь о Хильдебранде" (нач. 9 в.), "Вальтарий" (9 в.); главный массив

записей героического эпоса датируется 13 в.: немецкая "Песнь о нибелунгах",

героические песни "Старшей Эдды" (песни о Вёлунде, Хельги, Сигурде, Гудрун,

Брюнхильд, Атли, Хамдире) и раздел "Язык поэзии" в "младшей Эдде",

норвежские "Сага о Вёльсунгах" и "Сага о Тидреке" и др.; греческие сказания

излагались и в "сагах о древних временах" – сохранившихся ("Сага о Хрольве

Жердинке"), либо утраченных, но использованных средневековыми авторами

("Сага о Скьёльдунгах"), в народных балладах позднего средневековья и др.

Героями эпоса являются персонажи как вымышленные, так и восходящие к

историческим прототипам, но от последних в эпосе сохранены лишь имена, а

события, с которыми они были связаны в действительной истории, представлены

в виде родовых междоусобиц и личных конфликтов и обросли фантастическими

элементами. В "Старшей Эдде" песни о героях довольно чётко определены от

песней о богах. Асы, как правило, непосредственно не вмешиваются в жизнь

героев, и если место действия в мифологических песнях – Асгард либо

Ётунхейм (страна великанов), но не мир людей, то подвиги и злодеяния,

являющиеся сюжетами героического эпоса, совершаются на Рейне, в державе

гуннов, в готском королевстве, хотя топографические и этнические координаты

здесь весьма расплывчаты и противоречивы. Ещё более неопределённо время

действия героических песней ("славное далёкое прошлое"), нет ясного

разграничения между мифологическими изначальными временами и героической

эпохой; герои часто действуют одновременно (хотя их исторические прототипы

жили в разное время) и т.д.

В ряде существенных моментов граница между мифом и эпосом оказывается

расплывчатой или вовсе исчезает. Многие роды скандинавских германских

королей и знати восходят к асам (таковы генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов,

Вёльсунгов, англосаксонских королевских династий). Героев, павших на поле

боя, принимает в своём чертоге вальхалле Один; возлюбленными героев

(Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто бывают валькирии. И германская мифология,

и эпос проникнуты своеобразным трагизмом: все герои эпоса гибнут, по

большей части страшной смертью, которую они, как правило, смело принимают,

а в ряде случаев идут ей на встречу (Брюнхильд, Сигню, Гуннар, Хёгни); в

мифологической эсхатологической концепции мир движется к "сумеркам" и асы

знают о своей неминуемой гибели и её причине – нарушении данных ими обетов.

Мотив нарушения клятв – один из ведущих и в героическом эпосе: Сигурд,

бургунды – Гьюкунги, Атли и другие персонажи погибают именно из-за

несоблюдения торжественно взятых клятв. Общим для мифа и героического эпоса

было и понимание судьбы. Правда, ссылки на судьбу, норн и т.п. становятся

особенно частыми в поздних записях эпических произведений, где они,

возможно, уже лишаются прежнего значения, однако предсказание грядущих

судеб героев принципиально важны для героических сказаний.

Проблема соотношения мифа и эпоса в германской традиции находит разное

научное разрешение. Попытки натурмифологической школы первой половины 19

века сблизить героические персонажи с мифом путём истолкования их в

качестве символов и аллегорий природных явлений (напр., трактовка эпоса о

Сигурде как солярного мифа) давно оставлены наукой. Реакция на произвольные

интерпретации натурмифологов выразилась, в частности, в том, что эпос

последовательно демифологизировался: фигурирование в нём Одина и других

мифологических персонажей было сочтено позднейшими "романтическими"

добавлениями, изображение богов в виде основателей королевских династий –

учёным эвгемеризмом средних веков. Сказалась и тенденция видеть в

героической поэзии исключительно продукт индивидуального письменного

творчества. Между тем архаика ряда мотивов героического эпоса вне сомнений:

детство героя (отсутствие у него родителей, как в одной из ранних версий

сказания о Сигурде – жизнь его в лесу и воспитание кузнецом-колдуном),

борьба героя с драконом или с иным чудовищем (Беовульф, Сигмунд, затем

Сигурд); добывание чудесных предметов (меча, плаща-невидимки и т.п.);

героическое сватовство к деве-богатырше (Брюнхильд), сопровождающееся

испытаниями ловкости, силы и отваги; обмен героев (Гуннара и Сигурда)

обличьями и оборотничество (напр., превращение Фафнира в дракона);

пробуждение героем спящей девы (валькирии), тема золотого клада (золото

нибелунгов – нифлунгов), роль живых существ (конь, птицы) и неодушевлённых

предметов (меч, копьё) в судьбе героя и т.п. Современные неомифологи (О.

Хёфлер, Ф.Р. Шрёдер, Я. де Фрис, К. Хаук, Ж. Дюмезиль) склонны искать

истоки эпических сюжетов в сфере мифа, но не природного, как учёные начала

19 века, а в ритуально-мифологических архетипах, в обряде и культе. Они

видят в героическом эпосе центральное звено коллективного сознания эпохи,

начинавшегося высвобождения человека из "первобытной сакральной

связанности", когда миф сохранял свою жизненную эффективность, но "уже

приобретало свои права земное и человеческое" (Шрёдер) – в этой

"пограничной зоне" мифологические сюжеты и сцены культовых действий и игр

сливались воедино с историческими преданиями, круг коллективных культовых

представлений, лежащий в основе мифа, оплодотворил и героический эпос.

Исходя из этой концепции, неомифологи интерпретируют эпические сюжеты и

мотивы: поединок героя с драконом возводят к деяниям бога, который

преодолевает хаос, дабы создать космос; исток мотива борьбы между отцом и

сыном ("Песнь о Хильдебранде") усматривают в мифе о боге, убивающем

собственного сына (Один – Бальдра); стремятся проследить отражение

древнегерманского культа и ритуала в эпосе о Хельги; утверждают, что герой

эпоса Дитрих Бернский (его исторический прототип – остготский король

Теодорих) уже при жизни был обожествлён и считался воплощением Водана, а

после своей смерти выступал в роли предводителя "дикой охоты" (войска

мёртвых), то есть историческое лицо сделалось персонажем героического эпоса

посредством перехода в сферу мифического и культового.

Построения неомифологов в ряде пунктов не выдерживают критической

проверки и встречают обоснованные возражения исследователей – Г. Куна, К.

фон Зе и ряда других учёных. Вместе с тем вряд ли можно полностью отрицать

связь между героическим эпосом и ритуалом. Например, ритуальные истоки

можно усмотреть, по-видимому, в казни, учинённой Атли над Гуннаром и Хёгни

("Старшая Эдда", "Песнь об Атли"), в убийстве Гудрун собственных сыновей, в

некоторых эпизодах сказания о Хаддинге, в добровольном расставании с жизнью

Брюнхильд ("Краткая песнь о Сигурде", "Поездка Брюнхтльд в Хель"), Сигню

("Сага о Вёльсунгах") и, возможно, Гудрун (в версиях, предшествовавших

циклизации песней) – все эти героини, осуществив месть, погибают в

жертвенном пламени костра. Здесь речь идёт лишь о гипотетической ритуальной

основе этих мотивов – в песнях они включены уже в иной контекст

повествований о родовой вражде и кровной мести, с новыми мотивировками и

частично психологизированы. В крупнейшем и наиболее популярном памятнике

германского эпоса – "Песни о нибелунгах" повествование переосмыслено в духе

куртуазно-рыцарской поэзии и почти не сохранила следов древней мифологии.

"Песнь о нибелунгах" стала предметом многочисленных переработок, источником

поэтических тем и мотивов более позднего времени.

4. Заключение

В XI в. завершается формирование феодального строя в Западной Европе.

В следующее столетие быстро развивается торговля и растут города. К этому

времени устное народное творчество в Западной Европе достигло уже высокого

развития. Народные песни и легенды распространяли бродячие артисты; во

Франции их называли жонглёрами, в Германии – шпильманами.

Разнообразный репертуар этих бродячих артистов включал сатирические и

любовные песни, смешные истории о ловких школярах, плутоватых крестьянах,

хитрых горожанах и жадных попах. Особенным почётом пользовались во Франции

жонглёры, исполнявшие песни о сражениях и подвигах рыцарей. Эти длинные

песни пелись речитативом на простой мотив под аккомпанемент виэли –

самодельной скрипки.

В большинстве песен о подвигах изображались украшенные народной

фантазией эпизоды из войн, которые велись во времена раннего средневековья.

Такие поэмы в сказаниях о подвигах рыцарей создавались в эпоху крестовых

походов во многих странах Европы. Иногда эти эпические поэмы представляют

собой поэтическую переработку более древних сказаний. Так, например,

немецкая "Песнь о Нибелунгах", посвящённая подвигам Зигфрида, - переработка

скандинавских саг о Сигурде.

В XII-XIII вв. с развитием и укреплением городов зарождается

литература, очень непохожая на рыцарскую и на героический эпос. Рождённая в

трудовой среде, литература горожан связана с реальной жизнью и основана на

мотивах народного творчества. Герои этой литературы – смышлёный горожанин и

лукавый крестьянин – своими хитрыми проделками оставляют в дураках

чванливых сеньоров и жадных попов. Жанры городской, по преимуществу

сатирической, литературы очень разнообразны. Это и песня, и рассказ, и

драматические произведения.

В XIV-XVI в.в. стремительно росли города и их жители боролись за

независимость от феодалов. Развивалась торговля. Купцы отправлялись в

далёкие плавания. Они всё больше верили в свои силы и всё меньше слушались

средневековых запретов. Мир, который они видели, не был похож на тот, что

изображали в проповедях попы. Церковники проповедовали, что нужно думать

только о будущей жизни на небесах, а на земле отказываться от всех

радостей. Но люди того времени не хотели больше соглашаться с этим. Так

началась Эпоха Возрождения – время расцвета культуры после долгого застоя.

5. Список литературы

1. Й. Хейзинга, Осень средневековья издательство "Наука", М., 1988.

2. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т. 11.

"Язык. Художественная литература". М., "Просвещение", 1968.

3. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1986.

12.11.98 г.

Страницы: 1, 2